Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477128)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий Т. 4 (240,00 руб.)

0   0
Страниц1257
240,00р
Предпросмотр
ID70274
Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян : губернские комитеты, их депутаты и редакционныя комиссии в крестьянском деле / по оффициальным источникам сост. Александр Скребицкий Т. 4 .— 1868 .— 1257 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(2).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(3).pdf
Стр.1
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4.pdf
Стр.1
^ /с^ f*vhu
Стр.2
811 г,, Ащеш Шщ цт щш Шщі
Стр.3
шстьшш дш БЪ ЦАРОТЕОВАЦІК ЙМПЕРАТОРА АШСАНДРА П. МАТЕРІА.ІІЫ ДЖ ИСТОРІИ ОСВОБОЖДЕНШ КРЕСТЬЯНЪ Ц о ОФФИЦІАЛЬНЫМЪ ПСТОЧНИКАЫЪ СОСТАВИЛЪ АЛЕКСАНДРЪ СКРЕВИЦКІЙ. ТОМЪ ЧЕТВЕРТЫЙ. Боинъ на Рейн . ІІЕЧАТАНО ВЪ ТИПОГРАФІИ ФРИДРИХА КРЮГЕРА. 1868.
Стр.4
ГУБІРНШЕ КОіМИТЕТЫ. ІХЪ ДІПУТАТД РЁДАКЦІОННЫЯ КОМШССІИ ВЪ ЩСТЬЯНСШЪ ( і;ЬЛЬ. ІІО ОФ ФИЦІАЛЬНЫЫЪ ИСТОЧНИКАЫЪ СОСХАВИЛЪ АЛЕКСЛНДРЪ СКРЕБИЦКІЙ. ТОМЪ ЧЕТВЕРТЫЙ. Боннь НІІ Рейн . ПЕЧАТАНО ВЪ ТИПОГРАФІИ ФРИДРИХА КРЮГЕРА. 1868. *,
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(1).pdf
406 вленныя въ пользу обязатедьнаго выкупа, такъ какъ он не столько доказываютъ удобство этого посл дняго, сколько развиваютъ неудобство срочно-обязаннаго положенія, достаточно указать на сл - дующіе главн йшіе доводы, которые повторяются почти вс ми сторонниками обязатедьнаго выкупа (какъ въ соображеніяхъ н - которыхъ губернскихъ комитетовъ, такъ и въ отд льныхъ отзывахъ членовъ): а) „Обязательный выкупъ составляетъ окончательное средство „для прекращенія обязательныхъ отношеній; добровольныя ше „соглашенія, какъ частныя сд лки, не могутъ им ть значенія об„щей государственной ы ры (І8в )". На это р>инансовая Коммиссія зам тила, что и при добровольномъ выкуп , взаимно обязательныя отношенія между пом щиками и крестьянами, по м р приложенія онаго, также прекращаются окончательно; сл довательно, добровольный выкупъ; по сущности и ц ли своей, им етъ тоже значеніе и будетъ им ть т же посл дствія, какъ и выкупъ обязательный. Конечно, д йствіе перваго медленн е; но, съ теченіемъ времени, оно безспорно окажетоя столь же в рнымъ и несомн внымъ, если только выкупъ вызывается, въ самомъ д л , д йствительною потребностію общества (въ чемъ никакъ сомн ватьея нельзя) и если онъ будетъ обставленъ такъ, что справедливые интересы договаривающихся сторонъ най іутъ достаточное для себя огражденіе. б) „Въ м стахъ плодородныхъ пом щики и будутъ согласны „на продажу земель". Если оаасеніе это и можетъ оправдаться въ н которыхъ от(І86 ) Въ Германіи, при всемъ уваж ніи къ существующимъ праваиъ, обязательный выкупъ былъ однакоже принятъ, по н которымъ особ ннымъ причинамъ, во многихъ государствахъ. Въ Ганновер , поетановденіями 1830 и 1833 годовъ, право выкупа повшшостей (съ изв стными огравиченіями) предоетавдено было обязанной сторон , т. е. крестьянамъ. Въ Пруссіи, по ваконамъ 1850 г., право требовать выкупа предоставлено было, какъ пом щикамъ, съ т мъ, чтобы требованіе ихъ оівосилось къ выкупу вс хъ поземельныхъ повивностей (Reallasten) креотьянъ, принадлежащихъ къ одной общин , такъ и креетьянамъ, съ т ыъ, чтобы выкупъ обнималъ вс поаемельныя повинности, леясащія ва участк . Въ Австріи, патентами 1848, 1849 и посл дующихъ годовъ, выкупу давъ быпъ вдолн обявательный характеръ для об ихъсторонъ, и операція произведена была по распоряжевію правительства, Въ Баваріи, востановдевіемъ 1848 г., многія изъ поземедьныхъ довинностей крестьянъ обращены быди въ д негкны пдатежи, съ предоставденіемъ права, и пом щику, и креотьянамъ, требовать выкупа. Въ Баден выкупъ повинности (дееятины), по закону 1833 г., предоставденъ быдъ на четырехд твій орокъ добровольному ооглашенію; потомъ, въ теч ніи сд дующихъ 4-хъ д тъ, одна обязавная оторона, т. е. крестьяне, могли откупиться; накояецъ и еторона, пользовавшаяся десятиною (повинностью), т. . пом щики, получили право требовать выкуаа. Въ Саксоніи, по закону 1832 г., яраво вто принаддеяштъ въ н которыхъ едучаяхъ обязанной сторон , а въ другихъ иногда обязанной повинностями, иногда пользующейся посл двиыи. — Вообще обязат едьиый выкупъ быдъ обыкновенно сл дотвіемъ политической яеобходимости, которая требовада р шитеяьлыхъ м ръ для усшжоенія землед льческаго наседешя.
Стр.1
\ 407 д льныхъ случаяхъ, TO н тъ никакой причины возводить его въ общее правило. Указанное зам чаніе могло бы им ть значені только въ такомъ случа , когда бы въ м стахъ плодородныхъ, предіюложенныя Редакціонными Коммиссіями повинности крестьянъ (съ которыми долшна соразм ряться и выкупвая сумма) были ниже ц нности отводимыхъ имъ угодій; но ближайшее изученіе этого предмета приведетъ, конечно, всякаго безпристрастнаго изсл дователя къ противному заключенію. Между т мъ, выкупъ представляетъ ііом щику важную пользу: съ одиой стороны доставляетъ ему каііитадъ, необходимый для пересозданія хозяйства, соглаево съ новымя потребностями, й для раеилаты еъ долгами; съ другой, устраняетъ веудобства, всегда бол е или мен е неизбіжныя для пом щика со взысканіемъ того или другаго рода крестьянскихъ повинностей. в) „Наоборотъ, Въ губ рніяхъ промыеловыхъ, крестьяне не на промысловые заработкп, а когда, всл дствіе наплыва соиска„телей, заработки умепьшатся и обманутъ ожиданіе крестьянъ, то „посл дніе, однажды оторвавшись отъ землед лія, превратятся въ „пролетаріевъ". Если годовы выкупные платежи н будутъ превышать раз„будутъ согласны на покупку: они оставятъ землед ліе и бросятся п ы ра годовыхъ крестьянскихъ иовинностей, то очевидыо, что для креотьявъ будетъ выгодн е такимъ способомъ, въ опред ленный срокъ, сд латься самостоятельньши собственниками земли, нежели оетаваться въ обязательныхъ отношеніяхъ къ пом щику на неопред левное время. Нельзя также опасатьоя, что крестьяне, потому только, что іюлучатъ личвую свободу, оставятъ з млед ліе и бросятся на заработки. Обширность промысловъ всегда ыаходится въ изв ствомъ, бол е или мен е иостоянномъ, соотношеніи къ землед льческому производству; и было бы ошибочно думать, что уничтоженіе кр постнаго прапа нарутитъ это отношеніе. Кром того, обращеніе крестьянъ къ промысловой д ятельности, обыкновевно, ве разрываетъ у насъ связи ихъ съ сельскою жизнію. Напротивъ, наши крестьяне-промышленнйки им ютъ ос длость. въ селеніяхъ и, независимо отъ другихъ причпнъ, дорожатъ ею, аотоыу что ваходятъ въ ней в рный и дешевый пріютъ для своихъ семействъ; промыслами же они занимаются, какъ средствомъ пополвить недостатокъ доходовъ, извлекаемыхъ изъ земли, и ванять лишвія для землед лія руки. Независимо отъ этого, ос длость крестьянъ обезпечивается и т ми условіями, въ которыя они, на основаніи Положенія, будутъ поставлены въ срочно - обязанномъ період , относительно къ земельнымъ ихъ над ламъ и ко всему общественному ихъ устройству. Сверхъ всего этого, еельзя упускать изъ виду двухъ весъма важиыхъ обстоятелъствъ: вопервыхъ, обязательный выкупъ, въ вид общей м ры, требуетъ повсем стно уничтоженія барщины и зам ны ея оброкомъ, чего, очевидно, нельзя достигнуть одновременнымъ и общимъ правительственнымъ расиоряженіемъ; и вовторыхъ, обязательный выкупъ иотребовалъ бы внезапнаго
Стр.2
408 выпуска кредитныхъ бумагъ, въ громадныхъ разм рахъ, что цроизвело бы самыя пагубныя посл дствія и для всего внутренняго кредита, и ддя самихъ землевлад льцевъ. Утверждать противное, иди требовать, чтобы выкупъ произведенъ былъ на казенные капиталы, можно только при совершенн йшемъ незнаніи основныхъ началъ государственнаго кредита и средствъ, которыми располагаетъ правительство. Финансовая Коммиссія находила, что эти краткія указанія н требуютъ подробн йшаго развитія. Она также считала излишнимъ расиространяться о практическихъ неудобствахъ обязательнаго выкупа, прим неннаго къ такимъ обпгарнымъ пространствамъ, къ такой масс им ній и земель, которыя вм щаютъ въ себ населеніе въ двадцать милліоновъ лицъ. Стоитъ внимательно изъучить ве стороны этого еложнаго предмета, чтобы удостов риться въ томъ, что общій и одновременный обязательный выкупъ былъ бы, въ настоящее время, столь же безполезенъ и дая?