Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493342)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий Отдел хозяйственный. [О повинностях]. Т. 3 (240,00 руб.)

0   0
Страниц1273
240,00р
Предпросмотр
ID70275
Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий Отдел хозяйственный. [О повинностях]. Т. 3 .— 1865 .— 1273 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(2).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(3).pdf
Стр.1
Стр.2
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3.pdf
Стр.1
/ C*M?I*LJJ/' /t^ /Ca^sb^m л^
Стр.2
Удостоено, 25-ро тпШ 1871 г, Ащеій Шщ щш\і грФа Уварова.
Стр.3
шстьянсш дш БЪ ЦАРСТВОВАШЕ ИІПЕРАТ РА АЛЕКСАНДРА IL МАТЕРІАЛЫ ДЛЯ ИСТОРІИ ОСВОБОЖДЕНШ КРЕОТЬЯНЪ. П о ОФФИЦІАЛЪНЫМЪ ИСТОЧНИКАМЪ СОСТАВИЛЪ АЛЕКСАНДРЪ СКРЕБИЦКІЙ. ТОМЪ ТРЕТІЙ . Бошгь на Рейн . ІІЕЧАТАНО ВЪ ТИПОГРАФІИ ФРИДРИХА КРЮГЕРА. 1865/6.
Стр.4
ГУБЕРНСШ КОІОТЁТЫ, ЖХЪ ДЕПУТАТЫ, и РЕДАКЩОННЫЯ КОМШССШ ВЪ КРЕСТЬЯНСКОМЪ дъль. ІІО ОФФИЦІАЛЬНЫМЪ ИСТОЧНИКАМЪ ООСТАВИДЪ АЛЕКСАНДРЪ СКРЕБПЦКІЙ. ОТДЪЛЪ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, Боинъ на Рещ{ . ПЕЧАТАНО ВЪ ТИПОГРАФІИ ФРИДРИХА КРЮГЕРА . 1865/6,
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(1).pdf
410 росту, который обязанъ въ точности исполнять -ааконныя требованія пом щика, ыодъ личною своею отв тственноотью. Крестьян должны въ свою очередь безпр кословно повиноваться сельскому старост и во всякомъ случа обязавы выйти на работу, имъ назначаеыую. Право жалобы можетъ въ этомъ случа быть иредоставлено каждому крестьянину не иначе, какъ по исполненіи имъ работы; иначе могли бы произойти безпорядки, едва ли ыредотвратимые. II. О саойствгь работьг вообще и о порядк отбыаанія оной. Н которые коыитеты упоминаютъ о томъ, на какія работы обязательный трудъ можетъ быть распространенъ; другіе же не различаютъ работъ, говоря вообще, что он не должны быть вредны для здоровья людей и сообразны съ ихъ силами. Особенное вниманіе обращаютъ н которые комитеты на работы женскія, требуя, чтобы он былй соображаемы съ силами женскаго пола. Такое требованіе не могло, конечно, не быть принято во внимавіе, хотя впрочемъ не ыогутъ быть повсем стно приняты однообразныя правила. Есть работы , которыя во всякомъ случа составляютъ неотъемлемую принадлежность женскаго пола, наіір. пряденіе; другія же, которыя вигд не полагаются на женщинъ, какъ то: пахота, кошеніе, работы топоромъ и т. п. Наконецъ есть работы, которыя возлагаются на женщинъ только въ изв стныхъ м стностяхъ , тавовы молотьба и земляныя работы. Поэтому о работахъ женщинъ необходимо уиомянуть, что он должны быть сообразны съ ихъ поломъ и съ принятымъ для каждой м стности обычаемъ. За т мъ, вообще, какъ для женщинъ, такъ и для мужчинъ , сл довало еще постановить, что работы должны быть соображены съ силою не каждаго отд льнаго работника, но вообще съ среднею челов ческою сйлою: ири урочныхъ Положеніяхъ это можно довольно точно оиред лить; при безурочныхъ же оно опред ляется только лигаь опытомъ и добросов стностью каждаго и обезпечивается бол е или мен е строгимъ присмотромъ за исполненіемъ работъ. Касательно этого наблюденія за работами мн нія комитетовъ хотя и высказаны, но различествуютъ между собою въ томъ отношеніи, что н которые возлагаютъ весь надзоръ за работами на само общество, или избраннаго отъ него старшину, или наконецъ на назиаченнаго иом щикомъ старосту, а не на лице, избранное отъ общества , которое вятскій км. называетъ добросовіьстнымъ. Сл дуя мысли, высказанной уже въ глав ХІІІ-й и возбужденной необходпмостью возможнаго отстраненія столкновеній и возможнаго разгранпченія круга власти каждаго, Редакціонныя Коммиссіи полагали сначала, что власть сельскаго старосты должна ограничиваться собственно нарядомъ крестьянъ на работу, т мъ бол е, что (по смыслу ст. 5-й главы Х І-й) общество несетъ отв тственность только лишь за выставленіе на барщину иоложеннаго числа здоровыхъ работниковъ и работницъ. Возлагать на людей, избравныхъ отъ общества, ваблюдевіе собствеано за исаолвевіемъ работы, было бы совершевао неум стяо. Поступившіе отъ общества работники составляютъ рабочую силу, которая въ изв ствыхъ пред лахъ и съ
Стр.1
417 язв етнымп ограниченіями должпа находиться въ распоряженіи СЕГмаго ііом и(ііка. Поэтому Редакціоыиыя Коммиссіи: постановйлА, чтобы крестыше, въ продоля^еніе своего нахожденія на раёот были въ іюлноыъ повиновеніи у іюы щика п иоіюлняли безпрекословно вс его законпыя требоііаііія. (См. пиже — опред леніе случаевъ отв тственности и ы ры взысканія). За симъ иренід ч мъ говорить о способ исполненія различныхъ работъ, сл довало опред лить: на какое разстояніе могутъ требоваться работники и изъ сколышхъ часовъ должепъ состоятг. рабочій день ? а) Разстоянге м ста работы. Такое разотояніе разсматривается комитетами въ двоякомъ отвошеніи: во 1-хъ, какъ оцред лснпое пространство, въ иред лахъ котораго работники могутъ быть уіютребляемы безъ всякаго зачета имъ въ счетъ урока чпсла иройденныхь верстъ, и во 2-хъ, какъ крайиій пред лъ, за который ыельзя требовать крестьяпъ на обязательную работу. И то и другое оііред литг, было необходимо. Принятая различиыми комитетами норма для обязательнаго ирострапства работъ ироотирается отъ 1 до 10 верстъ. И тъ соын нія, что всего справедлив е было бы, безъ всякаго назначенія Бормалвиаго пространства, разсчитывать каждую версту, работникомъ пройдеипую въ оба аути, за иолчаса, вычитывая эти а часа изъ общаго числа часовъ рабочаго дня, но это иовело бы неминуемо къ сложноотп разсчетовъ, затрудняющей самое исаолненіе такого правила. На самомъ д л , въ каждомъ им ніи ііочтп всегда саыо собою доволыто одыообразно выд ляется изв стпое среднее проитранство, а пменно то, которое въ себ заключаетъ 3 гооиодскихъ хл бныхъ поля, въ пред лахъ которыхъ и крёстьянинъ, можно сказать , считаетъ работу домашнею. При малыхъ поселкахъ эти иоля блпзко аодходятъ къ усадьбамъ, при большнхъ селахъ довольпо значительно отъ нихъ удаляются; но среднпмъ иростраиствомъ можно иочти безошибочно назначить 4 версты. Дал е этого обыкновенпаго раіопа, каждая пройденная верста могла бы быть оиред леыа сходио съ т мъ, какъ это предлагали почти вс комитеты, но Редакціонныя Коммиссіи полагали необходимыаъ упроотить самое ирим неніе и этого правила на д л , и для этого пе вид ли лучгааго средства, какъ установить цл дующее: за 4-хъ верстнымъ иред ломъ отъ сёленія и до G-ти верстнаго, при урочЕОМЪ Положеніи уменьшается '/б часть назначеныоіі крестьяпішу работы, а ііри безурочиой работ выочитывается % часть изъ числа часовъ рабочаго дия. Дал е 6-ти веротъ отъ селенія и до 12-ти, какъ рабочее время, такъ и самые уроки, должны быть уменыпаемы на одну четверть въ вид возыаграяіденія крестьяиина за лишній прогулъ. He смотря на то, что при такомъ правил п которыя отдаленпыя работы д лаются немипуемо тяжел е, но такая тягость будетъ во всякомъ случа сносп е для крестьянииа, ч мъ сложное вычитаніе каждой ііройдениои версты. Что касается до крайпяго разстоянія вообще, въ пред лахъ котораго крестьяне могутъ быть трсбуемы на работу, казалось бы съ перваго взгляда, что обозначеніе его безполезно, ибо ири вычет части урока за каждую иройдснную версту дал е 4-хъ верстнаго Ал. Скресчицкій, Крестьянское д до. Томъ ІІІ-й. 27
Стр.2
4І8 раіона, н тъ, кааалосі. бьт, выгоды самому хозяипу требовать крестьянъ на дальное отъ села разотояиіе. Но при этомъ сл довало взять въ соображеніе другое обстоятельство: миогіс Еомптеты оиред ляютъ, чтобы ири дальнемъ разстояніи работъ, крсстьяпе могМи бы быть удерживаемы на иихъ два дня сряду; оии ь роятно им лп при этоыъ въ виду неудобетво ежедневиаго вычета ві> количеств работы, за прогулъ крестьятша. Средиюю цифру такого разстоянія различные комитеты оиред ляютъ отъ 10 до 25 верстх. Очевидно, что посл дняя цпфра, да и близко къ нсй іюдходящія, немогутъ никакъ быть совм отпмы съ прішятымъ правиломъ о 2-хъ дневыой ВТ) нед лю иовииішсти, и потому Редакціонныя Коммиссіи полагали, что краііній, могущііі быть назначеипымъ для отправлеиія обязательной работы, иред лъ есть 12 верстъ. Дал е, при такомъ разстояніи, ііо вытеизложенному иравилу, ІЮМ ІЦІІКЪ теряетъ въ день не меп е 3 часовъ работы, кром необходішаго еіде для крестьяаина .временп отдыха посл иройдепііыхъ иыъ 12 верстъ; рабочій скотъ долженъ также пе мало ішіурнться при ежедневныхъ про здахъ на такую дальную работу. Вс эти пріічины прпвели Редакціонныя Коммиссіи къ уб ждеиію, что ііри разсто ніи работъ отъ селеиій дал е какъ на 4 версчы, полезію дозволить пом щику удерживать крестьянъ на работ 2 дня сряду, засчитывая имъ въ счетъ работъ только одинъ переходъ. Дал е 12-ти верстъ пом - щикъ можетъ приглашать крестьяпъ па работу лишь ио обоіодгюму соглашепію и на основаніи волыіаго найма. б) Число •рлбочихъ часовъ въ барщинпомъ дн . Изъ мн ній комитетовъ отиосительно числа рабочихъ часовъ усматриваемъ сл дующее: 1) Вс комитеты назначаютъ различное чиело часовъ въ рабочеыъ дн , смотря по временамъ года; больганнство разд ляетъ при этомъ только дни л тніе отъ зимнихъ; другіе же д лаютъ разлпчіе по 4-мъ времепамъ года ; накопецъ йёмногіе, осиовываясь на урочішхъ Положеніяхъ для в домства путей сообщеиія u публичныхъ зданій, опред ляштъ различпое число часовь для каждаго м сяца. 2) Вс почти комитеты полагаютъ пзв стиое число часовъ для отдыха u ішщіі рабочихъ, и при этомъ т изъ нпхъ, которые точпо опред ляютъ число часовъ, выключаютъ изъ оыого часы отдыха; т же, которые рабочій день иолагаютъ отъ восхождепія до захожденія солнца, включаютъ изв стыое время отдыха въ иред лы рабочаго дня. 3) Въ н которыхъ Положеиіяхъ, преимуіцествеппо въ основанныхъ па казешшхъ урочныхъ правилахъ, введспо различное чиело рабочихъ часовъ для п гаей и для конной работы. Вообще чнсло рабочихъ часовъ должно быть иазиачаемо только лишь для работъ безурочныхъ, въ которихъ ни хозяпнъ, ни работникъ пе обезпечнваются оиред ленгшмъ колпчеством7> работы. Слншкомъ точное опред леніе числа рабочихъ часовъ по ы - сяцамъ въ прим неши своемъ почти иевозможно. Оно можетъ быть допускаемо разв только при военномъ устройств и военной дисциплин . Съ другой стороны опред леніе рабочихъ часовъ по временамъ года не удобно по т мъ же иричинамъ, которыя заста
Стр.3
4І9 вили Редакціонныя Коммиссіи (см. главу XIII), допустить разд леніё года относительно работъ вообще только па 2 періода—л тній и зпмпій. Соображаясь съ оупіоствующимъ повоем стпымъ обычаемъ ,и также съ ып ніемъ болыпипства комитетовъ, Редакціонныя Комыиссіи положили, что число часовъ въ рабочемъ дп можно назначить въ л тній исріодъ 12, а въ зимиій 9, невключая въ то число часовъ для отдыха и пищи, для ічего должпо быть назыачено въ л тній иеріодъ 3 часа, а въ зимній I'/a. Что я;е касается до ограниченія работъ КОПІІЫХЪ, TO Редакціонныя Коммиссіи пе впд ли довольно основателышхъ къ тому иричинъ, и иритомъ допущенныя комитетами ограііпчепія такъ ничтояшы, что ыогутъ послужйть только лишь къ больтей заиутанности разсчетовъ. III. Урочное Полоокенге. Въ глав ХІП-ой были излсш;ены главпыя начала, которыя должны быть положены въ основапіи урочнаго Положенія и почому теперьоставалось только, развивая ихъ, р шить сл дующіе вопросы: а) До какой степени можетъ бытъ обязателъно введенге урочныхъ работъ ? Мн нія комитетовъ относнтелі.но этого вопроса разд ляются такъ, что одни подвс-ргаютъ урочному ІІолояіеоію только неболі.шое число главныхъ иолевыхъ работъ; другіе раопростраияютъ это Положеніе на бол е или мен е зеачительиое число работъ ; накоиецъ третьи распространяютъ обязательиость урочнаго Полояіенія до такой степени, что пе донускаютъ обязательнаго труда иначе, кайъ по урочному Положенію. Ниже будетъ объяспено на какія работы можетъ быть распроотраиепо урочпое Положеиіе; что ;ке каеается до обязателі.ностп его введенія, то, какъ было ужё зам чено въ глав ХІІІ-ой, урочное Положепіе въ изв стиои Форм должно быть узаконено, мо приб гать къ его введеиію какъ иом щики, такъ и ирестьяне, могутъ только смотря по падобиооти, для обезиеченія свонхъ выгодъ. б) Ііакгп должиы быть приняты главныя основапгл при опред леніи урочпаю Положенгя? Дополняя выгаесказанное уже н которымп комптетамп, Редакдіоппыя Гіоммиссіи иолагали, что иреяіде всего въ бснованіе урочнаго Положенія должны быть приняты пын существующіевс разныхъ мпстностяхъ обычаи. Такой обычаіі им етъ в роятно свонмъ началомъ огромное большинство случаевъ, въ работахъ ироявляющихся, и потому ириноравливаетоя къ средниыъ силамъ работника или работницы. Эти среднія силъг должны быть строго прпняты въ основаиіе всякаго урочнаго ІІоложенія, а пе работа наемныхъ людей, им юіцая въ себ совершенно другія основаііія. Всякііі разъ когда такая средняя п на обыча оеповаиная работа моя;етъ быть найдена, она доляіна быть непрем нпо обозначаема точною циФрою; опред ленія уроковъ двумя пред лыіыми цифрами — отъ и до — никакъ допущены быть не могутъ, какъ порождающія двусмысліе. Для тоіі н;е ц ли Редакціонцыя Коммиссіи не р шились до27*
Стр.4
420 Ііускать въ Урочномъ ІІоложеніи мелочыыхъ иодробиостеіі, стольйо удобныхъ для людей, желающихъ уіютребпть во зло правохозяина. Наконецъ въ урочномъ Положеніи должно быть неирем пно выраік но право каждаго крестьяниыа располагать своиіи, вреыенемъ no окончаніи урока. в) Еакія работы могутъ бытъ опред лены въ урочномъ Положеиіи? Согласно съ мн ніемъ н сколькихъ комитетовъ Редакціонныя Коммиссіи полагали возможнымъ ограничиться оііред леніеыъ уроковъ только для такихъ работъ, которыя чаще всего встр чаются въ сельскомъ хозяйотв п разм ръ которыхъ уже установленъ долговреыеннымъ обычаемъ. Къ этому сл дуетъ іірибавить ещ два основанія: во 1-хъ, такія работы должны no преимуществу встр - чаться въ быту самихъ крестьянъ, и во 2-хъ, работы должны быть избираемы такія, въ которыхъ встр чается ыало разнообразія, т. е. которыхъ исполненіе мен е зависитъ отъ разныхъ случайыостей и которыя могутъ быть съ приблизителыіою точностыо опред леиы. Къ категорій первыхъ принадлежатъ; 1) обработка земли : иахаыіе (оронки), раленіе, боронованіе; 2) іюс въ; 3) жатва; 4) кошеніе с на и хл ба; 5) уборка с на; 6) молотьба хл ба; 7) уборка свекловицы; 8) уборка или кладка табаку; 9) стрижка оведъ; 10) рубка дровъ; 11) л сныя изд лія; 12) разнаго рода подводиая работа и н которыя т. п. Ко второй категоріи, крайне неопред ленныхъ, могутъ бытъ причислены: 1) цолотье хл бовъ ; 2) полоть свекловицы; 3) сапованіе и шеикованіе табаку; 4) городьба вообще; 5) разбивка навозу по полю и многія тому подобныя работы. г) Должно ли урочное Полооісеніе бъгтъ одно длл вс хъ губернгй? Н тъ ни ыал йшаго сомн нія, что одного урочнаго Положенія для вс хъ губерній въ такой обширной стран , какъ Россія, установить нельзя; но, съ другой стороны, такъ какъ границы губерній уставовлены бол е или мсн е случайно, то сл дуетъ бол е всего принаравлпваться къ м стныыъ отт икамъ по разнымъ полосамъ, стараяеь при томъ, чтобы смежныя губерніп былп подчинены однообразнымъ правпламъ. д) Моіутъ ли какія либо изъ правилъ для работъ, предлагаемъгхъ no урочиъгмъ Положенглмъ различнъгхъ комитетовъ, бытъ безусловио припятьг? Редакціонпыя Коммиссіи, встр чая въ комитетскихъ постановленіяхъ больгаое разнообразіе ие только въ правилахъ, относящихся до смея;ныхъ и сходныхъ между собою м стностей, но даже въ мв ніи различныхъ членовт> ддного и тогоя;е комптета, уб дились въ невозмоячностп, по іііі юи;имся даннымъ, приступить къ составлевію урочнаго Иоложенія для каждой отд льной ы стности и въ необходішости возложить это д ло на м стныя учрежденія ('9 ). ) Самый порядокъ составленія урочнаго Положепія излагается въ Сд дующемъ том , въ глав о приведеніи Ыоложеній въ исполненіе. ('э
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(2).pdf
840 Такимъ образомъ, въ чротивность ожиданіям членовъ губернСЕИХЪ комитетовъ, въ иоловин у здовъ, оброкъ понижается, а не возвышается, отъ введеніи въ разсчетъ им ній ниже 100 душъ; a для всей губерніи, которая при своей однородности, согласно съ мн ніемъ членовъ губернскихъ комитетовъ, можетъ быть принята при вывод среднихъ оброковъ за одну м стность, все различіе отъ включенія въ разсчетъ им ній ниже 100 душъ состоитъ въ 14 коп. Въ у здахъ владиыірской губерніи: Вдадимірскій . Александровскій Вязниковскі Гороховскій Ковровскій . Меленковскій . Муромекій . Пореяолавскій . Покровскій Суздальскій Судогодскій Шуйскій . Юрьевскіи . . . По всей губерніи: . . . По им ніямъ свыше 100 душъ: руб. 10 9 10 7 9 7 8 13 9 9 8 7 9 .22 36 60 25 48 56 60 7 40 73 22 71 80 83 Принииая въ разсчетъ им нія ниже 100 душъ: РУб. 9 10 7 10 9 9 7 7 9 92 36 21 39 43 77 56 64 42 36 83 87 90 80 Зд сь, принятіе въ разсчетъ им ній ниже 100 душъ иопижаетъ средніе оброки по 7 у здамъ изъ 13, и даже общую цифру оброковъ ио губерніи (на 3 к.), а прй вывод оброковъ по м стностямъ почти не им етъ никакого вліянія. Въ у здахъ московской губерніи: • Московскій Богородокій Бронницкій • Верейокій ВодоколаыскіІ Дыйтровскій Звенигородскій Клинскій ...... . Коломенскій Можайокій ; Пододьскій ...... . Руаскій Серпуховскій 11 о исей губ'е5ніи: По им ніямъ свыше 100 душъ. руб8 9 9 9 10 7 9 10 10 10 12 75 26 53 15 20 71 57 50 7 30 98 Приниыая въ разсчетъ ші нія ниже 100 душъ: РУб. 9 9 9 10 8 9 10 10 10 8 13 86 40 61 28 44 15 6 53 54 2 35 24
Стр.1
841 По московской губерпіи, им нія ниже 100 душъ, вообще обложены высшими оброками ; вліяніе принятія въ разсчетъ этихъ им - ній, вообще все таки не значительно, такъ какъ отъ этого повышается средняя циФра оброковъ по губ рніи только на 26 к. Редакціонныя Коммиссіп остались при уб жденіи, что включеніе въ разсчетъ им ній ниже 100 дугаъ, весьма мало изм нитъ среднія циФры, но потому самому не встр чали никакаго препятствія иредоставить усмотр нію оамаго губернскаго присутствія цринвмать въ разсчетъ вс им нія свыше 20-ти Душъ. которыхъ мен е 1 шестъ члемовъ возражали, приводя въ прим ръ, что на основаніи онаго , если въ иы ніи въ 7,000 дутъ, 2,000 будутъ состоять на оброк , то они не будутъ приняты въ разсчетъ. В. Противъ правила о неприня гіи аъ разсчетъ имгыіій, въ І3 крестъянъ состоитъ на оброк , двадцатъ Находя возраженіе членовъ губернскихъ комитетовъ вполн уважительнымъ, Редакціонныя Коммиссіи изм нили принятое правило; над ясь достигнуть другимъ сгюсобомъ ц ли, ддя которой оно было установлено. Ц ль эта состояла въ томъ, чтобы ве включать въ разсчетъ среднихъ оброковъ т случаи, въ которыхъ н сколько особенно зажиточныхъ крестьянъ барщинныхъ им ній состоятъ на исключительныхъ оброкахъ. Для этого достаточнымъ огражденіемъ будетъ служить правило, что непринимаются въ разсчетъ т им - нія, въ которыхъ, изъ числа вс хъ душъ, мен е 21 души соотоитъ на оброк . повинности, члены перваго приглашетя возражали противу первоначально принятыхъ заключеній, изложегныхъ въ прим чаніи203-мъ. Мироновъ объяснялъ, что оба эти пункта, устраняющіе вовсе В. По правиламъ объ ит ніяхъ, состояищхъ на см танной всякую стоимость натуральной иовинности при вычисленіи общей денежной, даютъ новый способъ къ ионияченію циоръ оброка, іштому, что въ такихъ им ніяхъ денежные оклады безъ всякаго сомн нія паименыпіе. Справедливо ли, спрашиваетъ онъ, отвергая одну часть изъ общей повинности, принимать въ разсчетъ остатокъ, и можно ли называть средними выведенныя на такомъ основаніи циФры? Правильн е было бы, по мн нію Миронова, вовсе не принимать въ счетъ, при изысканіи среднихъ цифръ оброковъ, т хъ им ній, гд учреждена см шанная повинность. для опред ленія оредняго оброка, им нія, которыя платятъ бол е 4 р. 50 к. оброка, съ т мъ, чтобы отбываемую сверхъ оброка натуральную повинность отбрасывать, совершенно несправедливо. Натуральная повиішость есть также повинность, приносящая пом - щику доходъ; ее сл дуетъ, по мн нію Лопухина], оц нить, и цриложа къ оброку, иринять въ общую сложность, или вс таковыя им нія совс мъ исключить изъ разсчета. Лопухинъ тоже находилъ, что принимать въ общій разсчетъ, Правило, изложенное въ ііункт е первоначальнаго заключенія, Парначевъ считалъ вовсе неприм нимымъ Къ д йствительности, ибо
Стр.2
842 отбрасываемая Батуральная иовинность, столь часто встр чаемая во владимірскихъ им ніяхъ, можетъ им ть огромный перев съ, въ ущербъ вдад льцевъ, а потому въ такихъ им ніяхъ Парначевъ предлагалъ считать, относительно нормы денежнаго платежа, дв души за одну. Гавриловъ иолагалъ, что Редакціонныя Коммиссіи приняли слишкомъ малую цифру оброка на душу (4 р. 50 к.), при которой им ніе съ см шанной ііовпнностію включается въ разсчетъ средняго денежнаго оброка. При такой девежной іювинности очевидно значительная, даже большая , часть дохода влад льца получается отъ натуральной повииности: сл довательно такая даниая будетъ одностороння. Ыаимевьшій чистый безъ прим ои денежный оброкъ въ им ніяхъ губернів составляетъ 6 р. 50 к. съ души — и это исплюченіе, въ двухъ или трехъ им ніяхъ только существующее. Повинность казенныхъ крестьянъ вообпі;е превосходптъ во владимірской губерніи 4 р. 50 к. съ души. Поэтому Гавриловъ полагалъ включать въ разсчетъ средняго оброка лишь т им нія съ см шанною иовинностью, въ которыхъ чистая деиежная пе ниже 7 р. серебр., или, еще в рн е, только т , въ которыхъ натуральная ловинность заключается лишь въ доставленіи пом щику продуктовъ сельскаго хозяйства: холота, яицъ, ягсдъ, грибовъ и т. а., и гд н тъ со вс мъ обязательныхъ сельскихъ работъ на земляхъ пом щика. С. С. Волковъ (мооковскій) объясыялъ, что непринятіе въ разсчетъ сборовъ сельскихъ произведеній, карауловъ и проч., и натуральной повинности ири см шанной, не могутъ дать правильнаго понятія о существовавшемъ д йотвительно среднемъ оброк , ибо сборы цроизведеніями, уборка изв стнаго количества с на, или заготовка дровъ и пр. составляли, во миогпхъ пм ніяхъ, не малую повинность, отъ которой желающіе крестьяне освобождались добавочнымъ оброкомъ, натуральная же повинность доходила иногда до уравненія съ дееежвою; если же большею частію она составляла треть или четверть всей повиннооти, то оставлевіе ее безъ ввиманія, ври исчислеиіи средвихъ оброковъ, должво общій выводъ значительно вовизить, особенно тамъ, гд см шаввая повиввость составляетъ не исключевіе, а часто встр чается. &і. Волконскій и Офросимовъ объясвяли, что если им вія, въ которыхъ ва оброк мен е Vs вс хъ валичныхъ тяголъ, ве привимаются въ разсчетъ врп оиред левіи средвяго въ давной м стности оброка, съ ц лію изб гвуть случайнаго повышевія оваго, то, съ другой сторовы, ради изб жанія искусственнаго его повижевія, не сл дуетъ отбрасывать натуральныя вовинвооти тамъ, гд отбывается крестьявами повинность см шанвая. Если случится м от вость, въ которой большая часть им вій отвравляетъ иовинвость см шавную, то можетъ ли цифра средняго оброка, выведеввая ва основавіи тихъ правилъ, служить справедливымъ м риломт. возааграя;девія, сл дуемаго вом щику. Самая ворма 4 р. 50 к., приведеввая въ этихъ правилахъ, есть цифра ироизвольвая, и не верестаетъ оставатьея таковой отъ того, что составляетъ иоловиау другой ироизвольвои цифры 9 р., о которой говорится въ ст.- 4-ой, Улучшить бытъ крестьянъ, в значитъ произвольно ва
Стр.3
843 граждать одно сословіе на счетъ другаго, а потому, по ын нію кн. Волконскаго и Офросимова, и эти два иункта d ж е (прим. 203) должны быть исключены. Если въ см шанной повинности, говорятъ Иикифоровъ и Пеmpoeo-Соловово, отбросить натуральную, то ясно, что остающіися за т мъ оброкъ опред ляетъ ее не вполн ; сл довательно брать ее въ этомъ вид неаравильно (231 ). Правила, противъ которыхъ возражали члены отъ губернскихъ комитетовъ п рваго приглашенія, были изм еены въ второмъ період , согласно съ выраженнымъ ими ын ніемъ, какъ изложено выше (иункты в, г, д) ст. 6 й). вили на эти иам неиія новыя зам чанія. По мн ніго двадцати шести членовъ (232 Члены губернскихъ комитетовъ втораго приглапіенія предста) исключеніе изъ разсчета добавочныхъ натуральныхъ повинностей, лежащихъ на креетьянахъ, сверхъ д нежныхъ, иоведетъ къ самымъ нев рнымъ выводамъ каоательно разм ра существующаго оброка. Есть много им ній, говорятъ эти члены, гд крестьяне отбываютъ натуральныхъ повішностей на сумму, іючти равную сумм денежныхъ оброковъ. Если крестьяие илатятъ деньгами 5 р. съ души и, сверхъ того, исиолпяютъ разныхъ натуральныхъ повинностей еще на 5 р., то на какомъ основаніи, спрашиваютъ двадцать шесть членовъ, при опред леніи средняго разм ра существующихъ повпнностей, такія им нія воидутъ въ общій разсчетъ, съ повинностью въ 5 р.? Есть болыпія простраиства, гд во вс х им ніяхъ существуетъ см танная повинность, по той причип , что оброкъ вводитоя постеиенно, по непривычк крестьянъ къ деыежнымъ заработкамъ, и потому нельзя разомъ назначить чистыіі оброкъ; въ такихъ случаяхъ обыкновенно назначался половинныи оброкъ, съ оставленіемъ, вм ст съ т мъ, иоловішы прежнихъ натуральныхъ повинностей. Вообще, вс эти основанія приведутъ, по мн нію двадцати шести членовъ, къ страннымъ выводамъ: не понимая сложныхъ разсчетояъ и правилъ, по которымъ они производились, народъ будетъ въ недоум ніи, когда въ одномъ им ніи иридется платить бод е, ч мъ въ другомъ, не смотря на то, что въ немъ земля гораздо дешевле и доставляет7> мен е дохода. Едва ли крестьяве іюв рятъ сираведливости подобныхъ основаній. Члены эти полагали, что такое венормальное положеніе скор е приведетъ креотьянъ къ мысли, что земля имъ принадлежитъ, и ылатимый за нее оброкъ есть ничто иное, какъ налогъ на крестьянское сосдовіе въ пользу дворянъ. По мн нію Иванова и Пенскаю выводъ среднихъ оброковъ будетъ весьма неправиленъ для смоленской губерніи, въ различиыхъ у здахъ которой есть бол е или мен е большихъ оброчныхъ иы - ній, такъ, что среднія цифры оброка приведутъ къ разы ру оброковъ въ разныхъ м стностяхъ, соверіпенио обратиому ц нности земли. Непривятіе въ разсчетъ см шанной иовинности поведетъ тамъ на хозяйственные вопрооы. (232 (2;ІІ ) Объ втой повинности говоритоя въ конц тома по особымъ отв - ) Сы. стр. 821-ІО, прим. 224-е.
Стр.4
844 такж къ несараведливымъ заключеніямъ о существующихъ иовинностяхъ, потому что въ смоленокой губерніи, въ болыпеи части оброчныхъ им ній, всегда бываютъ дополнительныя работы, которыхъ стоимость иногда почти равна цифр оброка. При разр шеніи вопроса о томъ, какпмъ образомъ, при вывод среднихъ циФръ, должны быть приняты въ разсчетъ им нія, состоящія на см шанной повинности, Редакціонныя Коммиссіи находились между сл дующими крайностями: а) Есдибы он постановили н принимать вовсе въ разсчетъ им ній, состоящихъ на см шанной повинности, то, во многихъ м стностяхъ, не оказалось бы почти ни одного им вія, котораго бы по усмотр нію нельзя было выбросить изъ разсчета, такъ какъ въ болыпей чаоти им ній, сверхъ деыежной повйнности, отбывается еще крестьянами какая нибудь ничтожная натуральная, напр. караулъ при господской усадьб , уходъ за скотомъ, чистка сада, и