УДК
ББК
ISBN
Рецензенты:
Монография. – М.: Международный издательский центр
«Этносоциум», 2018. 124 с.
Рахимова Майя Вильевна. «Шаги»
Опыт волонтерского движения:
В книге читателю предлагается ознакомиться с практическим
опытом становления студенческого волонтерского
проекта «Шаги», направленного на социализацию детей с инвалидностью
через театральную деятельность. Книга может
рассматриваться как своего рода практикум и философское
размышление на тему не столько физической, сколько духовной
инвалидности, присущей современному человеку, которую
автор обозначил термином «инвалидность души». В книге
поднимается проблема нравственного взросления молодого
современного поколения и предлагается к осмыслению пример
успешного приложения творческих студенческих сил и
формирования молодежной гуманитарной культуры через
проектную деятельность.
© Рахимова Майя Вильевна, 2018.
© Международный издательский центр «Этносоциум», 2018.
Стр.2
Содержание
Социальный проект «Шаги»: опыт волонтерского молодежного
объединения по социализации детей с инвалидностью
(вступление) ...............................................4
Конкурс «Супергруппа СурГПУ-2010» .........................10
Визуальный материал........................................................32
Рождественская сказка «Вертеп» ....................................38
Визуальный материал .......................................................42
Театральная постановка «Муха-Цокотуха» ................47
Визуальный материал .......................................................55
Театральная игра «А у нас во дворе» ............................66
Визуальный материал .......................................................47
Грант III степени и спонсорская поддержка ...............77
Спектакль – фантазия «Синяя птица» .........................96
Визуальный материал .....................................................105
Заключение. Философские выводы ............................112
Список литературы ..........................................................121
Стр.3
Рахимова Майя Вильевна
Социальный проект «Шаги»:
опыт волонтерского молодежного
объединения по социализации
детей с инвалидностью (вступление)
Вопрос объединения молодежи в рамках какой-либо
творческо-ориентированной деятельности далеко
не праздный. Это, пожалуй, один из самых трудных и
востребованных вопросов сегодня.
Словесная эквилибристика о необходимости проявления
гуманного отношения друг к другу, равно как
и воззвания к сохранению духовности в современном
прагматико-ориентированном социуме, имеют все
шансы так и остаться словами, если они не подкреплены
активными примерами проявления гуманистической
культуры в действии.
Существенное значение приобретает переосмысленное
отношение к фундаментальным основам человеческого
поведения, базирующимся на нормативной этике,
в центре которой категории долга, ответственности,
достоинства, свободы, справедливости.
Вызовы времени демонстрируют несостоятельность
ценностей потребительского мировоззрения, ставят
проблему обновленного поиска этико-культурной самоидентификации
общества, страны. Как и где искать
ответ на вопрос: кто мы? Возможно, есть необходимость
в некоторой этической самоизоляции, чтобы
вспомнить о национальных ценностях и так сохранить
духовность, память народа, суть культуры.
4
Стр.4
Шаги
Возможно, есть необходимость балансировать
между традицией и новаторством, принимать глобализирующийся
мир как неизбежное и пытаться переосмысливать
этические категории и классические добродетели
как этические ценности, способные нести
надкультурную,
щуюся нагрузку.
наднациональную,
глобализируюВ
этом смысле ценности могут трактоваться не как,
условно скажем, понятия рациональной теории морали
или экзистенциалы, а как расширенные и всемирные
по содержанию ценности, как жизненные ценностные
установки коллективного сознания, которые рефлексируются
и психологически переживаются в контексте
раскрывающихся в новом свете относительно свободных
пространственных связей [2, 109-113]. Сложно
сказать, что важнее, на самом деле.
Ясно, что современный неустойчивый мир уже
вполне недвусмысленно взывает к мировоззренческим
переменам, которые с новой силой продемонстрируют
важность переоценки ценностей, переосмысления
соотношения ценностей потребительского общества с
фундаментальными, абсолютными ценностями человеческого
бытия [2, 109-113].
Опираясь на сказанное, отметим, что студенчество
представляет собой, как наиболее удобную для внедрения
всякого рода ценностных инноваций, так и наиболее
уязвимую в психологическом отношении, социокультурную
платформу.
С одной стороны, в виду отдельных постиндустриальных
ценностных преобразований в соотношении
«студент - преподаватель» как «заказчик – исполнитель»,
студенчество привыкает видеть в преподавателе
скорее менеджера от образования или педагогического
5
Стр.5
Рахимова Майя Вильевна
навигатора, нежели вдохновляющего на свершения и
открытия, лидера или «героя духа».
Того самого героя духа, по мнению Ш.А. Амонашвили,
кто мыслит духовно и героически, а не грубо материально.
Того, кто способен помочь ребенку раскрыть
в себе Божественный образ, а не насиловать его голыми
знаниями. Того, кто ставит перед собой цель вести детей
к Свету – к духовному и нравственному прозрению,
а не возвеличивает горсть выгодно продаваемых знаний.
Того, кто живет чувством долга ответственности
перед Богом за воспитание ребенка [6, 4].
С другой стороны, само по себе студенчество обладает
колоссальным творческим и героическим потенциалом,
который может быть полезен при формировании
гуманистической культуры. Такой культуры, где
на первом месте будет стоять потребность в человеке
«творческом и вместе с тем ответственном», потребность
в новом понимании «достоинства человека, трактуемом
как принадлежность каждого к чему-то общему,
целому, высшему» [2, 109-113].
Нужно признать, что из образовательной практики
России, к сожалению, на некоторое время исчезли инструменты
объединения молодых людей через детские,
пионерские, комсомольские, кружковые, спортивные
организации. В связи с чем, сформировалось не одно
поколение людей несколько дезориентированных в
плане адаптации к специфике проживания в обществе,
коллективному сосуществованию, умению планировать
деятельность, рассчитывая не только на себя, но и
на других людей.
Выросли поколения порой апатичных, инертных,
замкнутых на себе, «атомизированных» личностей, которые
и хотели бы уметь сосуществовать друг с другом,
6
Стр.6