е вреденъ, сколько невозможенъ въ Финансовомъ отношеніи. Поэтому, при всемъ глубокомъ уб жденіи въ важности и совершенной неизб жности викупа для усп шнаго разр шенія крестьянскаго вопроса и для дальн йшаго, мирнаго и правйльнаго развитія ц лаго государства, чл ны Финансовой Коммисеіи были уб ждены также, что пъ предпринимаемой выкупной операцги мооюно приступитъ лишь на началахъ доброволънаю меоюду поятщикажи и крестъпнали соглашенгя. III. Посредничеотво правителъства въ д л выкупа. Комитеты, касавшіеся выкупа, указываютъ на двоякое посредничество правительства; а) на посреднйчество при соглашеніахъ пом щиковъ съ крестьянами, и б) на ручательство или гарантію правительства въ исправномъ платеж крестьянами какъ долговой суммы, такъ и ироцентовъ. При обсужденіи этого предмета представлялись сл дующіе вопросы: 1. Необходимо ли посредничество правителъства въ д л • добровольнаю выкупа? Необходимость эта вытенаетъ изъ самаго существа выкупа, подъ которымъ разум ется такая операція, которая удовлетворяла бы двумъ условіямъ, т. е. давала бы возможность: а) крестьянамъ пріобр сти въ собственность ту самую землю, которая, на основаніи Положенія, будетъ отведена пом щикомъ, или часть ея, не одновременною уплатою причитающейся суммы, а ежегодными, въ теченіе изв стнаго срока, взносами части каиитала и процентовъ на оный; и б) пом щику получить вдругъ, если не весь каииталъ, то часть его деньгами, а другую такими кредитными знаками, достоинство которыхъ не было бы въ исключительноЁ зависимости отъ состоятельности или несостоятельности крестьянъ. Такое свойство могутъ им ть, въ настоящемъ случа , лишь правительствевные кредитные знаки.
Стр.3
409 ств правительства за в рноеть платежей по кредитнымъ бумагамъ. Безъ кредитныхъ буыагъ, выкупная операція невозможна; безъ ручательства же или гарантіи правительства, курсъ этихъ бумагъ не можетъ им ть надлежащей твердости. Во вс хъ другихъ отношеніяхъ, посредничество правительства при доброводьныхъ соглашееіяхъ могдо бы, какъ справедливо зам чаютъ члены отъ губернскихъ комитетовъ, им ть видъ принудительной м ры, несовм стной съ началомъ добровольноети выкупа, а потому члены Финансовой Коммиссіи находятъ излишнею всякую регламентацію (о который уаоминалось въ ихъ предварительныхъ соображеніяхъ) для соглашенія об ихъ сторонъ въ оц нк выкупаемыхъ угодій. Эту оц нку, какъ и опред леніе прочихъ подробностей заключаемой сд лки, предполагается оставить на цроизволъ договаривающихся сторонъ, лишь бы не были нарушены обоюдеыя права, признанныя общими гражданскими законами и новымъ крес-тьянскимъ Положеніемъ. 2. Ііри какихъ общихъ условіяхъ и какимъ порядкомъ правителъство мооюетъ принять участіе въ выкупной сд лк ? Ц ль, съ которою правительство можетъ аринять на еебя гарантію, заключается, какъ видно изъ предшествующихъ соображеній, собственно въ облегченіи крестьянамъ покупки земель, и въ обезііеченіи пом щикамъ в рнаго полученія сл дующихъ платежей; дал е этого идги нельзя; правительство, очевидно, не можетъ, въ настоящее время, принимать на себя обязательства дать ередства ііервыыъ, во чтобы то ни стало, сд латься собственниками; иеаче значило бы основать всю операцію на безъотчетномъ риск . Открывая крестьянамъ кредитъ, перенося, такъ сказать, на себя обязанности крестьянъ къ поы щику, правительство должно быть ув - рено, что принимаемыя крестьянами обязанности по выкуиу не превышаютъ ихъ средствъ, и что самый предметъ покупки можетъ обезпечивать имъ эти средства. Посему, для принятія иравительствомъна себя посредничества въ выкуп , недостаточно одного заявленія крестьянами и иом щикомъ полюбовной или добровольной сд лки, между ними состоявшейся; оно въ прав требовать, кром исполненія изв стныхъ (впрочемъ самыхъ необходимыхъ) Формальностей, чтобы платежи н выкупаемыя угодья, были ограничены изв стными разм рами. Предметъ этотъ разсматривается подробно ниже, въ Отд лахъ ІУ и мъ. Что каоается до Формальной стороны д ла, т. е. порядка заключенія выкупныхъ сд локъ, то въ этомъ отношеніи надлежитъ отклонить вс сложные п затруднителыше обряды, довольствуясь лишь т мъ, что совершенно неизб жно, дабы правительство могло удостов риться : въ д йствительности посл довавшаго между об ими сторонами соглашенія, въ в рности сд ланныхъ исчисленій и въ законномъ охраненіи правъ третьихъ лицъ (кредиторовъ). Въ первомъ отношеніи достаточно, чтобы пом щики и крестьяне, согласившіеся ва счетъ выкупа, представили завлюченный между ними договоръ, засвыд тедьствованныі аодлежащимъ м стнымъ учрежСоединеніс этихъ двухъ уеловій возможно только при ручатель
Стр.4
410 деніемъ (мировымъ посредникомъ). Исчисленіе выкупаемыхъ угодій й пов рка этихъ исчиеленій могутъ быть также сд ланы упрощ ннымъ порядкомъ, какой будетъ установленъ для составленія и введенія въ д йствіе уставныхъ грамотъ. Зат мъ, на основаніи этихъ данныхъ, выкупныя учреЯхденія составятъ, безъ затрудненія, точные разсчеты выкупеой ссуды, гарантируемой правительствомъ, и ежегодныхъ крестьянскихъ платежей; а если на им нік чиелятся долги, то он сд лаютъ соотв тственныя распоряженія, не задерживая выкупной оиераціи, на основаніи соображеній, подробно излагаемыхъ ниже (въ отд л ІІІ-мъ). • При этомъ нельзя не зам тить, что требовать отъ пом щиковъ, чтобы они, вм ст съ выкуиными договорами, иредставляли неирем нно планы выкупаемыхъ угодій и чтобы эти іюел днія были немедленно отд лены отъ господскихъ земель, — совершенно невозмояшо. Для большей части ном щиковъ подобное требовані было бы равносильно воспрещенію заключать въ настоящее время выкупные договоры съ крестьянами. Само иравительство не было бы въ состояніи предоставить пом щикамъ, для немедленваго размежеванія выкупаемыхъ угодій, надлежащіе епособы, такъ какъ одва іюв рка уставныхъ грамотъ поглотитіі, в роятно, вс правительственныя межевыя средства. Въ виду такихъ затрудееній, Редакціонныя Коммиссіи вывуждены были, въ предполоя;еніяхъ своихъ о над леніи крестьянъ землею въ пользованіе, отаичить два д йствія: а) иервоначальный отводъ земель, и б) окончательное разграничевіе оныхъ. Посл днее изъ этпхъ д йствій отпесено, по необходимости, къ будущему времени, независимо отъ введенія въ д иствіе новаго Положенія. Тоже еамое необходимо соблюсти и при выкуа , т. е. ограничиться, на первый разъ, первоначальнымъ отводомъ, который долженъ быть пов ренъ и утверяиенъ на м стахъ, иорядкомъ, указаннымъ для пов рки и утвержденія уставныхъ грамотъ; за т мъ окончательное размежеваніе выкуцленныхъ земель и составленіе на оныя плановъ (т^мъ, гд ни то, ни другое не мошетъ быть сд лано вын ) производить въ посл дствіи, постепенно, по м р открытія нужныхъ техвическихъ и другихъ сррдствъ. He смотря на такую неизб жную отсрочку межеванія, интересы крестьянъ, а сл довательно и казны, достаточно ограждаются, какъ прсдтшсанными м стными пов рками первоначальнаго отвода вад ла, такъ въ особенности согласіемъ крестьянъ на принятіе онаго за опред ленную плату; на будущее вреыя, впредь до выдачиплановъ, сами крестьяне будутъ в рн йшиыи оберегателями неприкосновенности выкупленнаго над ла. Такимъ образомъ, предиолагаемое облегченіе въ иорядк утверяаденія выкуішыхъ сд локъ, вызываемое крайнею надобностію, не оредставляетъ особенныхъ неудобствъ; меяіду т мъ устранить такое облегченіе — значило бы, оторочить выкупъ на неопред ленноо и, во всякомъ случа , весьма продолжительное вреыя, къ общему и излишнему ст снеиію дворянства и крестьянъ. Само собою разум ется, что означенное размежеваніе земель, къ которому предподагается приступить ваосл дствіи, должно ироизводиться, ііо возможности, безъ замедленія, на общій счетъ цом -
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(2).pdf
825 митета объ обстоятельствахъ, вытекающихъ ивъ м стныхъ условій, даже необсуждены и выброшены изъ Положеніл, такъ: обратная продажа усадьбъ пом щику, относительнссть КОНОІІЛЯЕНИКОВЪ КЪ пахатной земл , обстоятельства оброчной системы въ губерніи; — когда самые ц нные для губерніи минералы или богатства не взяты во вниманіе при опред левіи правъ пом щика по обм ну земель и т. д.? Ограждены ли интересы ііом щика, спрашииаетъ Подвысоцкгщ когда, въ противор чіе законовъ, предоставлено полное распоряженіе собственности тому лицу, которому даво влад ніе оною отд льно отъ права распоряжеыія? Такъ, дано право возводить строенія; наннмать землю; рыть ее, для добычи минераловъ, и потомъ отказаться отъ пользованія оною. Предоставлено же ато БО тому уб жденію Коммиссій, что ограниченіе въ этихъ случаяхъ права влад нія землею будетъ непроизводительно для пом щика, какъ выражаются Коммиссіи (стр. 514-я, тома П-го), и сл довательно производительн е для пом щика получать со временемъ обратно земли изрытыя, уничтоженныя й лишенныя годности къ землед лію. Гд ограждены интересы цом щика, когда Редакщоняыя Коммиссіи объявляютъ, что подобное ограниченіе права влад нія осталось бы за пом щикомъ только на бумаг , и что безсильная власть пом - щика моя№тъ быть лучше всего зам нена при еасл дственномъ пользованіи участками и ири отсутствіи поруки •— полною евободою д йствій каждаго хозяина, при чемъ прибавляютъ Коммиссіи даже и въ томъ отношеніи (стр. 5І5-Я, тома И-го)? Ограждены ли ин теревы иом щика, когда все подобное иредназначается для губерніи черезполоснаго влад нія? При межеваніи возвращаемыя изрытыя куски .пахатной земли засчитаются въ обм нахъ за негодную землю, а застроевные пом шаютъ составить отд лыныя дачи, какъ и постановлено межевою иеструкціею. Ограждены ли, спрашиваетъ Лодвъгсоцкгй, интересы пом щика, когда Коммиссіи утверждаютъ за крестьянами право безсрочнаго пользованія землею, ссылаясг) на безуеловное согласіе на это пом шиковъ, котораго никогда комитетъ не объявлялъ ? Черниговскій комитетъ, по высочайше данному ему праву, оставилъ землю въ постоянномъ пользованіи крестьянъ за повинность натуральную, назначаемую на дв надцать л тъ, и оброчную на первыя шесть л тъ; но въ этомъ еще л тъ согласія на иовинность оброчвую ниже стоимости гатуральвой, и согласія отдать зсмлю на безсрочвое время въ пользовавіе за вовивность денежную, норма которой назначается на шесть л тъ, и за обровъ, • который не будетъ согласенъ съ принадлежащимъ яом щику доходомъ, назвачаемымъ въ повивность. Ограждены ли, спрашпваетъ черниговскій членъ, интересы пом щика, когда собствевность, вазвачаемая во влад віе срочнообязавнаго крестьявина, не возвращается къ нему поел того, когда крестьянивъ, по иетечевіи срока переходиаго состоявія, отказывается отъ пользованія оною, яо оставляется еще на шесть л тъ во власти каприза крестьявина требовать ее обратно не только каждый годъ, но даже, если угодво, и каждый девь? Ограждено ли этимъ спокойное влад ыіе собств нности, и еще особенво въ губер
Стр.1
826 ніи не обмежеванной и съ чер зполоснымъ влад ніемъ? И вее это потому только, что въ имперіи еашлось такихъ пять челов къ, которые провозгласили подобную мыоль; нашлось такихъ пять дворянъ, которые аазр ваютъ дворянство въ попыткахъ склолять отд льныхъ крестьянъ къ отказу отъ своихъ участковъ и къ исходу изъ общества (стр. 500-я, тоыа Пго). Трудно постигнуть, для чего пом щикъ можетъ прогонять отъ себя рабочія руки; разв для того, чтобы стоило дорож землед ліе. Или въ назначеніи повинности кроется мысль назначить ее ниже д йствительной стоимости земли, — но тогда это снова противно повел нію оградить интерееы пом щика, какъ законнаго влад льца кр постнаго права, съ ирекращені мъ котораго иом щикъ не долженъ лишиться звачптельнои части состоянія. Ограждены ли интересы ііоы щика, когда предлагаютъ ему продать крестьянскій поземельный над лъ [за ц ну по капитализаціи іювинности, исчисденпой въ С/о, не уплачивая тотчасъ деньги, за которыя можно было бы теперь купить по т мъ же ц памъ землю въ другомъ м ст и получать отъ оной въ доходъ т же б0 /», такъ какъ это самый низкій поземельный процентъ, но съ т мъ, чтобы пом щикъ получилъ ц ну земли его по истеченіи многихъ десятковъ л тъ, когда ц на земли удвоится, утроится, учетв ритоя? До того же, для сохраненія интересовъ пом щика, получать ему 50 /о изъ ц ны его собственностп, которые должны зам нить ему повинность денежную или оброкъ, почему онъ могь бы ианять за сумму 50 /'о то число работниковъ, которое можно было им ть за сумму 6%. Пом щикъ, интересы котораго такъ ограждаются, знаетъ однако, что въ томъ и другомъ случа , будетъ ли онъ получать 50 будетъ ли онъ получать оброкъ за пользоваше тою землею, онъ долженъ им ть работниковъ по вольнонаемнымъ ц намъ м стнаго свободнаго трула, и не знаетъ средствъ какъ изъ 50 не для обращенія снова въ процентъ, но для немсдленнаго израсходованія на обработку своихъ полей, сд лать т 60 /о, получаемыхъ /о > которые онъ получалъ для этого также деньгами; не знаетъ, какъ заставить вольнонаемныхъ людей брать ц ну дешевле той, которую они бралп прежде и которая можетъ еще и возвыгааться, такъ точно, какъ возвыгаается ц иность па землп. Оч видно, зам чаетъ Подвысоцкгй, что въ д л этомъ ваходится уже недостаточное охраненіе интересовъ гюм щика, но, напротивъ, совершенпо другое; зд сь въ одномъ отношішіи скрылась недосказапная мчсль, — зд сь предложеніе пом щику, котораго земля худаго качества, БЗЯТЬ въ повинеость въ доходъ отъ нея не 60 /о, но 50 ніи зд сь закрылось тяжко будущее, котораго иочему то Комыиссіи не р шались высказать откровенно; зд сь предложеніс пом щику счастливой м стности, если онъ находитъ м рьт, ііредложенныя къ огражденію его ивтересовъ, неудовлетворительными, выйти изъ этого положенія, соглашаясь взять вт. повинность въ доходъ яе &°Іо, но 50 /о отъ свид тельства на пріобр таемую у него землю, /о, и д ло покончить безъ хлопотъ; въ другоыъ отноше/о, и въ третьихъ, зд сь кроется предложевіе іюм щику счастливой м стности и способнаго бороться съ невыгодами изгото
Стр.2
827 вленной обстановки обм нять борьбу на сііокойствіе, принявши въ ПОБИННОСТЬ въ доходъ 50 /о, вм сто 60 /о. И тамъ, и зд сь, въ м стности съ хорошею почвою, приглашеніе отдать часть своей собствевнссти даромъ, и д йствительно пунктомъ 6-мъ журнала 5 марта 1859 г. поясняется : ежегодная уплата крестьянами канъ выкупного капитала, такъ и процентовъ, не должна превышать цифры регулированныхъ существующихъ ихъ ііовинностей; въ глав Х ІІ й сказано; выкуиъоснованъ накаыитализаціиизъ 6-ти процентовъ, опред - левныхъ Цолошеніеыъ оброковъ(стр. 737-я) и въ глав ХІ -й значится: изъ этихъ процентовъ 10 шевіе долга, остальны 60/0 самое, что ііом іішкъ цодаритъ крестьявамъ землю, или купитъ ее ддя вихъ самъ у с бя, и ваконецъ заилатитъ еще, сверхъ того, имъ же за то, что они, обязательно, не по собствевному желанію, доляшы сд латься собствевниками его земли, ибо 50 /0 /о-ми, поступающими къ нему въ качеств оброка , овъ ве обработаетъ того количества земли, которое обработывалъ 60 /о-ми оброка, и чтобы ІІОЗМ. СТИТЬ этотъ недочетъ, должно будетъ даті. т мъ же крестьявамъ гемли еще на 1% оброка. Съ такимъ огражденіемъ интересовъ дворявства, крестьяне давво уже пріобр ли право ва землю ном щика въ черниговской губерніи, ибо они отбываютъ за нее повивность уже 76-ть л тъ. Мвогіе содержатели Фабрикъ, заводовъ, дебиторы кредиторовъ пріобр ли уже ихъ заводы и девьги въ собствевность. Государственвые крестьяне ііріобр ли уже въ собствеввоеть казенныя земли и т. д. Въ журпал 20-го мая 1859 года объявлево, что одновременно съ пом щичьими крестьянами ^удутъ также и государственные крестьяне выкуоать иоземельныя свои угодья; мои^етъ быть правительство, по ііредлагаемой для поміщиковъ систем выкупа земель, им етъ возмояшость пзъ оброковъ и податеи, поступающихъ къ нему, умевьшпть норму оброковъ, для того, чтобы скидку изъ нихъ зачесть себ въ платежъ за землюС), во пом щикъ на это никстда не согласится, если въ 60 /t, оброка земля его вывоситъ ему только стоимость сл дующаго отъ нея дохода и если непозволительно употреблятг вынудительныя м ры, которыми остаются д йствительно, когда обязательная продажа земель не допущена. Добровольная же продажа хорошихъ земель можетъ только тогда состояться, когда, при порядк разсрочки платежей, будутъ, сверхъ сл дующаго шестипроцентваго оброка, взвооить еще 10 еще случа пом щикъ все же сд лаетъ иожертвовавіе, потоыу что вемля въ ц н т мъ болыпе дорожаетъ, ч мъ чаще даетъ отъ себя доходъ, а капитальвук сумму пом щикъ получитъ весьма не скоро; облигаціи же или свид тельства, хотя бы даже и приносили въ чистый доходъ 60 /0 или '/з 0 обработк одного и того же количества земли, ибо при недостатк рабочихъ силъ въ Россіи, съ іюстепеннымъ возвышеніемъ ц вы на /0 нын аемли, чтобы иолучить и д йствит льную отоимооть оной и причитающійся доходъ. (*J Заподдинно изв стно, что для этого правитедьство оц ниваетъ , будутъ ііостепенно уменьшать средства къ /о на іюгашеніе. И въ такомъ удеряшвается правйтелъствомъ на иогавыплачиваютоя пом щику. Это то же
Стр.3
828 землю, будетъ прогресеивно возвышатьея и ц на на трудъ. Только переоброчиваніе по ц н на рожь можетъ спасти землевлад льца отъ убытковъ при такихъ м стныхъ особенностяхъ страны. Взявши во вниманіе по законамъ статистики пропорціальное возвышеніе ц пности земли, окажется, что 6°/, повинности, сколько бы л тъ они не взносились, никогда не могутъ содержать въ оеб процента погашенія. Отъ земли, стоющей 50 руб., 60 /о будетъ 3 руб. сер.; тридцатид тній взносъ ихъ составитъ 90 руб. cop., а земля эта черезъ тридцать л тъ будетъ стоить гораздо бол е. Ограждены ли, спрашиваетъ Подвъгсоцкій, интересы пом щика назначевіемъ безсрочнаго оброка, независимо отъ возвышевія ц нъ на землю и произведенія оной, по тому уб жденію Коммиссій, что изм нёніе оброка будто бы приведетъ къ увеличенію крестьявской повинности ? Ограждены ли интересы пом щика уничтоженіеыъ по т мъ же онасеніямъ постановленія комитета о назначееіи оброка по ц н ватуральной повинности на рожь, когда сущность д ла не оправдываетъ этихъ оиасеній, п когда въ основавіи безсрочнаго оброка лешитъ произвольная циФра; когда произвольно назваченный оброкъ вед тъ къ уменьшенію повинности, назиачеивой пом щику, и когда безсрочный произволъ окончится насиліемъ драва соботвенности ? Опред леніе ц ны рабочаго дня по хл бной рент , ведущее, по мн нію Коммиссій, къ обращенію въ оброкъ произв деніа, веобходимаго для продовольствія, и возвышенію иовинности, не им етъ своимъ посд дствіемъ ни взноса иовинности зерномъ, ни увеличенія натуральной пованности новымъ количествомъ рабочихъ дней. Съ возвышеніемъ ц ны на рожь и трудъ зсмлед льца оплачиваетсн выше, и землед лецъ уплачиваетъ бол е собственнику за. пользованіе его землею, вым вивая у него причитающійся ему трудъ на деньги. Обстоятельствомъ этимъ онъ никакъ не даетъ пом щику возможности увеличить число рабочихъ дней, ибо ц на рабочаго дня, опред ляемая на рожь и изм няемая своевремевно, обязательна для обоихъ, но за то и пом щикъ влад етъ средствами всегда им ть очень приблизительно одно и то же количество работы. Наковецъ безсрочную оброчную повинность можво только тогда безобидно установить, когда оброкъ исчисляется по какому бы то ви было правильному основаиію' и долговременному оныту раціональнаго е льскаго хозяйства. Оброкъ, поставленный изъ правильныхъ основаній, не раззоритъ ни крестьянина, ни пом щика; полное же в - роятіе выгоды будетъ постоянно на сторон крестьянина. Срочно-обязанный крестьянинъ, освобояадая тимъ путемъ свой трудъ, цолучаетъ возможность пом щать сго самымъ производительнымъ епособомъ, употребляя его или на бол е ц нныя работы, или нанимаясь у того же пом щика работать отъ изд лія, а не отъ дня. Если ж безсрочный оброкъ назначается такъ произвольно, какъ это д лаютъ Редакціонныя Коммиссіи для черниговской губерніи, тогда въ немъ будетъ громадный перев оъ ущерба для которой нибудь стороеы. Эмаирическія цифры, сумма безсрочнаго оброка и заботы Коммиссій сііасти ііом щика — р шаютъ, что эта участь падаетъ на долю его, падаетъ на него не случайно, потому
