Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий [Введение. Отдел юридический. Отдел административный]. Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц1148
290,00р
Предпросмотр
ID70278
Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий [Введение. Отдел юридический. Отдел административный]. Т. 1 .— : [Б.и.], 1862 .— 1148 с. — URL: https://rucont.ru/efd/70278 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1_(2).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1.pdf
Стр.1
M Змг //gpy, л/^ /С ГГа^С&>- /5^^^^ ' 3^—94, t'ajem'V Л^^с^//^
Стр.2
Удостош, 25-го тпШ 1811 г., кш ш Наікъ mil щШ Шщи.
Стр.3
шстьямш дш ВЪ ЦАРОТВОВАНІЁ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА П. МАТЕРІАЛЫ ДЛЯ ИСТОРШ ООВОБОЖДЕНШ КРЕОТЬ51НЪ ГІО ОФФИЦІАЛЬНЫМЪ ПСТОЧНИКАМЪ СОСТАВИЛЪ ЛЛЕІ САІІІР І> СКРЕБІІДКІЙ. ТОМЪ ПЕРВЫИ. 1)0!і!гь на Реііи . ІІЕЧАТАНО ВЪ ТІШОГРАФШ ФРИДРИХЛ КРЮГЕГА. 1862.
Стр.4
тішш іаіиитЕты, ЖХЪ ДЕПУТАТЫ, и РЕДАКЩОННЫЯ КОММИССШ ВЪ КРЕСТЬЯНСШШЪ дълъ. *і ІІО ОФФИЦІАЛЬЫЫМЪ ЦСТОЧЫІКАМЪ СОІіТАВИЛЪ АЛЕКСАНДРЪ СКРКБИЦКІИ. ТОМЪ ПЕРВЫЙ. Боинъ на Рсіін . ІІЕЧАТАНО ВЪ ТИИОГРАФІИ ФРИДРИХА КРЮГЕРА. 1862.
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1_(1).pdf
203 бок укореишюсь въ обьтааяхъ этого края. Запрещеиіе отдавать населенныя им нія въ аренду посл довало 25 декабря 1853 года; нр, вм ст съ т ыъ, оставлены въ своей сил прел:ніе контракты, срокъ д йствія которыхъ и возможность пхъ возобиовленія ограиичены вііосл дствіи по 1-е япваря 1860 г. Такимъ образоыъ, въ н которыхъ нм ніяхъ арендиое хозяііство существовало до сихъ поръ на уаконномъ осиованіи. Сверхъ того, на самомъ д л оно существуетъ во ыногихъ иы ніяхъ, на основаніи частныхъ съ влад льцамп условііі, основаныыхъ на взаішноыъ дов ріп. Уицчтолаіть этотъ порядокъ въ настоящее время, то есть: въ такую минуту, когда пом - щпчышъ хозяіістваыъ и безъ того предстоптъ крутой переворотъ, значило бы повергнуть шіовія иы иія въ совершеныое разстроііство. Запрещеніе 25-го декабря 1853 г. посл довало всл дствіе доходившихт. до правнтедьства св д нііі, что „безпорядки и здоупо„трсбленія, сопровождаіощіе арепдное управленіе пм ніямп въ за„падныхъ и б лорусскихъ губериіяхъ, влекутъ за собою бол е плп: „мен е важное разстроиство т хъ іш ніц". Еслп этп обстоятельства пм ли значеніе при кр ііостиомъ прав , то нельзя опасаться, чтобы ареыдиое управлеиіе пм ніяыи могло дать поводъ къ какимъ нибудь злоунотреблепіяііъ въ то время, когда крестьяне получатъ лычнуіо свободу, и сношенія ихъ съ пом щіікомъ или съ арендатороыъ будутъ производнться чрезъ посредство доляшостныхъ лпцъ, пмп сашши изъ среды свосіі избранныхъ. Притакііхъ условіяхъ всякое шлпшнее требдваніе арендатора д лается совершенно иевозмояшымъ. Въ соображепіяхъ Ред. Ком. указаны выгоды арендпаго хозяііства и необходпыость устранить изъ д ііствующпхъ постановлети такія ограппченія, которыя ыогли бы воспреаятствовать укоренсиііо п развитііо арендноіі спстемы; ио эта ц ль долго не будетъ достпгнута, если будетъ разр шецо отдавать въ арепду толт.ко оброчныя им нія, потому что нельзя дуыать, чтобы крестьяне скоро ііолучііли возыоя;ііость переходпть на обронъ одповреыеино ц - льши обществами; поэтому, ыногіе пом щики, іш ющіе краііпіоіо ііеобходиыость отдать свое цм иіе въ арепду, не будутъ иы ть права воспользоваться этою ы рою, и такпмъ образомъ разр шеніе отдавать населепиыя ши пія въ арендное содержапіе остапется ыертвою буігвою въ закои . — По вс мъ этпыъ причинамъ, ио ыи иію сорока членовъ, оказывается совершенно „необходішыыъ, чтобы раз„р шеніе отдавать населешшя ил пія въ ареиду было распростра„иеио въ одинаковой л р какъ иа оброчыыя іш нія, такъ и на бар„щішпыя, бсзъ лишеиія крестьяиъ пзд льныхъ им нііі, отдапныхъ „въ арендное содержаніе, права переходить иа оброкъ". Микуличъ, Собанскій и Шосппаковскій такж находіілп ограшічсше права отдавать въ аренду барщішиыя іш пія, до т хъ поръ пока крестьяне не перейдутъ на оброкъ, ы рою ст сшітелыюю. Опасошя, высказываемыя Ред. Еоммиссіями, чтобы разр шеиіе не породпло злоупотребленій, какъ въ западпыхъ губсрніяхъ, по мн - нио пхъ, ііеоспователыіы, ибо въ этихъ губерніяхъ хотя въ существовавшихъ ііивеытаряхъ п опред лялпсь крестьянскія повинности урочнилъ іюложеніеыъ, но ие мен е того крестьяпе ыоглп быть не вполн ограждены отъ злоупотреблепія, оставаяеі. въ кр постной
