Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 505466)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Формирование основ спортивной культуры у детей 9-11 лет, занимающихся фристайл – слаломом (180,00 руб.)

0   0
Первый авторШурыгина М. С.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, проф. Д.Ф. Палецкий
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц86
ID679981
АннотацияВ детском и подростковом возрасте лучше всего следует формировать основы спортивной культуры, так как в это время психика человека наиболее пластична, интенсивно протекает социальное созревание личности, прививаются нравственные ценности и т.п. В данном контексте фристайл – слалом на роликовых коньках – это не только молодой и приобретающий все большую популярность вид спорта, это также и средство воспитания важных черт характера ребенка, таких как трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность. В представленной работе научно обоснована и теоретически проверена эффективность средств формирования основ спортивной культуры личности, на примере спортсменов 9-14 лет, занимающихся фристайл – слаломом. Доказана успешность формирования спортивной культуры, если построение тренировочного процесса будет базироваться в своей основе на каждом для индивида отношении к физическим упражнениям в целом, к уровню своих личностных, нравственно – этических качеств, физической подготовленности и здоровому образу жизни. Использование разработанного критериального комплекса можно применять для адекватной оценки уровня сформированности основы спортивной культуры у подростков.
Шурыгина, М.С. Формирование основ спортивной культуры у детей 9-11 лет, занимающихся фристайл – слаломом [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт» (профиль - "Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта") / науч. рук. канд. пед. наук, проф. Д.Ф. Палецкий, М.С. Шурыгина .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 86 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679981

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование_основ_спортивной_культуры_у_детей_9-11_лет,_занимающихся_фристайл_–_слаломом_.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет заочного обучения Кафедра теории и методики спортивных единоборств Заведующий кафедрой к.п.н., профессор ___________________ Павлов А.И. «___»____________________2019 г. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФРИСТАЙЛ-СЛАЛОМОМ Магистерская диссертация по направлению 49.04.03 «Спорт» (профиль «Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта») Магистрант-исполнитель Научный руководитель к.п.н., профессор Оценка за работу Председатель ГЭК Директор МБУДО СДЮСШОР №3 Г. Смоленска, к.п.н. ________________ Шурыгина М.С. ________________ Палецкий Д.Ф. ________________ ________________ Довженко В.И. Смоленск 2019
Стр.1
1 РЕФЕРАТ-АННОТАЦИЯ магистерской диссертации магистранта заочной формы обучения Шурыгиной М.С., выполненной на тему: «Формирование основ спортивной культуры у детей 9-11 лет, занимающихся фристайл-слаломом» Актуальность. Современное образование имеет тенденцию постоянного совершенствования информационных и коммуникационных технологий, что значительно сокращает мышечную нагрузку различного характера, и, как следствие, закономерно приводит к ухудшению, вплоть до кризисного состояния, здоровья и психоэмоциональной сферы учащихся. Необходимо направлять развитие физической культуры и спорта в русло формирования у юного поколения основ спортивной культуры, что будет способствовать укреплению физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности у детей и подростков. Традиционная система школьного образования не может полноценно отвечать потребностям сегодняшнего уровня развития мировой цивилизации. Спортивная подготовка в общеобразовательных учреждениях в современных условиях должна быть направлена не только на физическое развитие и укрепление организма, но и на формирование спортивной культуры личности, приобщение к ценностям физической культуры и спорта. Спортивная культура – это наработанные в обществе ценности, социальный опыт и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовке к ним (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева 2006-2016 и др.) Именно в детском и подростковом возрасте следует формировать основы спортивной культуры, так как именно в это время психика человека наиболее пластична, интенсивно протекает социальное созревание личности, прививаются нравственные ценности, происходит формирование отношения к себе и к другим людям.
Стр.2
2 В данном контексте фристайл-слалом на роликовых коньках – это не только молодой и приобретающий все большую популярность вид спорта, который позволяет развить гибкость, силу, координацию движений, и другие физические способности, это также и средство воспитания важных черт характера ребенка, таких как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность. Гармоничное развитие этих качеств позволит человеку достигнуть успеха не только в спорте, но и в других сферах жизни. Фристайл-слалом развивает у ребенка также вкус к прекрасному: к хорошей музыке, которая выбирается при подготовке программы, к театру, к современным инструментальным и классическим композициям. Данное направление роллер спорта способствует развитию артистизма, а вместе с тем, умению преподносить себя перед другими людьми, что само по себе влияет на самореализацию человека в социуме. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что отдельные аспекты исследуемой нами проблемы были предметом научных исследований в последние годы. Концептуальные основы спортивной культуры отражены в трудах Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, С.Ю. Баринова, Г.Л. Драндрова, В. А. Бурцева; проблема формирования спортивной культуры и спортивного воспитания освещена в работах Ж.К Холодова, К.Б Тумарова, К.В. Чедова. Вместе с этим анализ научной литературы показал, что существует определенное противоречие: несмотря на то, что фристайл-слалом на роликовых коньках, будучи молодым и развивающимся видом спорта, соревнования по которому проводятся в различных странах уже более 20 лет, все больше набирает популярность среди молодежи, он практически не изучен с научной точки зрения. Объект исследования. Учебно–тренировочный процесс юных фристайл-слаломистов.
