Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509616)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Развитие коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки: диссертация (270,00 руб.)

0   0
Первый авторКучер Наталья Юрьевна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц245
ID684899
АннотацияОсновным предметом изучения в курсе «Основы коммуникативной подготовки студентов теоретического отделения музыкального колледжа» является специфика работы музыковеда с различными типами аудитории, под разделяемыми по возрастному и социально-профессиональному статусу, что обусловлено многопрофильностью и полифункциональностью профессиональной деятельности музыковеда. При изучении основных характеристик музыкально-коммуникативного процесса освещаются особенности движения музыкальной информации в коммуникативной цепи «композитор-исполнитель-музыковед-слушатель», рассматриваются роль и функции каждого участника музыкальной коммуникации, средства реализации музыкально-коммуникативного обмена. Особое внимание уделяется музыкальному языку как знаковой системе кодирования музыкальной информации
Кучер, Н.Ю. Развитие коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки: диссертация [Электронный ресурс] / Н.Ю. Кучер .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2017 .— 245 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684899

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие_коммуникативной_мобильности_у_студентов_музыкального_колледжа_в_процессе_музыковедческой_подготовки_диссертация__.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………. Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки § 1.1. Коммуникативная мобильность как предмет психологопедагогического исследования………………………………….. § 1.2. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда…………………………………….………………….. § 1.3. Особенности развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки……………………….……………………………….. 3 17 17 38 68 Выводы по первой главе ………………………………………………… 98 Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки 103 § 2.1. Задачи, условия, организация, диагностические методики опытно-поисковой работы ……………………………………….. 103 § 2.2. Содержание и особенности методики развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки………..……………………………............................... § 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы ................. 128 154 Выводы по второй главе ………………………………………………… 197 Заключение ………………………………………………………………. 201 Библиографический список …………………………………………….. 204 Приложения ……………………………………………………………. 230 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Внедрение компетентностного подхода в сферу образования в последние десятилетия существенно изменило требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций России, обусловив приоритет широкой практической подготовки специалистов. В системе среднего профессионального музыкального образования были существенно расширены профили подготовки студентов теоретических отделений музыкальных колледжей – будущих музыковедов. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 53.02.07 «Теория музыки» определяет в качестве основных видов профессиональной деятельности выпускников педагогическую, организационную, музыкально-просветительскую, репетиционноконцертную, корреспондентскую, что значительно расширяет спектр освоения профессиональных компетенций и обусловливает необходимость развития у студентов новых профессионально важных качеств. Для музыковеда, который выступает посредником между композитором, исполнителями и слушателями в процессе музыкальной коммуникации, расшифровывая содержание музыкальных произведений и передавая его реципиентам в доступной форме (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, А.Н.Якупов и др.), важнейшим профессиональным качеством является коммуникативная мобильность. Работая с разными типами аудитории (дети, взрослые, профессиональные музыканты, любители и т.д.), выполняя разные виды профессиональной деятельности, основанные преимущественно на вербальных формах взаимодействия и на реализации трех базовых функций – педагогической, просветительской и научной, музыковед каждый раз занимает разную социальную позицию по отношению к партнерам по музыкальной коммуникации, и, соответственно, реализует разные музыкально-социальные роли – музыковед-педагог, музыковед-просветитель, музыковед-ученый. Каждая роль предполагает определенный стиль общения и поведения, 3
Стр.3
использование определенных средств коммуникации, обеспечивающих понимание реципиентами транслируемой информации, а смена ролей требует быстрого изменения стиля общения и поведения, способов и средств коммуникации, что обусловливает проявление коммуникативной мобильности. Мобильность как научная категория широко разработана в психологопедагогических и социально-педагогических исследованиях, она трактуется как способность быстро перестраиваться, находить нужные формы деятельности (Л.А.Амирова, Ю.И.Калиновский, Р.С.Немов), возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность, менять вид труда (Н.А.Анисимова, Е.А.Боярко, Т.И.Мясникова), гибко адаптироваться к изменяющимся профессиональным условиям (И.В.Никулина, О.А.Кипина, Б.М.Игошев). В области музыкальной педагогики проблемам мобильности личности посвящены исследования И.А.Бутовой, М.Г.Кругловой, Т.В.Лудановой, О.Е.Плехановой, в которых мобильность рассматривается как интегративное качество, позволяющее эффективно решать профессиональные задачи в музыкально-педагогических условиях, проявляющееся в совмещении специальностей, владении разносторонними вариативными видами деятельности (Т.В.Луданова). По мнению большинства ученых, мобильность как качество личности может проявляться в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере общения и коммуникации (И.А.Бутова, Е.И.Герасименко, Б.М.Игошев). Проблемы общения и коммуникации достаточно широко исследованы в научно-педагогической литературе (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Лобанов, А.П.Панфилова, В.А.Сластенин и др.). Учеными представлен коммуникативно-ориентированный подход к обучению, при котором обучение реализуется через общение, на основе разнообразных форм межличностного взаимодействия обучаемых, что обусловливает продуктивность 4
Стр.4
коммуникативных процессов (А.А.Леонтьев, Е.И.Пассов). Э.Ф.Зеер, А.К.Маркова, В.А.Толочек подчеркивают, что коммуникативные качества личности входят в комплекс профессионально важных качеств специалиста, которые определяются спецификой его профессиональной деятельности и особенностями взаимоотношений в профессиональной среде (Е.П.Ильин, В.Д.Шадриков). Вопросы развития коммуникативных качеств обучаемых, организации их совместной деятельности освещены в трудах Г.М.Андреевой, А.В.Батаршева, Я.Л.Коломинского, Е.В.Коротаевой и др. Несмотря на широкую разработанность проблем коммуникации в педагогических исследованиях, категория «коммуникативная мобильность» представляет новый конструкт научного знания и пока не имеет однозначной трактовки. В диссертационных исследованиях последних лет данная категория определяется как способность специалиста осуществлять качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях (О.В.Смирнова); способность адаптироваться к осуществлению эффективной коммуникации в различных условиях профессиональной деятельности и приводить коммуникативные знания, умения и опыт в состояние наивысшей готовности (А.Н.Алгаев). Данная категория рассматривается применительно к специалистам гуманитарного профиля (А.Л.Акулина); сотрудникам информационных служб (О.А.Романова), специалистам в области иноязычного общения (Т.Н.Горбатова и С.В.Рыбушкина), но не затрагивает сферу музыкального искусства и музыкального образования. Проблемам профессиональной подготовки музыковедов посвящены научные исследования Т.А.Курышевой, Е.В.Назайкинского, Л.А.Птушко, Ю.Н.Рагса, Г.Р.Тараевой и др. Предметом внимания ученых являются, в основном, содержательные и методические аспекты обучения студентов в консерваториях и институтах искусств (конкретизация содержания учебных курсов, методические подходы к преподаванию учебных дисциплин, способы 5
Стр.5
развития музыкального слуха и творческих способностей и т.д.), которые исследуются преимущественно с позиции искусствоведения и не затрагивают психолого-педагогических вопросов. Аналогичная проблематика составляет содержание научных и методических работ, посвященных вопросам обучения студентов музыкальных училищ и колледжей (Ю.Н.Бычков, Е.В.Давыдова, А.И.Лагутин, А.Л.Островский и др.). Ученые подчеркивают многопрофильный характер профессиональной подготовки будущих музыковедов, освоение большого числа специальных предметов в области теории и истории музыки, отмечают необходимость более тесной связи теории с практикой, но не рассматривают возможность использования с этой целью коммуникативно-ориентированного обучения. Авторы указывают, что зачастую выпускники обладают глубокими музыкальными знаниями, но не могут выстроить эффективное коммуникативное взаимодействие с аудиторией и донести эти знания в доступной для реципиентов форме (Е.Р.Сизова, Л.Н.Шаймухаметова). Анализ научных исследований и реальной педагогической практики работы музыкальных колледжей показывает, что в музыковедческой подготовке студентов теоретического отделения традиционно приоритет отдается изучению содержания музыкальной информации, заключенной в музыкальных произведениях, а не способов и средств ее передачи различным категориям реципиентов. В рамках учебной и производственной практики студенты приобретают определенные навыки общения с разными типами аудитории и совершенствуют коммуникативные способности, но развитие коммуникативной мобильности как профессионально важного качества личности музыковеда не входит в число первоочередных задач обучения. Проблема развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки до настоящего времени не становилась предметом специального исследования, и методика развития данного качества на сегодняшний день не разработана. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически