Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 513740)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта (на примере футбола и хоккея) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФомичев К. Ю.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент С.В. Барков
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц58
ID681177
АннотацияИзучение возможностей детско-юношеского спорта в качестве эффективного средства физического воспитания учащейся и студенческой молодежи особенно важно. Появляется необходимость научно обоснованных методов психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности детей средствами и методами современных спортивных игр. На примере командных игр (футбол, хоккей) в работе была сделана попытка разработать и апробировать психокоррекционную программу для психолого-педагогического сопровождения детей группы начальной подготовки. Доказано, что в результате комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению, включающему анализ отношений к обучению и воспитанию тренера и родителей юного спортсмена, а также целенаправленной программы психокоррекции детей улучшается уровень развития психических процессов (внимания, памяти, сенсомоторных реакций) и повышается психологическая подготовленность юных спортсменов. Знание специфики развития сенсомоторных и психических процессов у детей 6-7 лет в условиях спортивной деятельности открывает пут для совершенствования способов психологического отбора и дальнейшей селекции игроков в командных видах спорта.
Фомичев, К.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта (на примере футбола и хоккея) [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт" (профиль - "Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент С.В. Барков, К.Ю. Фомичев .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 58 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/681177

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолого-педагогическое_сопровождение_юных_спортсменов_командных_видов_спорта_(на_примере_футбола_и_хоккея).pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Кафедра теории и методики футбола и хоккея Заведующий кафедрой _________________ Перепекин В.А. «____» __________ 2019 г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА И ХОККЕЯ) Магистерская диссертация по направлению 49.04.03 «Спорт» (профиль – «Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта») Магистрант Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК _____________ Фомичев К.Ю. _____________ _____________ (прописью) ______________ Директор СДЮСШОР №3 г. Смоленска, к.п.н. Смоленск 2019 Довженко В.И. Барков С.В.
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………….…. Глава 1. Состояние вопроса …………………………………………………... 1.1. Психологические особенности спортивной деятельности……...… 1.2. Проблема психолого-педагогического сопровождения в детскоюношеском спорте……………………………………………………………... 1.3. Психологическая характеристика возрастных периодов в условиях спортивной деятельности характерных для детско-юношеского спорта…................................................................................................................ 1.4. Психологическая подготовленность и специфика командных видов спорта (на примере футбола и хоккея)…............................................... 1.5. Психологические особенности спортивной деятельности в хоккее.................................................................................................................... Глава 2. Методы и организация исследования ……………………………… 2.1. Методы исследования ……………………………………………… 2.2. Организация исследования ………………………………………… Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение …………….................. 3.1. Специфика сенсомоторных реакций у детей 6-7 лет занимающихся хоккеем………………………………………………………... 3.2. Особенности развития психических процессов у юных спортсменов командных видов спорта……………………………………….. 3.3. Взаимосвязь психологических особенностей юных спортсменов видов спорта с успешностью психологической командных подготовленности………………………………………………………………. Выводы …………………………………………………………………………. Практические рекомендации ………………………………………... Литература Приложения 40 43 45 46 54 3 9 9 11 15 18 22 23 25 25 30 32 32 38
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Рост спортивных результатов в настоящее время все больше определяется психологической подготовкой спортсменов. Проблема психологической подготовки и психической подготовленности в зависимости от специфики вида спорта, становится все более актуальной поскольку резервы человеческой психики - одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных спортсменов. Психологическое сопровождение – это сложное комплексное образование, которое включает в себя систему профессиональной деятельности тренера и психолога, направленную на создание условий для успешной спортивной деятельности, становления и развития личности спортсменов (команд). Для этого используются такие методы, как: психодиагностика, психологический отбор, психорегуляция, психокоррекция, психологическое консультирование, психологический контроль. Психологической подготовке в спортивной деятельности в настоящее время придаётся особенно большое значение в трудах специалистов в сфере науки о спорте (Платонов В.Н., Кузнецов В.С. и др.), а также в работах спортивных психологов (Пуни А.Ц. Горбунов Г.Д., Бабушкин Г.Д., Киселев Ю.Я., Родионов В.А., Л.П.Грибкова, В.А.Пегов и др.) Психологическая подготовка является процессом практического применения определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена. К основным компонентам психологической подготовленности спортсмена относятся свойства личности (характер, темперамента, мотивация личности и т.д.), психические процессы и функции (ощущения, восприятия, особенности внимания, памяти и мышления), а также стабильные и положительные психические состояния.
Стр.3
4 В детские и подростковые годы происходит развертывание свойств нервной системы, а к юношескому возрасту завершается формирование типа нервной системы. Для правильной организации психолого-педагогических воздействий в спортивной деятельности важно учитывать степень зрелости нервной системы, а также особенности функционирования основных нервных процессов, обусловленных возрастом (Ильин Е.П. Психология спорта: учеб. пособие. М. [ и др.] : Питер 2012 ; Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 531 с.). Под психологической подготовленностью понимается уровень развития комплекса психических качеств и психологических свойств спортсмена, от которых зависят эффективное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях (Психологическая подготовка спортсменов : учебно-методич. пособие / Сост.А.М. Ахатов, И.В. Работин. КамГАФКСиТ, 2008. 56 с.). С практической точки зрения для тренера юных спортсменов по командным видам спорта чрезвычайно важно понимать возможности повышения спортивной результативности игроков с опорой на уровень их психологической подготовленности. Основными задачами в психологическом обеспечении подготовки юных спортсменов, на первых годах занятия спортом являются: формирование мотивации; развитие психомоторных качеств, как основы общей двигательной культуры; развитие сферы психических процессов (внимания, памяти, мышления); знакомство с соревновательным процессом; отбор наиболее перспективных юных спортсменов (Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, КубГУФКСТ, 2008. 220 с.). Проблема повышения эффективности организации психологической подготовки за счет использования возможностей формирования личности спортсменов выступает одной из важнейших задач, стоящих как перед
Стр.4
5 детско-юношеским спортом, так и спортом высших достижений (Психологопедагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности : моногр. /[Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник и др.] ; под общ ред. Л.Г. Уляевой. М. : Издатель Мархотин П.Ю. 2014. 236 с.). Современная спортивная наука остро нуждается в психологопедагогических исследованиях возможностей спортивных игр в качестве эффективных средств физического воспитания учащихся и студентов, являющихся альтернативой негативным влияниям гиподинамии, городского образа жизни, компьютерной зависимости, вредным привычкам, и др. Изучение возможностей детско-юношеского спорта в качестве эффективного средства физического воспитания учащейся и студенческой молодежи особенно важно как для западных развитых стран так и для стран арабского мира. Необходимость научно обоснованных методов психолопедагогического сопровождения спортивной деятельности детей средствами и методами современных спортивных игр определяет актуальность данного исследования. Цель исследования – разработать и апробировать психокоррекционную программу для психолого-педагогического сопровождения детей группы начальной подготовки в командных видах спорта (на примере футбола и хоккея) и на этой основе повышения их психологической подготовленности. Объект исследования – психологическая подготовка в командных видах спорта. Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов 6-7 лет в командных видах спорта (на примере футбола и хоккея) с анализом отношений тренеров и родителей юных спортсменов к вопросам обучения и воспитания; уровень развития психических процессов (внимание, память, сенсомоторные реакции) психокоррекция в условиях спортивной подготовки юных спортсменов командных видов спорта.
Стр.5
6 Гипотеза исследования. Предполагается, что в результате комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению, включающему анализ отношений к обучению и воспитанию тренера и родителей юного спортсмена, а также целенаправленной программы психокоррекции детей группы начальной подготовки в командных видах спорта улучшается уровень развития психических процессов (внимания, памяти, сенсомоторных реакций) и повышается психологическая подготовленность юных спортсменов. Задачи исследования: 1. Выявить особенности сенсомоторики, свойств нервной системы и их взаимосвязь с успешностью психологической подготовленности у юных спортсменов командных видов спорта. 2. Оценить особенности психических процессов и их взаимосвязь с успешностью психологической подготовленности у юных спортсменов командных видов спорта. 3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу для юных спортсменов занимающихся командными видами спорта. Научная новизна исследования. Новым в представленном исследовании является комплексный подход психолого-педагогического сопровождения юных 9 спортсменов 6-7 лет занимающихся командными видами спорта (на примере хоккея и футбола). Впервые выявлены сравнительные особенности сенсомоторики и уровня развития психических процессов детей 6-7 лет занятых командными видами спорта, а также проведен анализ взаимосвязей данных показателей со спортивной успешностью Разработана и апробирована психокоррекционная программа психологопедагогического сопровождения юных спортсменов занимающихся командными видами спорта. Практическая значимость исследования способствуют исследования. пониманию спектра Результаты психологопедагогических проблем детско-юношеского спорта, решению вопросов
Стр.6
7 комплексного психологического сопровождения детей занимающихся командными видами спорта. Знание специфики развития сенсомоторных и психических процессов у детей 6-7 лет в условиях спортивной деятельности открывает пути для совершенствования способов психологического отбора и дальнейшей селекции игроков в командных видах спорта (хоккей, футбол). Положения, выносимые на защиту: 1. Особенности сенсомоторной сферы юных спортсменов командных видов спорта как предиктор развития сложнокоординационных способностей отличаются лучшим развитием в сравнении с детьми не занимающимися спортом. При этом для юных хоккеистов наиболее важным для успешности психологической подготовленности является показатель реакции на движущийся объект, а для юных футболистов тип нервной системы. Показатель образной памяти юных футболистов характеризующий возможность фиксации и определенных образов и комбинаций происходящих на игровом поле в процессе тренировок и соревнований напрямую связана с оценкой их психологической подготовки. 2. Положительная динамика психологических показателей юных спортсменов командных видов спорта достигнутая по параметрам время реакции на движущийся объект и объема внимания в сопоставлении с ростом из психологической подготовленности (p≤0,01), свидетельствует об эффективности применения психокоррекции у юных спортсменов командных видов спорта и возможности достижения более высокого уровня спортивной результативности посредством тренинга сферы психических процессов. 3. Для тренеров юных спортсменов командных видов спорта приоритетным является когнитивный и дидактический подход в обучении, в то же время дефицитарным остается психологический аспект подготовки, юных спортсменов. Воспитательные стратегии тренеров юных спортсменов командных видов спорта отличаются разнообразием, при этом тренеры по 13 футболу более ориентированы на индивидуальный подход к воспитанию
Стр.7
8 юного спортсмена, а тренеры по хоккею в воспитании делают акцент на повышение взаимодействия с родителями юного хоккеиста. Список публикаций по теме диссертации. По материалам магистерской диссертации опубликованы тезисы доклада, представленного на секционном заседании кафедры ТиМ футбола и хоккея СГАФКСТ. Фомичев К.Ю. «Психологические особенности юных спортсменов в условиях занятия командными видами спорта»// Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Материалы межвузовской научной конференции «Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры (история и современность)»/ Под ред. Г.Н.Греца, К.Н.Ефременкова – Смоленск: СГАФКСТ, ОКР, Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, СОА. 2019.-Вып 18. Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 58 страницах компьютерной верстки, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (71 наименования) и приложения. Текст диссертации проиллюстрирован 6 таблицами и 3 рисунками.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически