Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543007)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История и философия науки (250,00 руб.)

0   0
Первый авторЯркова Е. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц292
ID702906
АннотацияВ учебном пособии изложены основные вопросы курса «История и философия науки». Анализируется научный рационализм как форма познания, выявляется его генезис, репрезентируются основные исторические типы: классический, неклассический, постнеклассический; рассматривается общенаучная методология научного исследования, а также основные парадигмы социально-гуманитарного познания: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постструктурализм, структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход, эволюционизм, формационный подход, синергетика.
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям социально-гуманитарного профиля, а также для всех читателей, интересующихся историей и философией науки.
ISBN978-5-9765-2461-3
УДК1(075.8)
ББК72.3я73
Яркова, Е.Н. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Н. Яркова .— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2015 .— 292 с. — ISBN 978-5-9765-2461-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702906

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_и_философия_науки__учебное_пособие.pdf
УДК 1(075.8) ББК 72.3я73 Я74 Р е ц е н з е н т ы : Селиванов Ф.А., доктор философских наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета, заслуженный деятель науки РФ. Чумаков А.Н., доктор философских наук, профессор, первый вице-президент РФО, зав. каф. философии Финансового университета при правительстве РФ. Яркова Е.Н. Я74 История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.Н. Яркова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 291 с. ISBN 978-5-9765-2461-3 В учебном пособии изложены основные вопросы курса «История и философия основные науки». Анализируется научный рационализм как форма познания, выявляется его генезис, репрезентируются исторические типы: классический, неклассический, постнеклассический; рассматривается общенаучная методология научного исследования, а также основные парадигмы социально-гуманитарного познания: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постструктурализм, структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход, эволюционизм, формационный подход, синергетика. Для студентов, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям социально-гуманитарного профиля, а также для всех читателей, интересующихся историей и философией науки. УДК 1(075.8) ББК 72.3я73 ISBN 978-5-9765-2461-3 © Яркова Е.Н., 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ………………………………...…7 ГЛАВА I. НАУКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...10 §1. Наука в гносеологическом аспекте………………………………………...10 § 2. Наука в онтологическом аспекте ………………………………………….14 § 3. Наука в социальном аспекте ……………………………………………….19 Резюме……………………………………………………………………………21 Вопросы для размышления…………………………………………………..…22 Примечания……………………………………………………………………....22 ГЛАВА II. ПРЕДИСТОРИЯ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА..……..…...…24 § 1. Ростки рационализма в культуре Древних Восточных цивилизаций…...24 § 2. Рационализм в интеллектуальной культуре Древней Греции………...…27 § 3. Метаморфозы рационализма в культуре Древнего Рима…………...……32 § 4. Судьба рационализма в эпоху Средневековья………………………….…34 § 5. Модификации рационализма в эпоху Возрождения……………………...38 Резюме……………………………………………………………………………40 Вопросы для размышления…………………….……………………………….41 Примечание………………………………………………………………………41 ГЛАВА III. ИСТОРИЯ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА……..………….….42 § 1. Классическая наука………………….………………………………….…..44 § 2. Неклассическая наука……………….………………………………….…..54 § 3. Постнеклассическая наука………….………………………………………62 Резюме……………………………………………………………………………65 Вопросы для размышления……………………………………………………..66 Примечания………………………………………………………………………66 ГЛАВА IV. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………….…68 § 1. Основные элементы научного познания………………………………..…70 § 2. Этапы научного познания………………………………………………..…74 § 3. Структура научного метода ……………………………………………..…77 § 4. Функции научного метода……………………………………………….…84 Резюме……………………………………………………………………………85 Вопросы для размышления…………………………………………………..…86 Примечание…………………………………………………………………...….86 ГЛАВА V. ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ …...……………………..........................…87 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры герменевтики…………….………………….………………………87 § 2. История герменевтики в персоналиях……………………………………. 89 Резюме………………………………………………………..…………………101 Вопросы для размышления……………………………………………………101 Примечание………………………………………………….………………….101 3
Стр.4
ГЛАВАVI. НАТУРАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ……………………….…102 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры натурализма……………………………..…………………………102 § 2. Исторические сложившиеся формы натурализма ………………………103 Резюме…………………………………………………………………………..115 Вопросы для размышления……………………………………………………116 Примечания………………………………………………………….………….116 ГЛАВА VII. АКСИОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ….………………………117 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры аксиологии……………………….………...………………………117 § 2. История аксиологии в персоналиях………………...…………………….121 Резюме……………………………………………………..……………………134 Вопросы для размышления……………………………………………………135 Примечания……………………………………………….…………………….135 ГЛАВА VIII. ПРАГМАТИЗМ КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ………..…………………136 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры прагматизма………………………………………………………..136 § 2. История прагматизма в персоналиях………………….………………….139 Резюме…………………………………………………………………………..149 Вопросы для размышления……………………………………………………150 Примечания………………………………………………….………………….150 ГЛАВА IX. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ………..…………………151 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры феноменологии…………………….…………………….………..151 § 2. История феноменологии в персоналиях…………………………………154 Резюме…………………………………………………………………………..166 Вопросы для размышления……………………………………………………166 Примеяания……………………………………………………………………..166 ГЛАВА X. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ …………………………………...………167 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры первого позитивизма……………………………………….……..167 § 2. История первого позитивизма в персоналиях…………………….……..168 § 3. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры второго позитивизма………………………………………...……170 § 4. Второй позитивизм в персоналиях………………………………….……171 § 5. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры неопозитивизма………………….…………………………..……173 § 6. История неопозитивизма в персоналиях……………………………..…..174 4
Стр.5
§ 7. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры постпозитивизма………………….………………………………179 § 8. Постпозитивизм в персоналиях…………………………………………..180 Резюме…………………………………………………………………………..187 Вопросы для размышления……………………………………………………187 Примечания…………………………………………………………..…………188 ГЛАВА XI. СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ..…189 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры структурализма…………………………………………….……..189 § 2. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры постструктурализма………………………………………………192 § 3. История структурализма и постструктурализма в персоналиях…………………………………………………………………...195 Резюме…………………………………………………………………….…….207 Вопросы для размышления……………………………………………………207 Примечание……………………………………………………………………..208 ГЛАВА XII. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ…………209 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма………….……………………….209 § 2. История структурного функционализма в персоналиях………………..213 Резюме…………………………………………………………………………..221 Вопросы для размышления……………………………………………………221 Примечания………………………………………………………………….….221 ГЛАВА XIII. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ) ПОДХОД КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ……………….………….223 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры культурно-исторического (цивилизационного) подхода…….…223 § 2. История культурно-исторического (цивилизационного) подхода в персоналиях…………………………………………………………225 Резюме…………………………………………………………………………..236 Вопросы для размышления……………………………………………………236 Примечания……………………………………………………………….…….237 ГЛАВА XIV. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………238 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры эволюционизма, формационного подхода………………………238 § 2. История эволюционизма в персоналиях…………………………………243 Резюме…………………………………………………………………………..251 Вопросы для размышления……………………………………………………251 Примечания……………………………………………………………………..251 5
Стр.6
ГЛАВА XV. ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ (СИНЕРГЕТИКА) КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………252 § 1. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры теории самоорганизации…………….………………...………….252 § 2. Теория самоорганизации в персоналиях…………………………………257 Резюме…………………………………………………………………………..264 Вопросы для размышления……………………………………………………264 Примечания……………………………………………………………..………265 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...266 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ………………………………………………….270 Тесты для самоконтроля……………………………………………….………270 Ключи к тестам для самоконтроля……………………………………………276 ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...277 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...281 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически