Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Гражданская защита

Гражданская защита №10 2020 (500,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID695400
АннотацияЖурнал «Гражданская защита» - центральное издание МЧС России по вопросам гражданской обороны. Издается с 1956 года. Журнал освещает проблемы безопасности населения, территорий и объектов экономики при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов. Журнал способствует повышению осведомленности населения о государственной политике в области гражданской обороны, уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, его обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. На страницах журнала публикуется информация о новых разработках средств защиты и спасения, специальной одежды и обуви, которые способствуют обеспечению безопасности персонала предприятий и населения, а также всестороннему оснащению пожарно-спасательных и аварийных формирований всем необходимым для выполнения функций по предназначению. Нашими подписчиками являются администрации и органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства РФ, а также объекты экономики, в том числе потенциально опасные.
Гражданская защита : Научно-практический и методический журнал .— Москва : Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, ИЦ ОКСИОН, 1956 .— 2020 .— №10 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/695400 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гражданская_защита_№10_2020.pdf
ТЕМА НОМЕРА: МЕСЯЧНИК ГО – 2020 НАШИ ИНТЕРВЬЮ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ЛИКВИДАЦИЯ ЧС Андрей Сохоев, наш корреспондент. Фото Владимира Смолякова День гражданской обороны нынче проходит в не совсем привычных условиях. С одной стороны, он, как всегда, дает старт традиционному месячнику ГО, а с другой – ограничения, связанные с пандемией коронавируса, которые определяют специ фику всех запланированных на октябрь мероприятий. Одновременно с этим сейчас все уже заточены на идею интеграции Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. То есть стандартные, казалось бы, формы работы и проводимые мероприятия на этот раз будут наполняться новым содержанием. Это касается и занятий с населением, и дней открытых дверей в пожарноспасательных подразделениях, и выставок современных средств спасения, и пр. Главная же цель месячника гражданской обороны по-прежнему заключается в привлечении внимания населения к вопросам его защиты от ЧС и различных угроз природного и техногенного характера. Поэтому все мероприятия направлены на совершенствование знаний и практических навыков руководителей, на подготовку органов управления, сил и средств ГО и РСЧС, а также на активную пропаганду знаний в области защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Согласно утвержденной Концепции интеграции РСЧС и гражданской обороны был подготовлен проект Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», который объединяет задачи по предупреждению и ликвидации крупномасштабных ЧС и ГО. И уже в ходе месячника предстоит отработать отдельные элементы новой складывающейся системы, которая и будет в дальнейшем осуществлять весь комплекс мер, направлен6 6 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Октябрь 2020 вать недостаточный уровень знаний по вопросам ГО и ЧС. Прежде всего это относится к неработающему населению. Поэтому основными формами подготовки его в ходе месячника ГО будут самые простые и доступные формы: беседы, лекции, просмотры учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства. Все это должно сподвигнуть людей на самостоятельное изучение соответствующих пособий, памяток, листовок и буклетов, на прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и т. п. П По возвращении оперативной группировки МЧС России из Ливана российские специалисты рассказали, в каких условиях им пришлось действовать, помогая местным властям ликвидировать последствия чудовищного взрыва в порту Бейрута. День и месячник гражданской обороны интересны не только тем, что это пролонгированный профессиональный праздник. Это еще и отличный предлог проверить состояние ГО в стране, а также напомнить людям о необходимости соблюдения правил безопасности, провести соответствующие профилактические мероприятия. ных на повышение устойчивости систем жизнеобеспечения населения, включая энергетику, транспорт, социальную инфраструктуру и т. д. Оперативное восстановление этих систем в случае ЧС, резервирование и дублирование их основных элементов должны обеспечивать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и руководители предприятий и учреждений. В течение месяца разработанные в веЛАССА оисково-спасательная операция в Бейруте для российских спасателей началась 5 августа, когда в полдень была получена команда о реагировании на чрезвычайную ситуацию в столице Ливана, связанную со взрывом в порту и многочисленными разрушениями зданий и сооружений. На тот момент информаци и – А кто конкретно должен организовать все это на местах? – Проведение бесед и лекций, организация просмотра учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства – этим обязаны заниматься органы местного самоуправления. На практике названные выше формы подготовки населения реализуются в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне муниципальных образований (УКП). Они, как правило, организованы в местах массового пребывания жителей – на базе многофункциональных центров, библиотек и т. д. Но следует сказать, что на сегодняшний день в стране таких пунктов недостаточно – всего около 16 тыс. Это существенно меньше рекомендуемого МЧС России норматива, который должен составлять примерно 50 тыс. УКП из расчета один пункт не более чем на 3 тыс. жителей. Альтернативным решением задачи по доведению до населения необходимых знаний является использование современных информационно-коммуникационных технологий, к которым относятся: интернет-сайты, мессенджеры, блоги, телевидение, ра8 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Октябрь 2020 36 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Октябрь 2020 ДМАСШТАБ РАБОТ – КЛЯ «ТЯЖЕЛОГО» го самоуправления и организаций к выходу на запасные пункты и организации их работы по управлению, координации и контролю осуществления мероприятий ГО с ЗПУ. В целом насыщенная программа меНАША СПРАВКА об этом было недостаточно, а средства массовой информации давали не очень понятные и подчас противоречивые данные о том, что произошло. Одно было очевидно – случилось ужасное. На такой случай алгоритм действий в министерстве выработан четкий. Первый заместитель главы МЧС России Александр Чуприян срочно собрал правительственную комиссию, и далее все пошло по стандартной схеме: подготовка оперативного штаба, выработка предложений и принятие решений. Так что уже часа через полтора с учетом имевшейся на то время информации сложилось вполне ясное представление о том, что и какими силами предстоит делать на месте чрезвычайной ситуации. Было решено отправить в Бейрут чедомстве современные подходы к организации и ведению гражданской обороны должны помочь представителям всех уровней власти продемонстрировать их готовность к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. А на организуемых на объектах ГО занятиях предстоит обучать граждан способам защиты с учетом внедрения новых подходов, доводить до них информацию об основных рисках ЧС на территории региона, в ходе всевозможных учений и тренингов отрабатывать вопросы оповещения и эвакуации людей при ЧС и пожарах. Что касается ежегодной Всероссийтыре самолета МЧС России, а в районе ЧС развернуть аэромобильный госпиталь. Для работы на завалах в группу спасателей включили кинологов и радиометристов. В группировку вошли также психологи чрезвычайного ведомства и мобильная лаборатория Роспотребнадзора. Всего в зону ЧС вылетели около 150 человек. Вся подготовка к действиям прошла очень оперативно, и уже через день после катастрофы все ской штабной тренировки по гражданской обороне, то ее тема в этом году – «Организация выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории Российской Федерации». В рамках этой тренировки, в частности, на территории Тверской области 2 октября прошли комплексные учения по осуществлению практических мероприятий ГО. Совершенствовались навыки действий специалистов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях. Отрабатывались вопросы организации управления при выполнении мероприятий гражданской обороны с повседневных пунктов управления. Была проверена готовность оперативных групп федеральных органов исполнительной власти, госвласти субъектов РФ, местноОсновные системы оповещения: КСЭОН (комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций) предназначена для своевременног о и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, где существует опасность чрезвычайной ситуации, либо непосредственно в ее зоне, достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты при этом. ОКСИОН (общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудиои в идеоинформации. СЗИОНТ (система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте). сячника преследует цель – дать реальную возможность регионам повысить как общий уровень подготовки в области безопасности, так и социальную значимость гражданской обороны. А подрастающему поколению – ближе познакомиться с современными подходами к ее организации и на практике закрепить знания и навыки, способные спасти жизнь себе и попавшим в беду людям. К ДНЮ ГО – В прошлые годы на площадях, улицах, вокзалах было довольно много наглядной агитации по ГО. Сейчас этого сказать нельзя. Может, стоит использовать тот опыт или у нас появились новые, более современные формы и средства донесения до людей необходимой информации? – В настоящее время донесение информации до населения в местах массового пребывания осуществляется через специализированные технические средства оповещения и информирования. Это специально создаваемые устройства, обеспечивающие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения либо о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения в ЧС. Такие устройства и системы предназначены для своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. специалисты приступили к работам на месте происшествия. Несмотря на то что в Бейрут приземдио, информационные табло на транспорте и в других местах массового пребывания людей. Эти технологии позволяют обеспечить их обучение даже в условиях сохраняющейся угрозы распространения коронавирусной инфекции. Таким образом, для повышения уровня подготовки населения необходимо активизировать работу органов местного самоуправления по исполнению обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций. А обеспечить соблюдение ими требований по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по подготовке граждан, должны органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на лились глубоко за полночь, одна часть группировки сразу же приступила к рекогносцировке на месте взрыва, а другая – н ачала разбивать лагерь. Вот что рассказа л Гражданское обучим население Порядку действий в случае войны. Сигналы доведем оповещения, Эвакуируем всех жителей страны. В убежище укроем от налетов, Замаскируем быстро, без проблем, Спасательные выполним работы, Нуждающихся обеспечим всем. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С пожарами сражаться будем смело, В срок РХБ-разведку завершим. Спецобработку проведем умело, А мародерам по рукам дадим. И с ЖКХ не будет перебоев, Все важные объекты сохраним. Бойцы ГО, мы нерушимым строем На страже мира и добра стоим!!! – Каким образом сейчас развиваются в целом системы оповещения населения в стране? – В рамках выполнения мероприятий по реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны МЧС России совместно с Минцифры России в 2020 г. перерабатывают основополагающие нормативные правовые акты по вопросам оповещения населения. Это в первую очередь Положение о системах оповещения населения, а также Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения. Указанные нормативные правовые акты утверждены МЧС России и Минцифры России и в настоящее время находятся на государственной регистрации в Минюсте России. В целях организации эффективного взаИгорь Ремишевский, заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Калмыкия – начальник управления гражданской обороны и защиты населения имодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций создана рабочая группа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществление регионального государственного надзора. НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения. Чтобы увеличить охват населения разНакануне месячника гражданской обороны заместитель главы МЧС России Павел Барышев ответил на наши вопросы о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от опасностей и угроз современного мира. р уководитель оперативного штаба МЧС России, заместитель начальника ГУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России» Сергей Воронцов: «Пока летел самолет, нам бейрутские власти предложили для развертывания лагеря три площадки: два стадион а и автомобильную площадку. Мы выбрали один из стадионов, поскольку его инфраструктура наиболее подходила для нас: есть техническая вода, санузел, освещение, место для палаток. Потом, когда разбили базовый лагерь, его посетили практически все руководители Ливана, – Павел Федорович, каковы сегодня основные приоритеты в развитии гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций? – Месячник гражданской обороны, как известно, приурочен к очередной годовщине гражданской обороны и является поводом для того, чтобы подвести итоги нашей работы, оценить состояние защиты населения, определить перспективы развития гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. С момента создания гражданской обороны в нашей стране накоплен богатый опыт в области защиты населения и территорий, который показывает, что для обеспечения надежной защиты система должна непрерывно развиваться, совершенствоваться, реагируя на возникновение новых опасностей и угроз. В наше время эта задача приобретаи они были очень удивлены, что нам удалось так быстро его возвести. Их поразил также аэромобильный госпиталь: оборудование в нем самое современное, наши медики имеют опыт работы в различных странах и умеют оказывать помощь при любых травмах». личными способами оповещения, внесены изменения в федеральное законодательство, согласно которым операторы связи и редакции средств массовой информации обязаны обеспечивать замещение п рограмм телерадиоэфира передачей сигналов оповещения и экстренной информации населению. На сегодняшний день во всех субъектах Федерации уже завершена работа по организации оповещения с использованием цифрового телерадиовещания, что позволяет замещать контент одновременно всех каналов в мультиплексе, а не одного канала, как при аналоговом вещании. Организовано взаимодействие с операторами подвижной радиотелефонной связи для обеспечения СМС-оповещения. Для информирования населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, территория которых наиболее подвержена возникновению быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, Минцфиры России планирует дооборудовать установленные таксофоны средствами оповещения населения. Одним из основных мероприятий по обеет особое значение. Современный мир вступает в условия нового технологического уклада. Мы являемся свидетелями глобальной технологической революции. Реалиями сегодняшнего дня становятся био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика и продукты их реализации. Меняются сами условия жизни населения. В крупных городах, мегаполисах концентрируются население, культурный и экономический потенциал. Урбанизация уже привела к тому, что в городах проживает свыше 70 % населения нашей страны. Постепенно формируются так называемые умные города, и мы приходим к тому, что жизнеобеспечение этих городов осуществляется киберфизическими системами. Становление и развитие новых технологий несут человечеству не только новые возможности, но и угрозы. Новые технолоНепосредственно к поисково-спасательным работам наши специалисты приступили сразу же, с раннего утра. Вели их беспрерывно в четыре смены. Российским спасателям было определено самое сложное место, которое находилось в эпицентре взрыва, – административное здание около элеватора. По предварительной информации предполагалось, что под завалами могли находиться 18 человек, пропавших без вести. И поскольку все были настроены на поиск выживших, то нужно было торопиться – дорога была каждая минута. Однако проведение аварийно-спасаспечению готовности систем оповещения являются регулярные комплексные проверки. В октябре 2020 г. такие проверки планируется провести централизованно во всех субъектах Федерации с запуском электросирен и громкоговорителей, а также с замещением сигналов общероссийских обязательных общедоступных теле-, радиоканалов проверочным сигналом оповещения населения 2 октября. Хочу отметить, что элементы систем оповещения населения активно задействовались для информирования населения о мерах и правилах поведения в сложившейся в стране эпидемиологической обстановке в связи с коронавирусной инфекцией. тельных работ в порту Бейрута осложнялось отсутствием строительной документации на разрушенные здания. «Судя по картам, было очень много самостроя, – уточнил Сергей Воронцов. – Видимо, чтото достраивалось постоянно. Поэтому мы с воздуха с помощью беспилотников провели аэрофотосъемку, уточнили обстановку. Но самой полезной на месте завалов и разрушений оказалась кинологическая служба». Cпасатель-кинолог первого класса отряда «Центроспас» Сергей Козловский уверен: «В данный момент собака – наиболее точный и самый совершенный прибор по поиску живых и погибших людей под техногенных аварий и опасных природных явлений. В рамках реализации проекта интезавалами. Ее нюх очень точно может подсказать место, где находится пострадавший человек». На ливанской земле работали шесть российских собак. Поиск проводился следующим образом: в первую очередь выпускали кинологов с их четвероногими напарниками, через какое-то время объявлялась минута тишины, когда все внимательно прислушивались, нет ли каких сигналов живых людей, вглядывались в завалы, надеясь разглядеть какие-либо движения, а потом приступали к разбору руин. «Больше всего нам осложняла жизнь гии, кроме всего прочего, стирают границы между угрозами так называемого мирного и военного времени. Это делает крайне актуальной задачу построения государственной системы защиты населения и территорий Российской Федерации в современных условиях. Решением этой задачи является интеграция гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в единую систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время. В соответствии с решением колле– А какие новые аппаратно-программные продукты, позволяющие решать проблемы защиты населения и территорий, готовятся внедрять специалисты МЧС России? – В целях развития системы предупреждения чрезвычайных ситуаций организована гии МЧС России от 25 марта 2020 г. № 2/II «Об интеграции Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны» Департаментом гражданской обороны и защиты населения совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработан проект федерального закона, устанавливающего организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возникших в результате военных (боевых) действий, работа по участию МЧС России в федеральном проекте «Искусственный интеллект» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». Уже сейчас проводится цифровая трансформация всей системы управления РСЧС путем создания платформы автоматизированного межведомственного обмена данными и глубокой аналитики больших данных («озера данных»). В результате реализации этого проекта доля чрезвычайных ситуаций, в отношении которых будет получен прогноз с применением цифровых технологий и будут приняты меры по предупреждению и ликвидации, к 2023 г. должна составить не менее 50 % общего числа ЧС. В дальнейшем усилия по совершенствованию межведомственного взаимодействия будут направлены на обеспечение постоянного доступа МЧС России ко всем необходимым информационным массивам и ресурсам, а также на создание единого информационного пространства на базе территориальных органов МЧС России. Это позволит организовать информационный страшная жара, царившая в Ливане при очень высокой влажности воздуха. Даже ночью было больше 30 градусов, а днем температура переваливала за 40», – вспоминал заместитель начальника Центроспаса по поисково-спасательной работе Игорь Акмаев, руководивший оперативной группой отряда. Он же рассказал о первых днях пребывания в Бейруте. «6 августа рано утром было совещание в штабе, которое проводили военные. После этого команды, которые прибыли из разных стран, стали совещаться между собой. К нам подошли ливанские военные – представители руководства ликвидацией грации РСЧС и ГО Департаментом гражданской обороны и защиты населения разработан и утвержден План работы по принятию законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”». В соответствии с этим планом 14.09.2020 г. законопроект размещен на сайте regulation.gov.ru для проведения общественного (публичного) обсуждения. Следующий год должен стать годом переработки большого пакета нормативных правовых документов с учетом нового законопроекта и с учетом реалий современного мира. Все документы будут выноситься на широкое обсуждение специалистов и всех заинтересованных лиц, чтобы в 2022 г. общими усилиями мы сформировали нормативное правовое пространство в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, отвечающее современным требованиям. обмен между всеми региональными структурами и своевременно доводить оперативную информацию до федерального уровня. – Исходя из вашего опыта, насколько согласованно происходит сегодня межведомственное взаимодействие в области защиты населения и территорий? – В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайпоследствий ЧС и поинтересовались, готовы ли мы работать. Мы ответили утвердительно, и нас повезли на завал. Приехали практически в эпицентр взрыва. Ливанцы говорят: когда эти руины были зданием, в нем находились восемь человек… И этот участок закрепили за нами. Мы достали восемь тел погибших и плюс помогли обнаружить еще два – туркам и французам». Зарубежные спасатели постоянно при– Как вы оцениваете уровень нынешней готовности нашего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях? Что можно сделать в рамках месячника ГО, чтобы улучшить подготовку простых людей? – Говоря о готовности населения страны к действиям в чрезвычайных ситуациях, в первую очередь следует понимать наличие у людей знания правил поведения, основных способов защиты и действий в ЧС, приемов оказания первой помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты. На сегодняшний день, несмотря на нормативно обустроенную систему подготовки населения в области защиты от ЧС, у значительной части граждан можно констатироных ситуаций природного и техногенного характера» между МЧС России, федеральными органами исполнительной власти и взаимодействующими организациями заключены 56 Соглашений об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, подписан совместный приказ МЧС России и МВД России, действуют 47 Регламентов организации информационного обмена с органами повседневного управления ФОИВ и взаимодействующих организаций. Только в 2019 г. были перезаключены (актуализированы) 44 названных выше Соглашения. В рамках осуществления межведомственного взаимодействия МЧС России в целях заблаговременного предупреждения ЧС эффективно использует свыше 180 различных информационных систем, в том числе более 20 – МЧС России, около 50 – федеральных органов исполнительной власти и более 100 открытых ресурсов. Практически все они применяются в режиме реального времени. Октябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 7 Октябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 9 Октябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 37 ходили к нашим ребятам и просили у нас помощи кинологов. Оказалось, что только россияне привезли с собой кинологические расчеты, из которых пять были обучены искать людей, а один – взрывчатые вещества. Как пояснил Игорь Акмаев, «мы же не знали, что там конкретно взорвалось. Поэтому первым делом мы отправили обследовать развалины именно на наличие взрывчатки. Ведь работали всего в 50 м от эпицентра взрыва. За нашим участком был котлован, заполненный морем. Раньше на его месте стоял злополучный склад с селитрой и пиротехникой. И только когда собака не обнаружила опасностей в завалах, мы приступили к спасательным работам». По оценкам центроспасовца, «наши четвероногие помощники отработали великолепно. Хотя они у нас обучены только на по«Главная цель тренировки – проверка готовности к действиям по предназначению» Евгений Зиничев, глава МЧС России НАШИ ИНТЕРВЬЮ НАШИ ИНТЕРВЬЮ ЛИКВИДАЦИЯ ЧС содержаНие 33 даты Без связи нет управления. Рузскому центру обеспечения пунктов управления МЧС России – 65 лет. 36 ликвидация чс Масштаб работ – для «тяжелого» класса. Ливанцы восхищались работой российских спасателей, медиков и других специалистов МЧС в районе катастрофы. 39 реагироваНие Спасибо тебе, неизвестный солдат! Очередная командировка пиротехников «Лидера» на поля былых сражений. 4 Новости закоНодательства 29 вырежи и изучи Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС. Режимы функционирования органов управления и сил, работа оперативного штаба по ликвидации ЧС. 2 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | Октябрь 2020 42 опыт 5 лет на службе людям. По единому номеру «112» в Московской области поступает около 29 тыс. обращений в сутки. 44 безопасНость Найди обратную дорогу. Практические советы о том, как не заблудиться в лесу. 46 силы спасеНия Ищи, вжик! Племенная и служебная деятельность кинологического центра. 49 техНологии Программа «Метеоролог». Функции и возможности этого комплекса в прогнозировании развития метеообстановки. 54 75 лет победы Дальневосточная – опора прочная. МПВО Дальнего Востока в период Великой Отечественной войны и войны с Японией. 57 угрозы и риски Бубонная чума: грозит ли она миру? В сопредельных странах Восточной Сибири зафиксированы случаи заражения этой инфекцией. 60 Мероприятия Мчс россии «Мой город – без опасностей». Новый проект по повышению устойчивости городов к ЧС. 62 у карты Мира Обзор международного взаимодействия. Пишите нам на gz-jurnal@yandex.ru Принимаем и обычные письма по адресу: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, редакция журнала «Гражданская защита» Читаем все комментарии на сайте www.gz.mchsmedia.ru
Стр.4
теМа НоМера Summary ПРАВО НОРмАтиВНую РутиНу ОблегчАет «гильОтиНА» Екатерина Лютова, Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России. Фото Владимира Смолякова и из архива редакции В порядке реализации административной реформы Правительства Российской Федерации – «регуляторной гильотины», направленной на актуализацию нормативных правовых актов, в настоящее время принят ряд законодательных и иных документов. Одним из основных актов стал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ). Он определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подчас с привлечением к административной ответственности, в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных ее форм и экспертизы (далее – обязательные требования). Частью 2 статьи 1 данного закона для некоторых областей общественных отношений определены исключения сферы его применения. Целью Федерального закона № 24714 ФЗ является обеспечение установления и действия на территории Российской Федерации законных, актуальных, непротиворечивых, логичных, однозначно применимых обязательных требований, законности и единообразия их применения, а также устранение «перегруженности» регулирования в различных сферах деятельности. Документ призван актуализировать эти требования и гармонизировать их, привести в состояние системного единства в интересах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей. За исключением отдельных положений закон вступает в силу 1 ноября 2020 г. С этой даты принимаемые нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, должны соответствовать его нормам. Так, статьи 4–9 за14 | гРАЖДАНСКАЯ ЗАЩитА | Октябрь 2020 соразмерности затрат на исполнение обязательного требования рискам; соблюдения условия об обязательном проведении публичного обсуждения проекта акта. Статья 3 Федерального закона № 247-ФЗ определяет сроки действия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. К примеру, в акте Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащем обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, не превышающий шести лет со дня его вступления в силу. Таким образом, в процессе разработки нормативных правовых актов необходимо устанавливать сроки их действия. Особенно это правило касается проектов актов, принимаемых в рамках реализации «регуляторной гильотины» взамен отмененных. Частью 7 статьи 2 рассматриваемого TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextTTextText TextText TextText TextText TextText TextText TextTTextText TextText TextText TextText кона определяют принципы установления и оценки применения обязательных требований: их законность, обоснованность, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость. Условия их установления прописаны в статье 10. Федеральным органам исполнительной власти и уполномоченным организациям, осуществляющим нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, при разработке того или иного нормативного правового акта необходимо обеспечить соблюдение всех указанных выше принципов. Для оценки обязательных требований документов на соответствие этим принципам и законодательству Российской Федерации проводятся: оценка их регулирующего воздействия (ОРВ), правовая экспертиза, а также государственная регистрация. В ходе ОРВ в том числе оценивается соблюдение разработчиками проекта акта принципов установления обязательных требований посредством анализа этого акта и сводного отчета о проведении ОРВ на предмет: наличия риска причинения вреда охраняемым общественным отношениям; соблюдения условий установления обязательного требования в целях защиты охраняемых законом ценностей; наличия и эффективности применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; исполнимости (реалистичности соблюдения) обязательных требований; нами закона определены нормативные правовые акты, которыми могут устанавливаться обязательные требования разрешительного характера. Так, требования, предусматривающие в отношении граждан и организаций разрешительные режимы (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, – нормативными правовыми актами Президента России и Правительства РФ. А вот в отношении положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и принимаемых с 1 февраля 2021 г., частью 1 статьи 3 предусмотрены особенности вступления их в силу. Они должны вступать в действие либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после даты официального опубликования документа, если иное не установлено федеральным закоОктябрь 2020 | гРАЖДАНСКАЯ ЗАЩитА | 15 ПРАВО но полномочие по их принятию, и на положения статьи 15, определяющей порядок и особенности реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. в рамках «регуляторной гильотины». Еще один важный момент этой же статьи: здесь в части 1 говорится, что Правительство РФ до 1 января 2021 г. имеет право устанавливать перечень видов государственных надзоров (контроля), в соответствии с которым обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории нашего государства или отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценином или международным договором Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти при разработке проектов актов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» следует обратить внимание также на часть 8 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ. Ею предусмотрен механизм отмены (признания утратившими силу) нормативных правовых актов в случае отмены нормативного правового акта, которым было установлевается при осуществлении государственного контроля (надзора). В настоящее время Минэкономразвития России ведет работу по формированию такого перечня. Следует отметить, что государственные надзоры в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в него пока не вошли, что означает, что все нормативные акты в указанных сферах сохранят свое действие и после ЛИКВИДАЦИЯ ЧС ДМАСШТАБ РАБОТ – КЛЯ «ТЯЖЕЛОГО» По возвращении оперативной группировки МЧС России из Ливана российские специалисты рассказали, в каких условиях им пришлось действовать, помогая местным властям ликвидировать последствия чудовищного взрыва в порту Бейрута. ЛАССА Непосредственно к поисково-спасаП оисково-спасательная операция в Бейруте для российских спасателей началась 5 августа, когда в полдень была получена команда о реагировании на чрезвычайную ситуацию в столице Ливана, связанную со взрывом в порту и многочисленными разрушениями зданий и сооружений. На тот момент информаци и об этом было недостаточно, а средства массовой информации давали не очень понятные и подчас противоречивые данные о том, что произошло. Одно было очевидно – случилось ужасное. На такой случай алгоритм действий в министерстве выработан четкий. Первый заместитель главы МЧС России Александр Чуприян срочно собрал правительственную комиссию, и далее все пошло по стандартной схеме: подготовка оперативного штаба, выработка предложений и принятие решений. Так что уже часа через полтора с учетом имевшейся на то время информации сложилось вполне ясное представление о том, что и какими силами предстоит делать на месте чрезвычайной ситуации. Было решено отправить в Бейрут че36 6 МесячНик го – 2020 Традиции и новации. Проверка готовности к действиям по предназначению. 7 Наши иНтервью На новом этапе развития. Каково сегодня состояние ГО, защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций. 11 актуальНо Особенности интеграции сил гО и РСЧС. В интересах максимальной эффективности их применения в ЧС мирного и военного времени. 14 право Нормативную рутину побеждает «гильотина». Идет актуализация нормативных правовых актов в рамках «регуляторной гильотины». 17 НаучНая кафедра Совершенствование эвакуационных мероприятий. Особенности эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на современном этапе. 21 развитие Северный потенциал: новый взгляд. Вопросы создания и развития системы комплексной безопасности Арктического региона РФ. 24 докуМеНты Концепция развития сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской федерации. Ее цель и задачи, ожидаемые результаты от реализации, состояние сил и средств и направления их развития. тыре самолета МЧС России, а в районе ЧС развернуть аэромобильный госпиталь. Для работы на завалах в группу спасателей включили кинологов и радиометристов. В группировку вошли также психологи чрезвычайного ведомства и мобильная лаборатория Роспотребнадзора. Всего в зону ЧС вылетели около 150 человек. Вся подготовка к действиям прошла очень оперативно, и уже через день после катастрофы все 36 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Октябрь 2020 Октябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 37 р уководитель оперативного штаба МЧС России, заместитель начальника ГУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России» Сергей Воронцов: «Пока летел самолет, нам бейрутские власти предложили для развертывания лагеря три площадки: два стадион а и автомобильную площадку. Мы выбрали один из стадионов, поскольку его инфраструктура наиболее подходила для нас: есть техническая вода, санузел, освещение, место для палаток. Потом, когда разбили базовый лагерь, его посетили практически все руководители Ливана, специалисты приступили к работам на месте происшествия. Несмотря на то что в Бейрут приземлились глубоко за полночь, одна часть группировки сразу же приступила к рекогносцировке на месте взрыва, а другая – н ачала разбивать лагерь. Вот что рассказа л и они были очень удивлены, что нам удалось так быстро его возвести. Их поразил также аэромобильный госпиталь: оборудование в нем самое современное, наши медики имеют опыт работы в различных странах и умеют оказывать помощь при любых травмах». тельным работам наши специалисты приступили сразу же, с раннего утра. Вели их беспрерывно в четыре смены. Российским спасателям было определено самое сложное место, которое находилось в эпицентре взрыва, – административное здание около элеватора. По предварительной информации предполагалось, что под завалами могли находиться 18 человек, пропавших без вести. И поскольку все были настроены на поиск выживших, то нужно было торопиться – дорога была каждая минута. Однако проведение аварийно-спасательных работ в порту Бейрута осложнялось отсутствием строительной документации на разрушенные здания. «Судя по картам, было очень много самостроя, – уточнил Сергей Воронцов. – Видимо, чтото достраивалось постоянно. Поэтому мы с воздуха с помощью беспилотников провели аэрофотосъемку, уточнили обстановку. Но самой полезной на месте завалов и разрушений оказалась кинологическая служба». Cпасатель-кинолог первого класса отряда «Центроспас» Сергей Козловский уверен: «В данный момент собака – наиболее точный и самый совершенный прибор по поиску живых и погибших людей под завалами. Ее нюх очень точно может подсказать место, где находится пострадавший человек». На ливанской земле работали шесть российских собак. Поиск проводился следующим образом: в первую очередь выпускали кинологов с их четвероногими напарниками, через какое-то время объявлялась минута тишины, когда все внимательно прислушивались, нет ли каких сигналов живых людей, вглядывались в завалы, надеясь разглядеть какие-либо движения, а потом приступали к разбору руин. «Больше всего нам осложняла жизнь страшная жара, царившая в Ливане при очень высокой влажности воздуха. Даже ночью было больше 30 градусов, а днем температура переваливала за 40», – вспоминал заместитель начальника Центроспаса по поисково-спасательной работе Игорь Акмаев, руководивший оперативной группой отряда. Он же рассказал о первых днях пребывания в Бейруте. «6 августа рано утром было совещание в штабе, которое проводили военные. После этого команды, которые прибыли из разных стран, стали совещаться между собой. К нам подошли ливанские военные – представители руководства ликвидацией последствий ЧС и поинтересовались, готовы ли мы работать. Мы ответили утвердительно, и нас повезли на завал. Приехали практически в эпицентр взрыва. Ливанцы говорят: когда эти руины были зданием, в нем находились восемь человек… И этот участок закрепили за нами. Мы достали восемь тел погибших и плюс помогли обнаружить еще два – туркам и французам». Зарубежные спасатели постоянно приходили к нашим ребятам и просили у нас помощи кинологов. Оказалось, что только россияне привезли с собой кинологические расчеты, из которых пять были обучены искать людей, а один – взрывчатые вещества. Как пояснил Игорь Акмаев, «мы же не знали, что там конкретно взорвалось. Поэтому первым делом мы отправили обследовать развалины именно на наличие взрывчатки. Ведь работали всего в 50 м от эпицентра взрыва. За нашим участком был котлован, заполненный морем. Раньше на его месте стоял злополучный склад с селитрой и пиротехникой. И только когда собака не обнаружила опасностей в завалах, мы приступили к спасательным работам». По оценкам центроспасовца, «наши четвероногие помощники отработали великолепно. Хотя они у нас обучены только на поЛИКВИДАЦИЯ ЧС МЕРОПРИЯТИЯ МЧС РОССИИ БЕ«МОЙ ГОРОД – С Елена Бадаева, ВНИИ ГОЧС МЧС России отрудники института уверены, что данный проект позволит не только выявить и популяризировать лучший отечественный опыт в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций, но и в целом повысить уровень безопасности населения нашей страны. На местах в нем участвуют представители государственной власти и органов местног о самоуправления, эксперты по вопросам безопасности, представители местных общественных организаций и бизнессообществ. Курирует проект Департамент образовательной и научной деятельности МЧС России. Институт осуществляет наТак называется новый пилотный проект по повышению устойчивости городов к чрезвычайным ситуациям, координатором которого выступает ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Первый этап, организованный главными управлениями МЧС России, завершился 30 сентября. З ОПАСНОСТЕЙ» учную, информационную и методическую поддержку участников проекта, помогая главным управлениям чрезвычайного ведомства в регионах и муниципальным образованиям оформлять конкурсную документацию. Как подчеркнул начальник института Сергей Диденко, «на первом этапе была необходима активная позиция территориальных органов по привлечению муниципальных образований к участию в проекте, а это города с населением до 500 тыс. человек, подверженные риску возникновения ЧС природного и техногенного характера». Суть проекта в том, что муниципальные образования, решившие принять в нем участие, представляют данные о состоянии вопросов безопасности в своем районе, оценив их уровень самостоятельно. В итоге города, набравшие наибольшее количество баллов, допускаются ко второму этапу проекта. В течение двух месяцев созданной рабочей группе, которую возглавляет первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян, предстои т скрупулезно проанализировать отчеты, представленные участниками. По результатам пилотного проекта будут выявлены лучшие практики в области защиты населения и территорий от ЧС, а также будет дана оценка устойчивости муниципальных образований Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции. По словам члена рабочей группы Ирины Олтян – ученого секретаря ВНИИ ГОЧС, «важно определить и показать в качестве примера города, которые вкладывают средства в защиту населения и своих территорий и планово занимаются этой работой. Для этого институт разработа л методику оценки и отбора передового о течественного опыта из представленных материалов». Помимо этого, ученые ВНИИ ГОЧС рассчитывают, что проект позволит проанализировать возможности применения международных показателей устойчивости муниципальных образований в чрезвычайных ситуациях для оценки субъектов нашей страны. По сути, оценочная карта готовности города к чрезвычайным ситуациям учитывает 10 основных принципов устойчивости городов Глобальной кампании МСУОБ ООН «Мой город готовится!». В ней содержатся вопросы, охватывающие важные аспекты нормативно-правовой, градостроительной деятельности, направНАША СПРАВКА Среди задач пилотного проекта «Мой город – без опасностей» – обеспечение эффективности местного самоуправления в части, касающейся предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; внедрение передовых мировых практик и оценка готовности муниципальных образований Российской Федерации к ЧС. Кроме того, конкурс призван повысить мотивацию и соревновательный дух среди руководителей органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также популяризировать отечественные наработки в области снижения риска ЧС. ленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также вопросы землепользования, экологии, поддержания готовности критической инфраструктуры к бедствиям, обучения и информирования населения, реагирования и восстановления после ЧС. Такая карта позволяет всесторонне оценить деятельность местных властей в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения риска их возникновения, выявить основные пробелы и недостатки в деятельности по снижению риска ЧС, сформировать приоритеты для повышения устойчивости муниципальных образований и получить оценку деятельности по каждому из 10 принципов устойчивости и показатель их устойчивости в целом. «Для нас этот проект очень важен еще и тем, что муниципальное образование, ежегодно заполняя такие оценочные документы, получает возможность оценивать динамику своих показателей и определять для себя конкретные приоритетные направления в области снижения риска ЧС, а значит, повышения уровня безопасности», – уточняет Сергей Диденко. Стоит отметить, что первые заявки на участие в проекте пришли из трех республик: Карелии, Хакасии и Марий Эл, а также из Вологодской, Воронежской и Ивановской областей и Краснодарского края. Постепенно к ним присоединились и остальные субъекты РФ, представив каждый, как минимум, по два муниципальных образования. Наибольшую заинтересованность проявили Республика Бурятия и Орловская область, от которых в конкурсе принимают участие все муниципальные образования – 23 и 27 соответственно. Итоги проекта подведут в декабре этого года. Победителями будут признаны регионы с лучшими практиками в области повышения устойчивости муниципальных образований к чрезвычайным ситуациям. Тогда же станет известен и наиболее безопасный для проживания город. Кроме того, немаловажный факт – 60 October is not only interesting as a long-term professional holiday of civil defense specialists. Traditionally it also turns into the month of inspection of the state of civil defense in Russia, when a lot of prevention actions are taken to remind people about liability of complying with safety rules (p. 6). Traditions and innovations of the civil defense month is the main topic of this issue (pp. 6-32). Pavel Baryshev, Deputy Head of EMERCOM, tells our magazine about the current state of civil defense and the main tasks of protecting people and territories of the Russian Federation from emergency situations (pp. 7-10). A review of the administrative reform called “regulatory guillotine” clarifies the sense of enactments introduced recently (pp. 14-16). Also, by analyzing regulatory acts of the Russian Federation we will review another opinion of specifics of integration of Civil Defense and the Russian Unified Emergency Rescue Service (pp. 11-13). For a long time Russian EMERCOM specialists have been concerned with the issue of creating and developing of the system of an integrated safety and security system of Arctic region for the sake of national safety from natural and man-made civil defense hazards (pp. 21-23). We introduce the conception of developing of EMERCOM forces and facilities in Russian Arctic region developed in accordance with state strategic planning documents (pp. 24-27). Besides, we would like to главы муниципальных образований, ставших победителями, могут быть номинированы от Российской Федерации на звание «Чемпиона и посла доброй воли в повышении устойчивости городов» в рамках МСУОБ ООН, а лучшие муниципальные образования – для присвоения статуса «Образцово устойчивого к бедствиям города» в рамках МСУОБ ООН. 60 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Октябрь 2020 МЕРОПРИЯТИЯ МЧС РОССИИ В ТЕМУ МСУОБ ООН* начала признавать отдельных лиц в качестве «Чемпионов и послов доброй воли в повышении устойчивости городов» с 2010 г. Это неоплачиваемая почетная должность, имея которую можно лоббировать уменьшение опасности бедствий в городах по всей стране или регионе. Чемпионов может назначать только специальный представитель Генерального секретаря ООН по уменьшению опасности бедствий и глава М СУОБ ООН. 10 основных принципов устойчивости** городов Глобальной кампании МСУОБ ООН «Мой город г отовится!»: 1. Организация устойчивости. 2. Определение, понимание и использование текущих и будущих сценариев рисков. 3. Улучшение финансовых возможностей для повышения устойчивости. 4. Стремление к устойчивому городскому строительству. 5. Защита естественных буферов для усиления защитных функций природных экосистем. 6. Деятельность администраци и м униципального образования по укреплению потенциала устойчивости. 7. Понимание и усиление общественного потенциала для повышения устойчивости. 8. Повышение устойчивости инфраструктуры. 9. Обеспечение эффективного реагирования на бедствия. 10. Быстрое восстановление и реконструкция с повышением качества «сделать лучше, чем было». *** * Устойчивость – способность системы, общины или общества, подверженного угрозам, противостоять последствия м угроз, переносить их, приспосаб л иваться к ним и восстанавливаться своевременно и эффективно, в том числе посредством сохранения и восстановления своих основополагающих структур и функций. ** МСУОБ ООН – Международная стратегия уменьшения опасности б едствий. Она является главным средством реализации усилий Организации Объединенных Наций, направленных на уменьшение серьезных и растущих последствий стихийных бедствий для общин и стран. Октябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 61 attract our readers’ attention to the text about current specifics of evacuation of people, corporeal and cultural property (pp. 17-20). The practice of emergency rescue operation is presented in articles about actions of EMERCOM task group that assisted in elimination of consequences of the huge explosion in Beirut port (pp. 36-38), meticulous work of pyrotechnicians of Lider Centre that were defusing explosive devices of the Great Patriotic War for 40 days (pp. 39-41), activity of Ruza EMERCOM Control Points Support Centre in charge of alert and all kinds of communication (pp. 33-35), as well as about tireless tracker dogs of 46th EMERCOM Dog Training Centre (pp. 46-48). Coordinators and members of the working group of searching for best practices of improving resistance of cities to emergency situations present the new pilot project in the area that is implemented from July 01 to September 30 by EMERCOM head departments of subjects of the Federation, and name winners (pp. 60-61). Specialists all over the world are concerned with a new hazard. While all countries are fighting the coronavirus pandemic, in China and Mongolia plague cases are diagnosed (pp. 57-59). Октябрь 2020 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | 3
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.