Теория и практика управления образованием
УДК 374.7 + 37.091.4
DOI: 10.14529/ped200301
НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
И.О. Котлярова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Современное развитие педагогики есть, как правило, результат исследовательской
деятельности научных коллективов, включающих ученых, связанных общим мировоззрением,
методологией познания и часто – принадлежностью к одной научной школе того
или иного масштаба. В статье охарактеризованы типы научных школ; признаки социально-гуманитарных,
педагогических научных школ. Признаки научных школ систематизированы
и конкретизированы применительно к педагогическим школам. На основе применения
научных критериев описания научной школы характеризуются особенности одной
из известных педагогических школ Южного Урала – научной школы профессора Геннадия
Николаевича Серикова. Доказано, что ей присущи признаки научной школы, приведены
качественные и количественные показатели по всем выявленным критериям. Охарактеризованы
стадии развития научной школы, обусловленные внешними и внутренними
факторами; ее состав; основные разрабатываемые идеи; ведущая концепция и вклад в
науку (достижения представителей научной школы). Систематизирована тематика исследований,
выполненных в период с 1979 по 2020 г. Результаты, описанные в статье, получены
с использованием методов: анализа научной литературы и методов логического вывода;
изучения, сравнения, анализа научных работ представителей научной школы; анализа
документации, характеризующей деятельность представителей научной школы; опросов
представителей научной школы; изучения сайтов, содержащих информацию о представителях
научной школы. На основе изученных тенденций, достижений развития научной
школы и ее современного состояния определены прогнозируемые направления ближайшего
развития.
Ключевые слова: научная школа, признаки научной школы, педагогическая научная
школа, стадии развития научной школы, достижения.
Постановка задачи
Научные школы в социально-гуманитарной
сфере есть понятие сложное и не столь
определенное, как научные математические и
естественно-научные школы. Тем не менее
феномен той или иной гуманитарной научной
школы идентифицируется учеными. Для его
понимания и доказательного обоснования
сложившейся научной школы необходимо
исследование присутствия у нее характерных
признаков. Статья посвящается а) выявлению
признаков педагогической научной школы;
б) доказательству наличия выявленных признаков
применительно к научной педагогической
школе профессора Г.Н. Серикова; в) характеристике
стадий развития этой научной
педагогической школы и достижений ученыхпредставителей
школы на каждом этапе;
г) определению перспектив развития научной
школы.
6
Обзор литературы
Термин «научная школа» может употребляться
в разных смыслах. Школа как феномен
определяется в словарях как «направление в
науке, литературе, искусстве и т. п., связанное
единством основных взглядов, общностью
или преемственностью принципов и методов»
[40, с. 1523]; «направление, течение в науке,
искусстве, литературе, общественно-политической
мысли и т. п., обладающее характерными
свойствами, методами, приемами» [2,
с. 1500]. Исходя из этих определений, можно
выделить главные, существенные признаки
школы: это направление в некоторой сфере
жизнедеятельности людей; данное направление
или течение объединяет людей в некое
сообщество; основанием принадлежности к
этому направлению, течению является общность
взглядов, мировоззрения представителей
школы; направлению присущи опредеBulletin
of the South Ural State University. Ser. Education.
Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 3, pp. 6–22
Стр.1
Котлярова И.О.
Научная педагогическая школа:
этапы развития и достижения
ленные характерные свойства; реализация
данного направления осуществляется с использованием
характерных для него методов,
приемов.
Понимание научной школы можно найти
у исследователей, которые описывают определенные
научные школы и приводят свое
понимание данного феномена [4–8, 19, 21, 23,
41, 43]. Авторы справочника «Ведущие научные
школы России» подводят к следующему
пониманию научной школы независимо от ее
типа: это сообщество и/или сотрудничество
ученых разного уровня и разной квалификации,
объединенных общими взглядами, идеями,
научными интересами, традициями, преемственностью
и последовательностью научной
деятельности, как правило, соратников
или последователей одного или нескольких
крупных ученых [4].
А.И. Владимиров определяет научную
школу как сообщество ученых, обладающее
следующими признаками: «1) наличие создателя
научной школы; … 2) наличие предлагаемой
создателем школы исследовательской
программы (научного направления); … 3) наличие
в работе школы взаимосвязанных педагогической
и исследовательской функций,
диалектического единства процессов познания
и передачи знаний, … общих традиций;
4) наличие определенного стиля научной и педагогической
работы, включающего особую
моральную атмосферу, благоприятный психологический
климат, некоторые нравственные
каноны, особые отношения между членами
школы, систему коммуникаций» [5, с. 14].
Многие исследователи придерживаются
точки зрения, что имеют место разные типологии
научных школ и каждый ее тип должен
определяться по-своему. М.Г. Ярошевский
предлагает три типологические формы (группы)
научных школ: научно-образовательная
(научно-педагогическая) школа – сплоченный
вокруг достаточно известного ученого небольшой
коллектив (стажеры, аспиранты,
студенты), в котором научные исследования
совмещены с обучением; школа – исследовательский
коллектив – определенное научное
сообщество, действующее под влиянием идей,
выдвинутых неким исследовательским коллективом,
в том числе и уже после того, как
последний прекратил свое существование;
школа как направление – отождествляется с
множеством ученых, не принадлежащих одному
исследовательскому коллективу, но разрабатывающих
сходными методами общую
специфическую научную идею [43].
Согласно А.И. Субетто научная школа
«представляет собой сообщество (группу,
коллектив) ученых, которых объединяет
какая-то весомая научная идея, гипотеза, теория,
разработка которой и служит общим делом
такой научной школы» [41]. Научные
школы могут иметь разные масштабы и обладают
типичными характеристиками школы,
отражающими ее функции в развитии науки:
«научная школа является носителем преемственности
в развитии науки, т. е. может рассматриваться
как носитель системного наследования
в системогенетике науки; научные
школы могут иметь одного или несколько
лидеров; научные школы парадигмального
уровня, в свою очередь, представляют собой
совокупности научных школ локального уровня,
имеющих своих лидеров; научные школы
представляют собой своеобразные научноинновационные
механизмы, их возникновение
всегда связано с развитием и внедрением
новых научных идей; научные школы – носители
потоков научных идей, которые выступают
формой развития теоретических концепций»
[41]. Автор предлагает дифференцировать
научные школы по масштабам
выдвинутых научных идей и их революционно-парадигмальному
потенциалу.
Наиболее детализированная классификация
научных школ по восьми разным основаниям
представлена О. Грезневой: по типу связей
между членами научной школы: по типу
научной идеи; по широте исследуемой предметной
области; по функциональному назначению
продуцируемых знаний; по форме организации
деятельности учеников; по типу
связей между поколениями; по степени институализации;
по уровню локализации [7].
В контексте дифференциации университетов
в первой трети XXI в. закономерно возник
вопрос об уточнении критериев научной
школы, среди которых Д.В. Аронов и В.Г. Садков
предлагают «защиту не менее трех докторских»
или «не менее десяти кандидатских
диссертаций последователями по направлениям
и тематике, заложенным основателями научной
школы и первой волной исследователей»,
«опубликование монографий (не менее
пяти) в общенациональных (зарубежных) издательствах
или создание и действие на базе
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».
2020. Т. 12, № 3. С. 6–22
7
Стр.2
Теория и практика управления образованием
научной школы научно-производственных
структур, успешно функционирующих или
развивающихся в общенациональном или
межгосударственном масштабе и т. д.» [1, с.
243]. Названные критерии представляют для
нас ценность и в том смысле, что относятся
авторами к научно-педагогическим школам.
Дополняет этот список Т.В. Захарчук, которая
выделяет ряд особенностей научных школ в
социально-гуманитарной сфере: отсутствие
ориентации на извлечение прибыли; «высокая
неопределенность научных знаний, сочетающаяся
с низкой взаимной зависимостью ученых,
не способных формировать плотных сетей
коммуникаций; … индивидуалистичность
и субъективность в проведении исследований;
нечеткость состава школ; …научная парадигма
в гуманитарных областях охватывает значительное
количество ученых или даже все
гуманитарное сообщество; для гуманитарных
исследований
характерны
философские
обобщения, что в значительной степени расширяет
рамки научных школ; научная школа
скорее семья, в которой лидер является опекуном
и наставником» [8, с 44].
Методология исследования
Исследование развития и достижений научной
школы Г.Н. Серикова осуществлено в
рамках гуманно ориентированной системносинергетической
концепции [27, 30]. Применительно
к исследованию научной школы
данная методология приобретает следующую
интерпретацию.
1. Направленность функционирования
научной школы на самореализацию членов
сообщества в социально приемлемых проявлениях,
на развитие их личных энергоресурсов
(запаса возможностей тела, души, разума
и духа человека, которыми он может пользоваться
в разных аспектах своей жизнедеятельности),
а также человеческого ресурса их
организаций и научно-педагогического сообщества
в целом.
2. Создание условий для укрепления жизнеспособности
самостей (учеников школы).
3. Учет сущностных свойств, пределов и
особенностей личных энергоресурсов представителей
сообщества в процессе их индивидуальной
или групповой научно-исследовательской
деятельности.
4. Создание условий для укреплениях
личного энергоресурса здоровья представителей
научной школы.
8
5. Направленность научных исследований
в рамках научной школы на рост человекоцентрированности
образовательного процесса.
6.
Направленность на равновесность состояния
(избегание длительных экстремальных
состояний) в соотношении личного и
межличного в отношениях представителей
школы. Созидание условий для комфортного
сосуществования представителей школы. Сочетание
формальных и неформальных аспектов
отношений внутри школы.
7. Следование принципу паритетности
исполнения полномочий представителями
школы в смысле равенства прав и обязанностей
в реализации делегированных полномочий.
8.
Направленность подготовки учеников
школы к самостоятельной (относительно автономной)
научной деятельности, развитие
требуемых для этого качеств и освоение нужных
компетенций.
9. Создание условий непрерывной поддержки,
консультирования, контроля и совместной
деятельности для поддержки процессуальной
реализации научных исследований
начинающих ученых.
10. Осуществление
проектирования,
реализации и корректировки процессуальной
реализации на основе осознанного компромисса
между партнерами в рамках научного
сообщества.
Таким образом, в функционировании нашей
научной школы реализуются следующие
положения концепции: целесообразность осуществления
человекоцентрированной направленности
взаимодействия участников школы:
иерархическая приоритетность сущностных
свойств участников человекоцентрированного
образования; направленность гуманного функционирования
школы и взаимодействия ее
членов на развитие готовности представителей
научной школы к самореализации своих сущностных
свойств в социально приемлемых
проявлениях; паритетность во взаимоотношениях
представителей научной школы; системность
процессуальной реализации научного
исследования в научной школе [30].
Для изучения функционирования научной
школы Г.Н. Серикова использованы методы,
адекватные поставленным задачам исследования
и соотнесенные с ними, как показано
в табл. 1.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.
Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 3, pp. 6–22
Стр.3