Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Энциклопедический лексикон Ара - Афо. Т. 3 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц558
ID69974
Энциклопедический лексикон Ара - Афо. Т. 3 .— : [Б.и.], 1835 .— 558 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/69974 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1853 И Е Ч А Т А Т Ь п о з в о л я к т с л : съ т мъ, чтобы по напечатаніи, представлены были въ ЦенсурныйКомитетьтри экземпляра.-С. <...> Л Р Л І І Д А (Pedro РІІ))1О АЬагса у Ьоіса d'Aranda), міпшстръ Испапскш, роднпшійся въ Сарагосс , пъ 1718 году. <...> Спачала онт. встушілъ въ воснную службу, потомъ много путешествовалъ , и возвратившись въ отечестио, жнлъ уединенно вь свопхъ влад ніяхъ, занимаясь исторіею п полптическими науками. <...> Такимъ образомъ Араратъ 6,389 футамц выше Этны, 4,792 выше ТенерііФСкаго ппка, и 1.528 выше Моііб.іапа; ио иа такую высоту Араратъ поды.мается не съ самаго своего осповаічя : оні) стоитт. на п.іоскоп возш.гтеппости Армепііі , которая, по Рмттеру, гама подчята на 7,000 Футовъ иадь поворхпостію моря. <...> Иосліз Г. Паррота, ішеішо въ прошломъ (1834) году, Г. АИТОІІОМОВЪ, ыолодоіі чнновнпкъ, служащій въ Арменін, р шился подражать его іііиім ру п взойтп ua Ajjapaib частію нзъ лпчааго любопытства, а частію изъ усердія і;ъ славь Дерптскаго прО'і>ессора, о киторо.мъ Ар.мяие,и пущо всего нхъ монахн, убиждеііные въ певозможностп для гріішнаго челов іса достигыуть священноп главы, упорпо н сдішогласііо утверждаютъ , что онъ ис біііва.іъ иа цей, Г. Аіітопо.мов <...>
Энциклопедический_лексикон_Ара_-_Афо._Т._3.pdf
Стр.1
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКІИ ЛЕКСИКОНЪ. г
Стр.2
ЛЕКСИКОНЪ. ТОПЪ ТРЕТІИ АРА - А О. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. 1853
Стр.3
ИЕЧАТАТЬ позволяктсл: съ т мъ, чтобы по напечатаніи, представлены были въ ЦенсурныйКомитетьтри экземпляра.-С.Петербургъ, 1 Декабря, 1835 года. Ценсоры: А. Никитеико. П. Гаевскій. П. Корсаковъ. 200704472 Въ ТНПОГРАФІП А. П.ІЮШАРА.
Стр.4
Сокращенія именъ Гг. Редакторовъ п Сотрудниковъ. Иваііъ Даниловнчъ Андр яновг Константипъ Михай.іотічъ Базили Александръ Иваношічъ Борисовъ . . Коіістаптпнъ Матвиевпчъ Бороздинъ едоръ едоровичъ Брандтъ Владиміръ Богдановичъ Бропевскій аддей Венедиктовпчъ Булгарпнъ Степанъ Онисимовичъ Бурачекъ Петръ Егоровичъ Б лпковъ Адеіссапдръ Васімьепнчъ Висковатовъ Карлъ Осішовичъ Вратсенъ ' Васплій ІІикпФоровпчъ Григорьевъ . . Василій Васильевнчъ Григорьеяъ Павслъ едоровпчъ Горяііиііовъ Германъ Ииавовпчъ Гессъ Кмлзь Инколай Сергізевнчт. Голицынъ Владиміръ Иоаповпчъ Даль Ипапъ Пізановичъ Делакроа Морнцъ Гуговпчъ Дестрем-ь Юлій ІІвановіічъ Джуліяпа Александръ Петровнчъ Загорскій Наколай Яквмовичъ Звпрковскій Баронъ Людввгь Пвавовнчъ Зедделеръ Якимъ Григорьевичъ Зембннцкій • Александръ Васильевпчъ РІльинъ Илья Мпхапловпчъ Казавцевъ Андрей Александровпчъ Краевскій Ііагплш Семеновичъ Легкобытов-ь Александръ ІІііі;олаевичъ Леовтьевъ Авдрей Леопольдовъ Семепъ Андреевнчъ Маркевичъ Баропъ Ннколай Васильевпчъ Медемъ . едоръ едоровпчъ Мецъ Грпгорій Павловпчъ Неболспнтк Яыуарій Мпхайловичъ Нев ровъ Алсксандръ Петровнчъ Нелюбппъ Степаяъ Яковлевичъ Нечаевъ Александръ Нпкнтичъ Ншаітпиъ . • ; , . . • • А. . • • К. М. Баз... А. Б. К. Б. Бр..дт«. В. Б. Б. . В. Б. , С. О. Б. IT. Б. А. В. В. К. О.В. В. Н. Г. /} .J5. Г. П. . Г. Г. И. Г. К. Н. С. Г. В. Д. ъ В. И. Д. t Ю. И. Д • . . Дрг З...ІІІ. . Н. Я. 3. Б. Л. И.З. Я. 3. , А. В. И. jy. д/. /{•, A. А. Кр. В. С. Л. А. Н. Л. A. Jfeon. С. A. М. Б. Н. В. М. . . М. Jf. HS Я. Н А. П. Н. * . С. Я. Н. A. Н . И. И. Д. М. Д.
