Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543320)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры (300,00 руб.)

0   0
Первый авторРашковский Е. Б.
ИздательствоМ.: Прогресс-Традиция
Страниц378
ID702865
АннотацияКнига известного историка и философа Е.Б. Рашковского включает в себя исследования автора по философии истории, истории мысли, отечественной истории и истории поэзии. Сквозная тема размышлений — человеческие смыслы, на которых строится связь человека с Вселенной, с собственной страной, с окружающими людьми и в конечном счете с самим собой. Эти «вживленные» и «развивающиеся» смыслы и образуют предпосылки творчества, самосознания и свободы, то есть человеческую историю как таковую. Они также не снимают вопрос о внутренней конфликтности самого человека и его истории, но стремятся положить им некоторые разумные и нравственные пределы. Это впрочем, не упраздняет моменты трагизма срывов в мысли и практике человека.
Кому рекомендованоКнига адресована философам, богословам, культурологам, историкам, филологам — ученым, преподавателям, учителям, аспирантам, студентам.
ISBN5-89826-280-0
УДК1(091):94
ББК71
Рашковский, Е.Б. Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры [Электронный ресурс] / Е.Б. Рашковский .— М. : Прогресс-Традиция, 2008 .— 378 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 5-89826-280-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702865

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Смыслы_в_истории._Исследования_по_истории_веры,_познания,_культуры..pdf
УДК 1.13 ББК 71 Р 28 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 06-03-16125 Рашковский Е.Б. Р 28 Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.– 376 с. ISBN 5-89826-280-0 Книга извест но го исто ри ка и фило со фа Е.Б. Раш ков ско го включает в себя иссле до ва ния автора по фило со фии исто рии, исто рии мысли, оте че ствен ной исто рии и исто рии поэ зии. Сквоз ная тема размышлений – чело ве че ские смы слы, на кото рых стро ит - ся связь чело ве ка с Все лен ной, с соб ствен ной стра ной, с окру жа ю щи ми людь - ми и в конеч ном счете с самим собой. Эти «вжи влен ные» и «раз ви ваю щие ся» смы слы и обра зу ют пред по сы лки твор че ства, самос оз на ния и сво бо ды, то есть чело ве че скую исто рию как таковую. Они также не сни ма ют вопрос о вну трен ней кон фликт но сти самого чело ве ка и его исто рии, но стре мят ся поло жить им неко то рые разум ные и нрав ствен ные пределы. Это впрочем, не упразняет моменты трагизма срывов в мысли и практике человека. Книга адресована фило со фам, бого сло вам, куль ту ро ло гам, исто ри кам, фило ло гам – уче ным, пре по да ва те лям, учи те лям, аспи ран там, сту ден там. ББК 71 На переплете рисунок автора ISBN 5-89826-280-0 © Е.Б. Рашковский, 2008 © Г.К. Ваншенкина, оформление, 2008 © ПрогрессТрадиция, 2008 Рашковский Евгений Борисович Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры Директор издательства Б.В. Орешин Зам. директора Е.Д. Горжевская Формат 60х90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Печ. л. 23,5 п.л. Тираж 1000 экз. Заказ № Издательство «Прогресс-Традиция» 119048, Москва, ул. Усачева, д.29, корп.9 Телефон (495) 245-49-03 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных в ППП типография «Наука» 121099, Москва, Шубинскийпер., 6 ISBN 5-89826-280-0
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Смыслы как признание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Договоримся о понятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Смыслы и ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 История под вопросом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Карты на стол! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИЗ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . 23 I Homo cogitans и homo credens: философствование и библейский мiр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Воздвижение оппонента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 «Если забуду…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Взаимозависимость языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 II. Шифрограмма истории: к востоковедному прочтению ветхозаветных текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 «Время говорить» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Несколько общетеоретических позиций . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Деревня – город – степь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 …отступление о воде… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Народы и империи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 …отступление об инцесте… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Исход и парадигматика свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 III. Средние века: становление цивилизационного лика Европы 66 Цивилизация как символическое понятие . . . . . . . . . . . . . . . 68 Цивилизационные прообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Цивилизациясинтез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Цивилизационное развитие «вглубь» и «вширь» . . . . . . . . . . 85 Развитие «вглубь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Развитие «вширь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Цивилизационная «матрица»: структуры и содержания . . . . . 91 Человек – Святыня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Человек – Общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Человек – Власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Человек – Труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Цивилизационные эстафеты: локальные и глобальные . . . . .104 Post scriptum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 IV. Холокост: недоученные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Холокост как проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 Исторические вехи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112 Холокост как феномен всемiрной истории . . . . . . . . . . . . . . .115 В средоточии тьмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 «После Освенцима» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 V. Правда Неба и правда Земли: рассуждение на гранях философии и живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Спор сквозь века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 374
Стр.376
Библейский реализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130 Мимикрия бунта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 К методологии соотнесения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 VI. Третий мiр как проблема общечеловеческой мысли, науки и культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137 К постановке вопроса: третий мiр как… дискурс . . . . . . . . . .139 Третьемiрский дискурс: становление и содержание . . . . . . .141 Третьемiрский дискурс и социализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143 Третьемiрский дискурс как идеальный тип . . . . . . . . . . . . . .149 Смысловая структура третьемiрского дискурса . . . . . . . . .149 Социопсихологическая структура третьемiрского дискурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Историографические вехи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 Краткий российский экскурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162 Некоторые теоретические итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 VII. Постмодерн, культура текста, культура веры . . . . . . . . . . . .169 VIII. Религиозное измерение сегодняшней истории . . . . . . . . . . 176 Множественность символик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178 Смирение и протест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Императив соразвития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . . . . . . . .187 I. Владимир Соловьев: христианская ревизия «схоластики» позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Три фазиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188 Три оправдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189 Притча о блудном сыне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193 Ойкономия истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196 «Субстанция», или контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197 «Добрый смысл» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Что же такое «оправдание»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202 Один и тот же Соловьев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204 Эсхатология надежды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 «Великая заслуга» Огюста Конта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208 II. Дон Бенедетто и иже с ним: итальянская философская мысль ХХ столетия глазами российского историка . . . . . . . . . . . . . . . .210 Познавательные парадоксы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210 Европейскороссийские коррективы к циви лизационному дискурсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212 Разговор по существу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214 Востоковедные, славистические и многие другие сюжеты . . . .219 III. Вновь об Афинах и Иерусалиме, или «Еврейское присутствие» в российской философской мысли ХХ столетия . . . . . . . . . . . . . 228 К постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228 Позиция первая. Философствование на разломах, или Проблема метамiра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231 375
Стр.377
Позиция вторая. Экзегеза Вселенной, или Проблема Мiротекста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240 Поэтическая транспозиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. РОССИЯ И ОКРЕСТНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 I. СанктПетербургский период в истории российской: цивилизационная динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 Медный всадник, стихия, Евгений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 Цивилизационный порыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Смысловые парадоксы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 Между двух огней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257 Четыре коллизии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 Революционная динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261 Российская эстафета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263 II. Апология отрешенных пространств, или История российская через призму постмодерна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265 Два предуведомления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265 Кристаллограмма истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 Победивший постмодерн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273 От «духовной оппозиции» – к теологический добродетели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289 III.«Кавказский меловой круг»: трагические судьбы региона . .293 Испытание на разрыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294 Россия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298 «Красное колесо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .304 Технопопулистская модернизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306 Антикультура во власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308 Этнократия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 Дальше, дальше, дальше? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .314 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПОЭТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319 I. Переоткрытие человека, или Похвала лирической поэзии . . .319 Собеседник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321 В поисках себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322 Метафизика во мгновение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323 Дон Бенедетто вопрошает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 Остывающий контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328 Кто окликает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 II. «Двери вечности»: вера и наука в поэзии Державина . . . . . . .333 III. К самопознанию поэта: польская дворянская романтическая культура в поэтическом логосе Бориса Пастернака . . . . . . . . . . .350 «…издали свет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350 «Живое чудо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353 “…jak yz.kе8 lekarstwa” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364 «Я люблю твой замысел упрямый…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .366 Послесловие. Вживленная свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
Стр.378

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически