АТАТ ААЯ Т
ХАТЫ-А АТ УА – ЮЫ
ЮТ УЧ ЫШ ААЯ
ХАТЫ-А АТ УА – ЮЫ
«УУТ УАТЫ АЧ УТТ»
ЭТТЯ:
ТЫ Ц
АТЧ АЯТЯ
УЧ-ТЧ
ургут
2019
Стр.1
УДК 323/1; 227/39; 316:35:39
ББК 60.54; 66.5
Ш95
Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании
кафедры социально-гуманитарного образования
10 января 2019 года, протокол № 5
ецензенты:
Абрамзон ихаил ригорьевич, доктор исторических наук,
профессор, директор аучно-исследовательского института
исторической антропологии и филологии агнитогорского
государственного технического университета им. .. осова
асыпкин ладислав авлович, доктор социологических наук,
доцент, первый проректор ургутского государственного
педагогического университета
Авторы-составители:
.. Шульга, .. едведев
Ш95 Этнополитология: конспекты лекций и практические занятия: учеб.метод.
пособие / епартамент образования и молодёж. политики
ХА-Югры, бюджет. учреждение высш. образования ХА-Югры
«ургутский государственный педагогический университет»; авт.-сост.
.. Шульга, .. едведев. – 2-е изд., доп. – ургут: «ечатный мир
г. ургут», 2019. – 216 с.
ISBN – 978-5-6042173-0-6
Учебно-методическое пособие «Этнополитология: конспекты лекций и практические
занятия» подготовлено на кафедре социально-гуманитарного образования Сургутского
государственного педагогического университета и представляет собой рекомендации
для студентов по изучению соответствующего курса.
Пособие включает в себя содержание лекций и разработки практических занятий,
самостоятельные задания и варианты тестовых вопросов для решения итогового контроля.
Содержание пособия позволяет систематизировать и упорядочить знания студентов
по дисциплине «этнополитология». Учебно-методическое пособие адресовано студентам
всех направлений подготовки СурГПУ.
ISBN – 978-5-6042173-0-6
© Шульга Е.П., Медведев В.В., 2019
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2019
Стр.2
Этнополитическая тематика, вопросы этноцентризма
и регионализма как и исследования, осуществляемые
в данном направлении, наиболее актуальны и востребованы
в современной политической науке. Норвежский исследователь
Стейн Роккан уже в 1980-х годах обратил внимание на то, что
«события последних десятилетий превратили «регионализм»
и «этнонационализм» в предмет политической и ака демической
моды в исследованиях индустриальных обществ Запада».
Предметом этнополитологии в общем плане является
этничность в политике и политические функции. В более
конкретном плане предметом науки являются источники,
побудительные мотивы и закономерности формирования
этнонациональной политики, модели и механизмы её
реализации, идеология и практика этнополитических
движений и организаций, этнополитические ориентации
населения и формы их демонстрации.
Этнополитология изучает проявление этнического фактора
в политике, участие этнических групп в государственных делах
и определяет роль государства в делах этнических сообществ,
способствует преодолению межэтнических конфликтов
и обеспечивает создание условий межэтнического согласия.
Методологические принципы этнополитологии основаны
на теоретико-методологических подходах общественных
наук, поэтому в исследовательской деятельности используются
социологический метод, метод мониторинговых
исследований, компаративистский метод, психологический
3
Стр.3
метод, этнологический метод, функциональный метод, метод
логического моделирования и другие.
Цель курса: научиться осуществлять поиск способов
регулирования жизнедеятельности, адаптации и развития
этносов в конкретной политической среде, в государственной
общности.
Задачи курса:
1. Научиться применять основные положения курса для
понимания этнополитических процессов в современном мире.
2. Научиться применять основные положения курса для
понимания этнополитических процессов в современной
России.
Для освоения дисциплины студенты используют знания,
умения, навыки, способы деятельности и установки,
сформированные в процессе изучения курсов «История»,
«История ХМАО-Югры», «Основы межэтнических коммуникаций»,
«Современная политическая карта мира» и т.д.
Освоение курса является необходимой основой для
последующего изучения дисциплин по выбору студентов,
а также прохождения практики в области культурнопросветительской
деятельности.
Требования к знаниям и умениям, которые должны
продемонстрировать студенты по окончании курса:
знать:
– содержание основных понятий этнополитологии;
– обладать теоретическими знаниями об основных концепциях
и направлениях этнополитологии;
– этноконфессиональную характеристику конкретных стран
мира;
4
Стр.4
– характерные черты государственного устройства
стран мира;
уметь:
– уметь охарактеризовать основные модели этнонациональной
политики, оценивать их положительные
и отрицательные стороны;
– уметь охарактеризовать основные тенденции
этнонациональной политики в Российской Федерации
и ХМАО-Югре;
владеть:
– навыками работы с географическими картами;
– навыками анализа этнополитических процессов в России;
иметь опыт:
– применения этнополитических теорий к современным
политическим процессам в России и мире.
Содержание курса включает 2 модуля:
1. Основные понятия дисциплины и этнополитические
процессы в мире.
В рамках модуля студенты знакомятся с дисциплиной
и осваивают ключевые понятия курса, положения
основных этнополитических теорий, дают характеристику
этнополитических процессов, учатся применять положения
теорий для анализа политической ситуации в мире в её
современном развитии.
2. Этнополитические процессы в России.
В ходе изучения модуля студенты учатся анализировать
современную политическую обстановку в России в контексте
этнополитических теорий и систематизировать информацию
о российских этнополитических процессах.
5
Стр.5
Курс посвящен теоретическим вопросам, содержащим
в большей степени фактологический материал. Большое
внимание сосредоточено на работе с понятиями, объясняются
причины и следствия событий, выделяются условия развития
явлений, выявляются тенденции, характеризуются процессы,
протекающие в политической сфере.
Формирование знаний происходит через включение
студентов в такие формы работы, которые позволяют освоить
способы действия по анализу этнополитических процессов,
а также по применению положений основных теорий для
анализа современной политической ситуации в мире и России
(работа с атласами, составление таблиц, анализ источников).
Предложенные формы учебной деятельности позволяют
не только усваивать теоретический материал. В процессе
активного включения студента в разные виды деятельности
происходит развитие интеллектуальных умений.
В рамках курса значительное место, в том числе и в ходе
аудиторных занятий, отводится самостоятельной работе
студентов, предполагающей применение при выполнении
заданий ресурсов сети Интернет, позволяющей использовать
наиболее актуальную информацию об этнополитических
процессах. В качестве основных ресурсов логично
ориентироваться на новостные, научно-исторические,
этнологические, социологические и географические сайты.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные
единицы. Общий объем курса составляет 72 часа, из которых
28 часов – аудиторные занятия, включающие лекционные
и практические занятия (лекций – 6 часов, практических –
22 часа).
6
Стр.6
Текущий контроль предполагает, главным образом,
ответы и выполнение заданий на практических занятиях.
Рубежный контроль по модулям направлен, прежде всего,
на проверку теоретических знаний студентов и организуется
путем выполнения тестовых заданий, размещенных
на образовательном портале СурГПУ – http://els.surgpu.ru.
Итоговая аттестация по курсу – зачет.
Приложение учебно-методического пособия представляет
собой карты, содержащие характеристику основных
этнополитических процессов, необходимость включения
которых в содержание связана с их основополагающим
значением для курса и необходимостью работы с ними
в рамках практических занятий.
7
Стр.7