Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки"

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки" №3 2020

0   0
Страниц101
ID688556
АннотацияСодержатся информационные материалы и результаты педагогических исследований по актуальным проблемам общего и профессионального образования.
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки" .— Челябинск : Южно-Уральский государственный университет .— 2020 .— №3 .— 101 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688556 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вестник_Южно-Уральского_государственного_университета._Серия_Образование._Педагогические_науки_№3_2020.pdf
Теория и практика управления образованием УДК 374.7 + 37.091.4 DOI: 10.14529/ped200301 НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ И.О. Котлярова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия Современное развитие педагогики есть, как правило, результат исследовательской деятельности научных коллективов, включающих ученых, связанных общим мировоззрением, методологией познания и часто – принадлежностью к одной научной школе того или иного масштаба. В статье охарактеризованы типы научных школ; признаки социально-гуманитарных, педагогических научных школ. Признаки научных школ систематизированы и конкретизированы применительно к педагогическим школам. На основе применения научных критериев описания научной школы характеризуются особенности одной из известных педагогических школ Южного Урала – научной школы профессора Геннадия Николаевича Серикова. Доказано, что ей присущи признаки научной школы, приведены качественные и количественные показатели по всем выявленным критериям. Охарактеризованы стадии развития научной школы, обусловленные внешними и внутренними факторами; ее состав; основные разрабатываемые идеи; ведущая концепция и вклад в науку (достижения представителей научной школы). Систематизирована тематика исследований, выполненных в период с 1979 по 2020 г. Результаты, описанные в статье, получены с использованием методов: анализа научной литературы и методов логического вывода; изучения, сравнения, анализа научных работ представителей научной школы; анализа документации, характеризующей деятельность представителей научной школы; опросов представителей научной школы; изучения сайтов, содержащих информацию о представителях научной школы. На основе изученных тенденций, достижений развития научной школы и ее современного состояния определены прогнозируемые направления ближайшего развития. Ключевые слова: научная школа, признаки научной школы, педагогическая научная школа, стадии развития научной школы, достижения. Постановка задачи Научные школы в социально-гуманитарной сфере есть понятие сложное и не столь определенное, как научные математические и естественно-научные школы. Тем не менее феномен той или иной гуманитарной научной школы идентифицируется учеными. Для его понимания и доказательного обоснования сложившейся научной школы необходимо исследование присутствия у нее характерных признаков. Статья посвящается а) выявлению признаков педагогической научной школы; б) доказательству наличия выявленных признаков применительно к научной педагогической школе профессора Г.Н. Серикова; в) характеристике стадий развития этой научной педагогической школы и достижений ученыхпредставителей школы на каждом этапе; г) определению перспектив развития научной школы. 6 Обзор литературы Термин «научная школа» может употребляться в разных смыслах. Школа как феномен определяется в словарях как «направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов» [40, с. 1523]; «направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., обладающее характерными свойствами, методами, приемами» [2, с. 1500]. Исходя из этих определений, можно выделить главные, существенные признаки школы: это направление в некоторой сфере жизнедеятельности людей; данное направление или течение объединяет людей в некое сообщество; основанием принадлежности к этому направлению, течению является общность взглядов, мировоззрения представителей школы; направлению присущи опредеBulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 3, pp. 6–22
Стр.1
Котлярова И.О. Научная педагогическая школа: этапы развития и достижения ленные характерные свойства; реализация данного направления осуществляется с использованием характерных для него методов, приемов. Понимание научной школы можно найти у исследователей, которые описывают определенные научные школы и приводят свое понимание данного феномена [4–8, 19, 21, 23, 41, 43]. Авторы справочника «Ведущие научные школы России» подводят к следующему пониманию научной школы независимо от ее типа: это сообщество и/или сотрудничество ученых разного уровня и разной квалификации, объединенных общими взглядами, идеями, научными интересами, традициями, преемственностью и последовательностью научной деятельности, как правило, соратников или последователей одного или нескольких крупных ученых [4]. А.И. Владимиров определяет научную школу как сообщество ученых, обладающее следующими признаками: «1) наличие создателя научной школы; … 2) наличие предлагаемой создателем школы исследовательской программы (научного направления); … 3) наличие в работе школы взаимосвязанных педагогической и исследовательской функций, диалектического единства процессов познания и передачи знаний, … общих традиций; 4) наличие определенного стиля научной и педагогической работы, включающего особую моральную атмосферу, благоприятный психологический климат, некоторые нравственные каноны, особые отношения между членами школы, систему коммуникаций» [5, с. 14]. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что имеют место разные типологии научных школ и каждый ее тип должен определяться по-своему. М.Г. Ярошевский предлагает три типологические формы (группы) научных школ: научно-образовательная (научно-педагогическая) школа – сплоченный вокруг достаточно известного ученого небольшой коллектив (стажеры, аспиранты, студенты), в котором научные исследования совмещены с обучением; школа – исследовательский коллектив – определенное научное сообщество, действующее под влиянием идей, выдвинутых неким исследовательским коллективом, в том числе и уже после того, как последний прекратил свое существование; школа как направление – отождествляется с множеством ученых, не принадлежащих одному исследовательскому коллективу, но разрабатывающих сходными методами общую специфическую научную идею [43]. Согласно А.И. Субетто научная школа «представляет собой сообщество (группу, коллектив) ученых, которых объединяет какая-то весомая научная идея, гипотеза, теория, разработка которой и служит общим делом такой научной школы» [41]. Научные школы могут иметь разные масштабы и обладают типичными характеристиками школы, отражающими ее функции в развитии науки: «научная школа является носителем преемственности в развитии науки, т. е. может рассматриваться как носитель системного наследования в системогенетике науки; научные школы могут иметь одного или несколько лидеров; научные школы парадигмального уровня, в свою очередь, представляют собой совокупности научных школ локального уровня, имеющих своих лидеров; научные школы представляют собой своеобразные научноинновационные механизмы, их возникновение всегда связано с развитием и внедрением новых научных идей; научные школы – носители потоков научных идей, которые выступают формой развития теоретических концепций» [41]. Автор предлагает дифференцировать научные школы по масштабам выдвинутых научных идей и их революционно-парадигмальному потенциалу. Наиболее детализированная классификация научных школ по восьми разным основаниям представлена О. Грезневой: по типу связей между членами научной школы: по типу научной идеи; по широте исследуемой предметной области; по функциональному назначению продуцируемых знаний; по форме организации деятельности учеников; по типу связей между поколениями; по степени институализации; по уровню локализации [7]. В контексте дифференциации университетов в первой трети XXI в. закономерно возник вопрос об уточнении критериев научной школы, среди которых Д.В. Аронов и В.Г. Садков предлагают «защиту не менее трех докторских» или «не менее десяти кандидатских диссертаций последователями по направлениям и тематике, заложенным основателями научной школы и первой волной исследователей», «опубликование монографий (не менее пяти) в общенациональных (зарубежных) издательствах или создание и действие на базе Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12, № 3. С. 6–22 7
Стр.2
Теория и практика управления образованием научной школы научно-производственных структур, успешно функционирующих или развивающихся в общенациональном или межгосударственном масштабе и т. д.» [1, с. 243]. Названные критерии представляют для нас ценность и в том смысле, что относятся авторами к научно-педагогическим школам. Дополняет этот список Т.В. Захарчук, которая выделяет ряд особенностей научных школ в социально-гуманитарной сфере: отсутствие ориентации на извлечение прибыли; «высокая неопределенность научных знаний, сочетающаяся с низкой взаимной зависимостью ученых, не способных формировать плотных сетей коммуникаций; … индивидуалистичность и субъективность в проведении исследований; нечеткость состава школ; …научная парадигма в гуманитарных областях охватывает значительное количество ученых или даже все гуманитарное сообщество; для гуманитарных исследований характерны философские обобщения, что в значительной степени расширяет рамки научных школ; научная школа скорее семья, в которой лидер является опекуном и наставником» [8, с 44]. Методология исследования Исследование развития и достижений научной школы Г.Н. Серикова осуществлено в рамках гуманно ориентированной системносинергетической концепции [27, 30]. Применительно к исследованию научной школы данная методология приобретает следующую интерпретацию. 1. Направленность функционирования научной школы на самореализацию членов сообщества в социально приемлемых проявлениях, на развитие их личных энергоресурсов (запаса возможностей тела, души, разума и духа человека, которыми он может пользоваться в разных аспектах своей жизнедеятельности), а также человеческого ресурса их организаций и научно-педагогического сообщества в целом. 2. Создание условий для укрепления жизнеспособности самостей (учеников школы). 3. Учет сущностных свойств, пределов и особенностей личных энергоресурсов представителей сообщества в процессе их индивидуальной или групповой научно-исследовательской деятельности. 4. Создание условий для укреплениях личного энергоресурса здоровья представителей научной школы. 8 5. Направленность научных исследований в рамках научной школы на рост человекоцентрированности образовательного процесса. 6. Направленность на равновесность состояния (избегание длительных экстремальных состояний) в соотношении личного и межличного в отношениях представителей школы. Созидание условий для комфортного сосуществования представителей школы. Сочетание формальных и неформальных аспектов отношений внутри школы. 7. Следование принципу паритетности исполнения полномочий представителями школы в смысле равенства прав и обязанностей в реализации делегированных полномочий. 8. Направленность подготовки учеников школы к самостоятельной (относительно автономной) научной деятельности, развитие требуемых для этого качеств и освоение нужных компетенций. 9. Создание условий непрерывной поддержки, консультирования, контроля и совместной деятельности для поддержки процессуальной реализации научных исследований начинающих ученых. 10. Осуществление проектирования, реализации и корректировки процессуальной реализации на основе осознанного компромисса между партнерами в рамках научного сообщества. Таким образом, в функционировании нашей научной школы реализуются следующие положения концепции: целесообразность осуществления человекоцентрированной направленности взаимодействия участников школы: иерархическая приоритетность сущностных свойств участников человекоцентрированного образования; направленность гуманного функционирования школы и взаимодействия ее членов на развитие готовности представителей научной школы к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях; паритетность во взаимоотношениях представителей научной школы; системность процессуальной реализации научного исследования в научной школе [30]. Для изучения функционирования научной школы Г.Н. Серикова использованы методы, адекватные поставленным задачам исследования и соотнесенные с ними, как показано в табл. 1. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 3, pp. 6–22
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