Стр.5
Энциклопедический_лексикон_Ара_-_Афо._Т._3_(1).pdf
APX -r- 273 - го въ мра.морный; ободрениьіе его прим - ромь Рим.іяне перепеслп иі.ісшую роскошь въ частиые до.мм и загородпыядачи.илиииллы. Внтрувій Пол.ііонъ принад.іежптъ візку Августа; оть ііего сохраии.іся сдппствеііымй памятішкъ: иашісаішыя іпіъ деслть кингъ об/. Архитектуріі- Лгрпіігіа соорудидъ портикъ Паитеона, пъкоторыя храмм, акведукъ итеатръ. ІІосл дователп Августа продо.іжііли украшать Рпиъ п областіі важныяв зда'віядш и храмамп. При Ысроии изгіісканность роскошп доспігла до послидііей іс|)айіюі"гп. СожжеппмііимьРнмъ возіткъ изъ пеіма всликольпн е Рпма Августова: его золотой дііирсцъ ыревосходитъ все, что мы имие.мъ толысо историчеокаго въ cem. pcu'Iiicrponiejn его былпЦелерій иСеверъ: но.терялсь вт. иовыхъ изобр теніяхъ украшеиіп, Архитектура ііезадгітпю удалялась отъ мстгіііпий, основанной на разсудкв краситы, ІІ шла ісъ іювому падеиію. Прн.Веспасіаігв сооружеію одно изъ велпчіійіші.хъ зданій. амФіітеатръ, нзвістиый іюдъ назвалі;;мъ ' Колизея. При сл дующпхъ за нп.мъ императорахъ сииружаются тріум*альнг.ія арі;п Тпгап пр., павмахія, •юрумьІІервы и пр., чо хорошій вкусь постепеішо исчезаетъ въ искусствіз; при Траяіги однако жъ Архптектура опять у.іучшается. Сл ді.і еего вгадиы пъве ІПКОЛІІППЫХЬ ОСтаткахъ іюрума Траяпсша, и яспо сипдгтельствуютъо высокихъ достоіііістпахь Аполлодора, которому Траяиъ препоручалъ почти вс заачителыіыя строеиія н между прочима терчы, изввстніііе подъ шіёкеяъ сего пмператора, н циркъ (ЗІа.гітиз^^уаелачеітый п возобпоіиеішмйТраяном-ь. Между иажаъйшп.мп пропзіісдеиія.мц зодчества Траяпова віяса можно почесть мостъ, выстроеішші АполлодоромьчрезъДунай(см.^яол.іоЭо;!;в). Дрп Адріан* обнаружиііаетгя чрезвычапная д ятелыюсть въ областііпскусгггвь; вь Рт і іі вопсей ііиперіп соорулсаюгся весьна ліногія огро.мпыя u роскошныя зданія ; самь Адріань (см. Адріапъ) ііукрводствуеть ар хнтекторипъ , плп повелсваовъ позводить строенія по собстііоііиііімъ чертожамь его. Лптоншіъ также обращаотъ впіічаніе на пскусства; они распростраияются даже съ пового сплоюію Греціи п друпімъудаленпымі. проііпііціям7>, по посл сеіо пиператора упадокъ Архптсктуры был ь совсршепный. Прп Адексаидр Север ы Діоклеи.іаи noc'rpoeпы саммя. огромныя н роскошныя термы,— Тонъ ИІ APX лишеіпіг.ія уже почти вовсе изящнаго. Сіе состояиіе продолжадось до вре.меіп. Констаи тпна Велнкаго , которын, перспеся столпцу Шшеріи въ Византію, панесъкоиечныйударъ пскусства.мі; вь Италіи. Рті ъ остался храиилііще.мь, такь сказать, забі.ітыхъ соі;ровищь, и Архитектура -сущестаовала только акъ піііпо иеобходимое. Повыя религіозныя ПОІІЯТІЯ , отметавшія почтп все ііапоминавшее о язычестви, дади Архнтектурі; совсимъ іпіое иаправлеіііе на BOCTOKJJ, Юстппіанъ соорудилъ вь Константинопол храмъСв.СоФІіі,обпиірпый,велпісолъпн.мп;по хра.мі.ототъслужитъ лишьдоказательствомъ, что самая лучшая лысль, исполиенпая бсзь нстинпаго позііаііія ісрасоты, пе иржегь осущесівитьсявь ПЗЙЩІЮМЪ впдіз. Нашествіе Готовъ, Вавдаловъ п другнхъ варваровь и повсем стпыя войны привели пскусства ііаЗаііад възабвеніе. Архитектура подвергласьтой же участи; но забвеніс всвхъ ея правил;., вс хъ прпия ыхъ умрмъ п чцстымъ вкусоліъ условій кріісоты и стремлепіо человііка къ ііово.