РУКОВОДСТВО
ВОСІШТАНІЮ, ОБРАЗОВАНІЮ И СОХРАНЕШЮ ЗДОРОВЬЯ
Д ТЕЙ.
Сочиненіе К. Грума,
состоящало въ в домств Министерства Внутреннихъ д лг no Медицинскому
Департамеиту, Докт. медіщ. ц хирургіи, Статск. Coe. и Кавалера
Орденов*: Св. Владитра 3-й , Св. Анны 2-й съ ИМПЕРІТОРСКОЮ
кор. и Св. Станислава 2-й cm ; гім. зн. отл. безп. сл. за XX л., сереб. мед.
за взят. Варшавы и Знакг, за воен. doom. 3 cm.; Члена: ИМПЕРАТОРСКИХЪ
Медико-Хируріич. Академій: С-Пегпербургской и Московской, и 06uificmeb,
ИМПЕРАТОРСКИХЪ : Больнаго Экономическаго, Московскаю
Испытателей природы и Медіщинскаго Виленскаго; и Иедицинскихъ — С.-Петербургскихъ:
РусскихъЪврачей и Фармацевтическаго; — Кіевскаго и Вар
ТОМЪ III.
ОБРІЗОВАНІЕ ФІІЗНЧЕСКОЕ, УМСТВЕНПОЕ 0 UPABCTBE Н ІІОЕ.
С-ПЕТЕРБУРГЪ.
Въ ТИПОГГЛФІИ М. Оаьхипі.
1848.
Стр.2
ПЕЧАТАТ Ь ПОЗВОЛЯЕТСЯ ,
съ т мъ , чтобы прсдставлено было въ Цеисуриый Комптетъ узакоиеиное
інс.іо лкземпдяропъ. Санктпетербургъ, t5-ro Сентября 1845 г.
Ценсоръ Д-ръ С. КУТОРГА.
т
«1
2007041365
Стр.3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАШЕ.
Физпческое образовапіе состоптъ въ методичсскомъ
развптіи т хъ прппадлсжпостей пашсго оргаппзма , по которымъ
т ло иаше стаповптся способпымъ достигпуть по.інаго
своего совсршопства. Совершепство это , завпсящсе
сколько отъ природы, столько п отъ Фпзпческаго образовапія,
отпосптся и къ здоровыо, п къ пзящпымъ своііствамъ
пашего т ла. Фпзпческія прпиадлеяіпостп пашсго оргапизма
пропсходятъ , отиосителыю способности пхъ развиться
и усовершеиствоваться, отъ трохъ главпыхъ спстемъ
пашего оргаппзма: а) отч. спстелы костеіі ; б) отъ
системы мышечиоп; п в) отъ спстсмы ііервіюіі. Ч зіъ .іучше
устроспы прпродою п развпты пскусствомъ эти спстемы,
т мъ оргаішзиіъ паімъ бывастъ совсріііепм е и пзяіцп
е.
Отъ костпоіі спстемы прспмуществсппо завпсятъ осповпыя
своііства пашого т ла, какъ-то: тгьлоустройеіпво,
т лослоэісепіс, ирасота, статиостъ , ростъ, поліюіпа и
кр пость т .іа. Отъ состемы мыиіечпоіі пропстекаюгъ
движепіп и положенія пашсго т ла, совсршающіяся г.ъ
столь разпыхъ видахъ. Отъ спстс.чы первііой завпсять:
чувстаителыіость, чувстеа , чувствовапія.
Къ ФПЗНЧССКШІЪ пріпіадлсжпостямъ паінего оргапіізма
отпосятся также голосъ и р чь-, для которыхъ устроепы
особыс оргапы, составлспн ые пзъ упомянутыхъ трсхъ сястечъ.
1
Стр.4
_ 2 —
Отг развптія принад.іежпостей костноіі спстемы зависитъ
преимуществсппо изящестпо Формъ пашего оргапизна;
отъ усовсршенствовагіія нышечноіі спстемы—т лесаая спла,
а отъ совершепства псрвіюц спстемы — здоровье. Вс
же въ совокуппости взятыя прпііадле;кііостн пашсго т ла
составляютт. оргаппческуіо строііпость, въ котороіі заключается
псточппкъ пашего здоровья п благовпдпости.
1. Физическія свойства д тскаго организма.
Подъ словомъ Физическихъ своііствъ чслов ка должпо
разум ть сл дующія: 1) т лоустроііство, 2) т лосложеніе,
3) красоту, 4) статпость , 5) ростъ, 6) полпоту т ла, 7)
кр ность т ла. Своііствамп этшш одарепъ органпзнъ каждаго
дптяти, п иа пихъ родптели должпы обращать большое
впомапіе, потому-что опыя составляютъ важныіі предметъ
методическаго Фіізическаго образовапія дптяти. Дптя
хорошаго т лоустроііства, красивое, статпое , падлсжащаго
роста, достаточно полпое п кр пкое вкпкетъ быть почитаемо
совершенпынъ въ Фіізпчесігоіъ п эстстііческомъ отношеніяхъ.
Правплыюе развитіе ФПЗИЧССКІІХЪ СВОІІСТВЪ СЪ
самаго иладелчества, пн етъ р шптелыюе вліяпіе па здоровье,
благовпдность п долгол тіе дптяти.
.
Опытъ удостов ряетъ, что развитіе и совершепствованіе
спхъ своііствъ возможно въ кая?домъ возраст
дптяти,
ио прешіущественно въ д тскомъ, когда т ло дптяти
силами самой прпроды непрерывно устропвается,
образуется, развертывается D совершспствуется. Въ этонъ
отпошеніи упомянутыя Фпзпчесгпя своііства пашего т -
ла могутъ быть сравпены съ умственпыш способпостями
іі нравственныма качествами , и, подобно имъ ,
должны быть совершеиствуеыы и улучшаемы методическпмъ
Фпзпческпмъ образованіемъ. Д йствителыю, природа,
искусство п прпвычка доставляютъ д тскому т лу
способпость u возможность достпгнуть полпаго своего ФПзическаго
и эстетическаго совершепства. Это-то собственно
н составлястг ФИЗИЧССКОС ИЛИ т лсспое образовапіе,
Стр.5