Стр.1
20-i личной завпсимости; со введеніемъ же настоящей реФормы, кр - постная личная зависимость прекращается; при томъ крестьянская повпнность установлена въ впд денеяшаго оброка, а работа доиущена какъ средство уплаты долга: выборътого илидругаго способа предоставленъ самомуже крестьянину; въ отношеніи непсправпыхъ должнпковъ, прпнятіе побудителыіыхъ м ръ и вообще исполнптелышя власть предоставляется сельскоыу управленію; сл д., при такомъ огражденііі личности крестьяиъ и иры предоставленіи права перехода на оброкъ произволу ихъ самихъ, н тъ осиованія ограігачивать право поы щпка на отдачу им ній въ арендно содержаніе, которое, безъ сомн нія, составляетъ одно изъ пеобходимыхъ условій усп шыаго развитія землед лія посл вводенія реФорыы, указаниое и Редакціонными Коммжесіями. Касиновъ и Соколовъ- Вородкинъ объясняли, что юридическія идп временыо-обязательныя отношенія, за невозмолшостію придти къ свободиымъ соглашеніямъ, установляющія сь точностію разм ръ іювинностей, какъ затрачепнаго капитала съ одной стороны, ж опред ленный разм ръ угодій — капитала съ другой, не есть барщина. А потому, это вырал;еніе, какъ нев риое и ііесогласное съ дарованіемъ личныхъ правъ и правъ по имуществу крестьянамъ, должно быть зам нено другимъ, сообразньшъ дМіствительности (поБПННОСТИ работою и т. п.), какъ въ этомъ постаыовленіи, такъ іі во вс хъ прочихъ, гд оио встр чается въ Полстеніи. Актъ свободы челов ка не долженъ быть наиолнепъ словами, въ которыхъ сохраняется для потомства идея, бросающая ыесправедливую т нь на главныхъ д ятелеіі реФормы, я^елающпхъ будто бы удержать за собою терминъ, им ющій историческую и логическуіо связь только съ кр постнымъ состояпіемъ. У насъ, Французы - колонисты, во многихъ м стахъ херсоискоіі губерніи, отбываютъ обязательную работу, поголовыо, по три дня, за изв стиыіі над лъ землею; но изъ этого ые сл дуетъ, что ихъ долашо пмеиовать состоящіиш на барщин , барщшшыхъ работахъ, и т. д. Гр. Шуваловъ и гр. Левашевъ полагали, что отдача крестьянскаго оброка въ арендное или откупное содеряаніе ни въ какомъ случа допущена быть не моліетъ. Взиманіе оброка соединено съ правомъ па бол е или мен е пространныя м ры взысканія, которыя могутъ быть предоставлены только пом щику, какъ лицу, заынтересованному въ постоянномъ благосостояніи крестьянъ. Напротивъ того, м ры сіи, въ особеипости, если он удеряіатъ характеръ, придаваемыіі имъ Редакціонными Коымнссіями, сд лаются въ рукахъ времеинаго арендатора почтп неизб жно орудіемъ къ окоычательному раззоренію крестьяпъ. Во всякомъ случа , въ подобномъ арепдованіи не предстоитъ никакой падобности, такъ какъ саыый оброкъ есть ничто иное, какъ арепдная плата по утверя;денной правительствомъ оц нк . На вс эти возраягенія членовъ гбб. кым., Ред. Ком., кром повторенія своихъ вышеприведенныхъ доводовъ (стр. 193—197), утверлідали, что возмояшость злоупотребленій арендаторовъ Фактически подтверячдается существоваиіемъ оныхъ въ западныхъ губериіяхъ, при д йсхвіи инвентарныхъ правилъ, которыми были опред лены
Стр.2
205 повинности крестьянъ. Злоупотребденія этп, вынудпвшія правительство воспретить отдачу въ аренду барщішііыц им ыія, ыогутъ повториться по освобожденін крестьянъ отъ кр постной завнспмостп. Въ барщинныхъ іш ніяхъ предоставляется влад льцу право распред лять рабочія силы, право заставлять крестьяыъ перед лывать дурно исполненную работу и даже подвергать взыскаеію неисправныхъ работниковъ. Вс эти влад льческія іфава въ барщинныхъ іш ніяхъ должны переііти къ арендатору, которыіі нашшаетъ не только землю, но и изд льную повиниость, лежащую накрестьяыахъ. Нельзя не опасаться, чтобы эти права, въ рукахъ ареыдатора, лица, чуждаго для крестьянъ и несвязаниаго съ ними постояннымп интересамп, при естествениомъ стремлеыіп пзвлечь возыожную выгоду, не обратплпсь въ источникъ злоупотребленія власти. Посему, въ впдахъ огражденія крестьянъ отъ арендаторскихъ злоупотребленій, Ред. Ком. полагали, что сл довало бы оставить безъ изм ненія закоиъ, коимъ воспрещается отдача въ аренду изд льныхъ им ній. ІІротпву жв зам чанія гр. Левашева и ір. Шувалова Ред. Ком. возразили, что пр доставлеыіе арендатору взыскивать оброкъ съ крестьянъ не есть аренда въ собствеиномъ значеніи этого слова, а простое уііолиоыочіе. Пом щикъ по закону лользуется пеотъемлемымъ правомъ избирать уполномоченнаго для полученія п взысканія съ крестьянъ оброка, и потому если онъ признаетъ для себя бол е выгодньшъ дов рить взиыаЕІе оброка ареидатору земли, то н тъ основаиія къ ограпичепію влад льца въ прав ; законно ему прітадлежащемъ. 3) Относительпо срока на отдачу имгьнгй въ арепду (30 ). Наши закопы принимаютъ за общее правило, что им нія частныхъ лицъ ые могутъ быть отдаваемы въ аренду свыше 12 л тъ, и-допускаютъ арендіюе содержаніе иа 24 года, 30 и 50 и даже 99 л тъ только въ вид особыхъ и м стныхъ искліочеііій. Въ настоящее время, когда им ется въ виду пріш неше арендпашп воспрещаютъ отдачу въ паемъ им ній частныхъ лпцъ на срокъ свьтше ІЗ-ти л тъ (ст. 1692 т. X ч. 1). Изъятіе пзъ этого оСщаго правпла допускается только въ отношеніи благопріобр тенныхъ пустопорожнихъ земедь, которыя могутъ быть отдаваемы въ аренду илп содержаиіе и на продолжительи іішіе срокп, до 30 л тъ, когда предполагается устроить иа нихъ Фабрики или заводы. Это изъятіе распространяется и на наемъ пустопорожнихъ земель подъ устройство дачь въ окрестиостяхъ об пхъ стодицъ, на двадцатппятц-всрстпомъ отъ нпхъ разстояніи (ср. 1G93 т. X ч. 1). Срокъ отдачп земсль подъ водвореніе колонпстовъ на влад льческпхъ земляхъ вообще полагается ые свыше какъ на 20-ть л тъ н подъ водвореніе и мецкпхъ колоиистовъ иа поы щпчьихъ земляхъ възакавказскомъ кра опред лснъ не мен е 15-ти и не дол е 30-ти л тъ (т. XII, уст. о колон., стт. 515 и 571). Казенныя оброчпыя статыі могутъ быть отводииы въ оброчиое арепд(30 ) Въ отпогаепіи срока на отдачу пм ній въ аренду законы иое содержаніс срокомъ пс свыше 24-хъ л тъ (т. XIII уст. о каа. обр. ст.); но свободныя казсниыя землн могутъ быть отдаваемы частішмъ лпцамъ въ содержаніе, подъ разиыя хозяйственныя заведенія; какъ напр. подъ Фруктовыо п вшшградиые сады, туювыя рощи, разсадишш раз
Стр.3
206 наго хозяііства къ большей частя пол щпчьихъ іш нііі, дв иадцаТІІ.ГЬТІІІЙ срокъ едва ліі ыо;кпо ііі)іізпать достаточиымъ. Аренда кратковременпая пеудобиа для землевлад льца п арендатора іі, по своішъ посл дствіяыъ, вредпа для усп шпаго разізитія сельскаго хозяйства. Личиыіі пнтересъ кратковременнаго ареидатора не позволястъ ему затрачіівать своіі капиталъ на такія хозяйственныя улучшеиія, которымп онъ не пользуется. Ареыдаторъ, взявшііі им ніе въ ареиду на короткііі срокъ, заботится не объ улучшеніп хозяйства, a о тонъ только, чтобы выжать съ лпхвою нзъ іш нія условленную плату. СовсрБіеігао другпмя интересами руі;оводствуется арендаторъ, взявшій пм иіе въ ареидпое содержані иа продолжительный срокъ, напр. иа 24 и бод е л тъ. Въ ЭТОІІЪ случа собствеиныя выгоды арендатора побу;кдаіотъ его къ введонію каішталышхъ улучіленііі, которыя необходилы для успленія плодородія земли п увеличеиіц дохода съ арендуеяаго пм иія. Изъ этого очевпдно сл дуетъ, что долгол тняя аренда выгодна для арендатора, выгодна для землевлад льца іі полезна для усн шнаго развптія сельскаго хозяііства. Но не смотря на очевндныя преішущества, въ эконошіческомъ отиошеніп, долгол тнеіі арспды предъ кратковремешіою, не сл - дуетъ однако же донускать сдпшксшъ иродоляштелыіыя аренды, какъ напр. на 99 л тъ. Такія аренды, иредставляя родъ отчулідепія ші иія, лпшаіотъ влад льцевъ на долгое время ирава распоряжаться своею собствепностію по своелу усмотр нію и могутъ быть обращены въ сподручпое средство для передачп родовыхъ им иііі лпцамъ посторонптіъ, въ ущербъ правъ закопныхъ насл дшіковъ. • Доііущеніе такого рода арепдъ было бы несогласио съ ОСІІОВІІІ.ШІІ началаші, прпиятьшп нашішъ грая;даыскпмъ праволъ въ отиошсиіи ныхъ д сныхъ деревъ, огороды для ыапуфактурпыхъ п торговыхъ растеііій, мелыіицы, Фабрикп, заводы л т. п., иа сроки бол о продолжительные, до 99-тп л тъ, и въ потомствеиное содержаніе. Казснныя зешні совершенно бсзплодныя, моховып болота, сыпучіе пескп п т. п., па обработываніо п удобреніе копхъ иотребно ыного времеіш, а также земли въ губерпіяхъ п областяхъ спбпрскихъ, могутъ быть отдаваемы на 99-ть л тъ іі въ потомствеішое содсржаніо, не только подъ устройство хозяйственныхъ заведенііі, ио такяге подъ с ііокосы п хл боиашество (т. XII ч. 1, уст. о город. и сел. хоз. ст. 108). Сообразію симъ правпдамъ ыогутъ быть . отдаваемы въ срочпое и лотомствешіое содержаніе и земли, прштдлея;ащія городамъ (т. ХП ч. 1 уст. о город. и сельск. хоз. ст. 43). Фермсрзіьти угодья іі оброчныя статыі въ казсішыхъ изі иіяхъ западпыхъ губериііі отдаются въ ареидпое содержаше па 24 года. віяхъ съ мірсішмп обществамп, брать въ содерясаніе участки, отъ одной до трехъ дссятяиъ, изъ платежа оброка, подъ устройство разпыхъ заведснііі, мельнпцъ, Фабрпкъ и проч., па срокъ не свыше 50-тіі л тъ (т. ХП уст. о бл. въ каз. сел. ст. 171). По правилазгь, составлсннымъ министерствомъ госуд. имущ. въ 1858 г., Государствспиымъ крестьяиазіъ продоставляетея, на взапзіныхъ услосд лапо распоряжсиіе объ отвод , въ від опыта, государствеинымъ крсетьянаиъ, подъ водворепіе хозяйственныхъ участковъ отъ 40 до 100 дес. пзъ плателга оброка по договору, срокомъ на 12, 24, 48, 50 и 99 л тъ.
Стр.4
207 родовыхъ им пій. Д йствующіе законы ограничпваютъ право распоряженія родовымп им ніями. Влад лецъ родоваго иы нія не въ іграв ст сиять закоипыхъ пасл дппковъ въ свободпомъ распоряжеиін сего рода т і ніяып, сл дующіши пыъ по закону. Такъ напр. зав щатель не въ прав , безъ согласія иасл дппковъ, обязывать пхъ денеяшыыіі выдачаыя пзъ родоваго іш нія (ст. 1086 т. X ч. 1), не въ прав шшо законпыхъ насл дшіковъ зав щать родовое пм ыіе лицу сторониеыу въ полшзиенное влад ніе (стт. 1011, 1029 т. X ч. 1). Къ этому сл дуетъ еще присоііокугшть, что для обезпеченія арендаторовъ ВОЗМОЛ;НОСТІІ д лать, съ выгодою для себя, капитальныя улучшенія въ им иіяхъ, взятыхъ шш въ ареиду, н тъ надобностп назначать столь продоллаітелыіый срокъ для арепднаго содержанія, какъ 99 л тъ, далеко превосходящііі пред лы челов ческой яаізни. ' • Руководствуясь эттпі осповаиіяып, п прішішая во випманіе, что пагаи законы допускаютъ для казеиныхъ зеыель, а въ н которыхъ случаяхъ п для частпыхъ влад пій, долгосрочныя арепды, Ред. Ком. полагалп: не устаяовляя слишкомъ продояштелышхъ сроковъ, разр ігшть отдачу іш иііі въ арепдное содерягаиіе на сроки до 3G л тъ; но прц этомъ ие сл дуетъ воспрощать заключать ареидные договоры и на короткіе срокп, до одного года. Вы пеніе долгихъ арепдшяхъ сроковъ въ ііепреы ішуіо обязанпость ыогло бы, какъ всякая ст снптельная ы ра, только пом шать распространеиію у насъ ареіідпаго хозяііства. Ио при этомъ Ред. Ксш. заявлялп опасепіс, что предоставленіе влад льцамъ неогранпчсіпіаго ирава забпрать сл дующія съ ареидатора деньгп за н сколько л тъ впередъ откроетъ возмояшость: злонам реппымъ должникамъ уклоняться отъ платея;а долговъ къ ст сненію свопхъ запиодавцевъ, а тяжущішся отсрочпвать на неопред лепиое время исполненіе судебиыхъ р шеніи. Въ предупрежденіе этихъ случаевъ, указываелыхъ практпкою, Ред. Ком., руководствуясь 1320 ст. т. X ч. 1 іі стт. 2033 н 2034 2 ч. X т., постаиовпди, что платеяаі, учинениые арендаторомъ влад льцу вперсдъ, бол е ч ыъ за два года, за пм піе, которое впосд дствіц будетъ назначеио въ публпчиую продая;у, плп прпсуждено къ отдач другому лпцу, призпаются пед ііствіітельпыыи для заиыодавцевъ, или иоваго влад льца; но прп этолъ арепдаторъ ие лпшается права взысшівать, уплачснныя пмъ впередъ свыше двухъ л тъ арендпыя деньгп съ иреяшяго влад льца іш пія. 4) Относительно порпдка совершеигп арендныхъ договоровъ^'). Обязанность совершать арепдные контракты па сумыу свыше 300 р. сер. (ст. 729 т. X ч. 1) кр іюстііБШЪ порядкомъ, въ т хъ сдучаяхъ, когда ареидиыя депьгн взятм вііередъ бол е ч мъ за годъ, представляется ст сиптельною ддя лицъ, живущихъ иа большомъ разстояніп отъ губернскпхъ городовъ. Въ равпоіі ы р ст сшітельровъ въ закоподательств пашомъ д іістпуютъ сл дующія постановденія: договоры на содержаніе недвижимыхъ плущсствъ составдяются шісьмепио, на устаповлеипой гербовоіі бумаг , со включеиіемъ вс хь условііі, договаріівающішися постаіювлеішыхъ (ст. 1700 т. X ч. 1). Совершепіе догоС) Отиосцтедыю порядка совершенія арепдпыхъ догово
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_[Введение._Отдел_юридический._Отдел_административный]._Т._1_(2).pdf
586 Еолостнаго старшины, или помощника его, пли сельскаго старосты, и 3) ио изв щенію того, кто былъ свид телемъ проступка (ст. 99). Волостноіі старшина и староста не должны вм шиваться въ производство волостнаго суда, и не присутствуютъ при обсужденіц д лъ, а являются въ судъ лишь по приглагаенію онаго (ст. 100). Вс д ла в волостномъ суд производятся словесно (ст. 101). Есди судъ найдетъ недостаточными показанія лицъ, причастныхъ къ д лу, то можетъ производить самъ дознанія, для приведенія д ла въ ясность (ст. 102). При разсмотр ніи тяжебнаго д ла въ самомъ волостномъ суд , судьи по выслушаніи тял?ущихся сторонъ, стараются склоішть ихъ къ примирешю. Если стороны примиридись, то доджны, въ тож время, объявить, что одна уступаетъ, или ч мъ вознаграждаетъ другую, и какимъ образомъ должио посл довать удовлетвореыіе. Еслп тяжущіяся стороны не пойдутъ на шіровую сд лку, то судъ р шаетъ д ло, либо на основаніи заявленныхъ въ волостиомъ правлевіи сд локъ и обязательствъ, если таковыя были заключены между спорящими сторонами, либо, при отсутствіп таковыхъ сд - локъ, на основаніи м стныхъ обычаевъ и правилъ, прпнятыхъ въ крестьянскомъ быту. Какъ условія мировой сд лки, такт, и р шеніо волостнаго суда записываются въ им ющуюся при волостномъ правленіи кнпгу, съ означеніемъ именъ истца и отв тчпка (ст. 103). По разсмотр ніи волостиымъ судомъ проступка, подлежащаго его обсужденію, вписываются въ упомянутую выше (ст. 88 и 103) книгу: имя вішовнаго, саыая вина его и м ра наложеннаго на него взысканія (ст. 104). разсыотр нію, считаются окончательными, и лгалобы на оные н иринпыаются (ст. 105). Приговоры волостнаго суда по простуішамъ, подлеяшщшъ его Приговоры волостнаго суда, какъ по спорамъ и тяжбамъ, такъ и по проступкамъ, ириводятся въ исполненіе сельскими старостами, или, когда волость состоитъ изъ одного сельскаго общества, поыощникомъ водостиаго старшины, подъ наблюденіемъ старшцны и за общею ихъ отв тственностію (ст. 106). д ловъ власти волостиаго суда (ср. стт. 94-ю проекта и 96-ю Положешя), составили статыі: 65, 87 — 110 Общаго Пололіенія 19 Февраля 1861 года. Предполоя;енія эти, значителыю изм пенныя относптельно пре
Стр.1
587 ТШ. ОБЪ ОТИОШЕШЯХЪ ПОМ ЩИКОВЪ КЪ СЕЛЬСІШМЪ ОБЩЕСТВАМЪ (*). между предііодоженіями губернскихъ комитетовъ по ыастоящему предмету. Большая часть ихъ (1 Въ проектахъ Положеній оказывается значительное различіе ), составляя сельскія общества изъ крестьянъ одиого пом стья, если число душъ въ немъ не ыен е предаоложеинаго комитетами разм ра, или, въ случа недостаточности числа душъ, изъ н сколышхъ разыопом стиыхъ им нііі и селеній, назначали началъниками надъ сельскимъ обт^стпвомъ: въ первомъ случа влад льца однопом стнаго іш нія, а во второмъ — однаго изъ влад льцевъ им ній, вошедшііхъ въ составъ общестла. Другіе, предполагая образованіе сельскихъ обществъ на т хъ же осыоваиіяхъ не назначали пом щиковъ начальникамп надъ ними въ томъ смысл , въ какомъ они пришшались комптетами первой категоріи. Одни изъ этихъ комитетовъ (2 щества въ волости, а другіе(3 )—въ приходы, установляли взаы нъ отд льныхъ пачальниковъ надъ каждымъ обществомъ, одпого начальника надъ ц лою волостью, или прпходомъ, подъ иыеиемъ (*) Матеріалы Редакціонныхъ КОМІІПССІЙ ДЛЯ составленія Положеній о крестьяыахъ, выходящпхъ пзъ кр постпой зависимости: Томъ I, Кнпга 2-я, гл. IX. Систематическііі сводъ проектовъ Положеиій, составленныхъ губернскпып коміітетами, стр. 1170 — 1224. Тоыъ ІІ,книга 2, гл. YIII. ІІервоиачальиые доклады администратпвиаго отд - ленія, стр. 267—ЗіО. Томъ V, Дополнителыіый докдадъ адмииистративнаго отд ленія къ No. 8-му, стр. 1—81. Томъ VII, глава IX, Систематическііі сводъ проектовъ Положеній, составлонныхъ губернскпші колитетаыи, стр. 1 — 72. Томъ VIII. Сводъ закдюченій по докладаігь адмшіпстратіівнаго отд ленія, стр. 39 — 44. Томъ XII, Доклады по отзывамъ членовъ губернскихъ комитетовъ на заключенія администратпвнаго отд денія, стр. 117 — 126. Тоыъ XVIII, Проекты Полбженій о крестьянахъ, выходящихъ изъ кр постноіі зависпмости, стр. 63 — 67, стт. 151—167. ІІриложенія къ трудамъ Редакціонныхъ Коыыисеій: Отд льныя ып нія членовъ Редакціоішыхъ Комыиссіи: ыи віе В. В. Апраксина, стр. 45 — 49; К. И. Гечевича, стр. 292 — 300; Б. Ф. Залескаго (въ прибавленіи), стр. 4 — 10; А. А. Грабянки, стр. 107 — 126 и 136 — 139. Отзывы чденовъ, вызванныхъ изъ губернскпхъ комитетовъ, Томъ I, стр. 36 — 37. 108. 162. 211 — 212. 244 — 245. 575 — 576. 698 — 702. 808-809. 871—874. 902 — 904. 953 — 954. Томъ II, стр. 342 — 345. 1025 — 1026. Томъ III, кн. 1-я, стр. 154—158. 181 — 186. Томъ III, кн. 2-я, стр. 277—278. Положепія 19 Февраля 1861 г., Общес Полоясеніе, статьи: 148—163. <19>. <20>. 21>. 22. 23. 25 (ср. обз. пр.). 26. 27. '29. 30. <34>. 36. 37. 39>. 40. 42. 43. 44. 45. (3 ) < а 1С. <21. <39. ) (вкп. пр.). <33>. 35. <38>. О 1. 3(обапр.).4>. <5>. 8. 10. 11. 12> (ср.-обз. пр.). <|3 1С>. 17. 18. (2 ), соединяя сельскія об
Стр.2
588 волостнаго началъиика (4 преОводителя (в ты (9 ), волостнаго попечителя (6 ), мироваго судъи ('), приходскаю судьи (8 ), волостнаю ). Комите); предполмавшіе, въ зам иъ водостей, окруіи, возлагали на мпровыхъ же судеіі начальство надъ вс ми обществами округа. Орловскій ЕМ. (оба проекта), хотя не предполагалъ образовапія водостеіі, но также соедиыялъ, по н скольку сельскихъ обществъ подъ начальство одпого лица — мирпаго судъи, предоставляя для этого влад льцамъ населенныхъ им ній въ у зд избирать до шести мирпыхъ судей и распред лять ыежду ними зав дываніе обществами. По проекту (выкуішоыу) пензепскаго кы. — сельскія общсства въ иаждомъ у зд избираютъ, для главнаго зав дыванія ими, одного у зднаю попечителя населеиныхъ им ній. Харьковскій км. вв рялъ уиравлепіе вс ми сельскими обществами въ у зд одноыу уполномоченному ) оставляли сельскія общества при лщіскомъ изъ потомствеыныхъ дворяиъ, влад льцевъ отъ влад льцевъ населеныыхъ им ній у зда. Наконецъ, н сколько коыптетовъ (10 ные начальникп соединенныхъ обществъ ( І4 ). (4 ) 12>(вкп. пр.). 33>. 35. (5 управлеши. Зат мъ, кром поимеповаиныхъ выше коыптетовъ, встр чаемъ еще н сколько проектовъ, по которымъ предполагались тоже волостиые началыпіки ("), мировые судьи(12 ) , окруліные начальнпки (^), глав) , по должыостп эти устаиовлялись какъ вторап инстангфі надъ иачальниками сельскихъ обществъ (16 ) 33>(вкп.пр). <:?8>. {*) . 17. Витебскііі гбр. Клушипъ полагалъ, при настоящелъ пзл пеліц существующаго порядка, іізм ппть u составъ подицеііскаго управдопія, возложпвъ на самихъ пом щиковъ, въ род сущсствующпхъ въ царств по.чьскомъ гыпнныхъ войтовъ, обязашіость в дать насслеііпкміі ііл іііями, имъ прпііаддежащими, п быть исполиителямц распоряжеиій прашітельства. Прц управленіц должны быть: ппсьмоводитсль, сотскіе, десятокіе u КОІІПЫО разсыльные, съ обращеіііе.чъ содержапія ихъ иа зеискія повіпшостп, на счетъ суммъ, которыя останутся отъ уираздиенія ыын сущсствующихъ чиіювъ земскоіі полицш. (12 ) 36. 45. ГІачадьникъ таврпческой губернііг, Жуковскій, полагалъ, что хотя цредположеиіо объ избраиіи мпровыхъ судсіг, заявлоипое комптетомъ вв - реішой ему губерпіи, не входптъ въ высочаііше утвержденную программу, по в роятно мировые судьи будутъ учреждены въ одно время со введевіемъ срочнообязаииаго Положепія, па общихъ пачалахъ, призпапныхъ иравительстволіъ соотв тствеипыми цреобразованію быта пол щичыіхъ крестьяыъ. (13 (І5) 30. (14 ) 4. 43. ) Хотя по выкупіюму проскту кадужскаго км. (ыиш.) предіюлагаютея такжс мировыо судыі въ у здахъ, ио только для одшіхъ д дъ въ сельсЕИХъ обществахъ, какъ вторая ішстаіщія. 3 <«4:. <12(вкп. вр.). <«1G. <32>. ('^ 3 (ШІФЛ.
Стр.3
589 Содержапіе вс хъ проектовъ, отпосительно правъ и отношепііі пом щиковъ къ сельскпмъ обществамъ, разд ляется на три частп: а) о иорядк иазначеиія и утвержденія начальииковъ сельскихъ обществъ и зам няющихъ ихъ лицъ, б) о предметахъ в домства ихъ, и в) объ отиошеніяхъ къ сельскимъ обществамъ по управленію им ніями другихъ влад льцевъ, вошедшими въ составъ ихъ общеотвъ, А. Порядокъ назначенія и утвержденія начальниковъ сельскихъ обществъ и зам няющихъ ихъ лицъ. Званіе начальниковъ сельскихъ обществъ, по проектамъ, прцпимающимъ такпхъ началышковъ надъ отд льными обществами, прииадлежитъ: въ обіцествахъ изъ одноном стныхъ им ній — влад льцамъ этихъ посл днихъ, въ обществахъ изъ разнопом стныхъ им нііі —• одному изъ влад льцевъ (1в проектовъ (") опред ляли, что влад льцы мелкоЕом стныхъ им цій, которыя присоединяются къ значительнымъ им ніямъ, составляющимъ самостоятельныя общества, лигааются права начальства, и оно принадлежитъ влад льцамъ посл днихъ им ній; другіе(18 ), допуская также присоединеніе мелкопоы стныхъ им ній къ значительн йшимъ, составляющимъ уя;е общество, не упоминали о прав иачальства въ этомъ случа надъ обществомъ, а третіе (19 ), призиавая право это за влад льцемъ значптельы йшаго им нія, предоставляли ближайшее опред леыіе о томъ, кто долженъ прииять начальство падъ обществомъ, взаимному согдашенію его съ влад льцами другихъ им ній въ обществ , д лая однакояіе для него обязательною уступку своего права кому нибудь изъ этихъ влад льцевъ въ томъ случа , если оиъ не живетъ самъ въ им піи, а управляющііі онымъ не принадлежитъ къ дворянству. При этомъ въ витебскомъ проект (для б лорусскихъ у здовъ) предоставлялось влад льцамъ им ній, составляющихъ одпо общество въ зам нъ избранія изъ среды своеіі начальника общества, прииимать на себя званіе этого начальнпка іюочередно (20 ), а въ проектахъ пяти комитетовъ (21 ), въ т хъ же тивор зитъ указаннымъ правительствомъ началамъ, потому, что вотчинная іюы щіічья власть Гуже безъ того СДІШІКОМЪ распространенная допущедіемъ образованія отд льпыхъ обществъ изъ им ній, въ которыхъ 21 душа) предоставдяеіся каждому пом щшсу, т. е. влад льцу ещс ыеныпаго им нія, ие им ющему званія начальшіка общества. Меягду т ыъ, въ глав ІХ-й программы заиятій губерпскцхъ кошітетовъ исчислены собственно права, предоставляемыя поы щпку, какъ начальиику общества, т. е. какъ органу правительства; ііоы щику жс, не облечеиноыу въ это званіе, какъ землевлад льцу, очевидно не должно быть предоставлено, съ уиичтожепіемъ дичнаго кр постнаго права, нпкакихъ вотчинпыхъ полицсискихъ правъ надъ крестьянамп, а можетъ прииадлежать лишь право хозяйсхвеннаго управленія и распоряженія свопмъ им ніемъ. 22. 23. 25. 36. 39>. 42. (10 (20 ) Земскій Отд лъ вам тилъ на это постановленіе, что оно про) 4>. 11. <(3 16>. <19>. 20>. 45. (21 ) 3 (ИИФЛ. у зд.). <5. 18. 27. 30. <19>. 20>. 22. 23. 25>. 26. 27. 29. 30. <«34>. 36. 39>. 40. 42. 44. 46. (17 (") 1. З(оба). 4>. <5>. 8. 10. 11. 12> (ср.-обз. пр.). <|316>. 17.18. )3(оба). <5. 10. 15. 17. 18. 26. 27. 30. 34>. 44. (І8 ) 5>. 12 (ср.-обз. пр). ). Прп этолъ н которые изъ
Стр.4
590 случаяхъ, поредавать цраво пачалт.ства падъ обществбМъ, по дов - ренности, одному общему уполиомочешіому пзъ дворянъ (а2 ), пдп изъ лицъ вс хъ другихъ сословій христіапскаго в роііснов данія ("). Избраніе началъниковъ надъ обіществами изъ разнопом стныхъ имгьнгй производится по проектамъ одппхъ комптетовъ (^), черезъ три года, на у здныхъ собрапіяхъ, прп пзбраиіп уполномоченныхъ отъ ыелкопом стныхъ дворянъ на губернскіе выборы, иодъ руководствомъ у зднаго предводителя; по другпмъ проектамъ (25 ) начальипкп обществъ избііраются такж на трц года, но о порядк назначенія ихъ ничего не уіюмішается; a no третг.имъ (20 ) HJ назначается п числа л тъ, на которо должны быть избпраемы начальипші общеетвъ. По тремъпросктамъ(27 ) влад льды населениыхъ им нііі разнопом стнаго общества, избпрая изъ среды себяначальника общества, опред ляютъ въ составляеыомъ пші пряговор срокъ, на который д лается это избраніе. Олонецкііі км., не угіомпная о срок , на который должны быть пзбираемы начальнпки въ разнопом стныхъ обществахъ, постаиовлялъ, что избрапіе ихъ долячію быть произведено прн самоыъ образованіп сельскпхъ обществъ, на правилахъ, опред лениыхъ въ статьяхъ: 101—-103, 105—-107, т. III св. зак., дворянами•пом іцикаші каждаго общества, по принадлежности, а въ случа педостаточиаго чпсла ихъ въ обществ — дворянами каждаго у зда. Вологодскій км. (мпш.) присовокуплялъ, что въ начальнпки разиоиом стнаго общества можетъ быть избираемъ только тотъ влад лецъ ирпнадлежащаго къ оному пом стья, который им етъ постоянное пребыванге въ им ніп. Н которые коыитеты (28 ), предоставляя избраніе начальиика въ разнопом стномъ обществ взаимпому соглатеиію совлад льцевъ, опред лялп, что въ случа , если такого соглагаенія между нимп не посл дуетъ, то назиачается одинъ изъ нихъ у здиыыъ предводптелемъ дворяиства, изъ числа этихъ влад льцевъ, пли же общество присоединяется предводптелемъ къ другому сельскому обществу (29 комитеты (30 ). Н которые ) требовали утверждеыія избранныхъ въ разнопом стныхъ обществахъ начальниковъ — у зднымъ предводителеыъ, вятскій км. — у здиымъ присутствіемъ, a no проектамъ: олонецкоыу и полтавскому, началі.ники эти не подлежатъ никакому утверя;денію, и немедленно, по избраніи, вступаютъ въ доллшость. По н которымъ проектамъ (31 ) въ іш ніяхъ малол тныхъ влад льцевъ, состоящихъ въ опекунскомъ плп адыігапстративномъ управленіи, началышкомъ общества мояіетъ быть опекунъ или администраторъ, а въ иы ніяхъ, составляющііхъ саыостоятельное общество п принадлежащпхъ лицу л№нскаго пола, право на званіе начальшша общества должно быть передано, съ разр гаепія у зднаго предводителя, уполномоченному лицу, им ющему по закоиу право на управленіе ііоселепиымъ им - ніемъ (цо проекту кіевскоіі коммиссіи). По проектамъ: пяти членовъ (22 ' <19>. (2в (2 потомствеиныхъ дворяпъ). С23 ') . 26. С8 40. 42. (ЗІ ) 5. 27. 30. (комитеты эти допускалп уполиомочепиыхъ только пзъ ) 18. (21 ) 1. 8. 11. 12> (ср.-обз. пр.). 23. <«34. 36. 39>. 40. 44. 45. ) 17. 18. <а34. 42. 44. 46. {ю ) 3 (блр. у зд.). 11. 17. 45. ) 8. 10. 18. 20>. 25. 27. 29. 30. 34>. 42. (25 ) 44. (30 ) 4>. 5. 17. ) 1. 3(обапр.). м
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.