т. д., и въ такомъ случа , выводъ средняго оброка иолучилъ бы характеръ произвольной операціи, зависяіцей отъ личнаго воззр нія на предметъ. б) Еслибы, напротивъ, Коммиссіи приняли въ разсчетъ вс им - иія, состоящія на см шанной повинности, то имъ бы пришлооь при этомъ : или исключать натуральную пов-инность, отбываемую сверхъ денеяшой, изъ разсчета, или перечиолять ее на деньги. Откииуть зиачительную натуральную повинность, отбываемую сверхъ легкаго оброка, было бы несправедливо, а перечислять работы на деньги невозможно, потому что для такого перечисленія нельзя положить никакихъ оиред леыныхъ правилъ, такъ какъ вообще оц нка кр постнаго труда еоть задача неразр шимая. При томъ въ иодобномъ случа , не было бы прпчинъ не вводить въ средній разсчетъ и им ній, состоящихъ на чистой барщин , которыя, при произвольномъ перечислепги ііатуралыюй повингсости на деныи, подняли бы средніе выводы далеко за пред лы существующихъ оброковъ. Въ доказательство невозможности допустить подобныя перечисленія Коммйссіи приводили на выдержку сл дующііі прим ръ: въ козельскомъ у зд (въ ізм віяхъ свыше 100 душъ) состоитъ на оброк около 8,200 дупіъ. Средній ихъ оброкъ выведенъ, при пов рк , сд ланной Редакціоыныыи Коммиссіями, въ 8 р. 50 к. сер. съ души, что при иеревод на тягло (въ козельскомъ у зд въ тягл 21 /б души) составитъ 18 р. 70 к. Д иотвительыо, и въ овод комитетскихъ св д ній, составленыомъ калужскимъ комитетомъ, находимъ въ граФ средняго оброка no калуя;скому у зду 19 р. сер. съ тягла. Сл довательно, въ в рности вывода н тъ повода сомн ваться. Но въ сл дующей граФ находимъ (въ евод св д ній, ііриложенномъ къ Положенію калужскаго км.) подъ рубрикою „добавочныя [іовинности, пла„тимыя натурою, переведенныя на ц нность денегъ", еще 5 р. съ тягла, такъ что переводъ этихъ иовинност й на деньги возвысилъ средеіе оброки отъ 19 до 24 р. съ тягла. Въ таблиц , представленной членомъ калужскаго комитета Чертковьгмъ, въ доказательство раззо ренія пом щиковъ отъ прим ненія Положенія Редакціонныхъ Ком
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Отдел_хозяйственный._[О_повинностях]._Т._3_(3).pdf
1296 Y. СРАВШТЕЛЫІАЯ СОСТАВЛЕННАЯ ДВАДЦАТЬЮ ШЕСТЬЮ ЧЛЕЧАМИ ВТОРАГО СРЕДНИХЪ ПО ГУБЕРНШ ПОВИННОСТЕЙ, СЪ ОПРЕДЪЛЕН СУЩЕСТВУЮЩІЙ НАДЪЛЪ ОВРОКАМИ, НА КОТОРЫЕ ПЕ ТУРАЛЪНЫХЪ ПОВИННОСТЕЙ, СЪ УКАЗАНІЕМЪ УМЕНЬ КРЕСТЬЯНЪ НА ДЕНЕЖ и По губерніямъ и щ * g Р, н о Нижегородской Ярославской Вдадимірской С.ІІетербургскс Вологодской . Московской . Калужской . . Новгородокой Псковской . . Смоленской . Тульокой . . Орловекой . . Курокой . . . Рязанской . . Воронежской Таыбоиской . Пензевской . Казанской . . Симбирской . Самарской . . Оренбургской й . 108,000 106,000 106,900 (**) 35,050 76,000 72,450 30,840 20,000 38,500 86,000 29,500 23,000 25,700 38,600 24,000 22,000 5,600 20,200 8,650 2,150 a о *ч ш S в м N fed 21р. 25 р. 23 р. 31 р. '21р. 24 р. 26 р. 23 р. 23 р 25 р. 24 р. 24 р. 27 р. 30 р. 29 р. 21р. 20 р. 22 р. 28 р. 23 р. 26 р. о a я о Р< К м о о 70 к. 80 к. 17 к. 50 к. 50 к. 40 к. 10 к. 80 к. 10 к. 65 к. 10 к. 70 к. 25 к. 40 к. 18 к. 90 к. 5к. 30 к. 10 к. 50 к. 2,343,600 2,734,800 2,477,000 (**) 753,575 1,824,000 1,912,680 712,400 476,000 966,350 887,400 710,950 637,100 777,400 1,134,800 508,300 459,800 123,480 571,660 199,800 56,975 а 52,000 14,700 46,000 (**) 6,600 35,900 54,450 36,700 63,600 103,300 105,600 90,000 70,500 41,700 47,500 83,500 66,500 34,400 61,300 32,000 20,850 S » § 0 я о 2,184,000 279,720 1,507,800 617,400 1,932,000 (**) 2,454,900 1,541,400 2,671,200 4,338,600 4,435,200 3,780,000 2,961,000 1,751,400 1,995,000 3,507,000 2,793,000 1,444,800 2,574,600 1,344,700 875,700 симости, Приложенія къ нимъ: Отвывы члевовъ, вызванныхъ изъ (**) ЦиФръ въ подлинник нигд не выставлено. (*) Матеріалы Редакціонныхъ Коммиссій для составленія 1 ч и •0 о ^ l^lgt ю в я ш ввдомость, Итого оброчныхъ и изд льныхъ повинностеіі рублей серебромъ. 4,527,600 3,352,000 4,409,000 1,033,295 3.331,800 4,367,580 2,253,800 3,147,200 5.304,950 5,322,600 . 