16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2020
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2020
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 5, 2020
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2020
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А, профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина, директор Научнообразовательного
центра теории, истории образования и педагогической
компаративистики Института педагогики и психологии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент, член бюро Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки РАО
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
3
Стр.4
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина Института педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: М. А. Геворкова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin
Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific
and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative
Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University;
Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and
Pedagogical Science of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center of
human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Assiciate Professor
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
5
Стр.6
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology
of Professional Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Associate Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout: N. I. Lisova
6
Подписано в печать 29.10.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 15.
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Абашева Д. В., Шаряфетдинов Р. Х. Мотив единения в произведениях
о Великой Отечественной войне как доминанта национальных литератур
Автаева Н. О., Чемоданова Т. Д. Семейная тематика в гуманитарной
повестке отечественных медиа
Муртазина Д. Р. Переосмысление прозы А Б Мариенгофа
в русскоязычной журналистике: от перестройки до наших дней
Олюнина М. В. Приемы словесной живописи Юрия Анненкова
(на примере литературного портрета «Борис Пастернак»)
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Юдина Е. Н. Опыт применения дистанционного образования в вузе
Герасимов М. Л., Казгунов А. А., Орлова И. В., Осипова О. П.
Интерактивные образовательные системы в условиях электронного
и смешанного обучения
Атанасян С. Л., Сафуанов И. С. Преподавание геометрии
в педагогическом вузе на основании генетического подхода
Крючкова Е. А. К вопросу о необходимости единой концепции
школьного исторического образования в Российской Федерации
Рощин С. П., Филиппова Л. С. Урок изобразительного искусства
в современной школе: московская электронная школа и традиции
в обучении рисованию
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гаранина И. Ю. Модель формирования и развития критического
мышления студентов в процессе обучения эконометрике
Языков И. И. Роль трансформационного текста в развитии
коммуникативных способностей учащихся по русскому языку
как иностранному
81
94
37
44
58
67
74
11
18
25
31
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
7
Стр.8
Содержание
Двадненко А. В., Бочаров С. С. Педагогическая сущность
и содержание инклюзивного образовательного процесса в детских
учреждениях санаторного типа
Шаповалова О. Е. Отношение умственно отсталых учащихся к правилам
поведения в школе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Азарнова А. А., Кспоян Г. Н. Перспективы использования экспертной
системы для определения уровня владения русским языком
как иностранным
Емельянова О. А. Организация самостоятельного обучения английскому
языку в неязыковом вузе на базе онлайн-платформы
Сентищева Е. А. Технологические аспекты применения электронного
тренажера в процессе овладения иноязычным профессиональным
общением будущими бакалаврами по направлению подготовки
«38 03 04 Государственное и муниципальное управление»
Гаврилина О. В. Интеграция математики и информатики средствами
геометрии в начальной школе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Белова Н. А., Кашкарева Е. А. Дидактические возможности
межпредметных задачных ситуаций в процессе достижения предметных
результатов обучения на интегрированных уроках русского языка
Божович Данило. Потенциал церковнославянской лексики
при обучении сербов русскому языку
Халилова Л. Б., Заимцян Д. Р. Грамматические правила языка и пути
их усвоения детьми с недоразвитием речи
Шибаршина О. Ю. Учет особенностей мышления в процессе
логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей
дошкольного возраста со стертой дизартрией
Кощеева О. В. Использование обратного словаря для развития навыков
чтения у детей с общим недоразвитием речи
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Сухова Э. К., Сидоров И. В. Художественно-промышленные учебные
заведения Гжели в 1937–1948 гг
Мехди С. Х. Азербайджанские мыслители-педагоги о деятельности
самообразования
Янь Фэнь. Теоретические акценты новой научной парадигмы
в художественном образовании
198
204
211
157
165
172
181
190
118
126
135
142
101
112
8
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Abasheva D. V., Sharyafetdinov R. Kh. Motif of Unity in the works on Great
Patriotic War as a dominant of national literature
Avtaeva N. O., Chemodanova T. D. Family issues in the humanitarian
agenda of Russian media
Murtazina D. R. Reconsidering A B Mariengof’s prose in Russian journalism:
from perestroika to the present day
Olyunina M. V. Techniques of Yuri Annenkov’s verbal painting
(on the example of the literary portrait “Boris Pasternak”)
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Yudina E. N. Experience in the use of distance education at the university
Gerasimov M. L., Kazgunov A. A., Orlova I. V., Osipova O. P. Interactive
educational systems in the context of e-learning and blended learning
Atanasyan S. L., Safuanov I. S. Teaching geometry in a pedagogical
university based on the genetic approach
Kryuchkova E. A. To the issue of the need for a unified concept of school
historical education in the Russian Federation
Roshchin S. P., Filippova L. S. Fine arts lesson in a modern school: Moscow
electronic school and traditions in teaching drawing
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Garanina I. Yu. A model for the formation and development of students’
critical thinking in the process of teaching econometrics
Yazykov I. I. The role of transformational text in the development of students’
communicative abilities in Russian as a foreign language
81
94
37
44
58
67
74
11
18
25
31
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
9
Стр.10
Contents
Dvadnenko A. V., Bocharov S. S. Pedagogical essence and content
of inclusive educational process in children’s institutions of sanatorium type
Shapovalova O. E. Attitude of mentally retarded schoolchildren to the rules
of behavior in school
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Azarnova A. A., Kspoyan G. N. Prospects for using the expert system
to define the level of knowledge of Russian as a foreign language
Emelyanova O. A. Organization of self-study of English in a non-language
specialized university based on an online platform
Sentishcheva E. A. Technological aspects of using an electronic simulator
in the process of mastering foreign language professional communication
by future bachelors in the field of training “38 03 04 State and municipal
administration”
Gavrilina O. V. Integration of mathematics and informatics by means
of geometry in primary school
PEDAGOGICAL SEARCH
Belova N. A., Kashkareva E. A. Didactic possibilities of interdisciplinary task
situations in the process of achieving subject results of learning
at the integrated Russian language lessons
Božović Danilo. Potential of Church Slavonic lexicology in teaching Serbian
students Russian language
Khalilova L. B., Zaimtsyan D. R. Grammar rules of the language and ways
of their mastering by children with speech underdevelopment
Shibarshina O. Yu. Taking into account the peculiarities of thinking
in the process of speech therapy work on the development of the lexical side
of speech in preschool children with erased dysarthria
Koshcheeva O. V. Using the reverse dictionary for overcoming reading
disorders among children with general speech underdevelopment
THE FLOOR IS GIVEN....
Sukhova E. K., Sidorov I. V. Gzhel Art and Industry Education Institutions
in 1937–1948
Mexdi S. H. Azerbaijani thinkers and educators about self-education
Yan Feng. Theoretical accents of a new scientific paradigm in art education
198
204
211
157
165
172
181
190
118
126
135
142
101
112
10
Наука и Школа / Science and School № 5’2020
Стр.11