му породпли повые роды Архитектуры. еодоріікъ царь Остроіотовь , эавладгшъ Италіею,возобііовллл, ьсуществугощія памяттікп, какъ-то: бааи, акведуии a up., покровительствовалъ художества, ыо пе ші лъ художникоаі.; съ чувствомі. достойиымъ велпкаго государя, любя все велнкое , опъ прцлагалъ попеченіе о срхранещи древпнхъ здапій, созидалъ повыя, посіівшія па себ печать вре.меип, силы и иеввдіінія, ІІ чзъ отойто,, грубоіі Архптектуры, почерпнутой пзъ исжажеішыхъ осіювапій Римской, возникло пачало Готичесі.ой. Въ посл дствіп подралсателп сего рода построенііі, постепснными іізмъііеііія.мп, новоішедеіііямп п улучшеіияміі, довелп этотъ родъ зодчества до такь назьшаемаго Готичесісаго поваго, соедипяющаго въ себ красоты еліу свойствеииіля и оріігпна іьііыя. Во всей Европв таковъ бмлъ ходь Архптектуры; ыистныя прнчпны п разнохарак терность пародовъ давали еп различныс отт акй , но прочіюсть бі.іла едпнствеііпою ея п лію. Такі. въ половин VI ввка образовалась повая отрасль Архитектуры, .'Іолібардсжая, коей памятішкп сохраиилпгь во імпожествіі моиасті.ірей, разбросатіыхъ по всеіі Италіи. AjixmeKTypa отаотлпчаласьсовершенпымъ безвкусіимъ и безотчетлиііОстію. Заіи тнть должно, что пъ страііахі..гд1і 18
Стр.1
APX - 274 - образовапіе еще ue потухло вовсе, какъ-то пъ Италіи, Иепапіи, Франціи и по.іуденпоіі Нрптаішіи зодчество начало развпваться білcrpte пежели у народовь Гсрікініи. Порманы , утвердпвшіеся въ с верной Фраіщіп, завладіівь СІІЦІІЛІСЮ оставили также пііиотормс памятникп своего владычества; между ныи заміічателыіа соборная церковь въ Палор.м . И.ть строепіп VJT в ка, въ СТПЛ Ломбардско.мъ сооруженныхъ, существуютъ церкви вь Павіп Св. Іоанна п Св. Михаила, въ Парм Св. Іоанил. въ Бергам С. Юліи, въ 11юреіібергі; ааиокъ н мпогія другія здапія. Визаитійскій нт;усъ Архнтектуры съ плоскимп куполамиПіМелкпмііколопнаміі^проіісшодіпІп очевидио случапно пзъ остатковъ Греческой іі Рпмской Лрхитектуры, пзвлеченпіііхъ пзъ развалинъ , и уітотреблепиыхъ въ новыхъ строеніяхъ, въ посліздствіипріівилсякъ Ломбардскому, н изъ сего см^шанпаго стиля заывчательн йшія здапія суть; соборная ijepкові. въ Иизв, построенная архитекторомъ Бускстто въ XI. в к ; тамъ же колокольня, построеішая ІІ .меіікіімь архптекторомЪ Вилі,гельмом7>, п Мплапскііі соборъ, сооружеипый въ XIV стол тіп. Оть Византійской (см шанпой) произошла такъ пазываемаяНовая Греческая архитектура, коей памятнпкн суть: церковь Св.Марка въ Венеціи, велпколітнал церковъ въ монастыр Монреал въ Сііциліп, дрорцовая церковъ въ Палермі; п ІМІЮГІЯ другія. Сія Архитектура хотя и пе можеть іи.ідержать атіаліізъ строгаго разсудка, ио богата выраженгемъ, счлыіа своею харак•геріістіікою, пл иитсльпа разиообразіемъ и своею, можио сказать, днкою красотою, неліішеипоіо стройностп и простоты Формъ. Происхожденіе и образовапіе трехъ родовіі Архптектуры, Арабской, Маврнтапскоіі и Готическон, съ ихь ііодразд леніями доджно отпести кт. опохв переселеиія народовъ. Арабская, или робственво Сараципская, Архптектура возппкла пъ Азгп отъ Египетгкой п Грсческой, Маврнтанская развпта Мапрами пь Нспаніи. Готчческая произогала, какь впдно изъ ві.