От издателей
в 1991 г., в последнее десятилетис ХХ века, в Русской православной
церкви опрсделенисм Священного Синода было восстановлено
нринятос в началс вска на Поместном соборс
1917 -18 гг. 4ПОМИlIOвенис ИСПОВСДIIИКОВ и мучсников., пострадавших
за всру Христову 4В ныненшюю лютую годину гонсний
•. Их память вссгда совсршается в воскресный дснь - 7 февраля
(25 января по ст. ст.), ссли этот дснь совпадает с воскресным,
или в ближайшсс следующее за ним воскресеньс, - и это заставляет
лишний раз эадумьшаться о том, к чсму жс ТСХ, кто живет в
церкви сегодня, обязывает I!амяТl, российских святых ХХ вска.
Мы считаем, что литургичсское почитание новомучеников
и исповедников российских важно сочетать с усилием осмысления
их опыта, поныткой услышать, что именно они заповсдали
нам о путях христианской жизни, о путях жизни цсркви. Это
значит, что надо стараться выявлять и собирать, порой по крупицам,
то драгоцснное наслсдис, которое оставили нам святые
ХХвека.
В настоящий сборник вошли матсриалы двух семинаров,
подготовлснных силами нсскольких малых православных
братств Преображснского содружества и носвященных выявлснию
и осмыслснию опыта жизни новомучсников и исповедников
российских. Па ссминарс, ПОСВЯЩСIШОМ богослужснию в
опыте святых ХХ века, были рассмотрены вопросы богослужсния,
обсуждавши сся во время предсоборной дискуссии и на
самом Соборе 1917-18 гг.; затсм последовали примсры литургической
практики спископов Серафима (Звездинского) и
Арсения (Жадановского), а такжс СВЯЩСIШИКОВ Алсксея и
Сергия (Мечёвых), Тавриона (Батозского), Анатолия (Жураковского),
Фсофана (Адамснко) и возглавляемых ими братств,
общин или приходов. Был поднят непростой вопрос о соотношении
подлинного литургического обновления и 40бповленче5
Стр.5
ства. в богослужснии, а также показаны осоБСlIIIOСТИ совершсния
богослужсний в условиях гонсний на цсрковь.
Темой второго семинара стала ОТВСТСТВСIШОСТЬ за церковь
духовснства и мирян. На нсм обсуждалось, в чсм имснно могла
выражаться и выражалась ОТВСТСТВСШJOсть за цсрковь епископов,
священников, ЦСРКОВНОСТI, мирян; как и ксм сохранял ась
аскетическая традиция в цсркви; кто И каким образом мог
содействовать собиранию цсркви, а такжс поднимались вопросы
ОТlюшсний цсркви И государствснной власти и самой всры в
цсрковь.
Многие из затронутых на ссминарах вопросов сохраняют
свою актуалыюсть и для ссгодняшнего дня. Чтобы находить
свои пути, нам нужно знать подлинную цсрковную традицию,
имсть ОТВСТСТВСIШОСТЬ за церковь и всру в IIсё. Надеемся, что
опубликованныс матсриалы помогут собиранию и осмыслснию
опыта новомучеников и исповсдников российских И будут
интерссны вссм, кто стрсмится хорошо знать историю цсркви и
её традиции.
В оформлснии издания использованы фрагмснты графичсских произвсдсний
Е.П. ЛСВИIIОЙ-РОЗСНГОЛЬЦ. В 1925 году она закончила
Вхутемас и была ученицей Р.Р. Фалька. В 1919-56 годах отбывала
ссылку в Красноярском крас и Карагандс. Послс возвращсния в
МОСКВУ Евой Павловной было создано нссколько графичсских ссрий,
о которых М.В. Алпатов писал, что в них достигнута чсрта, когда
художник говорит только о самом СУЩССТВСIIJIOМ, самом важном,
самом обязательном и автора .можно сравнить со старыми китайскими
мастсрами или, по крайнсй мере, с Тёрнером (в сго наиболсс удачных
всщах) •. Ева Павловна принадлсжит к тем художникам, которыс
смогли связать прошлое с будущим, псрсдать художествснную традицию
следующему ноколению. В своих ПРОИЗВСДСIlИЯХ она нашла образ
свосго времсни, ноказала его трагичсскую сущность.
Стр.6
Содержание
От издателей
5
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ОПЫТЕ НОВОМУЧЕНИКОВ
И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
7
Олыа Филиппова Вопрос богослужения в предсоборной дискуссии
И на Соборе 1917-18 годов
9
ТIюд.м:u.лa Комиссарова Литургический опыт епископов Серафима (Звездинского)
и Арсения (Жадановского)
25
Cepzeй О.зepcкuЙ Богослужебный опыт людей, ПРИСОСДИНИВП1Ихся
к .обновленческому расколу.
33
Светлана ЧУ"Овши:l Об опыте мечёвских общин и об архим. Таврионе (Батозском)
48
Eкamepuнa СmenmlOва Литургический опыт свящ. Анатолия Жураковского
и его общины
65
Вера 11lаnовШlOва Свящ. Феофан (Адаменко)
70
MQ1{CUJIC Зелыnлroв Особенности совершения богослужений в условиях гонений
В опыте новомучеников и исповедников российских
77
Свящ. Георгий Кочеm/((Jв Заключительное слово
91
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
ЗА ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ СОВЕТСКИХ ГОНЕНИЙ
99
Koнcтtmmиn ОбoзnыU Отношения церкви и власти
104
Олыа Фwшnnова .Восхождение на епископскую кафедру есть приближение
к Голгофе.
132
Светлана ЧY"OВUna От размышления о направлении реформы К возрождению общины
143
Сергей Озepcкuй Ответственность за сохранение аскетической традиции в церкви
156
Максим ДeAlеnmьeв Опыт собирания церкви в служении свщисп. Романа Медведя
и ВОЗГЛа8J\Яемого им московского Союза ревнителей
православноговозрождения
167
Максим ЗеЛЫШ/((Jв Стремление к полноте церковной жизни как борьба за церковь
179
Стр.189
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
ЗА ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ СОВЕТСКИХ ГОНЕНИЙ
103
КОllcmаltmиu Отношепия церкви
060З/lЫЙ и власти
108
Олыа
Фuлurюва
Свеmлauа
ЧукавUllа
.Восхождение на епископскую кафедру
есть приближение к Голгофе.
136
От размышления о направлении реформы
к возрождению общины
148
Сергей
Озерекий
Ответственность за сохранение аскетической
традиции в церкви
162
Максим
Демеumьев
Оныт собирания церкви в служении свщисп.
Романа Медведя и возглавляемого им московского
Союза ревнителей правослаВIIОГО возрождепия
174
Максим Стремление к полноте церковной жизни
зелыtковв как борьба за церковь
174
Стр.190