Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 505512)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Современное состояние и перспективы развития рынка речного круизного туризма в Российской Федерации (180,00 руб.)

0   0
Первый авторКаширина А. А.
Авторынауч. рук. канд. геог. наук, доцент С.А. Щербакова
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц92
ID681179
АннотацияРоссия в настоящее время не занимает существенного места на мировом речном круизном рынке из-за многочисленных проблем. Внутренний речной круизный рынок за 20-лети отметил радение объемов в 2 раза. Так как значимость этого рынка теряется, было проведено исследование по изучению современного состояния и перспектив развития данного направления в РФ. Теоретико-методическое обоснование современного состояния и решение региональных проблем развития рынка речных круизов и разработка мероприятий будет способствовать развитию российского речного круизного туризма и реализации потенциала внутренних водных путей России. Результаты, полученные в процессе научных исследований, могут применяться в разработке организационных мероприятий для привлечения туристов на речном круизном судне, а также в целях реализации межрегиональных туристских проектов в границах федеральных округов России.
Каширина, А.А. Современное состояние и перспективы развития рынка речного круизного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.02. «Туризм» (профиль - Туроператорская и турагентская деятельность") / науч. рук. канд. геог. наук, доцент С.А. Щербакова, А.А. Каширина .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 92 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/681179

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современное_состояние_и_перспективы_развития_рынка_речного_круизного_туризма_в_Российской_Федерации.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Кафедра туризма и спортивного ориентирования Заведующий кафедрой _____________ Ю.С. Воронов «____» _____________2019 г. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕЧНОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магистерская диссертация по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» профиль подготовки: «Туроператорская и турагентская деятельность» Магистрант А.А. Каширина Научный руководитель к.г.н., доцент Оценка за работу ____________________ Председатель ГЭК, старший научный сотрудник АНО «Смоленский научно-образовательный центр» д.г.н., профессор Смоленск 2019 С.А. Щербакова Л.Ю. Мажар
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА РЕЧНОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ ...................................................................... 10 1.1 Понятие «речного круиза» и его место в системе пассажирских перевозок на рынке туристских услуг…….. ................................................................................... 10 1.2 Специфика организации круизного сервиса в России ....................................... 18 1.3 Рекреационный потенциал для развития рынка речного круизного туризма в России ......................................................................................................................... 25 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ.................................................................................................................. 29 2.1 Анализ современного состояния рынка речных круизов в России ................... 29 2.2 Региональные вопросы развития российского рынка речных круизов и его инфраструктуры ......................................................................................................... 35 2.3 Ведущие речные круизные компании на рынке туристских услуг ................... 42 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА РЕЧНОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ ...................................................................... 48 3.1 Реализация туристского потенциала внутренних водных путей России .......... 48 3.2 Изучение спроса на услуги российских речных круизов ................................... 54 3.3 Разработка системы организационных мероприятий для привлечения туристов на речной круиз .......................................................................................................... 60 ВЫВОДЫ ................................................................................................................... 68 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ..................................................................... 70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 73 ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................... 81
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день сфера круизных услуг является одним из наиболее перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма для России, территория которой обладают разветвленной речной сетью. Российская Федерация представляет собой уникальный туристский объект и имеет все предпосылки для развития круизного туризма: географическое положение, её водные ресурсы, культурноисторический потенциал и опыт развития сферы круизных услуг в нашей стране обеспечивает достаточные предпосылки для повышения привлекательности данного вида туризма (7). Туристский сезон 2018 года ознаменовался повышенным спросом на российский круизный продукт. В 2018 году в речной круиз отправились примерно 240 тысяч путешественников. По сравнению с цифрами за аналогичный период прошлого года, рост составил 6%. Причем почти треть всех пассажиров речных круизных лайнеров составляют иностранные путешественники (3). Большим спросом пользуются маршруты из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Очень популярны круизы до Нижнего Новгорода, Казани, Волгограда с остановками в малых городах России. У жителей Москвы большим спросом пользуются туры выходного дня. Развитие речной инфраструктуры и грамотное продвижение речных круизов могут обеспечить значительный рост этому сегменту рынка. Круизные компании на рынке туристских услуг России постоянно развиваются, предлагая своим клиентам новые маршруты, новые виды услуг и качество обслуживания. Речной круизный туризм не только набирает обороты, но и открывает двери массовому потоку туристов, предлагая различные эксклюзивные туры, являющиеся в ряде случаев элитарными. Ведущие круизные компании на мировом туристском рынке начинают сотрудничать с круизными компаниями России, что указывает на необходимость стимулирования дальнейшего развития речного круизного туризма на отечественном туристском
Стр.3
4 рынке. Следует сказать, что только комплексный подход к реализации потенциала развития и совершенствованию организации речного круизного туризма в России позволит привлечь туристов к данному виду путешествий, следовательно, увеличит доходы отрасли и повысит престиж нашей страны как дестинации круизного туризма. Все эти факторы в совокупности определяют актуальность избранной темы диссертационного исследования, которое имеет как теоретическую, так и практическую значимость для сферы круизных услуг. Однако, для развития круизов – самого стабильного способа путешествий, который повторно выбирают наибольшее число граждан, – необходимо устранить существующие ограничения. К сожалению, Россия в настоящее время не занимает существенного места на мировом речном круизном рынке из-за многочисленных проблем. Внутренний речной круизный рынок за двадцатилетие отметил падение объемов в 2 раза. Значимость этого рынка снижается, что не соответствует оценке потенциала развития туристского рынка России в целом (31). Поэтому данное исследование будет иметь актуальное значение. Цель исследования – изучить современное состояние и перспективы развития рынка речного круизного туризма в России. Объект исследования – процесс состояния и развития российского рынка речных круизов. Предмет исследования – речной туризм в России. Гипотеза исследования. Предполагалось, что теоретическое обоснование современного состояния и решение региональных проблем развития российского рынка речных круизов, теоретико-методическое обоснование речного круизного туризма и разработка мероприятий будет способствовать развитию российского речного круизного туризма и реализации туристского потенциала внутренних водных путей России. Задачи исследования. Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
Стр.4
5 1. Изучить теоретико-методические основы рынка речного круизного туризма и рекреационный потенциал России для организации речных круизов; 2. Исследовать современное состояние и региональные вопросы развития российского рынка речных круизов, провести анализ ведущих круизных компаний на рынке туристских услуг в России; 3. Разработать мероприятия по развитию рынка речного круизного туризма и реализации туристского потенциала внутренних водных путей России. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:  анализ научно-методической литературы;  теоретические методы исследования (индукция, дедукция, анализ и синтез). Анализ научно-методической литературы проводился с целью выяснения современного состояния изучаемой проблемной ситуации, формирование цели, задач и гипотезы исследования. Всего было изучено 80 литературных источников, включая научные статьи, законы, нормативные акты, учебники и учебные пособия. Теоретические методы исследования. Индукция – это умозаключение от фактов до некоторой гипотезы. Различают полную индукцию – когда обобщение относиться к конечнообозримой области фактов, и не полную индукцию, когда обобщение относиться к бесконечно-обозримой области фактов. В работе использовалась для формулировки выводов. Дедукция – вывод по правилам логики, т.е. цепь умозаключений, началом которой являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия от посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция – основное средство доказательства (от общего к частному). В работе использовалась для формулировки выводов и рекомендаций. Анализ – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи,
Стр.5
6 свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. В данной работе использовался для исследования современного рынка речных круизов в России. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему. Применялся для разработки мероприятий по развитию рынка речного круизного туризма в России. Метод анкетирования – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. В работе применялся для изучения спроса на услуги российских речных круизов. Организация исследования. Вся исследовательская работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «СГАФКСТ» в три этапа. На первом этапе (с 30. 06. 2017 года по 01.09. 2017 года) была выбрана тема и методы исследования, сформулированы задачи и гипотеза исследования, составлен план выполнения магистерской диссертации. На втором этапе исследования (с 20.01.2018 года по 30. 03. 2018 года) было проведено изучение особенностей историко-культурного туризма на основе анализа научно-методической литературы. На третьем этапе (с 23.05.2018 года по 01.12. 2018 года) были подведены итоги научного исследования, сформулированы выводы и практические рекомендации, подготовлена рукопись диссертационной работы. Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: – обоснованы и сформулированы определения следующих понятий: круиз, речной круиз, круизное судно, водный транспорт, путь, морской транспорт, речной транспорт, услуги речных круизов, исполнители услуг речных круизов, сервисное обслуживание, каюта, инфраструктура, рекреация; – изучен рекреационный потенциал России для организации речных круизов и выявлена специфика круизного сервиса;
Стр.6
7 – исследовано современное состояние и региональные вопросы развития российского рынка речных круизов, а также дана характеристика ведущих круизных компаний России на рынке туристских услуг; – разработаны рекомендации по развитию рынка речного круизного туризма и реализации туристского потенциала внутренних водных путей России. Практическая значимость работы. Результаты, полученные в процессе научных исследований, могут применяться в разработке организационных мероприятий для привлечения туристов на речном круизном судне, а также в целях реализации межрегиональных туристских проектов в границах федеральных округов России. Достоверность и объективность полученных автором научных результатов обеспечена современной теоретической и методологической базой исследования, использованием комплекса научных методов познания, адекватных цели и задачам исследования, сочетанием теоретических исследований и анализа полученных данных по проблемам и перспективам организации речного круизного туризма в России. Теоретической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученных, также использованы федеральные и региональные нормативно-правовые документы, научно-практические публикации по изучаемой проблеме, разработки научно-исследовательских организаций по вопросам экономической оценки эффективности туристской деятельности. При проведении исследования использовались статистические данные по российскому и международному речному круизному туризму. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Важным условием развития речного круизного рынка является наличие определённых предпосылок, таких как водные ресурсы, культурно-историческое наследие и инфраструктура. Без данных предпосылок круизный рынок не может сформироваться. Вместе с тем, низкий уровень и качество развития обслуживающей круизы инфраструктуры и её высокая изношенность является негативным фактором развития данного вида туризма в России.
Стр.7
8 2. Формирование российского речного круизного рынка имеет небольшую динамику роста, но качество и конкурентоспособность его очень низкая при существенных территориальных, отраслевых и межотраслевых диспропорциях. Он значительно отстает в развитии не только от мирового уровня таких услуг, но и от российской туристской индустрии. Для эффективного развития в России рынка речных круизов, в первую очередь, следует решить вопросы по обновлению речного парка круизных судов и разработке новых речных туристских маршрутов. 3. Особенностью регионального рынка речных круизов в России является наличие существенных диспропорций между европейской территорией круизных маршрутов и его восточной и восточносибирской частью. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для организации речного круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. 4. Только комплексный подход к реализации потенциала речных круизов в России позволит повысить престиж нашей страны как дестинации круизного туризма. Необходимо расширить и усовершенствовать портовую инфраструктуру, увеличить границы навигации, улучшить технический флот, что, безусловно, повысит безопасность судоходства и привлечет больше туристов. Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на V Всероссийской студенческой научнопрактической конференции «География, экология, туризм: научный поиск студентов и аспирантов» в г. Тверь в апреле 2016 года, а также на Х Международной научно-практической конференция «Туризм и региональное развитие» в г. Смоленск в октябре 2017 года. Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях, размещённых в материалах международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве»: Каширина, А.А. Организация анимационных программ на речных круизных теплоходах /А.А. Каширина // Международный
Стр.8
9 научный форум обучающихся «Молодежь в науке и творчестве»: сб. науч. ст. – Гжель: ГГУ, 2017. – С. 225-228. В сборнике научных статей «Туризм и региональное развитие»: Каширина, А.А. Особенности организации и перспективы развития речного круизного туризма в России / А.А. Каширина // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. – Вып. 10. – Смоленск: Универсум, 2017. – С. 50-55. Структура и объём работы. Основное содержание работы изложено на 98 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, 85 источников литературы, 8 приложений. Магистерская работа иллюстрирована 13 рисунками и 14 таблицами.
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически