Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493215)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Мусульманское законоведение (160,00 руб.)

0   0
Первый авторОстроумов Николай Петрович
Издательствотип. при Канцелярии Туркестан. ген.-губернатора
Страниц83
ID69729
Остроумов, Н.П. Мусульманское законоведение : Из курса, чит. в 1908/9 г. офицерам на курсах индустани Н.П. Остроумовым / Н.П. Остроумов .— : тип. при Канцелярии Туркестан. ген.-губернатора, 1909 .— 83 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Авторъ капатальнаго труда «Изложеві началъ мусульманскаго законов д нія» (С.-Петербургъ, I860) баронъ Тарнау, бол 50 л тъ назадъ выеказалъ, что му сульманское заковов д ніе издавна обра щало на себя вниманіе европейскихъ уче* ныхъ и служило лредметомъ ихъ тщательныхъ и многостороннихъ изсл дованій, а опытъ управленія мусульмански ми народами подтвердилъ всю практиче скую важность ознакомленія съ системой ихъ ваконов д вія. <...> ) Сэръ Гамильтовъ, иереводчикъ распространенваго среди мусульманъ законодательнаго сборвика «Хидая», боліе 100 л тъ назэдт, сисалъ, что для долгов чности чужеземнаго влад нія и для оправ дав ія такого влад нія необходимо ооращать строгое ввямаві ва удобство я вы годы не только усравляющихъ, но р управляемых'*. <...> ) ' Но для того, чтобы сознательно отвоситься къ этой трудной зэдач , удравл;лощіе мусульманскими народами долж- ны быть ЛИЧНО въ достаточной степени осв домлены относительно законовъ и сбычаевг уоравляемыхъ, чтобы ум ть разо браться въ неправальныхъ толкованіяхъ этихъ законовъ в обычаевъ со стороны или нев шественвыхъ ИЛИ корыстныхъ туземцевъ. <...> При этомъ соображевіи сохраняетъ свое значевіе и зам чавіе барона Торнау, что для Россів, заключающей въ своихъ пред лахъ не одно, а в сколько мусульмаяскахъ племенъ, знакомство съ мусульмански лъ законов д віемъ представляетъ особую важность. <...> Военное министерство и администрація Туркестанскаго края, въ сознаніи этого взгляда по управлевію нашею мусульманскою окраиной, поддержаваетъ въ Ташкент «Курсы Индустани», на которыхъ г.г. сфйцеры, готовящееся на административно полицейскія дояжности, изучають не толь ко шивые языки туземцввъ, но знако мятся также съ мусульман с камъ <...>
Мусульманское_законоведение.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Мусульманское_законоведение.pdf
№ № W 'W Изь курса,.чішшнаго Во '1908; о году офицсралхь на куреахь индуемии Н. П. Оетроумовымъ. '•••' "'-'••• s ТАШКЕНТЪ. 1909.
Стр.1
V A*' "••• • Руеудьманекое закоиой д ніе. Авторъ капатальнаго труда «Изложеві началъ мусульманскаго законов д - нія» (С.-Петербургъ, I860) баронъ Тарнау, бол 50 л тъ назадъ выеказалъ, что мусульманское заковов д ніе издавна обращало на себя вниманіе европейскихъ уче* ныхъ и служило лредметомъ ихъ тщательныхъ и многостороннихъ изсл дованій, а опытъ управленія мусульманскими народами подтвердилъ всю практическую важность ознакомленія съ системой ихъ ваконов д вія. (Предисл.) Сэръ Гамильтовъ, иереводчикъ распространенваго среди мусульманъ законодательнаго сборвика «Хидая», боліе 100 л тъ назэдт, сисалъ, что для долгов чности чужеземнаго влад нія и для оправдав ія такого влад нія необходимо ооращать строгое ввямаві ва удобство я выгоды не только усравляющихъ, но р управляемых'*. А для достиженія этой великой д ли вичто не мошетъ быть вризнано настолько д йетвительвымъ, какъ сохраненіе управляемымъ народомъ издревле установившихся обычаевъ ихъ, кааъ граждавскихъ, такъ и религіозвых-ь, и охраневіе отправленія функцій вс хъ . ихъ Евствтутовъ. (Предисл.) ' Но для того, чтобы сознательно отвоситься къ этой трудной зэдач , удравл;лощіе мусульманскими народами долж
Стр.2
ны быть ЛИЧНО въ достаточной степени осв домлены относительно законовъ и сбычаевг уоравляемыхъ, чтобы ум ть разобраться въ неправальныхъ толкованіяхъ этихъ законовъ в обычаевъ со стороны или нев шественвыхъ ИЛИ корыстныхъ туземцевъ. При этомъ соображевіи сохраняетъ свое значевіе и зам чавіе барона Торнау, что для Россів, заключающей въ своихъ пред лахъ не одно, а в сколько мусульмаяскахъ племенъ, знакомство съ мусульмански лъ законов д віемъ представляетъ особую важность. Военное министерство и администрація Туркестанскаго края, въ сознаніи этого взгляда по управлевію нашею мусульманскою окраиной, поддержаваетъ въ Ташкент «Курсы Индустани», на которыхъ г.г. сфйцеры, готовящееся на административно полицейскія дояжности, изучають не только шивые языки туземцввъ, но знакомятся также съ мусульман с камъ законов д ніемъ.—Печатаемая статьи ье представляютъ самостоятельнаго изсл дозанія столь серьезнаго и соеціальнаго предмета, а являются комаиляд'е! изь монографій и статей изв стяыгь въ русской печати авторовъ-спеціалистовъ и мзгутъ принести свею долю пользы также чиновникамъ в. еннс-народяаго управленія, им ющимъ служебный соотношенія съ туземнымъ населеніемъ. Приступая къ изложвнію самаго предмета, я останавливаю вниманіе читателя на общахъ, принципіальныхъ отличіяхъ мусульманскаго законов д нія отъ наука права у европейскихъ народовъ.
Стр.3
— 3 — Прежде всего нужно им£ть вь виду, что мусульмане-сунниты, въ какой бы страв ни жиля и къ какому государству и племени не принадлежали бы, им ютъ общій для вс хъ нихъ законодательный кодексь—шаріатъ, который одинаково прим няется къ народной жизни въ Россіи, Бухар , Хяв , Афганистан , Егиат , Сиріи, Индіи, Яв , Аравіи, Алжир , Ката ,—по учевію признаваемаго въ каждой стран имама1 ,) и, если равногласятъ при эгомъ въ н которыхъ частныхъ пуектахъ, то въ главныхъ положеніяхъ гааріата согласуются и съ точки вр нія мусульманскаго правов рія считаются одинаково богоугодными2 отлич: ], въ е оть посл дователей гаіитской секты. Другими словами: туркеставскіе, бухарскіе, турецкіе и пр. мусульмане руководятся въ своихъ в рованіяхъ и въ жизни однимъ вакономъ, а не развьши кодексами, какъ русскіе, французы, англгчше и т. д. й эготъ общій для вс хъ мусульманъсуннитовъ шаріатъ существевно отличается отъ права евроаейскихъ народовъ, такъ что принципы п ерваго, даже въ вопросахъ гражданскаго права, невозможно обсуждать на основаніи понятій и принциповъ европейскахъ законодат льствъ. Для ознакомдеяія съ мусульманскимъ гражданскимъ правомъ необходимо им ть точныя, хотя бы и краткія, св д нія о У Имамъ ігзамъ (Абу-Хаввфа), Имамъ Шафій, Имамъ Малакъ, ймамъ Ханбаль. 2 ) Подобно тому, какъ восгочаое христіанство им тъ патріарховъ церквей Коястантиноиоль* ской, Антіохійской, Апексаядрійсхой, Іерусалямской и св. Синодъ въ Россіи.
Стр.4
религіозныхъ постанов лееіяхъ ислама. Бевъ указавія ва в рованія и обряды, предписываемые исламомъ, нельзя излагать иостановленія объ общественномъ и частномъ гражданскомъ быт мусульманъ. Такія объясненія шаріатскихъ постановлезій могутъ вводить въ заблужде* ніе европейца и не дадутъ правильнаго повятія о задачахъ и ц ляхъ мусульманскаго законодательства: гражданскіе мусульманскіе законы подчиняются религіозному закону. Крам того, въ шаріат в тъ н которыхъ европейскихъ понятій, напр. о давности и ипотек ; н которыя законоположенія, напрам. о долговыхъ обязательствахъ, залогахь, насл дованіи имущества, основаны на другихъ принципахъ, ч мъ въ европейскихъ законодательствахъ; наконецъ, въ мусульманскомъ законов д ніи есть установленія, неизв стныя въ западно европейскихъ кодексахъ, какъ наприм. вакфъ и закятъ3 ) Такимъ образомъ, каждому русскому чиновнику военно народнаго управленія въ Туркестанскомъ кра , желающиму ознакомиться съ основами мусульманскаго законов д нія, необходимо им ть въ виду прежде всего, что понятія и принципы современной европейской науки о «прав » не приложамы къ мусульманской систем законов д нія: мусульманское законов д ніе, хотя и трактуетъ о разныхъ юридическихъ положеніяхъ и отношеніяхъ лицъ и вещей, о преступленіяхъ и наказаніяхъ, о власти и формахъ подчиненія ей, объ упраале3 J Бар. Тирнау. Особенноотя мусульман скаго права.
Стр.5