Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 505466)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Методика формирования основных двигательных навыков детей дошкольного возраста (180,00 руб.)

0   0
Первый авторСиницын К. Е.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент Е.В. Алпацкая
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц79
ID681174
АннотацияЗдоровый ребенок – основа благополучия страны. Поэтому сегодня физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни закладываются именно в дошкольном возрасте. В связи с этим, в работе дано теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования двигательных умений и навыков, основанной на учете возрастной специфики дошкольного возраста. Разработанная программа, которая может быть использована при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольных учреждениях для детей 5-6 лет, позволит на более высоком уровне решать задачи физического воспитания, связанные с укреплением здоровья.
Синицын, К.Е. Методика формирования основных двигательных навыков детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.01. «Физическая культура» (профиль – Физкультурно-оздоровительные технологии") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент Е.В. Алпацкая, К.Е. Синицын .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 79 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/681174

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_формирования_основных_двигательных_навыков_детей_дошкольного_возраста.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет заочного обучения Кафедра менеджмента и естественнонаучных дисциплин Заведующий кафедрой _____________ Юденков А.В. «____»__________ 20___ г. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Магистерская диссертация по направлению 49.04.01 «Физическая культура» (профиль – «Физкультурно-оздоровительные технологии») Магистрант Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу _________________ (прописью) Председатель ГЭК директор СДЮСШОР _________________ №3 г. Смоленска, к.п.н. Смоленск 2019 Довженко В.И. Синицын К.Е. Алпацкая Е.В.
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 3 Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА .................................................................... 8 1.1.Характеристика физического развития детей 5-6 лет ................................ 8 1.2. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста ............................................................................................................... 11 1.3.Основные положения формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста ............................................................................. 20 Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................ 28 2.1. Методы исследования ................................................................................. 28 2.2. Организация исследования ...................................................................... 32 Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ......... 34 3.1. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста ................. 34 3.2. Влияние координационных способностей на формирование ................ 37 двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста ................. 37 3.3. Формирование двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста ............................................................................................................... 43 3.4. Динамика физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет .................................................................................................................. 48 ВЫВОДЫ ............................................................................................................ 60 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ........................................................... 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................. 64 ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................. 71
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Сохранение здоровья подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных проблем. Как известно, организм человека развивался и формировался в процессе постоянной двигательной деятельности, требующей значительного мышечного напряжения. Поэтому физическая нагрузка является важнейшим фактором жизнедеятельности. Физиологические системы не могут полноценно развиваться и совершенствоваться на должном уровне без адекватной двигательной активности [11, 33, 36]. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, гармоничного физического развития. Отстающий в развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем полноценное и разностороннее развитие личности [33]. В настоящее время по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи в состоянии здоровья дошкольников наблюдается резкое ухудшение: в четырехлетнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочнокишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5; от 30 % до 40% детей имеют отклонения со стороны опорнодвигательного аппарата, невротические проявления отмечены у 30-40% детей младшего и у 20-30% старшего дошкольного возраста [11, 36]. Количество детей первой группы здоровья за последние 10 лет снизилось с 23,2% до
Стр.3
4 15,1%; увеличилось число детей, имеющих отклонения в состояния здоровья (с 60,9% до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9% до 17,3%) [33]. Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок [2,6,8,24]. Но использование инновационных программ направленно, прежде всего, на введение дополнительных занятий по иностранному языку, экологии, валеологии, что ведет к снижению двигательной активности детей до 30% [2,6,19]. В то время как для детей 4-6 лет нормируемая продолжительность должна составлять не менее половины времени бодрствования [6,11,30]. В результате чего, сегодня около 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития [30,43,49], а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27% [6]. Это связано с тем, что сложившаяся система дошкольного образования учитывает только санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и проводит нормирование двигательных качеств и навыков. Поэтому вопрос о методических основах организации системного контроля, обуславливающего физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, направленного на выбор эффективных двигательных программ, нацеленных на активизацию сенсомоторного развития, формирование оптимального двигательного стереотипа основных локомоций, учитывающих возрастные особенности дошкольного возраста, сенситивные периоды и этапы развития движений ребенка, является достаточно важным и актуальным. Здоровый ребенок – основа благополучия страны. Поэтому сегодня физическая культура становиться основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Стр.4
5 В первые шесть лет общее развитие ребенка как никогда связано с физическим воспитанием – у детей закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, гармонического физического развития. В период дошкольного детства ребенок осваивает большую часть основных двигательных действий (ходьба, бег, метание, прыжки и т.д.). Поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях особое место занимает физическая культура, организация оздоровительной работы с детьми. К сожалению, сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей, при этом недооценивая роль двигательной деятельности в их общем физическом и умственном развитии. Такое противопоставление физического и умственного воспитания глубоко ошибочно и наносит развитию детей огромный вред. Согласно современным физиологическим и психологическим исследованиям, между физической и психологической деятельность ребенка существует прямая и тесная связь [8]. Двигательная деятельность способна поддерживать органы и системы человека в оптимальном состоянии только при правильной организации занятий по физическому воспитанию. При чрезмерной работе органы и системы человека ослабляются, а при длительном отсутствии ее – атрофируются. В связи с этим результаты занятий находятся в непосредственной зависимости от организации их проведения. Активность вмешательства в организацию физического воспитания зависит от возрастного развития ребенка [10,13]. Развитие двигательной области – моторики, у ребенка идет не по плавной восходящей линии. Нередко наблюдаются остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже как будто отступление назад. Поэтому дошкольный возраст чрезвычайно интересен в плане развития, совершенствования новых движений, усложнения функций всех органов и систем, которые приспосабливают организм к новой среде обитания.
Стр.5
6 Предмет исследования - содержание и направленность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, ориентированного на развитие их двигательной активности. Объект исследования - процесс формирования двигательных навыков детей в дошкольном образовательном учреждении. Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании методики формирования двигательных умений и навыков, основанной на учете возрастной специфики дошкольного возраста. Гипотеза исследования – предполагалось, что использование в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста упражнений координационной направленности, способствуют формированию их двигательных умений и навыков. Анализ научно-методической литературы и цель исследования определили следующие задачи: 1. Проследить динамику физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. 2. Определить наиболее эффективные методы формирования двигательных навыков 5-6 лет. 3. Разработать комплексы упражнений, направленных на эффективное развитие координационных способностей в 5-6 лет. Научная новизна исследования состоит в: - разработке комплексов упражнений и определении методики их использования для рационального построения процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении; - определении приоритетной последовательности влияния отдельных координационных способностей на формирование двигательных умений и навыков детей 4-6 лет; - обосновании возможности оздоровления детей средствами и методами скорректированных двигательных программ.
Стр.6
7 Теоретическая значимость исследования заключается в определении возрастного влияния координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4-6 лет. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, которая может быть использована при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольных учреждениях для детей 4-6 лет, что позволит на более высоком уровне решать задачи физического воспитания, связанные с укреплением здоровья детей. Основные положения, выносимые на защиту: - использование упражнений координационной направленности позволяет эффективно использовать индивидуальные ресурсы каждого ребенка при формировании двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания в детском саду; - применение отобранных тестов, при текущем и итоговом контролях, обеспечивает эффективность выбора развивающих двигательных комплексов в процессе физического воспитания дошкольника; - методика формирования двигательных умений и навыков способствует повышению уровня физического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста и оказывает положительное влияние на их оздоровление. Список публикаций по теме работы: Синицын К.Е. Направленность и содержание процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях // Профессионал. – 2018 – № 2 (6); URL: professional.esrae.ru/8-53 (дата обращения: 12.01.2019). Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 73 листах компьютерного текста, состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы (55 источников), приложения и практических рекомендаций. В работе приведены 8 таблиц, 6 рисунков.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически