Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543761)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Владимир Соловьев и философия Серебряного века (300,00 руб.)

0   0
Первый авторГайденко П. П.
ИздательствоМ.: Прогресс-Традиция
Страниц471
ID702834
АннотацияКнига посвящена исследованию русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. В центре внимания автора — творчество В.С. Соловьева, оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, с его культом вечной женственности, во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия «посюстороннего преображения вселенной», объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX–XX веков, начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом.
Кому рекомендованоИздание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами философии, отечественной истории и культуры.
ISBN978-5-89826-516-8
УДК1(091)(47)
ББК87.3
Гайденко, П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Электронный ресурс] / П.П. Гайденко .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Прогресс-Традиция, 2017 .— 471 с. — Библиогр. в подстроч. примеч.; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Прогресс-Традиция, 2009); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 471 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-89826-516-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702834

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир_Соловьев_и_философия_Серебряного_века.pdf
Стр.5
Стр.466
Стр.467
Стр.468
Стр.469
Стр.470
Владимир_Соловьев_и_философия_Серебряного_века.pdf
УДК 1/14 ББК 87.3 Г14 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) согласно проекту № 00-03-16014 Г14 Гайденко, Пиама Павловна Вла димир Соловьев и философи я Серебряного века [Электронный ресурс] / П. М. Гайденко. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 471 с.). — М : Прогресс-Традиция, 2017. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-89826-516-8 Книга посвящена исследованию русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. В центре внимания автора — творчество В. С. Соловьева, оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С. Н. и Е. Н. Трубецких, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Д. С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, с его культом вечной женственности, во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия «посюстороннего преображения вселенной», объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов и др.).Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX–XX веков, начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом.Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами философии, отечественной истории и культуры. УДК 1/14 ББК 87.3 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. М. Гайденко. — М : Прогресс-Традиция, 2009. — 472 с. — ISBN 89926-076-5. В оформлении суперобложки использованы фрагменты картины М. А. Врубеля «Демон поверженный» В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-89826-516-8 © П. П. Гайденко, 2001 © А. Н. Мельников, оформление, 2001 © Прогресс-Традиция, 2001
Стр.5
Содержание Предисловие .................................................................................................................................7 Введение ........................................................................................................................................15 Достоевский и Соловьев ............................................................................................15 Хилиастические мотивы у Достоевского и Соловьева .................20 Апокалиптика и хилиазм. Милленаристские утопии .........................................................................................26 Раздел I Глава 1 Философия всеединства 39 Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева ....................................................................................39 Критика отвлеченного мышления с позиций спиритуалистического реализма .........................................46 Идея всеединства ..............................................................................................................49 Софиология В.С. Соловьева ....................................................................................55 Историософия В.С. Соловьева. Идея теократии .................................60 Нравственная философия. «Оправдание добра» ...............................64 Глава 2 Соловьев и Шеллинг 69 Понятие всеединства ....................................................................................................70 Сверхсубстанциальность Бога. «Бытие есть не что иное, как воля» ...................................................................74 Владимир Соловьев 37
Стр.466
Содержание 465 Теокосмическая катастрофа: отпадение от Бога Его «Другого» .......................................................................79 Учение о развивающемся и страдающем Боге .....................................83 Глава 3 Искушение диалектикой: Соловьев и Гегель 92 Абсолют Гегеля как единство тождества и нетождества ......................................................................................................................92 Противоречие как верховный принцип системы Гегеля .....................................................................................................................95 Всемогущество отрицания .....................................................................................98 Учение Гегеля о развивающемся Боге ........................................................102 Гегелевские влияния в творчестве В.С. Соловьева ..........................106 Критика Соловьевым Гегеля с позиций спиритуалистического реализма ......................................108 Учение о Сущем и о человечестве как Втором Абсолюте ................................................................................................114 Раздел II Глава 4 «Конкретный идеализм» кн. С.Н. Трубецкого как учение об универсальной соотносительности сущего 121 Жизненный путь ............................................................................................................121 Греческая философия и библейское откровение ..........................127 С. Трубецкой и Л. Шестов .......................................................................................132 Протестантизм как общий корень субъективизма новоевропейской философии .........................................................................136 Соборность человеческого сознания ........................................................140 Универсальная чувственность, или мировая душа. Софиология С.Н. Трубецкого .............................................................................144 Разум и вера. Критика отвлеченного идеализма .............................151 Трубецкой против имморализма и романтики насилия ................................................................................................158 Религиозная философия XIX века: современники Соловьева 119
Стр.467
466 Содержание Глава 5 Утрата середины. Эстетический аморализм и аскетическое православие Константина Леонтьева 162 Жизнь и творчество ....................................................................................................164 Леонтьев и славянофилы .......................................................................................170 Философия истории К. Леонтьева. Критика «гуманистического морализма» и «розового христианства» Достоевского и Вл. Соловьева ....................................180 К.Н. Леонтьев — литературный критик ...................................................193 Критика буржуазного общества с точки зрения эстетизма. Леонтьев и Ницше ............................................................................206 Раздел III Глава 6 Иерархический персонализм Н.О. Лосского 211 Интуитивизм, или мистический эмпиризм .........................................214 Субстанциальный деятель как конкретноидеальное бытие ....................................................................221 Свободная воля — сущность субстанциальных деятелей .......224 Системность мира и сверхсистемное начало ...................................228 Материальный мир как продукт грехопадения субстанций ....................................................230 «Никто и ничто не пропадает в мире». Теодицея Лосского .......................................................................................................232 Учение о переселении душ ...................................................................................235 Глава 7 Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка 242 С.Л. Франк и Вл. Соловьев ......................................................................................242 С.Л. Франк и европейская философия конца XIX — начала ХХ в. .......................................................................................245 Критика психологизма и субстанциализма ........................................249 Интуиция как высший род знания. С. Франк и А. Бергсон ................................................................................................252 Религиозная философия XX века: поворот к метафизике 209
Стр.468
Содержание 467 «Онтологическая гносеология» — путь к созданию онтологии .................................................................................255 Бытие как металогическое единство ..........................................................265 Онтология Франка — антиномический монодуализм .............273 Умудренное неведение. Семен Франк и Николай Кузанский ............................................................286 Апории Зенона и закон тождества ................................................................294 Глава 8 Анархический персонализм Николая Бердяева 301 Личность есть свобода .............................................................................................302 «По ту сторону добра и зла». Бердяев и Ницше .................................305 «В Христе все в известном смысле дозволено» .................................311 Бытие как зло. Мистический революционаризм Н.А. Бердяева ......................................................................................................................313 Люциферический характер свободы у Н.А. Бердяева ................317 «Святой Дух — это Святая Плоть» ...................................................................327 Раздел IV «Новое религиозное сознание» и культура Серебряного века Глава 9 Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» 323 327 «Святой Дух — это Святая Плоть»....................................................................327 Христианство «Третьего Завета» — религия «святой общественности» ...............................................................333 «Тайна Трех» ........................................................................................................................336 Иоахим Флорский — «великий пророк свободы» ..........................342 Вселенская теократия как абсолютный анархизм ........................346 Глава 10 Софиология и символизм. Сергей Соловьев 356 Жизненный путь С.М. Соловьева ....................................................................358 Символисты и Вл. Соловьев .................................................................................364
Стр.469
468 Содержание Д.С. Мережковский и христианство «Третьего Евангелия» ..................................................................................................368 Мережковский — критик Вл. Соловьева ..................................................373 Вл. Соловьев и Ницше ...............................................................................................374 Сергей Соловьев против «сатанизма» Мережковского, Розанова и Блока ................................................................377 Духовная драма Сергея Соловьева. Соблазн «святой плоти» ..........................................................................................383 Идея синтеза христианства и культуры ...................................................389 Осуждение Соловьевыммладшим католических увлечений Вл. Соловьева ..................................................392 Софиология Вл. Соловьева: pro и contra ..................................................397 Раздел V Призыв к трезвости. Самокритика русской интеллигенции Глава 11 «Вехи»: Неуслышанное предостережение Глава 12 Под знаком меры. Либеральный консерватизм П.Б. Струве 409 437 От легального марксизма и «критического позитивизма» к метафизике ...............................................................................438 Свобода как личная ответственность и как способность к самоограничению ..................................................446 Религиозные корни либерализма. Принцип «личной годности» .............................................................................451 Указатель имен..................................................................................................................455 407
Стр.470

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически