Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543007)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История и теория медиа (341,00 руб.)

0   0
Первый авторКирия И. В.
АвторыНовикова А. А., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
ИздательствоМ.: Изд. дом Высшей школы экономики
Страниц426
ID703666
АннотацияВ настоящем учебнике обозначен междисциплинарный характер медиаисследований и собрано воедино теоретическое и историческое наследие, связанное с изучением коммуникаций. Авторы показывают значимость средств коммуникаций, различных медианосителей и эстетических форм медиаконтента в развитии социальных отношений и представляют обширную теоретическую палитру подходов к исследованию роли медиа в общественных системах. Учебник состоит из двух больших частей. Первая посвящена историческим аспектам развития медиа и обществ; вторая — обзору теорий медиа, которые объединены по так называемым теоретическим группам. Каждая часть снабжена списком контрольных вопросов и заданий для проверки знаний.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Кроме того, он может быть рекомендован для ознакомления студентам по другим направлениям социальных и гуманитарных наук (социология, политические науки, философия и т. п.).
ISBN978-5-7598-1488-7
УДК070
ББК76.01
Кирия, И.В. История и теория медиа [Электронный ресурс] : [учебник для вузов] / А.А. Новикова, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», И.В. Кирия .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018 .— 426 с. — (Учебники Высшей школы экономики) .— Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 426 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7598-1488-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/703666

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_и_теория_медиа__учебник_для_вузов.pdf
УДК 070 ББК 76.01К43 Рукопись подготовлена в рамках грантового проекта НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников Р доцент кафедры массовых коммуникаций кандидат филологических наук, Рецензент: оссийского университета дружбы народов И.И. Волкова К43 Кирия, И. В.История и теория медиа [Электронный ресурс] : учебник для вузов / к И. В. Кирия, А. А. Новикова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономиИи». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 426 с.). — М. : н зд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы эко4омики). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions .5 ; экран 10". ISBN 978-5-7598-1488-7 В настоящем учебнике обозначен междисциплинарный характер медиаисследонваний и собрано воедино теоретическое и историческое наследие, связанное с изучелием коммуникаций. Авторы показывают значимость средств коммуникаций, разоичных медианосителей и эстетических форм медиаконтента в развитии социальных втношений и представляют обширную теоретическую палитру подходов к исследосанию роли медиа в общественных системах. Учебник состоит из двух больших чаотей. Первая посвящена историческим аспектам развития медиа и обществ; вторая — пбзору теорий медиа, которые объединены по так называемым теоретическим групзнам. Каждая часть снабжена списком контрольных вопросов и заданий для проверки щ по направлениям «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Реклама и связи с обд ественностью». Кроме того, он может быть рекомендован для ознакомления ступентам по другим направлениям социальных и гуманитарных наук (социология, олитические науки, философия и т. п.). БУДК 070 БК 76.01 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: История и теория медиа экономики». — [Текст] : учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики). — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1614-0. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы аний. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся сВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими уредствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения бытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7598-1488-7 © Кирия, И. В., Новикова А. А., 2017 © Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики, 2017
Стр.5
оглавление ВВеДеНИе .................................................................................................................................9 ЧАсть I. ИсторИя медИА ГлАВА 1. БАзОВые ПОНяТИя ........................................................................................15 § 1. Коммуникация как социальное действие ............................................................15 § 2. Коммуникация и информация, представления об информации в различных дисциплинах ..............................................................................................19 § 3. Жанры коммуникации .............................................................................................24 § 4. Медиа и массовая коммуникация, СМИ и СМК ...............................................26 § 5. Индустрия медиа и индустрия культуры ...........................................................33 ГлАВА 2. МеДИАИзМеНеНИя И Их СВязь С ЭКОНОМИчеСКИМ И ПОлИТИчеСКИМ РАзВИТИеМ ОБщеСТВ ..........................................................37 § 1. Медианосители и государственное устройство ................................................37 § 2. четыре формы власти и их взаимосвязь .............................................................44 § 3. Медиа и эволюция экономики ..............................................................................46 § 4. Развитие медиа в контексте политики .................................................................54 § 5. Эволюция систем принуждения и коммуникативных форм их осуществления ............................................................................................................64 ГлАВА 3. ОСНОВНые фОРМы КОММУНИКАцИИ И Их РАзВИТИе ............68 § 1. Основные формы коммуникации .........................................................................68 § 2. Биологические и социальные семиотики, их отличие .....................................72 § 3. Эволюция изображения ...........................................................................................75 § 4. От речи к письменности .........................................................................................78 § 5. Письменность как коммуникативная форма существования государств ...........................................................................................................................87 ГлАВА 4. ИНСТИТУТы КОНТРОля МАССОВых КОММУНИКАцИй ...........90 § 1. Контроль коммуникации церковью .....................................................................91 § 2. Корпоративные ограничения книжного промысла ........................................104 § 3. Эпоха Просвещения и полномасштабные изменения в печатном промысле .....................................................................................................109 § 4. Свобода слова как право и его ограничения ....................................................116 ГлАВА 5. ИСТОРИя МеДИАНОСИТелей И ТехНОлОГИй МеДИА ...........140 § 1. Ранние формы существования книги и практика ее публичного потребления .....................................................................................................................140 5
Стр.6
Оглавление § 2. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы европейских государств ...............................................................................145 § 3. Изобретение телеграфа и система государственных монополий на средства связи ............................................................................................................151 § 4. Телефон и его роль в изменении системы персональных коммуникаций .................................................................................................................158 § 5. фотография и фонография: между искусством и индустрией ....................163 § 6. Кино, телевидение и радио как индустрии .......................................................170 § 7. Интернет и новые средства коммуникации ......................................................180 ГлАВА 6. ИСТОРИя АУДИОВИзУАльНОГО ИСКУССТВА хх В. . ...................186 § 1. Предыстория экранных искусств ........................................................................186 § 2. Поиски языка кино ..................................................................................................190 § 3. Кино как повествование ........................................................................................193 § 4. Кино как бизнес и идеологическая машина......................................................198 § 5. Послевоенная аудиовизуальная эстетика «новой волны» ............................205 ГлАВА 7. ЭКРАННые ИСКУССТВА ПОСТИНДУСТРИАльНОГО ОБщеСТВА ...........................................................................................................................211 § 1. Предыстория аудиовизуальной «современности» ..........................................211 § 2. Мировые кинематографические тренды конца хх в. ....................................216 § 3. Серийность как определяющий эстетический принцип современности .................................................................................................................222 § 4. Интерактивные зрелища цифровой культуры .................................................226 ВОПРОСы И ТеМы Для ПОВТОРеНИя, зАДАНИя Для САМОКОНТРОля К чАСТИ I ..............................................................................229 Вопросы и темы для повторения к главе 1 ...............................................................229 Вопросы и темы для повторения к главе 2 ...............................................................229 Вопросы и темы для повторения к главе 3 ...............................................................229 Вопросы и темы для повторения к главе 4 ...............................................................230 Вопросы и темы для повторения к главе 5 ...............................................................231 Вопросы и темы для повторения к главе 6 ...............................................................231 Вопросы и темы для повторения к главе 7 ...............................................................232 задания для самоконтроля ...........................................................................................232 ЧАсть II. теорИя медИА ГлАВА 8. КлАССИфИКАцИя ТеОРИй МеДИА ....................................................239 § 1. Классификация теорий с точки зрения инструментария .............................239 § 2. Классификация основных теорий с точки зрения объектов исследования ....................................................................................................................242 § 3. Классификация Дениса Маккуэйла ....................................................................247 § 4. Классификация теорий по предметно-временному основанию .................249 6
Стр.7
Оглавление ГлАВА 9. ЭМПИРИКО-фУНКцИОНАлИСТСКАя ГРУППА ИзУчеНИя МАССОВых КОММУНИКАцИй .........................................................257 § 1. Основные факторы возникновения группы теорий.......................................257 § 2. Изучение эффектов пропаганды. Гарвардская и Колумбийская школы ......262 § 3. Теории ограниченного воздействия информации ..........................................266 § 4. Теории четвертой власти и нормативные теории медиа ..............................269 ГлАВА 10. КРИТИчеСКАя ТеОРИя И фИлОСОфИя. ТеОРИИ ИНДУСТРИАлИзАцИИ КУльТУРы ...........................................................................273 § 1. философские и политические составляющие «критической теории» .......273 § 2. Вальтер Беньямин: первые работы по индустриализации культуры .........276 § 3. Теории технической рациональности и одномерного человека Герберта Маркузе ............................................................................................................279 § 4. Юрген хабермас и концепция публичной сферы ...........................................281 ГлАВА 11. лИНГВИСТИчеСКАя ГРУППА ТеОРИй .............................................285 § 1. Структурализм и семиотика: основные понятия, теория знаков ...............286 § 2. Семиология Ролана Барта ......................................................................................289 § 3. Изучение нарративов .............................................................................................293 § 4. Дискурсивные исследования ................................................................................300 ГлАВА 12. ПСИхОлОГИчеСКИе И МИКРОСОцИОлОГИчеСКИе ПОДхОДы К ИзУчеНИЮ КОММУНИКАцИй .......................................................304 § 1. Концепция психологической лингвистики и когнитивные исследования ....................................................................................................................304 § 2. Теория прайминга и культивации .......................................................................307 § 3. Школа Пало-Альто и изучение интерперсональных коммуникаций.........312 § 4. Символический интеракционизм и этнометодология коммуникаций .....316 ГлАВА 13. СОцИАльНые ИССлеДОВАНИя МеДИА: ТеОРИИ МеДИАЭКОлОГИИ И ИНфОРМАцИОННОГО ОБщеСТВА .............................320 § 1. Торонтская школа изучения медиа .....................................................................320 § 2. Информационное общество как социально-философская парадигма......324 § 3. Информационное общество и «новые медиа» в парадигме модернизации ..................................................................................................................327 § 4. Информациональная экономика и сетевое общество М. Кастельса ..........333 ГлАВА 14. КОММУНИКАТИВНые ТеОРИИ ИННОВАцИй ..............................339 § 1. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс ...............339 § 2. Модель перевода ......................................................................................................343 § 3. Модель социотехнического альянса ...................................................................345 ГлАВА 15. АКТИВНый ПОТРеБИТель МеДИА ....................................................350 § 1. Активный индивид как новая парадигма в социологии ..............................350 § 2. Медиаиспользование и сultural studies ...............................................................354 § 3. «Культурные паттерны» и расширение фокуса исследований .....................357 § 4. Исследования взаимодействия культур ...........................................................362 7
Стр.8
Оглавление ГлАВА 16. ПОлИТЭКОНОМИчеСКАя ГРУППА ТеОРИй МеДИА .................366 § 1. Культурный империализм и ранние работы в области критики доминирования ...............................................................................................................367 § 2. Культурное доминирование и новые измерения .............................................370 § 3. Массмедиа и концентрация производства культурной продукции ..........374 § 4. Культурные индустрии ..........................................................................................379 § 5. Критика технодетерминизма ................................................................................386 ВОПРОСы И ТеМы Для ПОВТОРеНИя, зАДАНИя Для САМОКОНТРОля К чАСТИ II .............................................................................391 Вопросы и темы для повторения к главе 8 ...............................................................391 Вопросы и темы для повторения к главе 9 ...............................................................391 Вопросы и темы для повторения к главе 10 .............................................................392 Вопросы и темы для повторения к главе 11 .............................................................392 Вопросы и темы для повторения к главе 12 .............................................................392 Вопросы и темы для повторения к главе 13 .............................................................393 Вопросы и темы для повторения к главе 14 .............................................................393 Вопросы и темы для повторения к главе 15 ............................................................393 Вопросы и темы для повторения к главе 16 .............................................................394 задания для самоконтроля ...........................................................................................395 зАКлЮчеНИе .....................................................................................................................399 лИТеРАТУРА ........................................................................................................................401 УКАзАТель ИМеН ............................................................................................................415
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически