На учениях действуй, как в бою!
«ФЛАГ РОДИНЫ» 11 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА № 35 (27488)
1
№ 35
(27488)
сентября
2020 ã.
11
Тонкая настройка
рекомендации и памятки,
которые содержат полезную
информацию: из чего
состоят стресс-факторы,
которые вдруг могут получить
военнослужащие в
ходе ведения боевых действий,
при ранении, как
нужно поддержать воина
и помочь ему в этом случае.
Разумеется,
работа военного
психолога не ограничивается
периметром
полевого лагеря. Вместе
с ними мы побывали на
учебно-боевых позициях
частей и подразделений
ковник Светлана Харитонова легко поднимается
на броню, для нее деятельность
в полевых условиях – обыденность. В ходе
короткой беседы она выявляет актуальное
состояние экипажа для выполнения
поставленных задач.
– Состояние благополучное, – информирует
подполковник Харитонова командира
роты, – ребята хоть и подустали слегка,
но способны выполнять поставленные
задачи. Молодцы, разговаривают охотно,
не «закрываются» от психолога. Коммуникативные
способности хорошие, межличностных
конфликтов не выявлено.
Виктория Яни провела групповую беседу
с военнослужащими по призыву одного
из подразделений бригады береговой
обороны. Цель мероприятия – сплочение
Незаметно сменившая летнюю пору осень не сказывается на высоком качестве
боевой учебы черноморцев. Напротив, накал боевой подготовки лишь
растет. Соединения и части Черноморского флота продолжают совершенствовать
ратное мастерство в местах постоянной дислокации и на полигонах.
Вот и сейчас на полигоне Опук проходят
масштабные маневры. Свои умения и
навыки практически в обстановке, максимально
приближенной к реальной боевой,
отрабатывают военнослужащие армейского
корпуса ЧФ. Развертывание техники,
оборудование позиций и лагерей, смена
места дислокации, ведение боя в наступлении,
в обороне. А еще отражение нападения
диверсионно-разведывательных
групп, отработка всех видов обеспечения
в полевых условиях и множество других не
менее важных вопросов. Словом, скучать
людям в форме некогда. Да и желания нет!
Полигонные занятия – отличная возможность
для обучения личного состава всех
уровней.
– Особенно довольны военнослужащие
по призыву, – улыбается подполковник
Юрий Еременко, – ведь здесь они постигают
азы своей специальности не в учебных
классах, пусть и хорошо оборудованных, не
в местах хранения техники. Здесь техника
– живая, действующая, стреляющая, в том
числе и настоящими боевыми зарядами.
У вчерашних мальчишек буквально глаза
горят. Разумеется, присутствует огромное
желание опробовать эту технику собственноручно.
Конечно, не все сразу получается,
«Глубина-2020»
но прогресс в освоении военных специальностей
ощутимый.
Подполковник Еременко – заместитель
командира артиллерийского полка по военно-политической
работе, временно исполняет
обязанности начальника лагерного сбора.
– Моя задача как офицера-воспитателя –
максимально сплотить наш боевой коллектив,
постараться сделать так, чтобы полк
стал для ребят если не семьей, то чем-то
очень к этому близким.
Подчеркнем, что подполковник Еременко
устранении мешающих факторов и задействовании
самых сильных и продуктивных
сторон личности. Только так можно достичь
максимального результата в любом виде
деятельности, а тем более в боевой работе.
Именно такой тонкой настройкой занисделал
немало для воплощения своей задачи.
Сегодня артиллерийский полк достиг
определенных успехов и продолжает движение
в нужном направлении.
Впрочем, стоит отметить не только армаются
военные специалисты-психологи
ЧФ. Сегодня на полигоне мне удалось понаблюдать
за работой начальника группы
психологической работы соединения
разведки ЧФ капитана 3 ранга Павла Кушнаренко
и лейтенанта Виктории Яни, занимающей
аналогичную должность в
соединении береговой обороны флота. Руководила
работой (и принимала в ней самое
активное и непосредственное участие) начальник
центра (психологической работы)
военно-политического отдела ЧФ подполковник
Светлана Харитонова.
– В нашей деятельности много направлетиллерийский
полк. Наблюдая за действиями
в ходе учений частей и соединений
корпуса, приходишь к выводу, что огромное
военное образование действует слаженно
и четко – и в самом деле, как огромный,
мощный, сплоченный… механизм? Отнюдь!
Именно что организм, живой и разумный,
ведь основу его составляют люди, объединенные
единым замыслом и стремлением.
И, как и каждый организм, он нуждается
в обучении и настройке. Точной, филигранной
настройке каждого военнослужащего,
ний, – рассказывает Светлана Харитонова.
– Например, сейчас вместе с лейтенантом
Викторией Яни в полевом лагере одной из
частей мы провели небольшое занятие с
подразделением, военнослужащие которого
готовятся к смене своих товарищей на
дежурстве. Мы объяснили им, какой может
быть стресс-фактор в ходе выполнения ими
боевой задачи, какое он может оказывать
влияние на психическое состояние личного
состава. Наши специалисты кратко проинструктировали
ребят о том, как им следует
поступить в том или ином случае, рассказали
и продемонстрировали некоторые способы
саморегуляции. Заместителю командира
по военно-политической работе мы выдали
корпуса, где также нашлось применение
практическим навыкам специалистов «тонкой
настройки».
Первая «точка» – позиции танкистов.
Условно, по легенде занятия, командир
роты обратился к психологам с просьбой
провести беседу с одним из членов экипажа,
имеющим сложности в общении.
Экипаж грозной боевой машины занят
обслуживанием техники. Однако несколько
минут для разговора с психологом выкроить
можно. Для работы специалиста
особая аудитория не требуется. Подполвоинского
коллектива. Усевшись в кружок
в тени боевой машины, ребята внимательно
слушали психолога, отвечали на
вопросы, сами спрашивали. Нередко улыбались
и кивали, соглашаясь с Викторией.
– Ребята – молодцы, – поделилась лейтенант
Яни после беседы. – Всё понимают
правильно, уже, как говорится, почувствовали
локоть товарища и готовы
действовать совместно, выполнять поставленные
командиром задачи.
(Окончание на 4-й стр.)
Сегодня – День офицера-воспитателя
Его большая «нахимовская» семья
Этот профессиональный праздник, закрепленный приказом
статс-секретаря – заместителя министра обороны Российской Федерации
в 2007 году, на самом деле ведёт свой исторический отчёт
с утвержденного в этот день в 1766 году императрицей Екатериной
Великой Устава Императорского сухопутного шляхетского кадетского
корпуса. В этом документе, подписанном самодержицей, впервые
были введены должности военных воспитателей.
Именно офицеры-воспитатели стали первыВыступили
блестяще
27
августа – 3 сентября в Севастополе на водолазном полигоне
учебного центра подготовки военных спасателей и водолазных
специалистов ВМФ в рамках игр «АрМИ-2020» прошел международный
этап соревнований «Глубина-2020».
О предварительных тренировках команды российской сборной
по водолазному многоборью газета «Флаг Родины» уже сообщала.
И вот наступил момент, когда в спортивную и профессиональную
борьбу за звание лучших водолазов включились и
зарубежные команды.
Следует отметить, что в этом
году многие страны, напуганные
пандемией, решили не рисковать
и не отправили в Россию своих военных
профессионалов. Так, от участия
в «Глубине-2020» по эпидемиологическим
соображениям были
вынуждены отказаться сборные
команды Ирана, Сирии, Венесуэлы,
ЮАР и некоторых других стран.
Особенно сильной специалисты
считают сборную команду Ирана, с
которой российские водолазы «сражались»
с полным профессиональным
напряжением. Но водолазы из
других стран решили попробовать
свои силы в водолазном многоборье.
Речь идет о сборных командах
Республики Мозамбик и Гвинейской
Республики. Эти сборные возглавляли
соответственно старший
матрос Диого Алсину Да Консейсау
и старшина 1 статьи Сидибе Калил.
В итоге в международном этапе
«Глубина-2020» приняли участие
три команды. Первые две указаны
выше, а самый сильный участник
соревнований – это, конечно, сборная
команда ВМФ России, которой
руководит тренер капитан 3 ранга
Игорь Кожевников.
(Окончание на 3-й стр.)
ми наставниками десятков тысяч советских,
а теперь и российских мальчишек – воспитанников
Нахимовского, суворовских и президентских
кадетских училищ. До сих пор помню
офицера-воспитателя нашего 44-го класса
Ленинградского Нахимовского военно-морского
училища, хотя с той поры минуло ровно
33 года! Капитан 3 ранга Анатолий Петрович
Салеев – отец родной! Уже через месяц знал нас
как облупленных!
Сегодня нахимовцы, суворовцы и кадеты
учатся семь лет. За это время в жизни каждого
из них появляется не только офицер-воспитатель,
но и тот самый строгий, но справедливый
и заботливый командир, которого они нередко
называют своим вторым отцом или батей.
В Севастопольском филиале Нахимовскокадетки.
Его пятиклашкипервокурсники
сегодня
уже одиннадцатиклассники
– учащиеся выпускного
7-го курса. Их ровно
75. Почти столько, как и
шесть лет назад. И это самое
главное достижение,
считает мой собеседник,
ведь ему удалось сохранить
численный состав
вверенного ему курса!
Что было самым сложго
военно-морского училища с самых первых
дней его существования (в 2014 году это учебное
заведение было создано Распоряжением
Президента Российской Федерации Владимира
Путина в качестве Севастопольского президентского
кадетского училища) служит
начальником курса капитан 1 ранга запаса
Василий Прудыус. Василий Григорьевич –
выпускник Ленинградского НВМУ 1976 года,
окончил гидрографический факультет ВВМУ
имени М.В. Фрунзе. Более тридцати лет отдал
Военно-Морскому Флоту. В 2009 году завершил
офицерскую карьеру в должности начальника
гидрографической службы Черноморского
флота. Но, как известно, бывших офицеров не
бывает. Он по-прежнему подтянут, а военноморская
форма и капразовские погоны выглядят
так, как будто только что из ателье!
Тогда, в 2014 году, когда Севастополь и Крым
вернулись в родную гавань, все было вновь, а
многое приходилось делать впервые. Привыкший
к четкому флотскому укладу жизни Прудыус
решил, что возьмет под свою опеку самых
маленьких воспитанников севастопольской
ным за всё это время?
Пожалуй, создать коллектив,
объединенный общими
целями и мечтами,
вспоминает сейчас Василий
Григорьевич. На решение
этой задачи у офицера-воспитателя,
считай,
полтора года ушло. Было
трудно? Да еще и как!
Мальчишки все разные,
с разными характерами,
с разным воспитанием.
Одни – бойкие, другие –
шалопаи, третьи – тихони.
Одни впервые в жизни
первое блюдо увидели и
долгое время отказывались есть супы и борщи.
Другие на завтрак ели одни сосиски и не
знали даже, как выглядит манная каша. Третьи
– впервые взяли в руки иголку и нитку.
Четвертые – норовили выбиться в лидеры. Пятые
– принципиально не желали учиться.
Сегодня Прудыус определенно гордится делом
своих рук. Надо было видеть, с какой гордостью
он наблюдал за своими нахимовцами
в День знаний, когда те передавали символический
штурвал знаний первокурсникам!
Такие взрослые и самостоятельные стали!
Настоящие мужчины! И в этом строю – отличники
учебы нахимовцы Дмитрий Василенко,
Николай Бакулин, Назар Парфёнов, Илья Калашников.
И
от нахлынувших воспоминаний никуда не
денешься. Вспомнилось, как в первые полгода
КПП училища переходил ровно в 06:00, а уходил
далеко за полночь. Тогда формировался и
коллектив воспитателей курса. И теперь они
тоже почти все вместе.
(Окончание на 4-й стр.)
Стр.1