Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Гражданская защита

Гражданская защита №12 2020 (500,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID695402
АннотацияЖурнал «Гражданская защита» - центральное издание МЧС России по вопросам гражданской обороны. Издается с 1956 года. Журнал освещает проблемы безопасности населения, территорий и объектов экономики при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов. Журнал способствует повышению осведомленности населения о государственной политике в области гражданской обороны, уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, его обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. На страницах журнала публикуется информация о новых разработках средств защиты и спасения, специальной одежды и обуви, которые способствуют обеспечению безопасности персонала предприятий и населения, а также всестороннему оснащению пожарно-спасательных и аварийных формирований всем необходимым для выполнения функций по предназначению. Нашими подписчиками являются администрации и органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства РФ, а также объекты экономики, в том числе потенциально опасные.
Гражданская защита : Научно-практический и методический журнал .— Москва : Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, ИЦ ОКСИОН, 1956 .— 2020 .— №12 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/695402 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гражданская_защита_№12_2020.pdf
Сегодня МЧС – это мощная, мобильная, технически хорошо оснащенная структура. ТЕМА НОМЕРА: НА ОДНОМ ДЫХАНИИ РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ Евгений Дмитриев, наш корреспондент; Анатолий Кудрявцев, ведущ. науч. сотр. ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото Владимира Смолякова и из архива редакции Создание чрезвычайного ведомства занимает важное место в череде исторических событий нашей страны. Сквозь призму времени это становится все более очевидно. Время – категория очень динамичная, и оно пролетает для сотрудников и специалистов МЧС России на одном дыхании. Но при этом все три минувшие десятилетия в истории чрезвычайного ведомства были насыщены самыми разными событиями. За эти годы министерство прошло через несколько этапов своего становления, тесно вплетенных в российскую историю: через создание, развитие, совершенствование, реструктуризацию, оптимизацию… И процесс этот будет продолжаться, поскольку меняются условия нашей жизнедеятельности, появляются новые риски и угрозы, а с ними и более актуальные задачи, требующие решения. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ К своему 30-летию МЧС России удалось создать в стране стройную и эффективную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий. Прежде всего речь идет о Единой гоАнатолий Кудрявцев, ведущ. науч. сотр. ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото из архива редакции БУДУЩЕЕ – ЗА ТЕХНИКОЙ УМНОЙ сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на всех уровнях функционирования – от федерального до объектового. Именно эта система позволяет выявлять природные и техногенные предпосылки бедствий, отслеживать процесс их изменения и контролировать эффективность реагирования на ЧС. И она продолжает постоянно совершенствоваться. Так, впервые за всю историю федеральным законодательством на высшие должностные лица субъектов РФ и главы местных администраций теперь возложены функции председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Также удалось сформировать сеть мониторинга и прогнозирования ЧС, насчитывающую сегодня свыше 100 подразделений, в которых работают более 1 тыс. человек и которая постоянно развивается. Только на сегодня в ней уже 6 6 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 Ученые ВНИИ ГОЧС МЧС России работают над такими техническими решениями, реализация которых позволяла бы спасать людей и быстрее, и эффективнее. Одна из подобных разработок – вездеход-амфибия, передвигающийся как по воде, так и по суше. И, несмотря на сложные технические характеристики, управлять им проще, чем автомобилем. Это пожарно-спасательное средство на гусеничном ходу (ПТС-ПС) создано для работы в условиях разрушенной инфраструктуры и на затопленных паводком территориях. Выглядит оно впечатляюще, особенно когда с берега ныряет в воду и эффектно эвакуирует людей вместе с их имуществом, которое перемещается с помощью специального крана-манипулятора для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Вездеход оснащен также мощной помпой и пожарными рукавами для тушения пожаров и откачки больших объемов воды с затопленных территорий и объектов. Недавно машина прошла приемочные испытания в Нижнем Новгороде, и сейчас она рекомендована для принятия на вооружение в МЧС России. Причем стоимость серийного образца будет существенно ниже тех, что имеются на рынке. Другая разработка ученых – мобильный В начале ноября семинары-совещания при аппаратах полномочных представителей Президента России прошли в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах. В частности, полномочный представитель Президента России в Сибирском ФО Сергей Меняйло в ходе проведенного им мероприятия подчеркнул: «От взаимодействия главных федеральных инспекторов по регионам Сибири с руководителями органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, территориальных подразделений правоохранительных, контрольных и надзорных органов зависит эффективность работы по этим направлениям и действенное решение стоящих задач». К сожалению, в этом отношении в реНАША СПРАВКА комплекс для спасения при снежных лавинах «Поиск-ПЛ». Аналогов ему в России нет. Он обеспечивает высокую достоверность поиска на глубинах до 5 м. Всего за 3 мин прибор в состоянии «просмотреть» нужную территорию, и на мониторе спасатели увидят, есть на глубине люди или нет. Шансы на спасение их жизней при этом многократно повышаются. Ведь до сих пор, как правило, чтобы найти человека под снегом, используют лавинные щупы – гибкие металлические пруты. А это медленно и не очень удобно и эффективно. 