УДК 784+78.087.682(072)
ББК 85.314+85.941я73
Ш79
Утверждена на заседании кафедры дирижирования и академического пения
КемГИК 31.08.2018 г., протокол № 1.
Рекомендована к изданию учебно-методическим советом факультета
музыкального искусства КемГИК 27.09.2018 г., протокол № 1.
Рецензент:
Гончарова Е. А., зав. кафедрой эстрадного оркестра и ансамбля КемГИК,
доцент, председатель учебно-методического совета
факультета музыкального искусства КемГИК
Шорохова, И. В., Бажина, А. С.
Ш79
Хоровой театр [Ноты]: хрестоматия для обучающихся по направлению
подготовки 53.03.05 «Дирижирование», профиль «Дирижирование академическим
хором», квалификация выпускника «Дирижер хора. Хормейстер.
Артист хора. Преподаватель» / авт.-сост.: И. В. Шорохова, А. С. Бажина;
Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры,
2018. – 180 с. – 1 электрон. опт. диск.
ISMN 979-0-9003290-6-6
УДК 784+78.087.682(072)
ББК 85.314+85.941я73
ISMN 979-0-9003290-6-6
2
© Шорохова И. В., Бажина А. С., 2018
г© ФГБОУ ВО «Кемеровский
осударственный институт культуры», 2018
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Становление традиций системы «хоровое образование – исполнительство –
творчество» в России связано с именами B. C. Орлова, С. В. Смоленского,
Н. М. Данилина, М. Г. Климова, П. Г. Чеснокова и развитием Придворной певческой
капеллы и Синодального училища. ХХ век характеризуется расцветом хоровой
культуры, представленной в многообразии форм хорового исполнительства, образования,
науки и творчества, который был обусловлен деятельностью А. А. Егорова,
Д. Л. Локшина, А. А. Юрлова, В. Г. Соколова, К. Б. Птицы, С. А. Казачкова,
В. Н. Минина, В. С. Попова, В. К. Полянского, Б. Г. Тевлина, В. А. Чернушенко, Г. А. Струве,
Л. В. Шаминой, В. П. Ильина, Г. П. Стуловой, Б. С. Певзнера, К. Ф. Никольской-Береговской,
В. Л. Живова, и др. Основополагающей чертой развития отечественной хоровой культуры
стала преемственность русской и советской школ.
Суть понятий «русская хоровая школа» и «советская хоровая школа» раскрывает
В. Д. Булгаков в фундаментальном труде «Развитие хорового образования в России второй
половины XIX–XX вв.» [2]. Первым понятием он обозначает направление в хоровой
музыке конца XIX в., выражающее общенациональные идеи и эстетические взгляды на
хоровое пение, требования и технологии, передающиеся по традиции новому поколению.
Под вторым – исследователь понимает характеристику профессионального хорового
образования, систему хорового воспитания хора, сложившуюся в советский период,
а также отношение к хоровому обучению: вокальной подготовке, дирижированию и др.
Автор считает, что благодаря «преемственности традиций русской (XIX в.) и советской
(XX в.) хоровой школы, развиваются новые педагогические идеи в современном российском
хоровом образовании» [Цит. по: 10].
В настоящее время подготовка обучающегося высшего учебного заведения
для конкретных видов профессиональной деятельности в области хоровой культуры
(музыкально-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой и др.)
регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (уровень бакалавриата),
утвержденным приказом № 675 от 7 июня 2016 года, и ведется на основе
компетентностного подхода. Особое внимание в процессе формирования у студента
компетенций уделяется взаимодействию вуза, реализующего образовательную программу,
и работодателей. По мнению руководителей учреждений культуры и искусства, современный
специалист должен не только владеть всей совокупностью умений и знаний,
сформированной на основе преемственности традиций в определенной предметной области,
но и проявлять высокую степень креативности, способность к самостоятельной
активности в поиске и реализации инновационных форм работы, нестандартных решений
поставленных задач.
Подобный опыт практико-ориентированного подхода в формировании креативной
компетентности получают обучающиеся на кафедре дирижирования и академического
пения ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» в процессе
3
Стр.3
освоения интегративного, междисциплинарного курса «Хоровой театр». Курс был разработан
с целью усовершенствования условий подготовки специалистов, обеспечения
целостности и системности учебных занятий. Профессорско-преподавательский состав
сформировал единые подходы к организации учебного процесса и учебных занятий, к
использованию педагогических технологий, инновационных и интерактивных форм обучения.
Интегративный курс объединил учебные дисциплины «Хоровой театр», «Хоровой
класс», «Работа с хором», «Основы актерского мастерства», «Основы сценического
движения», «Постановка концертного номера» и «Аранжировка».
Как компонент интегративного курса, дисциплина «Хоровой театр» входит в вариативную
часть основной образовательной программы по направлению подготовки
53.03.05 «Дирижирование», профиль «Дирижирование академическим хором». Для
освоения данной дисциплины обучающимся необходимы знания и умения, формируемые
на дисциплине «Вокальная подготовка» и на остальных дисциплинах интегративного
курса.
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы
следующие компетенции:
- способность быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве
артиста (солиста) хора (ПК-8);
- готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование
своего профессионального мастерства (ПК-11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- особенности сценической музыкальной культуры;
- основные принципы взаимодействия музыкального и театрального искусства;
- жанрово-стилистические особенности синтеза музыкального и сценического
языка.
уметь:
- подбирать репертуар для театрализации хоровых произведений;
- аранжировать и обрабатывать вокально-хоровые произведения для различных
составов, с учетом художественных задач постановки и стилистики сочинения;
- интерпретировать музыкальное произведение на основе синтеза музыкального
и сценического языка;
- использовать аналитическую и постановочную технику в работе над сценическим
воплощением;
- находить вокальное и пластическое решение сценического воплощения.
владеть:
- приемами прочтения и расшифровки авторского (редакторского) нотного текста
и умением создавать новую художественную интерпретацию;
- методикой репетиционной работы с исполнителями: творческим коллективом и
солистами;
- особенностями использования технологических приемов в реализации техники
различных вокальных стилей;
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................................................3
Характеристика явления «хоровой театр» ............................................................................5
Хоровой театр «Академия» .....................................................................................................9
Учебная дисциплина «Хоровой театр»: Специфика репетиционной работы ..................11
Краткое описание театрализованных хоровых произведений ..........................................13
Нотный материал ...................................................................................................................17
Русская народная песня «Во лузях», обработка для женского хора В. Володина ...........18
Русская народная песня «Во лузях», обработка для женского хора В. Володина
(хоровая партитура) ...............................................................................................................22
Русская народная песня «Барыня», обработка В. Соколова, переложение для
женского хора Г. Шахраманяна ............................................................................................24
В. Гаврилин, «Перезвоны»....................................................................................................27
В. Гаврилин, «Перезвоны» (хоровая партитура) ................................................................29
Г. Свиридов, кантата «Курские песни», № 4 «Ой, горе, горе…» ......................................31
Г. Свиридов, кантата «Курские песни», № 4 «Ой, горе, горе…» (хоровая партитура) ...36
Сибирская свадебная песня «Что горит…», обработка В. Левашова, переложение
для женского хора В. Кобышева ...........................................................................................38
В. Гаврилин, сл. В. Фокиной «Черемуха», обработка для женского хора С. Грибкова ..40
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обработка для женского хора
Ю. Тугаринова .................................................................................................................................. 42
Русская народная песня «Плач невесты-сироты на могиле родителей», обработка
для женского хора В. Калистратова .....................................................................................46
John Lennon, Paul McCartney «Lady Madonna», аранжировка для женского хора
Н. Медведевой ........................................................................................................................50
John Lennon, Paul McCartney «Lady Madonna», аранжировка для женского хора
Н. Медведевой (хоровая партитура) ....................................................................................56
John Lennon, Paul McCartney«And I Love Her», аранжировка для женского хора
М. Горжевской ........................................................................................................................59
John Lennon, Paul McCartney «And I Love Her», аранжировка для женского хора
М. Горжевской (хоровая партитура).....................................................................................65
Freddie Mercury «Bohemian Rhapsody», аранжировка для женского хора
Ю. Алферовой ........................................................................................................................68
Freddie Mercury «Bohemian Rhapsody», аранжировка для женского хора
Ю. Алферовой (хоровая партитура) .....................................................................................79
Louis Prima «Sing, Sing, Sing…», аранжировка для женского хора В. Гордеевой ...........82
Louis Prima «Sing, Sing, Sing…», аранжировка для женского хора В. Гордеевой
(хоровая партитура) .......................................................................................................................... 87
Irving Berlin «Puttin on the Ritz» ...........................................................................................90
Irving Berlin «Puttin on the Ritz» (хоровая партитура) ........................................................99
Karl Jenkins Cantus «SONG OF THE SPIRIT»: ADIEMUS ...............................................103
Cantus «SONG OF THE SPIRIT» (хоровая партитура) .....................................................129
Chorale «SOL-FА» ................................................................................................................141
Chorale «SOL-FА» (хоровая партитура) ............................................................................149
Cantus «SONG OF THE PLAINS» ......................................................................................152
Cantus «SONG OF THE PLAINS» (хоровая партитура) ...................................................169
Список использованной литературы ........................................................................................177
179
Стр.179