- 43 —
Состоишь въ остатк
Въ Баик на текущемъ счету
Причислено къ шшъ процентовъ
къ 1-му января 1871 года:
600 р.
11 — 25 к.
На рукахъ у предс дателя Кавказскаго Отд
ленія Русскаго Технпческаго Общества
Итого въ остатк къ 1-му января 1871 г..
251 — —
862 р. 25 к.
Ожидается къ полученію въ 1871 году:
Отъ придворной конторы Его ИМПЕРАТОРСКАГО
ВЫСОЧЕСТВА
Отъ ТиФлисскаго городскаго общества
500
р.
500 —
Итого на 1871 годъ им ется. . 1862 р. 25 к.
См ТА НА СОДЕРЖАНІЕ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ КАВКАЗСКАГО ОТ Д ЛЕНІЯ
РУССКАГО ТЕХНИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА ВЪ 1871 году, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ
ИНСПЕКТОРОМЪ И. А. ФОНЪ-ДЕРЪ-НОННЕ.
руб.
1) На наемъ квартиры
2) — матеріад^
3) — учебныя пособія
4) — ремонтъ и покупку новаго инструмента..
5} — плату учителямъ русскаго языка и ари -
метики и черченія, по 30 руб. въ м сяцъ каждому, а
двумъ за 8 м сяцевъ
6) Учителямъ ремеслъ столярнаго и слесарнаго,
каждому въ годъ по 420 руб., а двумъ
7) На разъ зды инспектору по 10 р. въ м сяцъ.
Итого
Программа занятій Кавказскаго Отд ленін Русскаго
го Общества въ 1871 году, представленная
13 февраля 1871 г.
180 р. -
100 — —
00 — —
60
480
840
120 — —
|1880 р. —
Техническапредс
дателемъ
Главн йшіе вопросы, на которые должно обратить свое вниманіе
наше Отд леніе въ предстоящемъ 1871 году, суть сл дующіе:
1)
Сод йствіе политехнической выставк 1872 года.
2) О Кавказскихъ жел зныхъ дорогахъ.
Стр.1
— 44 —
3) О гориыхъ до])Огахъ.
4) О споообахъ орошенія.
5) О приборахъ дли сожигаиія нефти и вообще жидкаго топлива.
в)
О иршотовлешн асфальта изъ кира.
7) Изсл дованіе строительныхъ матеріаловъ.
С) Реаіесленкоё и техническое образованіе.
Сод йствіё политехнической выставк
въ Москв , въ 1872
году, со стороны иаіпего Отд ленія можетъ закдючатьси только
въ расііростраиеиіи о ней св д нііі и въ приглашеніи нашихъ
сочленов'!, и посторонних'!, лицъ принять въ ней участіе.
Кром TorOj моя.^етъ быть удастся нашему Отд ленао послать
оть себіі на выставку св д ніл о н которыхъ изъ зд іннихъ
сырыхъ иродуктовъ, служанціхъ для техническихъ производствъ,
изложенный нагляднылъ образомъ, нодобно тому, какъ нто было
сд лано Русскимъ Техническимъ Общеспзомъ на Всероссійской
мануфактурной выставки, относительно моваго иридильнаго иате|)іала—кендыри.
Вопросы
о Кавшізскпхъ желгьзныхъ Оорогаяь и о ?орныхъ
дорогахъ вообще тю роду своему постоянно возбуягдаютсн въ нашемъ
Отд леніи то т мъ, то друпшъ лицомъ, что иеизб жно
повторится и въ нредстоящемъ году.
Вопросы о пособахъ орогаенія^ т. е. о наилучшихъ длл
этого иріемахъ, нредставляютъ такую важность въ этоиъ кра ,
что, можно сказать, вся будущая производительность зд шняго
кран завиентъ отъ удачныхъ и экономическихъ иріемовъ орошенія.
С])аннивъ IIIajiypcKiit участокъ на Аракс , въ Эриваискоіі
губернін, съ безплодною во многихъ м стахъ долиною Куры,
можно сейчась оц нить важность ороіиепія для зд шнихъ местностей.
Доходность земель возрастетъ съ удачнымъ нрим неніемъ
зд сь орошенія. Надо сказать, что до сихъ иоръ оропіеніе
на научныхъ начадахъ было прим нено, и то не вполн удачно,
только въ Караязской степи. При выбор м стности дліі оросительныхъ
работъ надо бы обращать вниманіе на благопріятный
климатъ и густоту населенія. Такую м стность представляетъ
долшіа Алазани. Теперь находится въ ходу вопросъ о привлеченіи
частной иромышленностіі къ д лу орошенія и изв стно, что
въ настоящее время предполагается отдать на аренду одной частной
компаніи участокъ земли величиною до 10,000 десятинъ на
берегу Аракса, между селеніямн Садаранъ и Давалу, съ услові
Стр.2
— 45 —
емъ устроить на этой м стнос.тп вподн
удовлепюрнтельную
систему орошенія. Надо над яться, что результатъ этого предпріятія
будетъ удаченъ и послужить хорошимъ образчнкомъ къ
подобнымъ, еще новьшъ зд сь работамъ. Между т мъ, казалось
бы, наше Отд леніе должно употребить вс усилія, чтобы изучить
этотъ вопросъ, т ыъ бол е, что и законодательство по вопросу
объ орошеніи далеко еще не установилось въ Россіи. По вопросу
объ орошеиіи мы им емъ въ виду сообщенія г. ВепсенгоФа,
который былъ командированъ для пзучеиія ирригаціп ]гь классическую
страну въ этомъ отношеиіп—С верную Италію, а также
сообщеніе г. Хатисова о м стныхъ обычаялъ по иррпгаціи,
приігятыхъ въ Закавказскомъ кра .
Наконецъ, по вопросу объ пррпгаціп нашему (Зтд ленію
об щапа начальникомъ Терской Области, М. Т. Лорисъ-Мелнковымъ,
подробна.'! статья обо вс хъ ирригаи'юнныхъ работахъ,
произведенныхъ на с вериомъ Кавказ —статья, котоііан должна
им ть для насъ огромный интересъ.
При всемъ богатств Кавказа сырыми ироизпеденіимп, Фабричная
и металлургическая промышленности, для развит!я своего
въ зд шнемъ кра , встр чаютъ по видимому огромное препятствіе
въ недостатк
минеральнаго
топлива, такъ какъ тквибульское
м сторожденіе каменнаго угля и и сколько м сторожденій
лигнита, по отсутствію дешевыхі» способов'!, доставки для
всего Закавказья, представляются слишкомъ недостаточными.
Въ этомъ отиошеніи я не могу не обратить вниманіа на отзывъ
нашвгд многоуважаемаго сочлена доктора О. Сименса, совершенно
справедливо зам тившаго, что минеральнаго топлива
на Кявказ неисчерпаемые запасы, что оно распространено почти
иовсем стно, по что оно жидкое (нефть) и потому весь вопросъ
заключается въ изыскаиіи наивыгодн йишхъ приборовъ для
пользован!я этимъ жіщкнмъ топливомъ при различныхъ Фабричныхъ
и металлургическихъ ]!роиессах'ь. 'Гакимъ образомъ, въ
Царскихъ-Колодиахъ, на ФОТОГСНОВОМЪ завод гг. Семенсъ, а также
на большей части бакинскихъ заводов'ь перегонка НСФТИ
производится сожиган!емъ неФтяныхъ остатковъ. Весьма в роятно
также, что найдутъ способъ применить регенеративиыя печи
Сименса или другіе приборы къ металлургическииъ процессамъ,
сожпгая НСФТЬ. Тогда м дное производство, для котораго Закавказье
представляетъ иеисчерпаемыя и весьма богатыя руды, можно
сказать, зд сь совершенно обезпечено.
Стр.3
— 46 —
По всему этому устройство приборовь
Отдіьленія.
для
пользованья
жидкимь топлшомъ должно составлять одну шъ главн йіиихъ
задачъ нашего
Въ этомъ отношеніи им ются у насъ въ виду св д нія о
приборахъ, предлоясеииыхъ для этого гг. Пор цкимъ, Каменскимъ,
Шпаковошгаъ и другимгг.
Приготовленіе асфальта изъ кира также должно привлекать
наше, пниманіе. Въ этомъ отношенім пред ото ятъ еще изсл дованія,
опыты и наблюдепія. Въ бытность мою въ Петербург , на
Всеросеійской иануфактурноіі выставк , я иы лъ случай вид ті,
прекрасную асфальтовую мостовую, устроенную предъ зданіемъ
выставки варшавской Фирмой Цверчакевича. По просьб г. Цверчакевича
ему послано изъ ТиФлиса г. Вартазаровымъ 10 Фунтовъ
сигнахскаго кира для испытанія степени годности его для
приготовления асфальта. На лекціи г. Цверчакевича, читанной
имъ въ Русскомъ Техническомъ Обществ , онъ заявилъ, что
горны я породы, пропитанныя горною смолою, тогда только годятся
для тротуаровъ, когда кипятъ при температур не ЩШ& 200°
Ц. и когда при этомъ теряютъ не бол е І г о п 0
в су. Для сод
йствія разъясненію этого вопроса, я просилъ нашего сочлена
г. Струве испытать въ этомъ отношеніи сигнахскій киръ, который
мною доставлеиъ ему. І\Іен\'ду т мъ полезно напомнить, что
на завод
гг. Сименсъ въ Царскпхъ-Колодцахъ приготовляется
асФальтъ изъ неФтяныхъ остатковъ. 1'. Сименсъ предлагалъ г.
