Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523290)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Социально-культурные аспекты миграции (90,00 руб.)

0   0
АвторыЯкушкина Елена Ивановна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц31
ID702362
АннотацияУчебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов подготовлены на кафедре истории философии и культуры факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендованы для студентов 4-го курса очной формы обучения направления «Культурология» факультета философии и психологии ВГУ.
Социально-культурные аспекты миграции [Электронный ресурс] / Е.И. Якушкина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 31 с. — 31 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702362

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социально-культурные_аспекты_миграции.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социально-культурные_аспекты_миграции.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.И. Якушкина CОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИИ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017 1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Социально-культурные аспекты миграции» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.01 – Культурология. Ведущей целью данного курса является формирование комплексного представления о проблемах миграции в контексте социально-культурных аспектов, межкультурной коммуникации и гендерного подхода. В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно обозначить следующие: 1. охарактеризовать междисциплинарный характер исследований миграционных процессов; 2. выявить основные закономерности миграционных процессов в мире и их региональные особенности; 3. проанализировать гендерные аспекты миграции; 4. охарактеризовать роль международных организаций, связанных с миграционными вопросами. Практической частью курса являются семинарские занятия, ввключающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных первоисточников. В результате изучения курса «Социально-культурные аспекты миграции» студент должен владеть: – понятийным аппаратом; – навыками изучения социально-культурных аспектов миграционных процессов. Данная дисциплина призвана актуализировать знания, полученные студентами в ходе изучения курсов: «Социология», «Межкультурная 3
Стр.3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/ п 1 Аудиторная работа Название тем курса Введение в дисциплину «Социокультурные аспекты миграции» 2 3 4 5 6 7 Теоретические основы курса «Социокультурные аспекты миграции» лекции семин. 2 4 Всего ауд. 6 Сам. работа 12 2 4 Особенности современных миграционных процессов 2 4 Миграционная политика. Роль международных организаций, связанных с миграционными вопросами 2 4 Миграция как процесс межкультурной коммуникации 2 4 Основные стратегии адаптации в контексте современных миграционных процессов 2 4 Феномен диаспоры в контексте миграционных исследований 2 4 8 Гендерный аспект миграции 9 10 Социально-культурная адаптация детей-мигрантов Актуальные вопросы миграции в России: региональный аспект (на примере Воронежской области) 2 4 2 4 2 4 ИТОГО: 20 40 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 120 12 12 12 12 12 12 12 12 12 180
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение в дисциплину «Социокультурные аспекты миграции» Предметное поле дисциплины, ее задачи; понятийный аппарат и научный статус. Цели и задачи дисциплины «Социокультурные аспекты миграции». Структура курса. Актуальность исследовательской проблематики данной дисциплины. Междисциплинарный характер курса. Миграционные процессы как предмет социокультурного анализа. Основные источники по изучению дисциплины. Теоретические и прикладные задачи дисциплины. Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Тема 2. Теоретические основы курса «Социокультурные аспекты миграции» Основные подходы к понятию миграция. Зарубежная и отечественная научная традиция изучения миграционных процессов. Определение понятий «миграция», «эмиграция», «иммиграция». Виды миграции (в зависимости от причин, от времени, направления, территории). Молодежная миграция. Миграционные потоки. Факторы миграции. Ключевые функции миграции. Механизмы миграции. Стадии миграционных процессов. Тема 3. Особенности миграционных процессов Исторические этапы миграции. Основные миграционные тенденции в Европе последнего десятилетия XX столетия. Вынужденная миграция. Причины и последствия международной миграции. Основные тенденции процессов миграции в России. Способы регулирования миграционных процессов. Правовые, социальные и иные аспекты регулирования процессов миграции в России и за рубежом. 7
Стр.7
