Если даже при изображеніи лика Господня русскіе иконоПІІСЦЫ пе могли сл по сл довать греческимъ ИІІОПНЫМЪ образцамъ, то еще бол е ими вложено чисто-національныхъ особенностей въ другихъ иконахъ. <...> —На иконахъ „Сотвреніе ыіра" слова „почп Госаодь отъ д лъ своихъ" иногда изображаготся согласно буквалі.наго.ихъ смысла: Господь представляется почпвающимъ на постелн и подушкахъ. <...> На иконахъ „Всякое дыханіе да хвалитъ Господа" мы видимъ устремленной къ своему Создателю. въ сознательномъ восторженномъ благогов ніи, всю прпроду—одушевленную и неодушевленнуго,—и св тила небесныя, и животныхъ, а также св тъ, сн гъ и воду, духъ буренъ, градъ, огнь, горы, холмы, бездну і)... <...> И которыя иконныя изображенія животныхъ связаны съ сказаніями, по характеру своему близко напоминающими произведенія жквотнаго эпоса. <...> На иконахъ „Рождества Христова" обыкновенно рисуются лошадь и волъ прп ясляхъ. <...> Еще ярче сл ды животнаго эпоса выступаютъ въ ИКОБНЫХЪ изображеніяхъ преподобнаго Герасима, которому, по словамъ Пролога, была дана сігла „дивііши зв рми обладатя". <...> Въ числ другихъ обязанностей левъ додженъ былъ пасти его „водоносиваго осла". <...> Увидалъ ихъ левъ, случайно отправившійся тогда за водой,—„и вид въ позна осла съ велблюды идуща, напрасно устремися и рыкну, яко ужаснутися купцемъ, и б жатн. <...> И за узду похватіі осла съ велблуды, прнвязани другъ по друз , приведе къ старцу къ келіи и бпашею толкій во врата. <...> На икон *) левъ изображепъ вподн челов коподобнылъ: онъ рисуется даже безъ хвоста; ходитъ на заднихъ лапахъ; передними, какъ бы рукаыи, водитъ за поводъ осла, жестикулируетъ ими, бес дуя съ людьми; спитъ на спіін , протянувъ заднія ногп, а передні <...>
Народные_верования_в_церковной_живописи.pdf
/ ;
Д. Успенскій,
НАРОДНЫЯ В РОВАНІЯ
БЪ
Ютд льпыя оттпскп из
<Этногріи|)ачесіаго Обозр нія),
кн. LXYIII—LXIX.)
-•*Ш©>->
) ПОСТАВЩ. ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВД»?|М&Т-»о -СКОРОП ЕЧ. ». Л. ЛЕВЕНСОКЪ і
'.'
НОСКВЛ|ТВЕРСКЛЯ, "Щ ^
1906.
МЛМ0ІІСВСКІВПЕР.1
С0Б.Д.
"
Стр.2