Стр.3
3 Предмет исследования. Содержание и организация тренировочного процесса как способа формирования основ физической и спортивной культуры у фристайл-слаломистов. Рабочая гипотеза. В ходе исследования мы предположили, что формирование основ спортивной культуры детей 9-11 лет, занимающихся фристайл-слаломом будет успешным, если построение тренировочного процесса будет базироваться в своей основе на важном для индивида отношении к физическим упражнениям и, в целом, спортивной деятельности и еѐ результату, к уровню своих личностных, нравственно-этических и духовных качеств, физической и функциональной подготовленности, здоровому образу жизни. Цель исследования: разработать, научно обосновать и теоретически проверить эффективность средств формирования основ спортивной культуры личности фристайл-слаломистов 9-11 лет. Задачи: 1. Определить теоретико-методологические основы формирования и развития спортивной культуры. 2. Выявить и научно обосновать содержание, средства и методы формирования спортивной культуры в процессе занятий фристайлслаломом. 3. Разработать и обосновать критерии и способы оценки сформированности спортивной культуры юных фристайл-слаломистов. Экспериментально доказать результативность разработанной программы по показателям функциональной и физической подготовленности, динамики личностного развития, культуры поведения и общения фристайл-слаломистов. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы и документальных материалов, синтез эмпирического материала, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение и эксперимент, антропометрические методы
Стр.4
4 измерения, тестирование физического развития и подготовленности, оценка функционального состояния, математико-статистические методы обработки экспериментальных данных. Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа проводилась с 2016 по 2018 годы в КСШ на базе ФГБОУ ВО «СГАФКСТ». В исследовании приняли участие 24 ребенка 9-11 лет, занимающихся фристайл-слаломом. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Использование педагогических возможностей фристайл-слалома на роликовых коньках в решении проблемы формирования основ спортивной культуры у подрастающего поколения обусловлено тем, что: - фристайл-слалом – технически сложный вид спорта, занятия которым позволяют развить не только гибкость, силу, координацию движений и другие физические способности, но и такие важные черты характера ребенка, как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность. Гармоничное развитие этих качеств позволит человеку достигнуть успеха не только в спорте, но и в других сферах жизни. - фристайл-слалом развивает музыкальный вкус и способствует развитию артистизма, а вместе с тем, умению преподносить себя перед другими людьми, что само по себе влияет на самореализацию человека в социуме, на уровень культуры личности в целом. 2. Интегральная оценка сформированности спортивной культуры определяется по проявлению интереса к занятиям (удовольствие от занятий), пониманию значимости ценностей спорта для личностного совершенствования, развитости личностных качеств (гуманность, честность, дружелюбие, уважение), уровню культурно-спортивных знаний, качеству выполнения контрольных упражнений. 3. Сформированность у фристайл-слаломистов 9-11 лет спортивной культуры положительно сказывается на их функциональной подготовленности и развитии физических качеств.
Стр.5
5 ВЫВОДЫ 1. Анализ научно-методической литературы в области изучаемого вопроса свидетельствует, что на сегодняшний день отсутствуют содержательно-технологические разработки, в которых изучается роль и значение роллер-спорта, в целом, и фристайл-слалома, в частности, в формировании спортивной культуры. В то же время, фристайл-слалом способствует не только развитию физических качеств, но и формированию нравственно-этических принципов поведения, стремления к самосовершенствованию, что позволяет использовать его в формировании основ спортивной культуры молодого поколения. 2. Исследование показало, что в тренировочном процессе необходимо добиваться повышения ценности здоровья, акцентировать внимание на значимости самовоспитания в формировании личностных качеств, выработке ценностных ориентаций, способности к самоорганизации спортивного стиля жизни. 3. Проведенное исследование позволило выявить эффективные средства формирования основ спортивной культуры у фристайл-слаломистов 9-11 лет, используемые на учебно-тренировочных занятиях в условиях КСШ, разработать и концептуально обосновать педагогическую технологию формирования у детей основ спортивной культуры. Тренинговый метод работы, включающий несколько разработанных групп упражнений для решения задач личностного развития, позволяет повысить чувство товарищества, самосовершенствования, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, готовности прийти на помощь другим людям в случае необходимости. 4. Установлено, что использование модифицированной программы подготовки способствует повышению уровня культурно-спортивных знаний юных фристайл-слаломистов, уровня сформированности ценностных ориентаций, уровня развития личностных качеств (ответственности, смелости, дисциплинированности, культуры поведения). Полученные
Стр.6
6 результаты свидетельствуют о позитивном воздействии программы на функциональное состояние организма юных фристайл-слаломистов, уровень их тренированности. Результаты спортсменов ЭГ достоверно выше по показателям скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей (р<0,05). Применение данной учебно-тренировочной программы формирования основ спортивной культуры способствует увеличению числа занимающихся данным видом спорта. 5. Экспериментальным путем подтверждена обоснованность и эффективность разработанного критериально-диагностического аппарата оценки сформированности у фристайл-слаломистов основ спортивной культуры. При оценке необходимо исходить из следующих критериев: стремления и интереса к регулярным занятиям, освоенности культурноспортивных знаний, развития личностных качеств, техники выполнения упражнений. Использование данного критериального комплекса позволяет адекватно оценить уровень сформированности основ спортивной культуры у фристайл-слаломистов 9-11 лет. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы КСШ ФГБОУ ВО «СГАФКСТ», а также во Владимирской региональной спортивной общественной организации «Клуб роллер спорта «Оранжскул». По теме диссертации опубликованы 2 статьи: «Формирование основ физической и спортивной культуры у детей 9-11 лет, занимающихся фристайл-слаломом» (Сборник научных трудов молодых ученых / Под общ. ред. В.А. Пегова, А.В. Пеговой. – Смоленск: СГАФКСТ, 2017. – Вып. 24. – 114 с.) и «Развитие личностных качеств детей 9-11 лет, занимающихся фристайл-слаломом» (Палецкий Д.Ф., Шурыгина М.С., Филимонов Н.Н. Статья находится в печати). Структура и объем диссертации. Основное содержание диссертационной работы изложено на 81 странице компьютерной верстки и
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически