Дорогие читатели!
В эти дни мы провожаем 2020 год, ставший
таким непростым для каждого из нас в отдельности,
для системы образования, для всей страны и
для мира в целом. Этот год изменил нас, проведя
через беспрецедентные испытания, и будем надеяться,
что он сделал нас сильнее и устойчивее.
Глобальное образование приняло сложнейший
Редактор
Татьяна Баирампас
вызов, и данные многих стран свидетельствуют о
том, что образовательные системы выдержали его
достойно: быстрая адаптация к онлайнформату,
использование смешанного обучение везде, где
это позволяли действующие ограничения, позволили
не прерывать образовательный процесс и
обеспечивать учащимся получение знаний и поддержку
в самых непростых условиях.
При этом уже сейчас становится очевидно, что
полный возврат к образованию докоронавирусной
эпохи вряд ли возможен. Сегодня теоретики
и практики образования по всему миру обращают
взгляд в будущее, стремясь спрогнозировать долгосрочные
изменения в образовательной системе
и в сфере удостоверения качества. Этой темы касаются
спикеры, интервью с которыми публикуются
в текущем номере: Антонио Серрано Гонсалез и
Эрика Соболева. Той же теме посвящено и исследование
Quacquarelli Symonds, опубликованное в
рубрике «Глобализация образования».
Одной из важных перемен государственного
масштаба становится завершение Проекта 5100 и
запуск новой Программы стратегического академического
лидерства (ПСАЛ). О результатах «5100»
читайте в рубрике «Конкурентоспособность»,
а подробности ПСАЛ освещаются в материалах
рубрики «Госполитика». Кроме того, в декабре
обсуждались результаты исполнения в 2020 году
национального проекта «Наука» и запуск обновленного
национального проекта «Наука и университеты»
– об этом говорится в репортаже с
«Вузпромэкспо2020» в рубрике «Событие».
В заключение редакция «КО» поздравляет
всех читателей и партнеров с Новым годом и
Рождеством и желает вам здоровья, благополучия,
успешной реализации намеченных планов и новых
перспективных проектов! До встречи в 2021 году!
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
«НАС ОЖИДАЕТ ПЕРЕХОД К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СОЧЕТАНИЮ КАК ОЧНЫХ,
ТАК И ОНЛАЙНВИЗИТОВ В РАМКАХ АККРЕДИТАЦИИ»...............................................4
Уходящий год стал временем нетривиальных вызовов для агентств по оценке качества,
которым не только пришлось в оперативном порядке переводить свои процедуры
в онлайн-формат, но и пересматривать стратегию развития в целом с учетом прогнозов
по последствиям пандемии для глобальной системы высшего образования и
удостоверения качества образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Редакция «КО» побеседовала о текущей деятельности и планах на будущее с директором
Арагонского агентства по обеспечению качества и стратегическому прогнозированию
в высшем образовании (Испания) Антонио Серрано Гонсалезом.
«ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ВИЗИТ ПРЕДПОЛАГАЕТ СВОИ ПРАВИЛА
И ОСОБУЮ КУЛЬТУРУ».................................................................................................8
ГОСПОЛИТИКА
РОССИЯ ВПЕРВЫЕ ПРИНЯЛА У СЕБЯ ФОРУМ INQAAHE..............................................10
ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.............................12
Новая программа нацелена на решение вопросов по повышению глобальной и национальной
конкурентоспособности вузов России, модернизацию научно-образовательных
программ вузов. Предполагается государственное финансирование, в рамках
которого каждый вуз – участник программы получит ежегодно в виде грантов до
100 млн рублей.
УНИВЕРСИТЕТЫ ПЕРЕХОДЯТ В ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ.................................................16
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КОРОНАКРИЗИС И БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................18
Редакция «КО» представляет перевод на русский язык англоязычного исследования
компании QS Quacquarelli Symonds по результатам опросов, проведенных среди
потенциальных иностранных студентов, а также среди сотрудников вузов об их
реакции на кризис, вызванный пандемией, и связанных с ним ожиданиях
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................26
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
RAEX: ОБСУЖДЕНЫ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНЫХ
ГОДОВЫХ ОТЧЁТОВ ВУЗОВ.......................................................................................29
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ «ТРИ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА»..................................30
ВУЗЫ ПРОЕКТА 5100 – ЛОКОМОТИВЫ РОССИЙСКОЙ НАУКИ..................................34
Стр.3
Председатель
редакционного совета
Сусанна Караханян
ВУЗЫ ПРОЕКТА 5100 ВНОВЬ ПОДТВЕРДИЛИ ВЫСОКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС............................................................................................42
Результаты международных глобальных и предметных рейтингов, опубликованные во
втором полугодии 2020 года, демонстрируют, что ведущие российские вузы не только
уверенно занимают достигнутые позиции в топ-списках, но и с каждым годом улучшают
свои показатели и расширяют присутствие на международной арене.
ОСЕННИЕ СЕМИНАРЫ ПРОЕКТА 5100..........................................................................48
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ
РОССИЯ В МЕГАСАЙЕНСЭКСПЕРИМЕНТАХ....................................................................50
Термином «мегасайенс» принято обозначать крупнейшие международные экспериментальные
установки, которые создаются с целью совершения прорыва в фундаментальных
научных исследованиях. В таких проектах обычно участвует большое количество
стран, которые вносят свою лепту в общее дело в виде финансов, технологий и научных
кадров. Россия развивает свое участие в подобных международных коллаборациях по
всем этим трем направлениям.
«ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОГОНЕ
ЗА ЦИФРАМИ ВАЖНО НЕ ПОТЕРЯТЬ КАЧЕСТВО»...........................................................53
РОССИЙСКОГЕРМАНСКИЙ ГОД НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРТНЕРСТВ................56
СОБЫТИЕ
КРАШТЕСТ ДЛЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ EDCRUNCH ON DEMAND............................................................58
Подведены итоги 7-й глобальной конференции по новейшим образовательным технологиям
EdCrunch on Demand, которая проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом
20.35 при поддержке Минобрнауки РФ и Mail.ru Group. На интерактивной платформе
зарегистрировались более 12 700 участников, и каждый включил в свою программу просмотров
в среднем 8-9 мероприятий. Эксперты, меняющие сферу образования в режиме
реального времени, презентовали свой практический опыт организации гибридного
обучения, обсудили пути выхода из кризиса, вызванного пандемией, и поделились планами
цифровизации системы образования.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦПРОЕКТА «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ» – ГЛАВНАЯ ТЕМА
«ВУЗПРОМЭКСПО2020»..............................................................................................66
ИТОГИ ФОРУМА «УНИВЕРСИТЕТЫ 2030:
НАУКА – КОМПЕТЕНЦИИ – МОЛОДЕЖЬ».......................................................................68
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ СЛУЖБЫ «ГАРАНТ»............................................................70
Редактор
Татьяна Баирампас
Дизайн и верстка
Лев Ефремидис
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2019 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4207
БЦ Central Street
Тел./факс: +7 (495) 6639347
www.eduquality.ru.
E–mail:
info@eduquality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС7741461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
Отпечатано в типографии
«Практика»
Стр.4