ТИФЛИССКОМУ губернатору устраивать изъ этого асфальта тротуары
по 20 р. за кв. саж., но К. И. Орловскій, им я въ виду, что
за эту же почти ц ну можно устраивать зд сь тротуары изъ
алгетскаго камня, совершенно основательно предиочелъ каменные
тротуары.
Относительно вопроса объ изсл дованіп строительныхъ ма^теріаловъ
надо зам тить, что только съ окончательной установкой
рычага въ зданіи, строющемся въ ТИФЛИС между Музеумомъ н
Библіотекой (что мояіетъ быть сд лано только въ 1872 году),
занятія по этому предмету иримутъ правильный характера.. Между
т мъ весьма нчелательно, чтобы гг. техники присылали въ
наше Отд леніе всакія св д нія объ нзв стныхъ имъ кавказскпхъ
строительныхъ матеріалахъ, въ род собранныхъ мною въ ониса.
ніи образчиковъ коллекціи строительныхъ матеріаловъ, имеющейся
при нашемъ Обществ .
Навонецъ, что касается до "воиросовъ о ремесленномъ и
Стр.4
— 47 —
техническомъ образованіщ то въ этомъ отношеніп можно быть
ув реннымъ, что постоянной коммисіи, образованной по этому
предмету при нашемъ Отд леніи, не будетъ недостатка въ занятіяхъ,
какъ видно изъ отчета за 1870 годъ.
Въ закдюченіе считаю долгомъ указать еще на одинъ вопросъ,
весьма важный для края и въ которомъ Отд леніе наше
в роятно могло бы быть полезно,—это обсужденіе вопроса объ
устройств порта въ Дербент , на изысканія для котораго назначено
по см т
настоящаго 1871 г. 3.000 р. и для котораго
полезно было бы заручиться мн ніемъ моряковъ. Вопросы объ
устройств портовъ всегда, такъ сказать, пахнутъ милліонами и
принадлежатъ къ числу самыхъ сложныхъ и долженствующпхъ поэтому
разсматриваться самымъ всестороинимъ образомъ. Поэтому
келейный способъ разсмотр нія подобныхъ проэктовъ. къ сожал
нію у насъ еще супі,ествующій въ этихъ случаяхъ, мен е
всего пригоденъ зд сь и ведетъ только къ проволочкамь и затрат
лишнихъ денегъ. Въ подтверждеиіе этого стоило бы только
провести пахзаллель между способами, принятыми при разсмотр
ніи и утверяіденіи проэкта расширенія Одесскаго порта и при
разсмотр ніи проэкта Потійскаго порта. Въ одиомъ случа всестороннее
хзазсмотр ніе вопроса ц лою коммисіею им ло поод дствіемъ
прпнятіе проэкта, по-которому работы производятся безостановочно
съ 1866 г. Въ другомъ случа
работы начаты въ
1863 г., но до сего времени проэктъ безпрестаино изм нялся n
до сихъ поръ окончательно не утверждеиъ, почему конечно трудно
опред лить срокч. окоичанія работъ.
Въ заключеніе программы я должеиъ поименовать т предметы,
которые им ются въ виду для нашихъ техническнхъ бес
дъ въ текущемъ 1871 году:
1) О н которыхъ церковныхъ постройкахъ ъъ Грузіи. г.
Чижова.
2) О Загликскомъ квасцовомъ завод въ Елпсаветпольской
губерніи, г. Богачева.
3) О каботаж на Черномъ и Каспійскомъ мор , г. Корганова.
4)
Объ ирригаціонныхъ работахъ въ С веіжой Италіи, г.
ВейсенгоФа.
5) О Кульиинскомъ и Нахичеванскомъ соляныхъ м сторожденіяхъ.
6)
Объ ирригаціонныхъ работахъ на С верномъ Кавказ .
Стр.5