ішесказаннаго, отъ остатковъ Архитсктуры Рпмской и частію оть Мавріітанской. Первые два родамежду собою мало разлпчсствуюгь. Готическая же Архитектура, хотя и не чужда заи.мствовапій отъМавритаііAPX ской, по породн^а свои правпла п сод лалась совершеипо отд лыюю и самостоятельною. Пимлтіпіки Арабской или Сарацішской Архитектуры можно вид-іль во множествіі въ Сиріп и Еінпі ; сія Архитектура отличается особенно дерзкимьустроііс.твомъ сводовь, болыаимп массамч съ мелкіши частяыіі,тонііостыоколониъ,множествомі. украшепій, извъстныхі. подъ пмеиемъ арабеска (см. Арабесіса) и чрезвычайпымъ разнообразіемъ. Главвое различіе Арабской Ах)Хіітектуры АЗІІІ п Епіпта огъ Мавританскоіі въ Испавіи, состонтъ въ Форм арокь. Арабы ихъ дізлалп болве къ ве]>ху эллігатическиші іг часто даже завостреиными; Мавры ясе описывали нхъ частію правилыіаго . круга , такь что сводъ въ пятахъ сіюііхъ суживается. Между остаткаміі Архитектуры Сарацнпской і>ъ Егігат сохраЕіилися ст ны Александріи (878),иыстроеішыя ХалиФомъ Мотавакелеміі, и тамъ же мечеть, городскія ворота и мечеть въ Каир , развалпны дворца Капрекихъ. Султаиовъ, разныя строенія времеиъ Султана Саладнна, а также мечети въ Алеп , Ісрусалпм п проч. Въ Ш стол тіи Мавры ЕЫТ СННЛІІ изъ Испапіи п Португаліп утвердившихся на семь полуостров варваровъ, п унпчтожили тамъ Готское царство. Влад я этоіа страпоіо, впели они своюАрхптектуру, п хотя сіп поные завоевателп иаиілп существуюшее въ нейстроитіиьноеискусство, по, знакоыые съ развалпнами Греческпхъ, Рпмскпхь и ЕгиnexcKUXbnajWTHUKOBTj, и бывъ въ торговыхъ спошепіяхъ съііндіею, оніі,руководимыевосиомііиаіііямп, составплп собствсшіую Архптектуру величавую, споісопиую, роскоіпиую, какъ голубие кебо, подь которымъ обптали. Одинъ изъ знаметітвіішпхъ памяпіпковъ Архитектуры Мавратапской сушествуетъ еще въ совершепиой сохраямости въ Гренад . Это Алыамбра (см.это), служившал н - когда симъ пришельцамі) іф іюстью и дворцомъ. ВъКордов болыііаямечеть, обрашянная ныв въ собормую цорковь , есть также ихъ пропзведеніе. Въ ІИ в к однп Сарацивы заіиімалнсь художествами и наукали. Художники ихъ, соедпнеішые въ таііяое общество братьевъ камепщііковъ, и ПіМ вшіечлеповъ его у другихъ народовъ, сохранплн вь тайя руковод. ства строптелыіаго пскусства, и такимь обра|зомъ овладили стронтелыішо частью почтц
Стр.2
APX -27 S повсем стно, отъ Іііідіп до береговъ Португаліи. Г.іавныл че])тг,і Готической Архптектуры суть необыкнопеииая роскоиіь каменотеспой ііскулг>птурііойработы,завосгренныесі!Оды п арки, чрезиычайаое раздроблепіе большихъ массъ ііа мелкія, н шіраипда іыюсть иъ ІГІІКОторыхъ частяхъ н ц ломъ. Готическая Архнтектура, какъ u другія, им ла свое время младенчества н совершеннаго развитія. Въ иачал ,' Своды основьшались въ этой Архатектуріі па коротенькихъ итолстыхъ столбахъ, п употреблялось меп е украшеній скульптурныхъ; въ ПОСЛІЗДСТВІІІ ;ке онппрсдставляются висящпми въ воздух ; гдадкія сгішы покрываются безчисленными и прихотливымч украшеніями; башап, окыа гтроризі.тваются какъ кружева, но сіи дві> эпохи имвли разлпчныя направлешя. Па С веріі, подъ мрачнымь.иебомь его, Готнческая Архіітекту]^а возпикаетъ вмізст съ Христіангтвоиъ, и представляется строгою, выразителыюю, сильаою и такъ сказать мечтательпою въ своемъ характер , какъ иароды странъ полуночныхъ: на Юг являетсяопа во вкусіі АрхитектурыМавровъ когорыекакъ, обнтатели благораствореннаго климата, искали въ своихъ портикахь, осв жаемыхъ Фоатанами, болие наслаждевія ипрохлады, ч мъ защнты оть непогодъ, и потому здись оиа игривііе и роскошн е. Къ тому же чрезъ сношеііія полудеачыхъ народовъ Итадіи съ АфриKOJO, сейродъАрхитектурымогъбыть бол е подь вліяиіемь Архптект ры Сарацпнскои. Самый ощутительный примізръ сего рода Готпческаго вкуса находимъ мы БЪСИЦІІЛІП, въ церкви Святыя Mapin(S-taMarLidella Catena) В7, Палерм ; одно сходство сего вкуса съ Готическийіъ, существующимъ на с вери, есть отд лка въ украшеніяхъ, иііісоторыя завостренпыя арки и тоиенысія вырубленыя въ ст нв колопиы; впрочеиъ же сіе зданіе во всемъ различествуетъ; триаркиглавнаго входа параболическія и лежать на колоннахі), мало уклоняющпхся отъ чпстаго Корнескагоордепп; въ ч>асад паходятся пзсичеішыя въст и полукругльія арки; во всемъ сохрапены какое-то единство, простота, счастливое раздилеаіе частей, превосходное выполиеніе постройки , представляющее въ цъломъ игчто обворожптельное! Зам чательвгйшіе памятники Готической Архитектуры въ Германіи суть: Страсбург- APX а;ая колоколыія,соборнаяцерковьвъКобленц ,цериовь С.Стеі>ана въВілгйп колоколг.ня въФрейбург ;воФраніііи соборт. въИаріглсп Пресвятыя Д вы (Noire Dame), преіфаспаяколоі:олыія собора въ ШартрВ ; велнкол пныя здапгя и многія развалшіывъ Пормандіп; въ Апгліи аббатство Вестмпнстерское, і;аведральиая церковь въ Іорки, п многія друі'ія церкви и здашя,п въ числі; посл дішх7> большое чнсло загородныхъ домовъ. Въ лучшую эпоху Готическои Архитектуры было нзобр тено гіскусство расписывать стекла въ окиахъ. ВьХв к , совведеніемъХрпстіанской В - ptii въ Россіи, иачииаготся у пасъ первыя понятія о строительномъ нскусстві;. Грсчсскіе художішкп, вызваппые въ то время въ Россію, безъ сомн шя пмили посл дователей Рускпхъ, но нскусство пе получило прочиаго осііоваиія^ и если были возведены какія зиачнтельчыя здатііяіюсобенно церквн, тосимъ обязаны преи.муществетш нпострапцамт.. Церквп Кіевскія, Владимірскія, Повогородскія, разумъется самыя старішпыя^осягь на себ печать Византійской или Новогреческой Архитектуры. Въ посл дствіи,во время Татарскагоигаи особенно, когда утвердилась Москва, стали у иасі. появляться Нимецкіе и Италіянскіе зодчіе, но онндолжны были прцноравливаться къ обычаямъ и потребностямъ народа Русскаго , и потому не см ли въ церковиую Архитектуру, ввести стиль чпсто Готическій. ІІІІСКОЛЬКО башень и теремовъ построенвыхъ въ семъ стнл , не могутъ слуяспть долазательствомъ , чтобы этотъ родъ Архнтектурі.і былъ усвоенъ Русскими. Они не легко ИЗМІІНЯЛИ обычаямъ отцовъ своихъ, Князья п вельможи любили жить no старйни въ деревянныхъ домахъ. Въ СТИЛІІ ііерковной Русской Архитектуры ясно видны сл ды Восточнаго вкуса н большос сблпженіе съ ІІндійскою Архптектурою; прпщлецы камеищики могли внести этотъ вкусв, не чуждый орпгинальпости , но вовсе лишенньтй отчетливостп въ частяхъ. He смотря на это Кремль, б локаменный съ его золотымн маковкамн, возвпкшій невдругь, и соединяюшійзданія разныхъ вкусовъ, въ разное времл и разнымн архитекторамн сооруженныя представляеть ціілое обворожительное. Церковь Василія Блаженнаго, no страпностп Архитектуры своеіі, особенпопримьчательна. Она можетъ
Стр.3
APX - 276 - служптьобразцемъ вкуса Русской Архитектуры, которая не пмъеть соцершенстиъ Готііческой какъ строіпельное пскусство, неіім етъ обо.ючкп, такі. сказать, мечтатс.іьностіі, совремеішоіі ро.маіітическому духу рыцарства, но въ сіюемъ начал показыпаетъ каісой то блескъ іііитччцскгй парода, «ыходящагоизь состояпія в&рпаротва^и паччпающаго чупствовать свою самоо.мтность. Пача.ю совершеппаго перерождрпія Архитектуры н сб.іижепія е.л съ Еиропсйскоіо сопременпою соверіпи.іось съ основаиія С. Петербурга и преобразоваі:ія Росгііі ІІетромъ Пе.іпкимъ. Вь XV іііж запішается въ Ита.ііи новая заря для Искуствъ; иачнпаетъ пробуждаться люйовь къ пзящному; появляются художшіі;п, п подъ поіфовптельствомъ государеп п ііросввіііеііиыхт. любителеіі, об])ащаютсякъ нзученііозабытыхТ) остатковъ древнеп Архптектурііі. Это даетъ попуіо жпзпь зодчесгву: оііо быстро распрострапяется и находит;. всзд своихъ прокровителей. Римъ могущестіЮіМъ н богатствомъ ГІат.возраждир.тгя изь развалиіп. блестящнмъ, веііікол пнымъ; МОДІІЧІІ уісратаютъ Флорепцііо. Во всей Игаліи разппвается сореияонаніе; но не вдругь постпгнуті.і пстинныя красоты древностп, пе вдругт. ог.тавленм предубвждеиія, утг,сі)дііі!ШІяся вйковы.м-ь паві.шомъ.Брунелесі;іі,родо\іъФлореіітиііеці.(ум. 1444), перііын открыпаетъ и опредг.ляеті. разлпчіе ордеьовь: отп, воздвпгаеть огро^ный куполъ на соборноіі церкви. во Флореіщіп, начатой.архптекторочъ Арполыьомъ дп Лапо. Леоиъ Баптистъ Альбертп способствуетъ много къ ])асіірогтраненіт ученія о древней Архптектур сіюими сочииеііііпііі. Андреіі Оргапья, вводитъ опять аркн съ полпаго цеитра. Микелопцо, показыиаетъ роскошь въ украшепіяхъ, и улучшаетъ удобства. гг|лі состав.іепіп ікіапоиь въ частт.іхі! строеніяхъ. Браманте Ладзари трудитоя ішдъ пзыскаиіемъ отношепія частрй Архптр-туры между собою ("1514 у.м.)- Андр. Кондучі^изобрвтаеті, разныя машины для подаятія тяжестей (ум. 1529). Балтазаръ Перуццгі вве.п. въ употребленіе древиія украіпен|ія (ум. 1536). Себ. Серліо пишетъ объ Архнтектур (уя. 1540). МикеіеСаііъ-Мииеле ипобр таетъ новое устройство укрізплеііій, п іюобще оказыпает?. весьма важныя услуги ннжеиерночу строителыюму искусстпу (умер. 1559). Ал.юн. БерAPX руджинеттепереноснгь возобповлепнуюАрхитектуру изъ Италіи въ Ііспаиііо (ум. 1561). Мике.іь-Анже.ю Буопароттц гооружаетъ куполъ Св. Ііетра (ум. 1564). Джіакомо Бароцціо Вппіола п Галеато Алессп (уи. 1573), Ан. дрей Палладіа (ум. 1580), Винч. Скамоццн и Бапт. Аммапати (ум. въ 1592) пімнопе другіе уі:раси.ііі собою XVI іі кь. Домптікъ Фоптапа, воздвппііііі обелискъ яа млощадп С. Петра (ум. 1607), Вптторія (1C0G), Лунги (1619), Мадерии(у.мер. 1C20), Донііі!іікипо(і041),Фр. Борромппіі съ бо.іыші.мъ воображеиіемв, но развращеіііплмъ іжусомъ (уді. 1C07); Джіов. .Іор. Берітші.архпт. и скульпгоръ въ 1080, Кард. Райнальдп ( 1091 ) п -шюгіе другіе прославіілись въ XVII в кл. Кар.п. Фотапа (ум. 1714), Алек. Галплви (1737), Галлп (1739) Леони, (1740), .Туд. Ванвптел.ш (1773), Джироламо даль-ПоііЦО ігдпюгіе другіе послъдователн сеп школм пъ Х ІП в к . ІІЗЪ сего вндио.снолысо ДОСТОІІІІЫХЪ, отлич пыхіі людеіі трудплпсь надъ . у.іушленіемъ. зодчества въ течепю 'гречьвізковъ; ио или ие усп'Вліі еще открыть ію'£ татіпетиа^изящнаго и особенпо въ Гречгскоіі Архгітеістур ,. илн прііііосіілп д.інь саоелу вре.мепііі п. желаліі'. создать ТПІЧТО ноіюе, свое дгг.лаі^шеесятіотомъ правиломъ шно.и.і, п іюгояу, прилагая древнюю Архнтекгуру І;І; з ілія-літ. сгіосго іі|х;меіііі,оііппсчтіі ніпдл пе сихрапялп.строгостп древпяго аодчестіиі. ие терявшаго простоты даже въ самой раскоііш,а потоиу Архитектура сего времепи въ суідноотп часто пм етъ болие погрішшостейпротивъразоудкаіівкуса, ч иъ.даасе варварспая Архіітектура средішхъ ввкові); она еще менве можетъ выдержать анализъ стрбіоіі ісритіікп. Въперегнутыхъ и прерванпых і. ліііііяхі), вь собранныхъ въ пучу н вросшпхъ одва въдругую пилястрахъ пельзя отт:рыть ііп одиоіо пзъ пачаль, такъ сказать, самобытной Архнтектуры. Главная же мхъ погр шность состоііт7> ETJ разл р . М ра—условіе отоль важчое въ зодчествв, условіе, передаюшее художнику нлаоть управлятьвысіиею частью нскусства,- власть управлять красотою! Архптекторы спхъ в ковъ увлекаясь буріюіо изобр-втателыіостыо, хот .га часто плішять огі^омностью, и вь то жс время уішчтожалп э\у огромность раздробленіемъ па частн; избмтокъ или новость украшеній мало прпличныхь довершали ипогда разстройство а*Феі;та,и прекраспыя идеті осуществлялись
Стр.4
АРД - 277 - худо. Конечно Палладіи, Виыьолы и ііикоторые другіе держались чпотаго прекраснаго стиля; по какі. ие заміітпть, что художникъ, каковъ Борромііші, одпігь былъ достаточепъ, чтобы совратпть ііскусстио съпрямаго пути, а оиъ, къ лесчастію, быіъ не Одішъ!Со.Франціи возрождеыіе искусствьсоверШІІЛОСЬ прп Францпск 1; по его повел иію воздвнгпутъ преіфасный ФОитаиъ, прозианпыіі des Innocens, часть. Іувра и разныя другія здаиія. ІІрн Гепрііх II Архптектуразамъчательна no чрезвычаііпой ОТД^ЛКІІ частей, хотя пе.шюго кудревата; въ этомъ вкуси оыа продолжается до Генрихи IV. При немъ н Дудоаик ХШ пкусъ Французской Архптектуры нзувіічнвается употребленіемъ самыхъ безсмысленныхъ украшеній.ЛеМерсье, Бросъ, Маіісаръ производягь много значительиыхъ строеній, и въ чпсл ііхъ церісви С. Рока, Сорбоиы, мосгь изиистный прдъ имепемъ pont au change; п ироч. При Лудовпиіі XIV вмз пскусетва нозиышаются во Франціи, но Архитектура не избавляется отъ пзлишества въ украшеыіяхъ п дурпаго вкуса. Во ФраЕіціи пи прежде, вв посл пе строплп бол е і;аіа. въ этотъ въкъ. Повел'іініеш> сего Короля сооружена веліі'колаишая колошіада Лувра архнтекторомъ Перольтомъ; (имъ же переведенъ па Фрапцузскон языкъ Витрувій). Воздипі-аотся знамеиптый дворецъ Версальскіи, тріумФальпыя ворота и много другихъ зданііі. При Лудовики XV хотя Архптектура продолжастъ удаляться оті) чистаго вкуса , одпако еще много зам чателыіі.іхь здапій ио красот , воздипгііуто въ это время;между имы должно счнтать <і>асадъ цсркви Св. Сюлпнція, воеи ную.школу, начатую церковь Св. Женевьевы, моііетпыіі дворъ, ц проч. Къ сему мон;но еще ііріічислнть іісполнеііиыя построііки во всеіг Фрапціи; какъ-то ; площади, мосты іі проч. XIX вчзкъ представляетъ маоіо зам чательиых7> зданій во Фрапціи вь лучшемъ вкусі;; таковы Парижская биржа, церковь Св.Магдалпны, тріумФальныя ворота при Тюльерн, ко. шческая опсра, и прич. Граждаиская Архмтектура получпла счастлнвой оборотъ; расположепіе частиыхъ домовъ въ отношеніи кь удобству также лного выиграло. Современивозвышенія искусствъво Франціи, она можетъгордиться большшіъчіісло.мъ отличпыхъ зодчихъ. Въ XVI ВІІК пзві;АРХ стны: Филиберіъ де Лормъ , какі. оспователь Фраицузской школы. 1Іет])ъ Леско, сочинитель плана Лувра,іі и которые другіе; вь XVII в к Ф. Ыансаръ; Луіі ле Во ; Ф. Блондель, сочшштель курса Архитектуры; Клавіій Перрольтъ, строптсль обсерваторіи п колонады Лувра; Антоиііі Леіштръ, строитель церюш du Port-Royal и шюгкхъ другах-ь; въ Х ІП вик К. А. д'Авиле , 10ГардуэиъМянсаръ, строитель Тріапоиа,ораііжереи въ Версалп п миижества другнхь здаuiii. Ал. Ж. Баптпсгь ле Блондъ. умершііі въ С. Петербург*; Жпль-Марп Оппеиордъ, отлпчавшійся вь сііое врёма искусствомъ внутреннихъ украшоній, п его ученнкъ, О. Ф. Бюндель, ІІЗВБСТІІЫЙ свонмп сочііпеиіями объ АрхнтеитурИ; Ж. Жерменъ СуФч>ло, сверхьмножества пропзведешіыхъ нмъ строеній, ВОЗДВІІГШІЙ по собствеіпіому проекту церковь С. Женевіевы;де Валлыі, строптель Фраицузскаго театра; Буле, п многіе другіе. Ві) наіиъ в къ Фрапція нм етъ вшоіихъ отлпчиыхъ Архптекторовь, каі;ъ-то: Персье, Фонтеиа u проч. Ві. Аигліи сохраияется вкусъ Готической Архптектуры горяздо до.і е; можпо сі;азать, что онъ досего временп пепереставалъ быть ліоби.мымъ вкусомъ , хотя и ие пскліочіітельно предпочтенъ другпмъ вкусамъ. Брцтансиін архіітекторъНнпго Джонесъ, родпвшіііся въ концв XVI іі умершій вь полошіа XVII ввка почнтается въ ЧПСЛІІ ОТЛПЧІІЫХЪ подраясателей. ІІалладіо. Знаменптый ХристоФоръ Реаъ (Wreu) начипаетъ построеліе церкви С. Павла въ 1075 r. іі оканчішаетъвъ 1710 году а также п мпого друпіхъ строеаій во вкусіі современиой ему Италіянскоіі Архнтектуры. Анмія вообще до половипыХ ИІ въка представляеть ііаль мало строеаій въ поі.имь СТПЛІІ; НО СЬ этого времеиіі многіе архитекторы ііутешествуютъ въ Греціи, Италііі,Иадш,и вводятъ въ употреблейіс сіи рагчіые роды Архитектуры. Вь ныа шаемъ в кі; стіюптелыюе пскусство^іміііощеец ліюспособствоватыіромышленпости п торгоііліі, гдилало чрезвычайпые усп хи. Между сего рода построевіямн особеапо замичатслыіы : жел зная дорога для паровмхэі каретъ между Лондопомъ и Лпверпуле.мь; Лоидонскііі мостъ, построенный изъ граііпта , превосходящій отверзтіями свопхъ арокъ , BCJ; мосты въ мір , подземпын ходъ подъ Темзого, кото
Стр.5
Энциклопедический_лексикон_Ара_-_Афо._Т._3_(2).pdf
2007044729
Стр.1