8 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 10 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 гионах обстояло не все благополучно. Так, ущерб от лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области в прошедшем году составил более 7 млрд рублей, еще более 3,5 млрд рублей потрачено на их ликвидацию. Такие цифры были озвучены на семинаре в Сибири. А заместитель главы МЧС России Павел Барышев привел такие данные: «В целом в стране ежегодно происходит более 250 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и в среднем от 130 до 400 тыс. техногенных пожаров». При этом он отметил, что «анализ тенденций развития основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз, их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров». В связи с этим МЧС России совместно с федеральными структурами и регионами проводит постоянную, системную и целеТехнологии обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях предусматривают развитие таких механизмов и оборудования, использование которых дает возможность человеку как можно меньше контактировать с опасной средой и веществами. РАЗВИТИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Основная тематика обучающих семинаров уходящего года с главными федеральными инспекторами по субъектам РФ – это особенности деятельности органов государственной власти регионов Сибирского ФО и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных ситуаций. В ТЕМУ ма российской Системы предупреждения о цунами нового поколения. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ГО На данный момент в структуре чрезвычайного ведомства 13 департаментов, шесть управлений, два главных управления и аппарат министра. Вопросы гражданской обороны поНа второй стратегической сессии по искусственному интеллекту руководителям цифровой трансформации министерств и ведомств были представлены проекты по внедрению искусственного интеллекта в разных структурах. Эти проекты прошли серию предварительных отборов и по результатам предзащиты были признаны лучшими. Свой проект презентовало также МЧС России. Он направлен на выявление термических аномалий, прогнозирование уровня воды и распознавание инфраструктуры разрушений по снимкам. «Представленные проекты будут включены в ведомственные программы цифровой трансформации и получат четкие показатели измерения эффективности, – прокомментировал итоги мероприятия вице-премьер Правительства России Дмитрий Чернышенко. – Со стороны правительства мы будем создавать условия для максимального проникновения современных технологий в деятельность всех ведомств, приоритетных отраслей и соцсферы». Кроме того, внедрены в опытную эксНАША СПРАВКА Активно развивает чрезвычайное ведомство сегмент космического мониторинга, в том числе с применением данных дистанционного зондирования Земли. Орбиты пролета космических аппаратов позволяют получать информацию об обстановке на всей территории Российской Федерации. С 2014 г. МЧС России является ассоциированным членом Хартии по крупным катастрофам и стихийным бедствиям, а в 2015 г. подписано соглашение о вступлении МЧС России в «Спайдер» ООН. Это дает возможность МЧС России в случае возникновения крупных (масштабных) ЧС задействовать ресурсы зарубежных космических систем и получать оперативную космическую информацию от них на безвозмездной основе. используются около двухсот информационных ресурсов, которые эффективно применяются в паводкоопасный и пожароопасный периоды для предупреждения наводнений и природных пожаров. И эта еще не предел! За создание уникального мобильного комплекса для поиска пострадавших в снежных завалах и лавинах «ПоискПЛ» специалистам ВНИИ ГОЧС МЧС России присудили победу в номинации «Средства обеспечения безопасности государства» на Международном конкурсе «Национальная безопасность», который состоялся прошедшей осенью в рамках XIV Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех». Этот конкурс проводится в целях поощрения организаций, предприятий и физических лиц, внесших существенный вклад в дело обеспечения национальной безопасности. Его основная идея – отбор и демонстрация наиболее выдающихся инновационных продуктов и проектов в области обеспечения безопасности. НАША СПРАВКА плуатацию системы мониторинга состояния защищенности критически важных и социально значимых объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры. Разработаны и широко применяются автоматизированные системы мониторинга опасных природных процессов и прогноза поражения населенных пунктов и объектов экономики ландшафтными пожарами. Заработала и новая автоматизированКроме того, создан локатор, который улавливает малейшее дыхание и движение человека под завалами зданий или снега на глубине нескольких метров. Специалисты вплотную подошли также к созданию В Сибирском федеральном округе в настоящее время создано 328 ЕДДС. Однако при этом в Омской области ЕДДС укомплектована персоналом всего на 56,6 %. В Республике Тыва оснащение ЕДДС современными средствами обработки и передачи информации составляет лишь 51,6 %. В Томской области ЕДДС оснащена средствами оповещения руководящего состава на 65 %, а в Красноярском крае, в республиках Алтай и Тыва – средствами оповещения населения и того меньше: соответственно 44,4 %, 36,4 %, 26,3 %. ная информационно-управляющая система АИУС РСЧС-2030, включающая в себя экспериментальные сегменты, позволяющие прогнозировать наиболее часто возникающие крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Начал функционировать аппаратно-программный комплекс для моделирования сценариев катастроф, связанных с астероидной и кометной угрозой, разработаны расчетные сценарии глобальных катастроф. А еще создана функциональная поднаправленную работу по совершенствованию деятельности в области предупреждения ЧС и пожаров. На данный момент все планы по реализации стратегических примногофункционального беспилотного воздушного комплекса и технических средств радиационной, химической и биологической защиты, а также роботизированного гидравлического и краново-манипуляторного оборудования для аварийно-спасательных служб. 8 октября на совещании, посвященном прежнему остаются среди основных приоритетов деятельности МЧС России. Находятся они в ведении Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России. История его образования сводитВладимир Путин, Президент России 30 ЛЕТ МЧС РОССИИ РАЗВИТИЕ НАША СПРАВКА годня региональные власти наделены правом по оказанию помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях федерального и межрегионального характера, что существенно ускорило выплаты гражданам компенсаций за ущерб имуществу. Также Павел Барышев обратил внивопросам оснащения подразделений МЧС России современной техникой, Президент России Владимир Путин указал на необходимость сформировать и утвердить долгосрочную программу обновления техники МЧС на ближайшее десятилетие. В частности, он сказал: «Тема важная, значимая, ответственная. Мы знаем, с какой самоотдачей и как профессионально действуют практически в любой обстановке сотрудники МЧС, оперативно ликвидируют последствия аварий, стихийных бедствий, паводков, лесных пожаров, – работы много». Президент подчеркнул, что «эффективсистема РСЧС по мониторингу и прогнозу развития сейсмической опасности. Сдана в эксплуатацию сейсмическая подсистеная оперативная работа спасателей помогает спасти жизни, сохранить здоровье, имущество граждан, минимизировать последствия ЧП для инфраструктуры, для ключевых объектов наших городов и пооритетов утверждены во всех субъектах РФ. Вместе с тем, подчеркнул заместитель министра, необходимо уделять постоянное внимание их своевременному исполнению и уточнению. Важно избегать в этой работе формализма и не допускать невыполнения спланированных мероприятий. Он напомнил, что в прошлом году были внесены серьезные изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которые расширили полномочия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов по решению задач в данной сфере. Это позволило повысить координирующую роль комиссий по ЧС на всех уровнях РСЧС – от объектового до федерального. И с прошлого года такие комиссии в субъектах РФ возглавляют губернаторы, а в муниципалитетах – главы местных администраций. Сеся к следующим фактам. Сначала появился Департамент управления (приказ МЧС России от 19 сентября 1994 г. № 562), структура и функции которого были изменены через четыре года, когда был создан Департамент гражданской обороны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 670 и приказа МЧС России от 27 февраля 1998 г. № 467. Следом, в 1999 г., в МЧС России появился Департамент гражданской защиты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 953 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и с приказом МЧС России от 13 августа 1999 г. № 433. Со временем, в 2014 г., в связи с пересмотром задач и функций структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и Департамента гражданской селков». Он также отметил, что «это прямо влияет и на государственные финансы. Так, в текущем году средства, которые будут направлены на компенсацию ущерба от чрезвычайных ситуаций, минимальны по сравнению с предыдущими годами, тогда как до этого они стабильно составляли 6–8 млрд рублей ежегодно. И не потому, что мы на этом как-то экономим или должны экономить, зажимаем эти рубли, а потому, что реальный ущерб снижается, что очень важно. Снижается реальный ущерб благодаря работе министерства по чрезмание участников семинара на то, что наконец-то закон впервые четко определил: органом повседневного управления на муниципальном уровне является единая дежурно-диспетчерская служба. По данным многолетних наблюдений, для Сибирского региона особую актуальность имеют риски чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками, природными пожарами, авариями на потенциально опасных и критически важных объектах. В 2020 г. в субъектах этого региона в результате весеннего половодья и дождевых паводков были подтоплены более 170 жилых домов. По оценке заместителя министра, это указывает на недостаточную работу органов власти на местах по подготовке к паводкоопасному периоду. Кроме того, он потребовал устранить имеющиеся нарушения в сфере градостроительной деятельности. Мотивы этого, очевидно, понятны. Недостаточное внимание уделяется и выполнению мероприятий инженерной защиты. Увы, пока что ни один субъект на территории Сибирского ФО не завершил работу по определению границ зон затопления и подтопления. Но если такая работа активно начата в Алтайском крае и Иркутской области, то по Республике Тыва, Кемеровской и Омской областям в единый государственный реестр ничего не внесено. Очень остро в Сибири стоит вопрос с обеспечением безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений. Действующее законодательство определяет, что безопасность бесхозяйных ГТС обеспезащиты функции и задачи в области ГО были возложены на созданный Департамент гражданской обороны и защиты населения (приказ МЧС России от 6 октября 2014 г. № 550), при этом оба подразделения продолжали существовать параллельно. И лишь в прошлом году Департамент гражданской защиты был ликвидирован, а его задачи были возложены на Департамент гражданской обороны и защиты населения (приказ МЧС России от 1 марта 2019 г. № 114). В целом же для более эффективновычайным ситуациям. Системные меры профилактики, о которых мы говорили не раз, дают свой необходимый результат». Глава государства призвал и дальше го решения вопросов гражданской обороны в стране внедрена Комплексная система безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ) – современный научнотехнический комплекс, обеспечивающий мониторинг и прогноз ЧС природного и техногенного характера. А в целях своевременного и гарантированного информирования населения о чрезвычайных ситуациях создана Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. повышать результативность работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, стараться минимизировать их негативные последствия, реализовывать дополнительные меры по защите лесного фонда от пожаров, по предупреждению наводнений и по другим направлениям. Но именно для этого, по его словам, «спасателям необходимы не только профессионализм, компетенция, мужество, героизм, но и надежная техника». Да, «с 2000-х годов началось активное техническое переоснащение подразделений МЧС. Это позволило и тогда, и сейчас, до сих пор, обеспечивать своевременное и комплексное реагирование спасателей на чрезвычайные ситуации, оказывать помощь и содействие зарубежным партнерам, если к нам есть такие обращения». Благодаря выделению в 2020 г. дополнительных финансовых ресурсов МЧС России получило возможность закупить сумчивается субъектом РФ. Поэтому следует направлять усилия не только на определение хозяина такого сооружения, но и на выполнение субъектом своих полномочий. Что касается прошедшего пожароопасного периода в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Красноярском крае и Республике Хакасия, то в них были допущены переходы природных пожаров на жилые дома и хозяйственные постройки. Следовательно, впредь необходимо уделить особое внимание работе муниципальных образований по подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду. И, конечно, крупнейшей за последние годы стала техногенная катастрофа, свяПредельная штатная численность МЧС России на сегодняшний день установлена Указом Президента РФ от 19 декабря 2018 г. № 728 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и составляет 288 565 единиц. 87 % численности министерства – это личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которая вошла в состав МЧС России с 1 января 2002 г. Предельная численность ФПС по состоянию на июнь 2005 г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе», составляла 80 216 единиц. С тех пор она увеличилась на 171 123 единицы. Всего за период с 1990 г. по настоящее время более 6 тыс. сотрудников МЧС награждены государственными наградами Российской Федерации и более 1,5 млн – ведомственными знаками о тличия МЧС России. ОБУЧЕНИЕ марно около 1,5 тыс. единиц техники, что почти в четыре раза больше, чем было предусмотрено изначально. Вместе с тем Президент России обратил внимание участников совещания на имеющиеся проблемы: «Во-первых, значительная часть парка Специалистами МЧС России постоянВ настоящее время назрела явная необходимость перестроить свою работу с тем, чтобы сместить акцент с реагирования на предупреждение рисков ЧС но актуализируются требования к системам оповещения населения и к их эксплуатационно-техническому обслуживанию с учетом риск-ориентированного подхода, современного уровня технологического развития и информационной безопасности. Большая работа проводится по обеспечению СМС-оповещений, а также по установке средств оповещения на таксофоны в целях увеличения процента охвата населения. В частности, в 2020 г. элементы сизанная с разливом нефтепродуктов в Норильске. Ущерб от нее, по оценке Росприродназора, составил более 147 млрд рублей и превысил совокупный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров за прошедшие пять лет. В любом случае, оптимальными шагами стем оповещения активно задействовались для информирования населения о мерах и правилах поведения в сложной эпидемиологической обстановке по противодействию инфекции COVID-19. Так, были проведены запуски элементов по противодействию катастрофам и стихийным бедствиям, по снижению затрат на их ликвидацию и по уменьшению масштабов прямого ущерба от них должны стать реализация всех мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, развитие технического потенциала, а также повышение профессионального потенциала органов управления и сил. Именно об этом говорил на семинаре – совещании, состоявшемся при аппарате полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе, начальник ВНИИ ГОЧС Сергей Диденко. Он, в частности, поделился собственным опытом внедрения методичепожарной техники, самолетов и вертолетов ведомства, спасательных лодок уже выработали свой ресурс. Об этом говорит не только министр Евгений Зиничев, но и по моему поручению было проработано Советом Безопасности, и секретариат подтверждает это состояние дел. При этом темпы технического переоснащения явно отстают от темпов вывода из эксплуатации старой, отработавшей свой ресурс техники. Количество единиц старше нормативного возраста остается значительным. Во-вторых, сам процесс обновления ских подходов по развитию системы РСЧС и обеспечению комплексной безопасности населения и территорий в субъектах РФ Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в годы, когда возглавлял Сибирский региональный центр МЧС России. «В настоящее время назрела явная необходимость перестроить свою работу с тем, чтобы сместить акцент с реагирования на предупреждение рисков ЧС, – считает руководитель ВНИИ ГОЧС. – Это можно осуществить путем применения комплекса профилактических мер нового характера, реализации конкретных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, снижение ущерба экономике и экологической среде». По мнению Сергея Диденпока не носит устойчивого, долгосрочного, я бы сказал, системного характера: подразделения не имеют возможности планировать свое техническое переоснащение, что называется, в долгую, а сами закупки часто носят несистемный характер, что нередко ведет к увеличению конечной цены продукции». По итогам совещания МЧС России приступило к разработке долгосрочной п рограммы переоснащения своих подразделений до 2030 г. Речь в ней пойдет о технике, которая позволит обеспечить подразделения спасателей в соответствии с установленными нормативами. Причем при реализации программы должна быть обеспечена максимальная финансовая эффективность как по стоимости самих закупок, так и в послепродажном обслуживании. Конечно, все это должно осуществляться путем прямых закупок техники с отечественных заводов-производителей, минуя различных посредников. Декабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 7 ко, для управления рисками чрезвычайных ситуаций необходимо продолжать развивать систему РСЧС по двум направлениям – перейти на предупредительную работу и активно развивать муниципальный уровень. Внедрение эффективных методов управления рисками, формирование культуры безопасной жизнедеятельности и повышение качества жизни россиян за счет предоставления им своевременной помощи – вот стратегическая задача, требующая непрерывного действия. Он подчеркнул, что «результат и самый важный показатель совместной работы всех структур РСЧС – спасение максимального количества жизней, сохранение здоровья граждан, снижение ущерба экономике и территориям при возникновении любого вида опасностей, а также формирование культуры безопасного поведения». По материалам Департамента гражданской обороны и защиты населения и ВННИ ГОЧС МЧС России. Фото из архива редакции Декабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 9 Декабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 11 содержаНие 25 Наши иНтервью Прививка рачительного подхода к бюджетированию. Заместитель министра рассказывает, как выстроена работа в части финансирования МЧС России. 29 право законодательные инициативы МЧС России. Какие изменения подготовлены в области ГО и защиты населения. 33 вырежи и изуЧи Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных. 4 Новости закоНодательства 20 Мероприятия МЧс россии Цели месячника достигнуты. Аналитический отчет по итогам прошедшего в октябре месячника гражданской обороны. 22 актуальНо Институт безопасности города. Как внедрять комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. 2 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | Декабрь 2020 35 спрашивайте – отвеЧаеМ готовь сани летом, а лодки – зимой. Ответы на вопросы в связи c новыми нормативными правовыми актами. 36 взаиМодействие Лучший доброволец – в будущем спасатель. В День волонтера мы чествуем всех, кто спешит на помощь, спасает и предотвращает трагедии. 39 БезопасНость Поисково-спасательные работы в природной среде. О том, как выживать в походах. 43 поисковик Приложение, которое делает жизнь безопаснее. 44 лица Боевой офицер – на службе спасения. Интервью с председателем ООО ветеранов органов управления по делам ГО, ЧС и пожарной охраны. 47 страНицы истории Объект особого назначения. Репортаж из уникального музея гражданской обороны. 50 ликБез Противогаз: от истоков до наших дней. Хроника событий по поиску средств защиты против отравляющих веществ. 54 НауЧНая кафедра Учебный курс под эгидой МОгО. Специалисты МЧС России апробировали его в Казахстане. 58 за руБежоМ МЧС КНР – по примеру России. Опыт нашей страны был признан китайцами наиболее подходящим. 60 у карты Мира Обзор международного взаимодействия. 62 содержаНие журНала за 2020 г. ZADELO
Стр.4
теМа НоМера Summary ИЗ ПЕРВЫХ УСТ У ИСТОКОВ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Сергей Шойгу, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1991–2012 гг.; Юрий Воробьёв, первый заместитель главы МЧС России в 1991–2007 гг. Авторы публикуемого материала в настоящее время занимают важные государственные посты: С.К. Шойгу – министр обороны Российской Федерации, Ю.Л. Воробьёв – заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Их воспоминания о том, как три десятилетия назад создавались спасательная служба России, Министерство по чрезвычайным ситуациям, сохранились в архиве редакции нашего журнала. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ВЕДОМСТВА В конце 1980-х гг. наиболее остро обозначилась проблема обеспечения безопасности населения страны при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Она была обусловлена тем, что в стране наблюдался значительный рост числа ЧС, масштабов потерь и ущерба от них. Причины этого: научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, что связано с увеличением числа и сложности последних, ростом единичных мощностей агрегатов промышленных и энергетических объектов, их высокой концентрацией в некоторых регионах; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения Земли и, как следствие, антропогенное воздействие и наблюдающееся глобальное изменение климата на планете. Толчком и побуждающим импульсом 12 к ускорению решения проблемы природно-техногенной безопасности стали крупномасштабные аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Именно уроки чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в городе 12 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 сто общественного объединения образовать новую государственно-общественную структуру. Уроки чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на госуровне Спитаке в 1988 г. (в Армении) явилась еще одним толчком. Опыт ликвидации последствий этих катастроф показал, что для оказания быстрой и качественной помощи пострадавшим нужны профессионалы-спасатели, оснащенные необходимыми современными средствами спасения. Вот тогда в коридорах российской власти под давлением общего несчастья сформировалось предложение о необходимости создания Российского корпуса спасателей. При этом нельзя не заметить, что в это же время параллельно создается ассоциация с тем же названием, объединившая действительно спасателей-альпинистов, людей, которые прошли в жизни очень многое и понимали, что такое быть спасателем. Эти люди потом нам здорово пригодились. Вскоре Верховный Совет Союза принял решение о необходимости создания Российского корпуса спасателей на общественных началах (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1990 г.). Это решение для реализации было передано в Совет Министров РСФСР, который, внимательно рассмотрев этот вопрос, принял постановление вмеПЕРВЫЕ ШАГИ Новая структура создавалась в буквальном смысле слова на голом месте, не было по сути ничего, только одно название. Тогда в Белом доме говорили, когда речь шла о предоставлении здания для размещения Корпуса: «Тебя, Шойгу, назначили, иди и ищи». Все было непросто. Нам надо было пройти через сомнения о том, что нельзя браться за дело, которое не знаешь, когда непонятен род деятельности, когда трудно представлялось место среди тех людей, которые занимаются чрезвычайными ситуациями. Тревожила даже сама мысль о том, что постоянно должен быть рядом с горем, кровью, разрушениями, с искалеченными судьбами… Надо было как можно скорее осознать эти обстоятельства. Нам надо было срочно в этом новом деле разбираться. Помогали талантливые, известные в своей области специалисты, многие из которых пошли с нами. Уникальность нашего состояния заключалась тогда в том, что мы вообще как бы существовали при Госстрое РСФСР. Даже зарплату мы получали у них. Нас тогда не то что «попросили» уйти, нам самим было неудобно, и мы ушли. Сборы были недолгие, у нас тогда две коробки бумаг накопилось. Стали жить и работать в общежитии Российской академии государственной службы. Одну из двух выделенных нам комнат в общежитии переоборудовали в кабинет… Но нельзя же все время работать в общежитии, и мы отправились на поиски помещения для Комитета. Нам срочно нужен был юридический адрес, без него мы не могли даже зарплату получить… Какое-то время мы сидели в актовом зале Белого дома, потом разместились в ИнНАША СПРАВКА Днем рождения чрезвычайного министерства считается 27 декабря 1990 г., когда в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики Совет Министров РСФСР принял постановление № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей» на правах Государственного комитета РСФСР. Дата принятия этого постановления впоследствии была объявлена «Днем спасателя» и стала днем рождения сначала спасательной службы России, а позже – и МЧС России. С.К. Шойгу было предложено возглавить тогда Корпус-комитет. ституте сельхозрадиологии в Волковом переулке на Красной Пресне. И начали разворачивать структуру Российского корпуса спасателей, создавать основные документы, уже как-то осмысленно формировать идеологию предстоящей деятельности, подбирать людей. Первая крупная операция была на известной уфимской трубе (ликвидация угрозы обрушения многометровой трубы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе). Тогда организованная нами группа армейских подрывников направленным взрывом произвела подрыв поврежденной части трубы, направив обломки в безопасное для технологического оборудования место. Работами непосредственно руководил С.М. Кудинов. До этого была Чукотка, там поселок геологов селем снесло, погибли девять человек. Мы организовали работу по ликвидации последствий селя. И вот впервые удачные спасательные операции привлекли внимание людей, мы «зазвучали» в средствах массовой информации. Это нам, конечно, помогало в работе, но и вносило много всякого сумбура. Мы не отказывались ни от какого реагирования. Нередко нам говорили: «Это не ваши задачи, это не ваш вопрос…» Любая «чрезвычайка», любая кризисная ситуация, любое подобное событие попадало в наше поле зрения и тут же начиналось реагирование. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ Работа по формированию Корпуса спасателей тянулась трудно и как-то напряженно. И некоторым политикам тогда пришло понимание того, что в государстве существует организм, который можно включать, когда никто другой не знает, что делать в чрезвычайной ситуации. Все видели, как в смутный период становления суверенной государственности России наше ведомство работало в «горячих» точках. Мы уже умели кое-что делать, выполняли много работы. В этот период пришло решение взять к нам в комитет С.М. Кудинова. До этого он служил в воздушно-десантных войсках, воевал в Афганистане. После увольнения из армии какое-то время занимался вопросами ассоциации Российского корпуса спасателей, в частности оснащения спасательных отрядов специальной техникой и оборудованием. Однажды он и еще ктото с ним пришли к нам и сказали, что нужно оснащать техникой специальные отряды, и представили список этой техники. Там такое было написано, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Спасатели заказывали 5 тыс. автомобилей, большое количество войсковых радиостанций и много другого имущества. Наше удивление было исключительным. И тут С.М. Кудинов говорит: «Серге й Кужугетович, вы извините, это не то, хотя все правильно. Но это надо переДекабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 13 ИЗ ПЕРВЫХ УСТ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Основная тематика обучающих семинаров уходящего года с главными федеральными инспекторами по субъектам РФ – это особенности деятельности органов государственной власти регионов Сибирского ФО и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных ситуаций. В начале ноября семинары-совещания при аппаратах полномочных представителей Президента России прошли в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах. В частности, полномочный представитель Президента России в Сибирском ФО Сергей Меняйло в ходе проведенного им мероприятия подчеркнул: «От взаимодействия главных федеральных инспекторов по регионам Сибири с руководителями органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, территориальных подразделений правоохранительных, контрольных и надзорных органов зависит эффективность работы по этим направлениям и действенное решение стоящих задач». К сожалению, в этом отношении в ре10 6 30 лет МЧс россии На одном дыхании. Создание чрезвычайного ведомства занимает важное место в череде исторических событий нашей страны. Сквозь призму времени это становится все более очевидно. 10 оБуЧеНие Развитие на муниципальном уровне. Поговорим о начавшихся семинарах с главными федеральными инспекторами по субъектам РФ. 12 из первых уст У истоков спасательной службы России. Экскурс в историю чрезвычайного ведомства проводят те, кто начинал его создавать. 17 призНаНие за мужество и героизм… Они готовы по первому зову броситься в очаг ЧС ради спасения попавшего в беду человека. 19 паМять Людям великой профессии. Все торжественные события в МЧС России начинаются с возложения цветов к этому памятнику. гионах обстояло не все благополучно. Так, ущерб от лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области в прошедшем году составил более 7 млрд рублей, еще более 3,5 млрд рублей потрачено на их ликвидацию. Такие цифры были озвучены на семинаре в Сибири. А заместитель главы МЧС России Павел Барышев привел такие данные: «В целом в стране ежегодно происходит более 250 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и в среднем от 130 до 400 тыс. техногенных пожаров». При этом он отметил, что «анализ тенденций развития основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз, их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров». В связи с этим МЧС России совместно с федеральными структурами и регионами проводит постоянную, системную и целе10 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 НАША СПРАВКА В Сибирском федеральном округе в настоящее время создано 328 ЕДДС. Однако при этом в Омской области ЕДДС укомплектована персоналом всего на 56,6 %. В Республике Тыва оснащение ЕДДС современными средствами обработки и передачи информации составляет лишь 51,6 %. В Томской области ЕДДС оснащена средствами оповещения руководящего состава на 65 %, а в Красноярском крае, в республиках Алтай и Тыва – средствами оповещения населения и того меньше: соответственно 44,4 %, 36,4 %, 26,3 %. направленную работу по совершенствованию деятельности в области предупреждения ЧС и пожаров. На данный момент все планы по реализации стратегических приоритетов утверждены во всех субъектах РФ. Вместе с тем, подчеркнул заместитель министра, необходимо уделять постоянное внимание их своевременному исполнению и уточнению. Важно избегать в этой работе формализма и не допускать невыполнения спланированных мероприятий. Он напомнил, что в прошлом году были внесены серьезные изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которые расширили полномочия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов по решению задач в данной сфере. Это позволило повысить координирующую роль комиссий по ЧС на всех уровнях РСЧС – от объектового до федерального. И с прошлого года такие комиссии в субъектах РФ возглавляют губернаторы, а в муниципалитетах – главы местных администраций. Сегодня региональные власти наделены правом по оказанию помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях федерального и межрегионального характера, что существенно ускорило выплаты гражданам компенсаций за ущерб имуществу. Также Павел Барышев обратил внимание участников семинара на то, что наконец-то закон впервые четко определил: органом повседневного управления на муниципальном уровне является единая дежурно-диспетчерская служба. По данным многолетних наблюдений, для Сибирского региона особую актуальность имеют риски чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками, природными пожарами, авариями на потенциально опасных и критически важных объектах. В 2020 г. в субъектах этого региона в результате весеннего половодья и дождевых паводков были подтоплены более 170 жилых домов. По оценке заместителя министра, это указывает на недостаточную работу органов власти на местах по подготовке к паводкоопасному периоду. Кроме того, он потребовал устранить имеющиеся нарушения в сфере градостроительной деятельности. Мотивы этого, очевидно, понятны. Недостаточное внимание уделяется и выполнению мероприятий инженерной защиты. Увы, пока что ни один субъект на территории Сибирского ФО не завершил работу по определению границ зон затопления и подтопления. Но если такая работа активно начата в Алтайском крае и Иркутской области, то по Республике Тыва, Кемеровской и Омской областям в единый государственный реестр ничего не внесено. Очень остро в Сибири стоит вопрос с обеспечением безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений. Действующее законодательство определяет, что безопасность бесхозяйных ГТС обеспечивается субъектом РФ. Поэтому следует направлять усилия не только на определение хозяина такого сооружения, но и на выполнение субъектом своих полномочий. Что касается прошедшего пожароопасного периода в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Красноярском крае и Республике Хакасия, то в них были допущены переходы природных пожаров на жилые дома и хозяйственные постройки. Следовательно, впредь необходимо уделить особое внимание работе муниципальных образований по подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду. И, конечно, крупнейшей за последние годы стала техногенная катастрофа, свяВ настоящее время назрела явная необходимость перестроить свою работу с тем, чтобы сместить акцент с реагирования на предупреждение рисков ЧС занная с разливом нефтепродуктов в Норильске. Ущерб от нее, по оценке Росприродназора, составил более 147 млрд рублей и превысил совокупный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров за прошедшие пять лет. В любом случае, оптимальными шагами по противодействию катастрофам и стихийным бедствиям, по снижению затрат на их ликвидацию и по уменьшению масштабов прямого ущерба от них должны стать реализация всех мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, развитие технического потенциала, а также повышение профессионального потенциала органов управления и сил. Именно об этом говорил на семинаре – совещании, состоявшемся при аппарате полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе, начальник ВНИИ ГОЧС Сергей Диденко. Он, в частности, поделился собственным опытом внедрения методических подходов по развитию системы РСЧС и обеспечению комплексной безопасности населения и территорий в субъектах РФ Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в годы, когда возглавлял Сибирский региональный центр МЧС России. «В настоящее время назрела явная необходимость перестроить свою работу с тем, чтобы сместить акцент с реагирования на предупреждение рисков ЧС, – считает руководитель ВНИИ ГОЧС. – Это можно осуществить путем применения комплекса профилактических мер нового характера, реализации конкретных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, снижение ущерба экономике и экологической среде». По мнению Сергея Диденко, для управления рисками чрезвычайных ситуаций необходимо продолжать развивать систему РСЧС по двум направлениям – перейти на предупредительную работу и активно развивать муниципальный уровень. Внедрение эффективных методов управления рисками, формирование культуры безопасной жизнедеятельности и повышение качества жизни россиян за счет предоставления им своевременной помощи – вот стратегическая задача, требующая непрерывного действия. Он подчеркнул, что «результат и самый важный показатель совместной работы всех структур РСЧС – спасение максимального количества жизней, сохранение здоровья граждан, снижение ущерба экономике и территориям при возникновении любого вида опасностей, а также формирование культуры безопасного поведения». По материалам Департамента гражданской обороны и защиты населения и ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото из архива редакции Декабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 11 ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Иван Ондуков, наш корреспондент. Фото АГЗ МЧС России и из открытых источников ЗА РУБЕЖОМ ПОМЧС КНР – Д о недавнего времени в такой большой и развитой стране, как Китай, не было своего министерства, отвечавшего за решение вопросов и координацию деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями. Еще полтора года назад в Поднебесной все функции по тушению пожаров и ликвидации ЧС были распределены между более десятка министерств и ведомств. И в течение многих лет МЧС России делилось опытом с китайскими и Министерством общественной безопасности, и Министерством гражданской администрации, и Министерством водного хозяйства и с другими структурами, решающими свои узкопрофильные задачи по предотвращению бедствий и реагированию на них. Надо отдать должное, китайцы кропотливо изучали все это время опыт нашей страны. Но крупнейшая неядерная в мировой истории катастрофа в Тяньцзане в августе 2015 г., когда взрыв на складе с опасными веществами унес жизни почти двухсот человек, а еще около тысячи получили ранения разной степени тяжести, подтолкнула власти страны к принятию кардинальных решений. В течение следующих трех лет началось 58 In December 2020 Russian EMERCOM celebrates its 30th anniversary. The foundation of the Federal Rescue Service is an important event of our country’s history, and it is the main topic of our issue (pp. 6-19). We will look at the anniversary date in the retrospect of time. We will discuss development of EMERCOM, including new safety technologies for emergency situations that can be used to minimize contact with hazardous environment and substances (pp. 6-9), see the background of the Ministry (pp. 12-16) and remember those ready to come to rescue to an emergency area to save people in trouble at any time of day and night putting their life at stake quite often (pp. 17-19). We will also touch the topic of implementation of populations safety support complex systems (pp. 22-24). Deputy Minister Andrey Gurovich will tell our readers how financing of EMERCOM is arranged (pp. 25-28). Пишите нам на gz-jurnal@yandex.ru Принимаем и обычные письма по адресу: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, редакция журнала «Гражданская защита» Читаем все комментарии на сайте www.gz.mchsmedia.ru As far as actual issues are concerned, we present our readers an analytic report on results of the Civil Defense Month held in October (pp. 20-21). A large article reviewing prepared amendments to civil defense and protection of people laws is also published (pp. 29-32), as well as approved documents on the procedure of organizing and keeping register of fire safety public entities and a consolidated register of volunteer fire-fighters (pp. 33-34). We answer our readers’ questions about new regulations coming in force in 2021 (p. 35). As far as publications about methodical and practical issues are concerned, we Декабрь 2020 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | 3 конкретное формирование единого специализированного ведомства. 22 марта 2018 г. Государственный совет КНР опубликовал Уведомление «Об организационной структуре», разработанное на основании «Проекта углубления реформы партийных и государственных органов», ранее одобренного Всекитайским собранием народных представителей. Этот документ и определил новый перечень министерств и ведомств, создаваемых при Госсовете КНР, среди которых впервые появилось Министерство по управлению в чрезвычайных ситуациях, взявшее на себя обязанности подготовки государственных планов предупреждения и планирования действий в ЧС, руководство 58 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Декабрь 2020 Опыт нашей страны и организационные решения, обеспечивающие эффективное функционирование мощной спасательной службы, признаны китайскими коллегами наиболее подходящими в деле формирования своего аналогичного ведомства. ПРИМЕРУ РОССИИ это будет способствовать предупреждению чрезвычайных ситуаций и повысит эффективность реагирования на них. Было также отмечено особое значение взаимного оповещения о рисках ЧС в приграничных регионах российского Дальнего Востока и северовостока Китая. Российский министр выразил убежденМинистерство по управлению в чрезвычайных ситуациях будет курировать сферу безопасности на производстве, обеспечивать предотвращение пожаров и контроль над противопожарным состоянием объектов и территорий, над наводнениями, засухой и бедствиями геологического характера по реагированию и ликвидации их последствий, а также создание механизмов оповещения и информирования населения. Новая структура будет курировать сферу безопасности на производстве, обеспечивать предотвращение пожаров и контроль над противопожарным состоянием объектов и территорий, над наводнениями, засухой и бедствиями геологического характера. Поэтому в его подчинение вошли Китайское сейсмологическое управление и Государственное управление контроля за безопасностью добычи угля. А вот Главное государственное управление по контролю за безопасностью производства КНР упразднили. За основу созданного министерства был взят опыт именно МЧС России. И для нас это двойной плюс. Во-первых, мы получили очередное признание за рубежом и подтверждение верности нашей деятельности в области защиты населения и территорий. А во-вторых, на будущее мы получили предельно понятного партнера, работающего по нашей схеме. В годовщину гражданской обороны 4 октября прошлого года свой первый визит в Москву в составе большой делегации совершил и новый руководитель ведомства. В ходе рабочей встречи в МЧС России участники обсудили приоритетные направления двустороннего сотрудничества и обозначили в качестве основных перспектив развитие обмена информацией по мониторингу и прогнозированию бедствий, опытом применения новых технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также подготовки специалистов. Глава МЧС России Евгений Зиничев предложил уделить особое внимание развитию информационного взаимодействия между Национальным центром управления в кризисных ситуациях ведомства и Государственным центром по уменьшению опасности бедствий МЧС Китая. По его словам, ность в том, что дополнительный импульс двустороннему взаимодействию придаст создание соответствующей совместной комиссии. Руководители делегаций подписали положение об этой комиссии, а также итоговый протокол заседания и утвердили план совместных мероприятий до следующего заседания комиссии, которое запланировано на 2021 г. на территории Китая. В настоящее время уже можно говорить о значительном прогрессе этой страны в развитии системы реагирования на стихийные бедствия. Отрегулирована система управления. Сформированы профессиональные дежурные силы и средства. В районах, наиболее подверженных стихийным бедствиям, заблаговременно развернуты склады с запасами соответствующего имущества и предметов первой необходимости. Разработаны и уточнены планы действий для участвующих в спасательных операциях воинских частей. На регулярной основе организуются учения и тренировки по отработке спасательных операций совместно военными и гражданскими службами. Таким образам, в Китае создана и действует система, позволяющая эффективно реагировать на стихийные бедствия и техногенные катастрофы не только на территории В ТЕМУ В начале июня в Интернете был широко распространен внутренний правительственный документ КНР, озаглавленный «Закон об Управлении чрезвычайными ситуациями». Предполагается, что должностные лица думали также об изменении названия закона «О чрезвычайном реагировании». Один из членов специальной группы по этой поправке заявил, что изменение названия еще не было подтверждено и что рассматриваемый документ не является окончательной версией. На сегодняшний день все поправки сосредоточены на небольших, но необходимых реформах в системе реагирования на чрезвычайные ситуации Китая. Эти реформы подсказала вспышка коронавируса в стране. страны, но и за ее пределами. Однако появление Министерства по управлению в чрезвычайных ситуациях КНР заставило власти задуматься о пересмотре Закона «О чрезвычайном реагировании». На встречах в Пекине некоторые делегаты утверждали, что действующий законодательный акт уже не гарантирует свободного потока информации во время кризисов, защиты жизни и имущества граждан, отстаивания права общественности знать о происходящем. Предложенные поправки в закон должны расширить полномочия местных органов власти сообщать об инфекционных заболеваниях и других быстро развивающихся ЧС. Нужна также правовая оговорка, которая освобождала бы специалистов от наказания, если они добросовестно публично будут комментировать развитие чрезвычайных ситуаций. Депутаты отмечают, что нынешний закон имеет «врожденные дефекты», в том числе нет детализации прав граждан во время кризиса, нет системы подтверждения чрезвычайных происшествий и др. Готовящиеся изменения станут первыми с момента принятия закона в 2007 г., который появился через пять лет после смертоносной вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), убедившего тогда директивные органы страны разработать правила борьбы с чрезвычайными ситуациями в обществе. Новый план предлагается реализовывать постепенно по мере того, как Китай восстанавливается после эпидемии Covid-19, унесшей жизни более 4,6 тыс. жителей Поднебесной в этом году. Она вызвала жесткие принудительные остановки бизнеса, серьезные ограничения на передвижение людей и т. д. Период восстановления страны от коронавируса стал подходящим поводом для обсуждения закона, который классифицировал бы различные чрезвычайные ситуации и понизил порог для объявления об их возникновении. Декабрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 59 want to attract our readers’ attention to an article about hazards of the natural environment and recommendations on the basics of survival in unfamiliar environment (pp. 39-42). Finally, we publish useful and vivid information graphics on various coronavirus tests (second cover). Our set of texts devoted to history includes an interview with Shamsutdin Dagirov, the head of National Russian Organization of Veterans of Civil Defense, Emergency Situations and Fire Protection Executive Bodies (pp. 44-46), a report from the unique civil defense museum in an underground shelter in the heart of Sevastopol (pp. 47-49) and the history of research of means of protection against chemical warfare agents (pp. 50-53). We complete our review with a set of publications about international issues. First of all, it is information on a new training course under ICDO aegis (pp. 54-56). Our other publication is dedicated to foundation of the Ministry of Emergency Situations in China, similar to Russian EMERCOM; our Chinese colleagues consider Russian expertise the most suitable for them, as it provides efficient and powerful rescue system (pp. 58-59). Another article is dedicated to the Volunteer Day celebrated for 35 years upon decision of the United Nations. On this day we pay respect to everyone who wants to help, save people and prevent tragedies without demanding any reward (pp. 36-38).
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