Тема 4. Миграционная политика. Роль международных организаций, связанных с миграционными вопросами Понятие миграционной политики, её виды, уровни, функции. Модели национальной и миграционной политики России и стран мира. Современная миграционная политика России, органы власти и законодательная база в области миграционных процессов. Миграционное право. Роль международных организаций, связанных с миграционными вопросами Мониторинг состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в регионах России. Политика интеграции мигрантов, её основные принципы и проблемы. Тема 5. Миграция как процесс межкультурной коммуникации Учёт знаний культурных особенностей и различий, культурных традиций в менталитете коммуницирующих сторон. Специфика использования различных средств, каналов и видов коммуникации при взаимодействии с представителями других культурных ареалов. Категоризация культуры по Э. Холлу: концепция «культурной грамматики». Теория культурных измерений Г. Хофстеде. Теория «культурной грамотности» Э. Хирша. Вербальное и невербальное общение в МКК. Коммуникативные барьеры и неудачи в процессе МКК. Типология коммуникативных неудач. Причины возникновения коммуникативных неудач Неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативным неудачам. Условия удачной коммуникации. Понимание коммуникантами ситуативного контекста. Диалог иммигрантов и принимающего общества. Тема 6. Основные стратегии адаптации в контексте современных миграционных процессов Понятие «аккультурация». Теория аккультурации Р. Билза. Л. Самовар и Р. Портер об «аккультурации» и «декультурации». «Теория 8
Стр.8
культурного шока» К. Оберга. Г. Триандис о влиянии культуры на социальное поведение (эмоциональное восприятие, смысловые образования, мыслительные процессы, межличностные отношения). Стратегии аккультурации Дж. Берри : интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация. Критерии, определяющие модели развития аккультурации: степень сохранения культурного наследия и идентичности, уровень взаимодействия и широта контактов между представителями различных культур. Транснациональная модель адаптации мигрантов (Л. Самовар и Р. Портер). Тема 7. Диаспора Основные подходы к определению диаспоры. Особенности и ключевые признаки диаспор. Классификация диаспор. Исторические этапы развития диаспор. Особенности развития диаспор в постсоветском пространстве. Изменение положения диаспор в условиях глобализации. Функции диаспоры как социокультурного феномена. Место и роль диаспор в экономике и политике. Диаспора как агент социализации и адаптации мигрантов. Роль диаспоры в сохранении этнокультурной идентичности ее представителей. Региональный аспект изучения диаспор: крупнейшие диаспоры г. Воронежа, их место и роль в жизни региона. Тема 8. Гендерные аспекты миграции Гендерные различия и их влияние на специфику проблем мигрантов. Cтатистическое увеличение женщин-мигранток. Основные проблемы женской миграции: неквалифицированный труд, большая, по сравнению с мужчинами, занятость в секс-индустрии и сфере услуг, дискриминация в принимающей стране не только по признаку национальности, но и пола, а также проблема детства и материнства и их незащищённости для мигрантов. Гендерный аспект миграционной преступности. Причины и пути преодоления женской эмиграции в России. Гендерные аспекты изучения диаспор. 9
Стр.9
Тема 9. Социально-культурная адаптация детей мигрантов Социологическое понимание адаптации детей-мигрантов. Роль образовательной среды в адаптации детей из семей мигрантов. Основные факторы обучения детей-мигрантов: личностная направленность процесса адаптации, гуманизация содержания образования, профессионализм педагогов, виды индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей. Уровни социокультурной адаптации. Адаптивные барьеры. Социокультурная адаптация детей мигрантов: зарубежный опыт и Россия. Тема 10. Актуальные вопросы миграции в России: региональный аспект (на примере Воронежской области) Актуальные вопросы миграции на территории Воронежской области. Этнические группы Воронежской области и воронежские диаспоры. Роль воронежских диаспор в культурной жизни города. Основная литература 1. Лебедева С.Г. Миграция населения в современном мире : учебное пособие для вузов / С.Г. Лебедева. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2010. – Ч. 1: Теория и методология изучения миграции населения. – 2010. – 116 с. 2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие / А.П. Садохин. – М.: КНОРУС, 2014. – 254 с. 3. Юдина Т.Н. Социология миграции : учеб. пособие / Т.Н. Юдина. – М.: Акад. проект, 2006. – 270 с. Дополнительная литература 1. Берри Дж. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Р. Дасен. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. – 560 с. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически