16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2020
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2020
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 3, 2020
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2020
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
3
Стр.4
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Сибгатуллина А. Т., главный научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: М. А. Геворкова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center of
human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Assiciate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
5
Стр.6
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout: N. I. Lisova
Подписано в печать 30.06.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 15.
6
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Землянский А. В. Журналистика в 2020–2021 годах: тенденции
развития и прогнозы
Лебедев А. В. Ведомственные СМИ в системе информационного
обеспечения внутренних войск МВД России в конце XX – начале XXI века
Зейнаб Садеги Сахлабад. Сопоставительный анализ «Горящего сердца
Данко» М Горького и персидского рассказа «Талисман города тьмы»
Р Марзбана
Науменко К. С. Аллюзии христианской культуры в поэме В Маяковского
«Война и мир»
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Дейкина А. Д. Обучение языковым нормам учащихся средней школы
в условиях новой социокультурной среды
Жильцов С. Ф., Дружкова О. Н., Опарина С. А. Об изучении
Периодического закона Д И Менделеева и современной периодической
системы химических элементов в школьном курсе химии
Беловолова Е. А. Модель развития предметной деятельности
школьников в обучении географии
Абкадырова И. Р., Шевцова М. А. Об опыте составления учебнометодического
комплекса по испанскому языку для обучающихся
с нарушением зрения
Куликова В. В., Ковалёва Е. А. Практика внедрения стандартов
WorldSkills в профессиональный модуль
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Землянская Е. Н. Образовательные ситуации как единица событий
образовательного процесса
Владимирова Л. М. Развитие оценочной компетентности учителя
как педагогическая проблема
83
93
44
51
59
68
74
11
22
31
38
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
7
Стр.8
Содержание
Искендерова С. М. Экологическое просвещение и анализ
педагогического опыта
Байдикова Н. Л. Социальный заказ общества как фактор
конкретизации целей обучения иностранному языку в техническом вузе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глебова М. В. Системно-структурный подход в формировании
понятийного мышления обучающихся на уровне среднего
общего образования
Веккессер М. В. Технология формирующего оценивания
в преподавании дисциплин филологического цикла в вузе и школе
Шеляпина И. И. Текст-импульс в современной текстоориентированной
образовательной парадигме
Малюгина А. В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы
курсантов образовательных организаций системы МВД России
в целях активизации иноязычной профессиональной терминологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Латыпова Э. Р., Алексеев К. Е., Ермоленко А. Д., Клявлин А. М.
Межкультурная коммуникация между представителями различных
культурных групп в сферах Интернета
Орлова Л. К. Интенсификация процесса формирования иноязычной
коммуникативной компетенции при помощи компьютерных игр
Фань Юаньюань, Тарасова Е. Н. Особенности работы
с грамматическими омонимами на занятиях по русскому языку
как иностранному в китайской аудитории
Ли Цзяци. Обучение безэквивалентной лексике на основе
интерактивных методов на занятиях по русскому языку как иностранному
в китайской аудитории
Попова Е. Ф. Использование нейростимуляции в коррекции
звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными
дизартрическими расстройствами
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта
у старших дошкольников
Сиссоко Мамаду. Малийские детские деревни: социальнопедагогическая
среда для социализации детей-сирот
197
205
164
172
179
185
190
126
138
148
156
100
115
8
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Zemlyanskiy A. V. Journalism in 2020–2021: development trends and forecasts
Lebedev A. V. Departmental media in the information support system
of the internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia
in the late XX – early XXI century
Zeinab Sadeghi Sahlabad. Comparative analysis of m Gorky’s “Danko’s
burning heart” and the Persian story “Talisman of the city of darkness”
by R Marzban
Naumenko K. S. Allusions of Christian culture in V Mayakovsky’s poem
“War and Peace”
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Deykina A. D. Teaching language standards to secondary school students
in a new socio-cultural environment
Zhiltsov S. F., Druzhkova O. N., Oparina S. A. On the study
of D I Mendeleev Periodical Law and the modern periodical system
of chemical elements in the school chemistry course
Belovolova E. A. Model of developing students’ subject activity
in teaching geography
Abkadyrova I. R., Shevtsova M. A. On the experience of developing
educational and methodological material on the Spanish language for students
with visual impairment
Kulikova V. V., Kovaleva E. A. Practice of implementing WorldSkills
standards in professional module
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Zemlyanskaya E. N. Educational situations as a unit of events
in the educational process
Vladimirova L. M. Development of teacher assessment competence
as a pedagogical problem
83
93
44
51
59
68
74
11
22
31
38
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
9
Стр.10
Contents
Iskandarova S. M. Ecological awareness and analysis of pedagogical experience
Baydikova N. L. Social demand of society as a factor of specifying the goals
of foreign language teaching in technical university
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Glebova M. V. A system-structural approach to the formation of conceptual
thinking of students at the level of secondary general education
Vekkesser M. V. Technology of formative assessment in teaching philological
disciplines in university and school
Shelyapina I. I. Text-momentum in modern text-oriented educational paradigm
Malyugina A. V. Methods of self-study for police cadets aimed at foreign
professional terminology enhancement
PEDAGOGICAL SEARCH
Latypova E. R., Alekseev K. E., Ermolenko A. D., Klyavlin A. M.
Intercultural communication between representatives of different cultural
groups in the Internet-relates areas
Orlova L. K. Intensification of the process of a foreign language
communicative competence formation with the help of computer games
Yuanyuan Fan, Tarasova E. N. Peculiarities of working with grammatical
homonyms at Russian as a foreign language lessons in the Chinese audience
Li Jiaqi. Teaching non-equivalent vocabulary on the basis of interactive
methods in the Russian as a foreign language lessons in the Chinese audience
Popova E. F. The use of neurostimulation in the correction of sound
pronunciation in preschool children with dysarthric disorders
THE FLOOR IS GIVEN....
Anikina A. P., Barabanova M. S. Development of emotional intelligence
in older preschoolers
Sissoko Mamadou. Mali children’s villages: social and educational
environment for the socialization of orphans
197
205
164
172
179
185
190
126
138
148
156
100
115
10
Наука и Школа / Science and School № 3’2020
Стр.11