Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 505829)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Взаимосвязь психических процессов и типов соревновательных действий у хоккеистов 9-12 лет (180,00 руб.)

0   0
Первый авторИчетовскин Д. Л.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент С.В. Барков
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц80
ID679814
АннотацияНа современном этапе развития спорта развитие творческих способностей у юных хоккеистов, направленное на раскрытие интеллектуальных возможностей и творческого профессионального мышления для решения игровых задач остается мало изученной и научно не обоснованной. Поэтому изучение взаимосвязи между показателями сенсомоторных, психических процессов и свойств личности с ведущими типами соревновательных действий у юных хоккеистов, рассмотренное в работе является важнейшим этапом в подготовке спортсмена. Полученные результаты позволят оптимизировать тренировочный и соревновательный процесс хоккеистов 9-12 лет, а принципиальные практические рекомендации могут быть внедрены в практику профессионально – педагогической работы тренеров, работающих с юными хоккеистами.
Ичетовскин, Д.Л. Взаимосвязь психических процессов и типов соревновательных действий у хоккеистов 9-12 лет [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт» (профиль - "Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент С.В. Барков, Д.Л. Ичетовскин .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 80 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679814

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Взаимосвязь_психических_процессов_и_типов_соревновательных_действий_у_хоккеистов_9-12_лет.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Кафедра теории и методики футбола и хоккея Заведующий кафедрой ____________Перепекин В.А. «___»_____________2019 г. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТИПОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ХОККЕИСТОВ 9-12 ЛЕТ Магистерская диссертация по направлению 49.04.03 «Спорт» (профиль – «Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта») Магистрант Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК ___________________ Ичетовкин Д.Л. ___________________ Барков С.В. ___________________ (прописью) _____________________ Довженко В.И. директор СДЮСШОР № 3 г. Смоленска, к.п.н. Смоленск 2019
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………... Глава 1.СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………………… 1.1 .Особенности психологической подготовки юных хоккеистов 1.2.Творческие способности юных хоккеистов и их развитие в процессе спортивной тренировки…………………………………….. 1.3. Критерии оценивания игровых действий у юных хоккеистов Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Методы исследования……………………………………….. 2.2. Организация исследования………………………………….. Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Характеристика состава количественных показателей игровых действий и их соотношение у юных хоккеистов 9-10 и 11-12 лет………………………………………………………….. 3.2. Взаимосвязь между показателями сенсомоторных, психических процессов и свойств личности с ведущими типами соревновательных действий у юных хоккеистов 11-12 лет……………. Выводы…………………………………………………………………….. Практические рекомендации…………………………………………… Список литературы……………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………. 3 7 7 14 26 34 34 38 39 39 48 59 61 62 70
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Большая популярность хоккея в народе и широкое его использование в отечественной системе физического воспитания обусловлены рядом факторов, среди которых следует выделить следующие: высокую зрелищность, эмоциональность, накал страстей, непредсказуемость результата, большое физическое и психическое напряжение и мастерство, переходящее в искусство. Деятельность хоккеиста осуществляется в движении на коньках, а также в постоянном и непосредственном контакте с игроками команды соперников при жестком силовом единоборстве в любой точке хоккейного поля. Кроме того, быстрота перемещений, высокая интенсивность борьбы, мгновенные изменения игровых ситуаций затрудняют выполнение и без того сложных техникотактических действии (различные виды бега на коньках, удары и броски шайбы, ведение, обводка, финты и отбор шайбы). Поэтому к психике хоккеиста предъявляются повышенные требования. Он должен обладать устойчивостью, распределением и переключением внимания и быстротой ориентировки; уметь оценить ситуацию, предвидеть дальнейший ход ее развития, выбрать правильное решение и реализовать его. Все это зависит от тактического мышления и определяет творчество хоккеиста, что проявляется в инициативности, неожиданности и нестандартности принимаемых решений. Согласно современным концепциям педагогики и психологии, в основе творческой деятельности лежит понятие «креативности», которое рассматривается как совокупность особенностей психики, обеспечивающая продуктивные преобразования в деятельности личности (В.Н. Козленко, 2000). Было показано, что развитие креативного мышления свойственно детям от природы, но оно имеет тенденцию постепенного замедления под влиянием авторитарности учебного процесса, строго направленного на формирование стандартности обучения и упорядоченности его структуры (Ф. Картер, 2005). Вместе с тем, в спортивной подготовке юных хоккеистов обнаружена
Стр.3
4 противоречивая тенденция. С одной стороны, в действующей программе для ДЮСШ, СДЮШОР по хоккею указывается на важность развития творческих способностей в тренировочном процессе и формирования продуктивных способов решения тактических задач в условиях соревновательной деятельности. С другой стороны, практически полностью отсутствует в ее содержании психологическая подготовка юных хоккеистов. Можно констатировать, что данный раздел субъективно организуется, а средства в учебно-тренировочном процессе применяются бессистемно и эмпирически, без целевой направленности их содержательности (В.И. Езерский, 2006). Эта важнейшая проблема, связанная с развитием творческих способностей у юных хоккеистов, направлена на раскрытие интеллектуальных возможностей и творческого профессионального мышления для решения игровых задач остается мало изученной и научно не обоснованной (С.Д. Неверкович, 2004; Г.И. Хозяинов, 2005). Следовательно, высокая теоретическая и практическая актуальность данной проблемы послужили объективным основанием для проведения настоящего исследования. Цель исследования. Выявить взаимосвязь между показателями сенсомоторных, психических процессов и свойств личности с ведущими типами соревновательных действий у юных хоккеистов. Объект исследования. Тренировочный и соревновательный процесс хоккеистов 9-12 лет. Предмет исследования. Взаимосвязь между показателями игровых действий и психологическими характеристиками у юных хоккеистов 9-10 и 11-12 лет. Гипотеза. Предполагалось, что изучение взаимосвязи между показателями сенсомоторных, психических процессов и свойств личности с ведущими типами соревновательных действий у юных хоккеистов позволит оптимизировать тренировочный и соревновательный процесс хоккеистов 9-12 лет.
Стр.4
5 Задачи исследования 1. Изучить количественные и качественные показатели, характеризующие состав игровых действий в соревновательных условиях, у юных хоккеистов 9-12 лет. 2. Выявить взаимосвязь между психологическими показателями и игровыми действиями, влияющими на эффективность соревновательной деятельности юных хоккеистов 11-12 лет. Научная новизна. Конкретность научной новизны заключается в следующем: - выявленные показатели психомоторики, психических процессов и свойств личности способствуют формированию ранней профессиональной деятельности и обуславливают игровые действия двух различных направлений. У юных хоккеистов 9-10 лет формируется расширенная Я-концепция в приоритетных индивидуальных действиях с шайбой, а у юных хоккеистов 11-12 лет происходит сужение Я-концепции на основе приоритетности коллективных действий с шайбой. Это позволяет дифференцировать процесс обучения игровым действиям юных хоккеистов и качественно управлять его содержанием; - разный уровень корреляционной взаимосвязи между показателями игровых действий и психологическими характеристиками у юных хоккеистов 9-10 и 11-12 лет обеспечивает дифференцированную оценку усвояемости игровых технических приемов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке содержания программ для СШОР по хоккею с шайбой, в профессионально-педагогической работе детских тренеров по хоккею, в учебном процессе по дисциплине «Теория и методика хоккея» в средних и высших учебных заведениях по физической культуре и спорту, на курсах переподготовки и повышения квалификации тренеров по хоккею. Положения, выносимые на зашиту: 1. Состав игровых действий в соревновательных условиях у юных хоккеистов основан на разных доминирующих принципах:
Стр.5
6 - в младшем возрасте (9-10 лет) приоритетными являются индивидуальные действия с мячом (шайбой) и направленность личности «на себя»; - в подростковом возрасте (11-12 лет) основополагающими являются коллективные действия в игре и направленность личности на результат деятельности «вне себя». Это определяет необходимость их учета при организации тренировочного и соревновательного процесса с юными хоккеистами 9-12 лет. 2. Показатели творческих способностей юных хоккеистов по-разному взаимосвязаны с показателями успешности игровых действий и в определенной степени зависят от психологических особенностей юных спортсменов. Список публикаций по теме диссертации. По материалам магистерской диссертации опубликованы тезисы доклада, представленного на секционном заседании кафедры ТиМ футбола и хоккея СГАФКСТ. Ичетовкин Д.Л. «Взаимосвязь психических процессов и типов соревновательных действий у юных хоккеистов 9-12 лет»// Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Материалы межвузовской научной конференции «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)»/ под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова – Смоленск: СГАФКСТ, ОКР, Смоленский филиал Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, СОА.2018. – выпуск 18. Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 80 страницах компьютерной верстки, состоит из введения, трех глав, списка литературы (89 наименования) и приложений. Текст диссертации проиллюстрирован 4 таблицами и 2 рисунками.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически