Уважаемые читатели!
го За три месяца, прошедшие после предыдущевыпуска,
нашу эпоху разделил рубеж пандемии,
навсегда отделив докоронавирусное время
от сегодняшнего. Образование – это одна из сфер,
м наиболее остро ощутивших на себе влияние стреоказался
вынужденным не только для образоваительных перемен. Перевод в онлайн-форматтельного
процесса, но и для процессов удостоверения
качества образования, которые находятся в
центре внимания нашего издания.
Редактор
Татьяна Баирампас
Неудивительно, что большинство материалов
текущего выпуска посвящено описанию и осмыслению
происходящего, анализу того сложного,
но вместе с тем в высшей степени ценного опыта,
который в новых условиях приобретают вузы и
аккредитационные агентства.
Одной из ключевых тем текущего выпуска стала
перспектива перевода в цифровой формат экспертных
визитов в вуз в рамках процедур внешней
оценки качества. Редакция обсудила этот вопрос
с несколькими российскими и иностранными экспертами
из пула агентства АККОРК. В состав номера
вошли соответствующие интервью с Карлом
Донертом, Олафом Найтцшем, Мариной Алленых и
Юрием Санбергом.
В рубрике «Конкурентоспособность» представлены
материалы о роли ведущих вузов, предпринявших
попытку помочь другим образовательным
организациям адаптироваться к новой реальности.
Рубрика «Цифровое образование» включает
статью «Уроки стресс-теста» - сокращенный вариант
одноименного доклада, содержащего анализ
готовности системы высшего образования к ситуации
пандемии, действий вузов и регулятора для
налаживания работы системы, отношения студентов
и преподавателей к онлайн-форматам обучения
и мерам их поддержки.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОНЛАЙН
КАРЛ ДОНЕРТ:
«ЛУЧШИМ ВАРИАНТОМ СТАНЕТ СМЕШАННЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ВИЗИТ»........................4
В свете тенденции к переводу процедур внешней оценки качества в онлайн-формат,
обусловленной распространением пандемии коронавируса, редакция «КО» обратилась
к нескольким международным и российским экспертам с вопросами о том, как
они оценивают перспективы проведения виртуальных экспертных визитов в рамках
аккредитационных процедур. Серию этих материалов, представленных в текущем
выпуске, открывает беседа с Карлом Донертом, директором Европейского центра
качества в сфере географического образования, членом Международного аккредитационного
совета АККОРК.
ОЛАФ НАЙТЦШ: «ОЧНЫЕ И ОНЛАЙН-ВИЗИТЫ ДОЛЖНЫ СОСУЩЕСТВОВАТЬ
И РАЗВИВАТЬСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО»................................................................................7
Продолжая серию бесед с экспертами по внешней оценке качества образования о
перспективах проведения экспертных визитов в онлайн-формате, редакция «КО»
обратилась с вопросами к Олафу Найтцшу, главе консалтинговой компании в сфере
банковского дела, стратегического развития и автомобильной промышленности,
который является членом пула международных экспертов по оценке качества образования
агентства АККОРК.
МАРИНА АЛЛЕНЫХ: «ОНЛАЙН-ВИЗИТЫ ЭКСПЕРТОВ – ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА».........10
ЧТО МЫ УМЕЕМ ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ РОБОТОВ.................................................................12
«Модели трансформации вузов определят содержание онлайн-визитов при аккредитации
вузов и программ. Им должна соответствовать система управления рисками,
которую необходимо внедрять во внешнюю оценку качества образования», – полагает
Юрий Санберг, эксперт АККОРК, доктор (Ph.D) бизнес-администрирования, член
экспертного совета по контрольно-надзорной деятельности «Деловой России».
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ............................................20
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ВУЗЫ «ПРОЕКТА 5-100» В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ ARWU, THE И QS..............22
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В УНИВЕРСИТЕТАХ «ПРОЕКТА 5-100»........................................................................26
В текущей ситуации особое внимание уделяется современным образовательным технологиям,
которые позволяют обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Ведущие российские вузы, в том числе университеты – участники «Проекта
5-100», имеют опыт создания цифровой среды, которым они готовы поделиться с
другими образовательными организациями.
Стр.3
Председатель
редакционного совета
Сусанна Караханян
РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ПОМОГУТ НАЙТИ РАБОТУ
НА ЛЕТО 60 ТЫСЯЧАМ СТУДЕНТОВ.................................................................................31
РЕЙТИНГ ЛУЧШИХ ВУЗОВ РОССИИ RAEX.......................................................................32
Опубликован очередной ежегодный рейтинг лучших вузов России от рейтингового
агентства RAEX. При подготовке использовались статистические показатели, а также
результаты опросов свыше 60 тыс. респондентов: представителей академических
и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. Топ рейтинга не принес
сюрпризов – как и в предыдущие годы, ведущие университеты страны уверенно занимают
его верхние строчки. В то же время авторы рейтинга выявили новые тенденции
в развитии вузов, в том числе связанные с последствиями пандемии.
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УРОКИ СТРЕСС-ТЕСТА. ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ПОСЛЕ НЕЕ............................40
В настоящей публикации приводится сокращенная версия доклада, в котором представлен
анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии, действий
вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов
и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки. На основании
этого анализа в докладе сформулированы уроки, которые система высшего образования
может извлечь из этой экстраординарной ситуации.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПБГУ: ВЗГЛЯД
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА........................................................................................46
Две трети россиян считают, что онлайн-обучение позволяет постоянно получать
новые знания, и более половины населения уверено, что оно в целом способствует повышению
качества и доступности образования. Таковы данные последних исследований,
которые вкупе с показателями роста рынка онлайн-образования позволяет делать
весьма смелые прогнозы о перспективах цифрового обучения в России.
ОНЛАЙН-КУРСЫ СПБГУ ПРИВЛЕКАЮТ СТУДЕНТОВ СО ВСЕЙ РОССИИ............................48
СОБЫТИЕ
ИТОГИ ММСО-2020.......................................................................................................50
В этом году Московский международный салон образования впервые проходил в онлайнформате.
50 000 руководителей и специалистов образовательных организаций, органов
управления образованием, представителей бизнеса, учащихся, родителей России
и русскоговорящего зарубежья посетили онлайн-мероприятия, объединенные общей
темой «ММСО – карта образовательных решений».
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ СЛУЖБЫ «ГАРАНТ»............................................................56
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2019 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4207
БЦ Central Street
Редактор
Татьяна Баирампас
Дизайн и верстка
Лев Ефремидис
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Тел./факс: +7 (495) 663-93-47
www.edu-quality.ru.
E–mail:
info@edu-quality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
Отпечатано в типографии
«Практика»
Стр.4