По разньгаъ причинамъ, частью общаго. частью личнаго сиойства. его имя стало достояніемъ легенды: онъ, р шительно осуждавшій все то, ч мъ наибол е дорожила въ себ ііапіа передовая интеллигенція—ея исключительно лозитивное направленіе и политическое революціонерство,—былъ зачисленъ въ сннодикъ русскаго либерализма, какъ одинъ изъ славн йшихт. д ятелей нашего освободительнаго движенія. <...> Это недоразум ніе началось еще при его жизни; Чаадаевъ былъ слишкоыъ тщеславенъ, чтобы отклонять незаслтженные лавры, хотя и достаточно уыенъ, чтобы пониіть пхъ ц ну. <...> И любопытно, что въ эту ошибку впалп •п воюющія стоі)оны: правительство объявляло^Іаадаева > асшедшимъ, запреіцало ему писать и держало его •кь полицейскимъ надзоромъ, а общество чтило его п В.иавало своимъ вождеыъ—за одно и то же: за поли".ое вольнодумство, въ которомъ онъ нисколько не повиненъ. однако обоими руководило в рное чутье. <...> Въ этомъ смысл Чаадаеііъ, нешолчно твердившій о высшихт. задачахъ духа, создавдпй одно изъ глубочаішшхъ историческихъ обобіценій. до какихъ додуыался челов къ, безъ солп ніл, доетоинъ иамяти потомства. <...> Время ли теперь напоминать русскому обществу о Чаадаев ? <...> Всей совокуішостыо своихъ иыслей онъ говоритъ намъ, что политическая жизньнародовъ, стремясь къ сіюиыъ временнымъ и матеріальг ньшъ ц лямъ, въ д йствительности только осуществляетъ частично в чную нравственную идею, т.-е., что веякое общественное д ло по существу своему не мен е религіозно, нежели жаркая молитва в рующаго. <...> Онъ говоритъ наыъ о соціальной жизни: войдите, и зд сь Богъ; но онъ прибавляетъ: помните же, что зд сь Богъ и что вы служите ему <...>
..._П.Я._Чаадаев.pdf
М. ГЕРШЕНЗОНЪ.
П. Я. ЧІАДАЕВЪ.
« »
ЖІГШЪ И МЫІІІЛЕЦІЕ.
—^•9'*С.-ПЕТЕРБУРГЪ
Типографія
М. М. СТАСЮЛЕВПЧА, В. о., 5 л., 28
1908
Стр.2
М. ГЕРШЕНЗОНЪ.
П. Я. ЧААДАЕВЪ.
Ж И 3 НЬ И М Ы Ш Л Е НIЕ.
(/ о> С^О
/ /
^ ^
С.-ПЕТЕРБУРГЪ
Типографія М. М. СТАСЮЛЕВИЧА, В. о., 5 л., 28
<
1908
Стр.3
ІГегтс^Ь Ьиіи)а.а^.
Стр.5