16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2020
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2020
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 2, 2020
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2020
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
3
Стр.4
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Сибгатуллина А. Т., главный научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: М. А. Геворкова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center of
human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Assiciate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
5
Стр.6
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout: N. I. Lisova
Подписано в печать 30.04.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 15.
6
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Лебедев А. В. Газеты специального назначения. Ведомственная пресса
внутренних войск, издаваемая в особых условиях на рубеже XX–XXI века ..........11
Черноземова Е. Н., Чернова В. А. Функция двуплановости
в драматургии Б. Шоу ......................................................22
Бахрам Зейнали, Маеде Наджафи. Общие черты жизни иранской
и русской элиты на примере жизни Джалала Але Ахмада и Л. Н. Толстого ..........31
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Суханова Н. П. Научная школа в вузе: профессиональное становление
исследователя ............................................................39
Гурова Н. А. Программы реализации академической мобильности
в университете Гронингена ..................................................46
Харченко Н. Л. Инклюзивная образовательная философия
как социально-педагогический феномен ......................................52
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Короткова М. В. Использование игровых технологий в педагогических
практиках музея и школы ...................................................60
Янченко В. Д., Вэй Ниннин. Опыт использования интервью
в преподавании русского языка китайским студентам-русистам ...................68
Алямкина Е. А., Рибокене Е. В., Флеров О. В. Профессиональнопедагогические
особенности корпоративного обучения иностранному языку ........75
Сафонова А. В., Елецких Н. Ю. Социально-педагогическая
направленность военно-политической работы военных академий
в 20–30-е годы ХХ века .....................................................89
Раша Харфуш. Педагогические условия освоения традиционной
музыкальной культуры Сирии будущими учителями музыки России ...............96
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
7
Стр.8
Содержание
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Филимонова Е. В. Задачный подход к обучению робототехнике
с использованием среды TRIK Studio в школьном курсе информатики .............109
Соколова Г. Е. Русские этикетные формулы обращения, необходимые
для повышения коммуникативной компетенции иностранных учащихся ...........122
Ли Яньпин. Способы формирования коммуникативной компетенции
китайских студентов-русистов с помощью текстов-миниатюр
на материале китайской и русской истории ...................................131
Гао Юэ, Николаева Н. В. «Двойное отрицание» в русском языке:
лингводидактический и лингвокультурологический аспекты .....................137
Мазниченко М. А., Молчанюк К. Н. Воспитание на уроках иностранного
языка: перспективно-сценарный подход ......................................143
Гореев А. М. Возможности метода учебных проектов в процессе
изучения истории для формирования общих компетенций студентов колледжа .....156
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Яремко Н. Н., Глебова М. В. Корректность определения степени
действительного числа с рациональным показателем ..........................165
Перевощикова Е. Н., Фадеева М. Н. Методические основы реализации
билингвального обучения математике на внеучебных занятиях ..................176
Гуторова Д. Г. К вопросу о разработке виртуальной среды обучения
русскому языку как иностранному ...........................................182
Мартыненко Ю. Б. Работа с прецедентными антропонимами на занятиях
по русскому языку как иностранному (структурно-семантический подход) .........188
Богданов Н. А., Годин В. Н., Перелович Н. В. Ценностноориентированное
учебное биологическое знание: концептуальный взгляд
и методические решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Хомякова Т. В. Специфика декодирования логико-грамматических
конструкций языка младшими школьниками с недоразвитием речи ...............208
Ли Фугуй, Зубрилин К. М. Методика обучения традиционному
китайскому стилю живописи «Могуфа» в Московском институте
искусств (Китай) ..........................................................217
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Игнатенко И. И. К использованию английского языка как средства обучения ......222
Кадзоева Т. М. Школьный учебник истории как компонент советской
системы образования к концу 1980-х годов ...................................226
8
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Lebedev A. V. Newspapers for special purposes. Departmental press
of internal troops, published under special conditions at the turn
of the XX–XXI centuries ......................................................11
Chernozemova E. N., Chernova V. A. Diverse planing function
in B. Show’s dramaturgy .....................................................22
Bahram Zeinali, Maedeh Najafi. General features of the life of the Iranian
and Russian elites; case study: life of Jalal Ale Ahmad and L. N. Tolstoy ...............31
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Sukhanova N. P. Scientific School at higher education institution: professional
formation of a researcher .....................................................39
Gurova N. A. Academic mobility implementation programs at the University
of Groningen. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Kharchenko N. L. Inclusive educational philosophy as a socio-pedagogical
phenomenon ..............................................................52
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Korotkova M. V. Using game technology in pedagogics practice of museum
and school ................................................................60
Yanchenko V. D., Wei Ningning. Experience in the use of interviews
in teaching Russian to Chinese students-specialists in Russian philology ...............68
Alyamkina E. A., Ribokene E. V., Flerov O. V. Professional and pedagogical
features of corporate foreign language education ..................................75
Safonova A. V., Eletskikh N. Yu. Social and pedagogical orientation
of the military-political work of military academies in the 20–30s
of the twentieth century ......................................................89
Rasha Harfush. Pedagogical conditions for mastering the traditional musical
culture of Syria by future Russian music teachers ..................................96
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
9
Стр.10
Contents
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Filimonova E. V. Task approach to robotics training using the TRIK Studio
environment in school informatics course .......................................109
Sokolova G. E. Russian formula of speech etiquette required to increase
the communicative competence of foreign students ...............................122
Li Yangping. Methods of forming the communicative competence of Chinese
specialists in Russian philology using miniature texts on Chinese and Russian history ....131
Gao Yue, Nikolaeva N. V. “Double negation constructions” in the Russian
language: lingua-didactic and lingua-cultural aspects ..............................137
Maznichenko M. А., Molchanyuk Ch. N. Upbringing in foreign language
lessons: a perspective-scenario approach .......................................143
Goreev A. M. Possibilities of the method of educational projects
in the process of studying History for forming general competences
of college students .........................................................156
PEDAGOGICAL SEARCH
Yaremko N. N., Glebova M. V. Correctness of determining the degree
of a real number with a rational exponent .......................................165
Perevoshikova E. N., Fadeeva M. N. Methodological basis for implementing
bilingual teaching of mathematics in extracurricular activities ........................176
Gutorova D. G. Development of the virtual environment for teaching Russian
as a foreign language .......................................................182
Martynenko Ju. B. Working with precedent Anthroponyms in Russian
as a foreign language classes (structural and semantic approach) ...................188
Bogdanov N. A., Godin V. N., Perelovich N. V. Value-oriented educational
biological knowledge: conceptual view and methodological solutions ..................197
Khomyakova T. V. The specifics of decoding the logical-grammatical
structures of the language by younger pupils with speech and language disorders .......208
Li Fugui, Zubrilin K. M. Methods of teaching traditional Chinese painting style
“Mogufa” in the Moscow institute of Arts (China) ..................................217
THE FLOOR IS GIVEN....
Ignatenko I. I. To the use of English as a learning tool ............................222
Kadzoeva T. M. School history textbook as a component of the Soviet
education system by the end of the 1980s ......................................226
10
Наука и Школа / Science and School № 2’2020
Стр.11