Стр.4
829 что комитетомъ было дано средство соблюсти равнов сіе выгодъ, и яа т мъ средство это заключается въ правильномъ переложеніи одного вида повинности на другую. Ограждены ли пнтересы пом щика, спрашиваетъ Подвысоцкгй, если состояше его и средства жизни болыпинства аом щиковъ поставлены въ ожиданіи такой мрачной будущности, изъ котораго одинъ выходъ — отказаться отъ собственности ? Страшно говорить, страгано в рить, что произвольный оброкъ. обращаемый въ безсрочную повинность, готовитъ нежданную долю об дн нія искавшкмъ улучшенія быта крестьянъ, но нельзя ошибаться, когда у дверей будущности начертана Коммиссіями сл дующая надпись: .для устраненія риска, которому подвергаетъ пом щиковъ установ„леніе неизм нной денежной ренты, ііредставляется в рное средство „въ выкуп крестьянами земли въ ихъ собственность"(стр. 67-я, тома ЦІ-го). Землю же выкупаютъ въ такоыъ случа крестьяне оиять на счетъ пом щика. Ограждены ли интересы пом щика, когда отъ одной и той же земли, и въ одномъ п томъ же м ст , одинъ разъ даетъ крестьянйнъ одну повинеость, другой разъ — другую, и мен е всякой самой низкой повинности, назначаемой въ томъ м ст Коммиссіями? Приы ръ этому будетъ въ сумм оброковъ посл выкупа усадьбъ(5 Ограждены ли ивтересы ііом щика, когда, въ противность по). становленія комитета. не взято во вниманіе, что мастеровые крестьяне, должностные крестьяне обучены пом щиками большею частію не для найма ихъ въ заработки, но для содержанія т хъ сельско-хозяиственныхъ заведеній, которыхъ пом щики и не устроивали бы й не затрачиваль бы въ нихъ капвталовъ и капиталовъ (6 ющій: иы віе въ CO душъ получаетъ на 22 Дворанад лъ п шій minimum, no назначенію Кбммисоій, 2 дес. пахатвой земли и 1 на дворъ иди работника. Итого дано будетъ: усадьбъ ... . ІІовинности сд дуетъ за первыя, по І1 и отъ 22-хъ десятинъ дее. усадебной зеыли 11 дес. пахатной... . 44 „ Всего .. . 55 дес. ^ дес. на работника, по назначенію Коыыиссій. по 3 руб. 50 коп., или отъ 33-хъ деоятинъ 115 р, 50 к. За остальныя, по назвачевію Коммиссій, по 2 руб. 32 к. 51 „ 4 „ Эта повинность, но назначенію Коммиссій, есть 60 угодій и земель пом щика. Теперь есть другое постановленіе: крестьяне ІШ ЮТЪ цраво выкуиить усадьбьт. и выкупивъ оныя, должны нести ПОБИНность отъ эемли ту повинность, которая останется за екидкою упадавшаго •на уеадьбы б0 видво, что повинностей оотанется платить крестьянаігь, отъ пахатнаго над ла 44 десятинъ, только 23 р. 8 к., или почти ло 60 к. отъ десятиньь He будетъ ли, спрашиваетъ Ыо двысоцк ій, вд сь наоилія права собственвооти, и согласится ли на это дворянетво, не жалуясь Императору, им я его рескриптъ и разъясненія оваго отъ министра ваутреннихъ д лъ. чена miuimum 108 p., тахішит 216 p. сер. Если усадьбы 11 десятин будутъ продавы по этой посл дней ц н , т. е. за 2,376 p., то за нихъ изъ повинности должно сброоить 6"/0 . или изъ 166 р. 142 р. 56 к., и оче^ Итого повинности . 156 р. 54 к. еер. /0 оной стоимоеть /,, отъ ц нности ихъ. Ц на усадьбамъ въ Малороссіи назна) Изъ множеетва прим ровъ Подвысоцкій беретъ одинъ ел ду1і
Стр.5
Крестьянское_дело_в_царствование_императора_Александра_II__материалы_для_истории_освобождения_крестьян__губернские_комитеты,_их_депутаты_и_редакционныя_комиссии_в_крестьянском_деле__по_оффициальным_источникам_сост._Александр_Скребицкий_Т._4_(3).pdf
ШЕИФТЪ ИЗЪ СДОВОЛИТНИ БДУЕР А ВО ФРДНКФУРТ ЯА МАЙВ .
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически