16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2020
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2020
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 6, 2020
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2020
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина, директор Научнообразовательного
центра теории, истории образования и педагогической
компаративистики Института педагогики и психологии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент, член бюро Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки РАО
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Алмазова А. А., директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Аргунова М. В., методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения
и туризма, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, доцент
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
3
Стр.4
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина Института педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: М. А. Геворкова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin
Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific
and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative
Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University;
Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and
Pedagogical Science of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Almazova A. A., Director of the Institute of Childhood, Chairperson, Department of Speech
Therapy, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Argunova M. V., Methodist, Moscow Children and Youth Center for Ecology, Local History
and Tourism, ScD in Education, PhD in Biology, Associate Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
5
Стр.6
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology
of Professional Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Associate Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout: N. I. Lisova
6
Подписано в печать 29.12.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 19,18.
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Колядич Т. М. Картина мира в романах Ш. Идиатуллина «Город
Брежнев» и «Бывшая Ленина» ...............................................11
Валиуллина Р. Р. Образ Казани в контексте проблемы городского текста .........20
Купцова И. А., Бучкина Е. А. Этнокультурная идентичность
в современной удмуртской литературе: роль мифологических образов .............31
Беляков Д. А. Трансформация жанра Bildungsroman в творчестве
Томаса Манна и Германа Гессе ..............................................40
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Лубков А. В., Гордиенко О. В., Соколова А. А. Антропоцентрический
принцип цифровизации образования .........................................48
Приступа Е. Н., Гончаров М. А., Щербина А. И. Инновационные формы
практической подготовки специалистов, работающих с семьями ..................57
Аргунова М. В., Моргун Д. В. Реализация дополнительного
экологического образования в программе воспитания – 2020 .....................71
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Кибыш А. И. Реформа высшего образования в Польше: взгляд в будущее .........80
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Сафонова А. В. Педагогические аспекты взаимодействия высших
военных учебных заведений по совершенствованию подготовки
профессиональных кадров в период Великой Отечественной войны ...............90
Никонов В. В., Денисов М. В. Особенности подготовки преподавателей
для воскресных и церковно-приходских школ в Российской империи
в конце XIX – начале ХХ в. ..................................................97
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
7
Стр.8
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Долгоаршинных Н. В. Портрет учителя изобразительного искусства
общеобразовательной организации (по материалам аттестации учителей
изобразительного искусства Московской области) .............................104
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Матвеева М. Д. Игровые технологии как средство активизации учащихся
к учебной деятельности на уроках русского языка .............................114
Родионова И. О. О системе упражнений для формирования
орфографических действий посредством когнитивно-коммуникативного
подхода .................................................................120
Тихонов П. С. Дистанционные образовательные технологии
как инструмент повышения квалификации учителей физики в области
формирования у школьников умения решать экспериментальные
олимпиадные задачи ......................................................130
Петрусевич П. Ю. Формирование умений монологической
и диалогической речи на иностранном языке у студентов медицинских вузов ......138
Тархан Л. З., Эминова Э. Р. Модель формирования иноязычной
коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами
цифровых технологий .....................................................148
Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Механизмы индивидуализации
образовательной среды в условиях инклюзии .................................158
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Алпеева Л. С., Лихачева М. Е. Инфографика как одно из средств
преодоления лингвистической тревоги иностранных военнослужащих
в процессе обучения русскому языку как иностранному .........................165
Плетнев А. Л., Плетнева Л. А. Особенности решения геометрических
и логических задач на примере математической олимпиады школьников
«Шаг в будущее» .........................................................176
Савельева Н. Н. Тьюторское сопровождение старшеклассников
программы «Интеллект» в профильных классах педагогической
направленности ..........................................................183
Свириденко Т. Е. Актуальность поиска инновационных решений
формирования основ экологической культуры современного школьника ...........193
Биба А. Г., Князева Л. С. Условия реализации системнодеятельностного
подхода к обучению русскому языку в начальной школе .........203
Игнатова В. В., Пименова Е. Ю. Критерии сформированности духовнотворческого
потенциала обучающихся в пространстве дополнительного
образования .............................................................212
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Радынова О. П. Развитие основ художественной культуры у детей
дошкольного возраста средствами интеграции искусств ........................221
Попова Г. С. Методы вхождения в тексты эпоса олонхо ........................227
8
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Kolyadich T. M. Picture of the world in Sh. Idiatullin’s novels “Brezhnev City”
and “Former Lenin Street” ....................................................11
Valiullina R. R. Image of Kazan in the context of the city text problem .................20
Kuptsova I. A., Buchkina E. A. Ethnocultural identity in contemporary
Udmurt literature: the role of mythological images ..................................31
Belyakov D. A. Transformation of the bildungsroman genre in Th. Mann
and H. Hesse’s works .......................................................40
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Lubkov A. V., Gordienko O. V., Sokolova A. A. Anthropocentric principle
of education digitalization .....................................................48
Prystupa E. N., Goncharov M. A., Shcherbina A. I. Innovative forms
of practical training for specialists working with families .............................57
Argunova M. V., Morgun D. V. Implementation of additional ecological
education in the upbringing program – 2020 ......................................71
EDUCATION ABROAD
Kibysh A. I. Higher education reform in Poland: a look into the future .................80
HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGY
Safonova A. V. Pedagogical aspects of higher military educational institutions
cooperation to improve training of professional personnel during the Great
Patriotic War ...............................................................90
Nikonov V. V., Denisov M. V. Features of training teachers for Sunday
and Parochial schools in the Russian Empire in the late XIX – early XX century ..........97
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
9
Стр.10
Contents
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Dolgoarshinnykh N. V. Portrait of an art teacher of a general education
organization (based on the certification of art teachers in Moscow region) .............104
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Matveeva M. D. Gaming technologies as a means of promoting students’
learning activity at Russian language lessons ....................................114
Rodionova I. O. A system of exercises for forming spelling activities
through a cognitive and communicative approach ................................120
Tikhonov P. S. Distance learning technologies as a tool to improve
the qualifications of physics teachers in forming students’ ability to solve
experimental Olympiad tasks .................................................130
Petrusevich P. Yu. Formation of monologic and dialogic speech skills
in a foreign language for medical students ......................................138
Tarhan L. Z., Eminova E. R. The foreign language communicative culture
formation model of basic school students by means of digital technologies .............148
Kuzmicheva T. V., Afonkina Yu. A. Mechanisms of individualization
of the educational environment within the conditions of inclusion .....................158
PEDAGOGICAL SEARCH
Alpeeva L. S., Likhacheva M. E. The use of infographics as a means
of overcoming the linguistic anxiety of foreign servicemen in the process
of teaching Russian as a foreign language ......................................165
Pletnev A. L., Pletneva L. A. Features of solving geometric and logical
problems on the example of “Step to the future” Olympiad ..........................176
Savelyeva N. N. Tutor support for high school students of the “Intellect”
program in specialized pedagogically oriented classes .............................183
Sviridenko T. E. The relevance of finding innovative solutions to form
the basics of environmental culture of modern schoolchildren .......................193
Biba A. G., Knyazeva L. S. Conditions for implementing a systemic
and activity-based approach to Russian language teaching
in elementary school .......................................................203
Ignatova V. V., Pimenova E. Yu. Criteria for the well-formed qualities
of spiritual and creative potential of students in the space of additional
education ................................................................212
THE FLOOR IS GIVEN....
Radynova O. P. Development of the basics of art culture in preschool
children by means of integrating art ............................................221
Popova G. S. Methods of understanding the texts of the Olonkho Epos ...............227
10
Наука и Школа / Science and School № 6’2020
Стр.11