4,490,950 3,598,100 2,528,800 3,129,800 4,015,300 3,252,800 1,586,280 3,146,260 1,543,800 932,700 1297 Къ стр. 823, 938—939, 942, 945-й. ПРИГЛАШЕШЯ, НЫНЪ ОТВБІВАЕМЫХЪ КРЕСТЬЯНАМИ НВІМИ, ПО ПРАВИЛАМЪ РЕДАКЦЮННЫХЪ КОММИССІЙ, ЗА РЕЙДУТЪ КРЕОТЪЯНЕ ГІО ПРЕКРАЩЕНІИ ПЕРІОДА НАШЕНІЯ ПОМЪЩИЧЪИХЪ ДОХОДОВЪ, ПО ПЕРЕХОДЪ ВСВХЪ НУЮ ПОВИННОСТБ (*). По переход вс хъ креотьяпъ на опред ленный Редакціонными Коммиссіями средній по губерніи оброкъ въ 14 р. 10 к. 17 р. 40 к. 15 р. 50 к. 16 р. 20 к. 14 р. 85 п. 15 р. 40 к. 15 р. 50 к. 13 р. 55 к. 14 р. 5 к. 16 р. 80 к. 20 р. 10 к. 19 р. 40 к. 20 р. 65 к. 19 р. 55 к. 17 р. 25 к. 21 р. 18 к. 19 р. 80 к. 16 р. 70 к. 16 р. 80 к. 18 р. 20 к. 16 р. 25 к. вс тягда числомъ въ 160,000 120,700 152,900 34,300 41,710 111,900 130,900 67,540 83,600 141,800 141,600 119,500 93,599 67,400 86,100 107,500 88,500 40,000 81,500 40,650 ^3,000 будутъ платить рублей серебромъ : 2,256,000 2,100,180 2,370.000 555.660 619,393 1,723,000 2,028,950 915,200 1,174,600 2,382,240 2,846,200 2,318,300 1,930,800 1,317,700 1,485,200 2,270,800 1,752,300 668,000 1,369,200 739,300 373,700 Ежегодная потеря пом щиковъ общая по губерніи рублей. 2,271,600 1,250,000 2,039,000 • (**) 413,900 1,608,500 2,338,600 1,338,600 1,972,600 2,922,700 2,476,400 2,172,600 1,667,300 1,211,100 1,644,600 1,738,500 1,500,300 900.300 1,777,000 804.000 559,000 съ души. 6 р. 70 к. 5 р. 50 к. 6 р. 50 к. 4р. 7 р. 8 р. 9 р. Up. 8 p.. 60 к. 6 р. 80 к. 7 р. 6 р. 7 р. 7р. бр. 6 р. 50 к. 9 р. 50 к. 8 р. 80 к. 8 р. 10 р. Положеній о крестьяиахъ, выходящихъ изъ кр постной завигуб рнскихъ козштетовъ, Томъ Г -й, кн. 2-я, етр. 178—194. Ал. СКРЕВИЦКІЙ, Крестьянское д до. Томъ Ш-й82 Итого серебр оброку і омъ. е тягло no вс мъ 40 дней, : рублей
Стр.1
1298 Орловскій чденъ Хлюстинъ обгясвялъ, что исчисленныя въ приложенныхъ в домоетяхъ потери пом щиковъ оказываются еще вначитвльн в въ им ніяхъ залоясенныхъ, такъ какъ додгъ не уменыиается чропорціонально уменьшепію доходовъ. Для прим ра онъ боретъ оброчио им ніе въ 1000 душъ въ рыбинскоыъ у вд ярославской губерніи. Этотъ у здъ по преимущеотву оброчный (920 шаетъ даже maximum Редакціонныхъ Коммиссій (назиачено 4,5 десят., a они над деиы 4,9) ; тяголъ въ этоиъ им ніи /0 1,оо каждое 26 руб. 79 коп., вс — 14,414 руб. (см. в домооть ІІІ-ю). А какъ иы міе это заложено въ бпекупскомъ сов т въ 80,000 руб. еер.; поэтому, за исключоиіемъ ежегодной упдаты процеытовъ 4,400, чистаго дохода им ніе даетъ 14,414 — 4400 = 10,000 руб. По цравиламъ Редакціонныхъ Коммиссій для рыбинскаго у зда назначенъ еамый высшій оброкъ 18 р. 60 к. съ тягла, и ел дователыю во 538 тяголъ будутъ платить 10,006 p., а исключая проценты въ кредитное установлеиіе, получится дохода съ им нія 10,000 — 4400 = 5600, т. е. почти въ иоловину зіен е теперешняго. И этовіу уменьшенію дохода подвергается ин ніе, стоящее въ оамыхъ выгодныхъ отношеніяхъ къ Форвіулаыъ, изобр теннылъ Родакціонныыи Коммиссіяли. Ио есть у зды, гд уменьшеніе доходовъ пом щика простирается до 2 душ-ь, въ одномъ изъ вееьма плодородныхъ у здовъ орловской губерніи — кроискоыъ, им гощимъ, кром высокаго качества почвы, и во Для другаго прил ра Хлюстинъ беретъ им ніе изд льнов въ 500 удобства /3 сбыта. Въ этомъ им ніп пом ищчьей аапашки въ кангдомъ под по 400 десятинъ. Доходу аолучается, по оредней СЛОЛІНОСТИ, СЪ десятины 12 руб. (т. е. съ озпиаго ноля 8 четв. ряіи, по 3 руб., и съ яроваго 8 четв. овса, по 1 руб. 50 коп.), а всего 400 X 3 X 12 = 14,400 р. сер.; исключая ироценты, уплачиваемые въ кредитное учреягденіе, по 2200 руб. еніегодио, чиотый доходъ простираетея до 12,200 руб. (Зд сь въ общій доходъ не включены еще: доходъ отъ пос вовъ пшепицы, которая приноситъ вдвоо бол е, ч мъ рожь; доходъ отъ скотоводства, отъ коноилянниковъ, и проч.). При новомъ порядк , когда вс креотьяне перейдутъ на оброкъ, то за душевой над лъ въ 2l на основаніп Формудъ Редакціонныхъ Коммиссііі, будутъ платить оброку по 6 руб. 80 коп'. съ души (3-я чсрнозеыпая м стность съ тахітит'омъ въ З1 jq десят,, соетояш.Ш въ ихъ подьзованіи, они, /, десят.), а всего 3,400 руб. Предподагая, что пол щикъ отдаетъ всю ового вемдю въ наемъ но 4 руб., т. е. изъ третьей части (что едва ли будетъ возмояшо, когда креотьяп за такую же землю будутъ платить по Положонію Редакціонныхъ Коммиссій только 2 р. 20 к.), подучится 1,200 дес. X 4 = 4,800 p., итого 3,400 + 4,800 = 8,200 p., а искдючая проценты въ кредитиое учрея^деніе 2,200 p., чистаго дохода будетъ 6,000 p., т. е. потеря бол е подовины дохода. При этомъ вс заведенныя пол щикомъ хозяйственныя поотройки, уеылед дьческія ыашины и орудія, вс улучшенія въ хозяйств останутся безъ употребленія, а затраченный на нихъ капиталъ и умственный трудъ — неприносящими дохода. , напр. въ тарусско.мъ, угличокомъ и проч. = 538; оброкъ платитъ ); крестьяие пользуются всею землею, и над лъ ихъ превы>
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически