Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 508624)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Комплексный контроль специальной физической подготовленности пловцов 13-14 с нарушением слуха (180,00 руб.)

0   0
Первый авторКозлов В. В.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент Е.Н. Бобкова
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц80
ID679812
АннотацияНа сегодняшний день научно – методическое обеспечение тренировочного процесса спортсменов с нарушением слуха остро нуждается в детальной доработке, в основе которых лежат общие принципы теории и методики физического воспитания и спорта. На основе анализа научно – методической литературы в работе был обобщен передовой опыт работы ведущих тренеров по обоснованию направленности и содержанию тренировочных нагрузок пловцов юношей 13-14 лет с нарушением слуха в годичном цикле. В проведенном исследовании экспериментально обоснованы информативные контрольные упражнения, позволяющие объективно оценить уровень специальной физической подготовленности юных пловцов с нарушением слуха с дальнейшей рекомендацией для широкого использования в учебно-тренировочном процессе многолетней подготовки. Также разработана и утверждена программа спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих «Плавание» ля МБУ СШОР им. В.Н. Тихонова г. Смоленска.
Козлов, В.В. Комплексный контроль специальной физической подготовленности пловцов 13-14 с нарушением слуха [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт» (профиль - "Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент Е.Н. Бобкова, В.В. Козлов .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 80 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679812

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Комплексный_контроль_специальной_физической_подготовленности_пловцов_13-14_с_нарушением_слуха.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет заочного обучения Заведующая кафедрой ________________Усачёва С. Ю. «___»_________________2019 г. КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ 13-14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Магистерская диссертация по направлению 49.04.03 «Спорт» (профиль - «Подготовка квалифицированных спортсменов в избранном виде спорта») Магистрант Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК директор МБУ СШОР №3 им. В.Н. Тихонова г.Смоленск, к.п.н. Смоленск 2019 ____________________ Козлов В.В. (подпись) ____________________ Бобкова Е.Н. (подпись) ___________________ (прописью) ___________________ Довженко В.И. (подпись)
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………. 3 Глава 1.СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА………………………………………… 10 10 1.1.Анализ методов физического контроля пловцов 13-14 лет с нарушением слуха……………………………………………….. 1.2.Современные проблемы при разработке контрольных нормативов в системе подготовки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха……………………………………….………. 17 1.3.Методики диагностики и педагогического контроля физической работоспособности спортсменов с нарушением слуха в спортивной практике…………………………….…….… 22 Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…….…..…. 24 2.2. Методы исследования……………………………………..……. 24 2.3. Организация исследования……………………………….……. 33 Глава 3. РЕЗУЛЬАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ… 35 3.1. Анализ построения годового цикла, распределение объемов и динамики основных тренировочных средств учебнотренировочного процесса у пловцов 13-14 лет с нарушением слуха (на примере двухциклового годичного планирования). 35 3.2. Динамика и темпы прироста специальной подготовленности пловцов 13-14 лет с нарушением слуха в течение двухгодичного цикла тренировки……………………….….….. 42 3.3. Взаимосвязь спортивного результата и показателей тестов, оценивающих специальную физическую подготовленность пловцов 13-14 лет с нарушением слуха………………….…… 51 Выводы………………………………………………………….…… 59 Практические рекомендации……………………………….………. 62 Литература…………………………………………………….…….. 65 Приложения…………………………………………………………. 76 2
Стр.2
Введение Значительный рост спортивных результатов в набирающем популярность сурдлимпийском движении, что подтверждают проводимые Сурдлиппийские игры, предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования системы управления подготовкой юных спортсменов пловцов с нарушением слуха. [3,26]. Эффективность повышения мастерства спортсменов-пловцов с нарушением слуха во многом определяется степенью управления тренировочным процессом. В настоящее время активно проводятся исследования по обоснованию тренировочных нагрузок спортсменов сурдлимпийского движения по различным видам спорта [40, 42]. Решающим фактором достижения высоких результатов в плавании является техническое совершенство спортсмена, в основе которого – высокий уровень специальной скоростно-силовой подготовки и реактивная способность их двигательного аппарата, совершенствование которых является ключевыми разделами тренировки [21,22,72]. Важное место в этой системе отводится педагогическому контролю учебно-тренировочного процесса. Основой определения спортивной пригодности, разработки программ подготовки и педагогического контроля за реализацией потенциальных резервов организма служат модельные и нормативные характеристики, которые позволяют вести более строгий количественный и качественный учет показателей спортивной подготовленности, при этом разработка нормативов для спортсменов с нарушением слуха почти отсутствует [54,55,56,57]. Анализ научно-методической литературы и изучение передового спортивного опыта сурдлимпийского движения позволили выявить недостаточную разработанность разделов, связанных с разработкой программы тестирования специальной физической подготовленности 3
Стр.3
пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Установление взаимосвязей различных сторон физической подготовленности с результатами соревновательной деятельности поможет оптимизировать учебнотренировочный процесс в спорте глухих [14]. На сегодняшний день научно-методическое обеспечение тренировочного процесса спортсменов с нарушением слуха остро нуждается в детальной доработке, в основе которых лежат общие принципы теории и методики физического воспитания и спорта. Недостаточное освещение в литературе обоснованных методик тренировки, которые бы учитывали развитие двигательных способностей, их динамику и контроль на различных этапах подготовки спортсменов с нарушением слуха, в значительной степени снижает эффективность тренировочного процесса и препятствует росту спортивного мастерства в сурдлимпийском плавании. [7,36,43]. Результаты исследований А.С. Антохина[4], Н.Г.Байкиной [7] показали, что у школьников с нарушением слуха наблюдается дисгармония в физическом развитии, которая проявляется в более низком, по сравнению с нормально слышащими сверстниками, уровне развития их физических качеств. У спортсменов с дефектами слуха уменьшена мышечная рецепция, что ведёт к замедлению развития скоростно-силовых способностей, точности движений. Остается неразработанным раздел по определению этапных нормативных показателей развития физических качеств, ориентированных на достижение определенного результата на основной дистанции в многолетней подготовке спортсменов с нарушением слуха. При подготовке квалифицированных спортсменов-пловцов глухих и слабослышащих следует ориентироваться на использование средств, обеспечивающих адекватность тренировочных воздействий по характеру деятельности функциональных систем, определяющих результативность в данном виде спорта [4,39,74]. 4
Стр.4
Целью исследования являлась дальнейшая оптимизация методов этапного педагогического контроля в подготовке пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Объект исследования - учебно-тренировочный процесс пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Предмет исследования - процесс управления подготовкой пловцов 1314 лет с нарушением слуха на различных этапах подготовки в годичном цикле. Гипотеза исследования предполагалось, что методика подготовки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха будет эффективной и педагогически целесообразной, если она будет строиться на основе: 1. Знаний особенностей возрастного совершенствования спортивного мастерства пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. 2. Применения рационального объема нагрузок, достоверных знаний о возрастных изменениях структурных компонентов специальной физической подготовленности в годичном цикле подготовки пловцов 1314 лет с нарушением слуха. 3. Использования надежных и информативных контрольных упражнений для оценки различных сторон специальной физической подготовленности пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Задачи исследования: 1. Проанализировать особенности построения годового цикла, распределения объемов и динамики основных тренировочных средств учебно-тренировочного процесса у пловцов 13-14 лет с нарушением слуха (на примере двух циклового годичного планирования). 2. Изучить динамику и темпы прироста специальной подготовленности и соревновательной деятельности пловцов 13-14 лет с нарушением слуха в течение двухгодичного цикла тренировки. 3. Определить взаимосвязь спортивного результата и показателей тестов, 5
Стр.5
оценивающих специальную физическую подготовленность пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Научная новизна исследования:  проведен объективный анализ научно-методической литературы, обобщен передовой опыт работы ведущих тренеров и личный опыт тренерской работы автора по обоснованию направленности и содержанию тренировочных нагрузок пловцов юношей 13-14 лет с нарушением слуха в годичном цикле, позволившие сформулировать основные положения научного исследования, сконцентрировать внимание на решении основных задач, определить адекватные методы их решения, организовать и провести педагогический эксперимент в двухгодичном цикле тренировки юных спортсменов;  экспериментально обоснованы в педагогическом исследовании информативные контрольные упражнения, позволяющие объективно оценить уровень специальной физической подготовленности пловцов 1314 лет с нарушением слуха с дальнейшей рекомендацией для широкого использования в учебно-тренировочном процессе многолетней подготовки пловцов;  разработана и утверждена программа спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих «плавание» для МБУ СШОР имени В.Н. Тихонова г.Смоленска. Теоретическая значимость. Результаты экспериментальных исследований дополняют теорию и методику тренировки пловцов с нарушением слуха конкретными положениями о содержании, направленности и объемах тренировочных нагрузок, их оптимальных соотношениях по периодам и этапам подготовки спортсменов в годичном цикле. Практическая значимость результатов. Разработаны и обоснованы контрольные упражнения, характеризующие особенности развития 6
Стр.6
специальной физической подготовленности, обеспечивающие эффективность подготовки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха, и могут успешно применяться на различных этапах многолетней тренировки юных спортсменов. Положения, выносимые на защиту 1. Планирование годичного цикла тренировки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха должно строиться в соответствии с требованиями «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спорт глухих»; с учетом индивидуальных особенностей и специальной физической подготовленности, что в совокупности обеспечивает повышение уровня спортивного мастерства и положительную динамику роста спортивных результатов. 2. Полученные расчетные показатели специальной физической подготовленности тренировки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха отвечают требованиям «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спорт глухих», в соответствии с возрастающими квалификационными особенностями их развития и целевой направленностью подготовки юных спортсменов к высшему спортивному мастерству. 3. Корреляционный анализ выявил зависимость спортивных результатов от показателей специальной физической подготовленности, что позволяет корректировать состояние и подготовленность пловцов 13-14 лет с нарушением слуха на различных этапах годичного цикла для достижения высоких спортивных результатов. По результатам исследования определены информативные показатели, оценивающие специальную подготовленность пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к 7
Стр.7
исследованию проблемы, доказательности выдвинутой гипотезы; использованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам; репрезентативностью выборки испытуемых, а также длительностью экспериментальной проверки эффективности разработанной программы тренировки пловцов 13-14 лет с нарушением слуха. Список публикаций по теме работы 1. Козлов В.В. Использование современных технических средств для ускоренного обучения спортивным способам плавания в группах начальной подготовки/В.В. Козлов//Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность): матер. межвузов. конф. Смоленск, 2017- С. 139-141. 2. Козлов В.В. Основные принципы работы с глухими и слабослышащими спортсменами-пловцами в условиях инклюзии/ В.В.Козлов, Е.В. Козлова //Особые дети, особая педагогика: проблемы развития, воспитания, социализации в контексте вызовов современного образования: сб. матер. 4-й международ. научно-практ. конф. - Смоленск, 2017- С. 67-69. 3. Козлов В.В. Управление тренировочным процессом пловцов 13-14 лет с нарушением слуха на основе тестирования физической подготовленности / В.В.Козлов, Е.Н.Бобкова, Л.В. Виноградова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. – 2018.-№1.- С. 23-25. 4. Козлов В.В. Спортивный отбор юных пловцов на этапе предварительной подготовки с использованием критериев оценки чувства воды/ В.В.Козлов, А.Б. Куделин // Сб. матер. 68-ой науч. практич. конф. проф.препод. состава СГАФКСТ по итогам НИРС за 2017 г. .-Смоленск, 2018. – С. 186-188. 5. Программа спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих «плавание» (разработана на основе «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих», утвержденного приказом 8
Стр.8
Минспорта России от 03.02.2014 №70) МБУ СШОР имени В.Н. Тихонова Смоленск –2019.- 40с. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Материалы исследования изложены на 64 страницах компьютерного текста, содержат 6 таблиц, 9 рисунков, 2 приложения. В работе использовано 77 источника научной и специальной литературы, из них 3-х иностранных авторов. Результаты научных исследований внедрены в практику тренировочного процесса у пловцов 13-14 лет с нарушением слуха и подтверждаются актом внедрения в МБУ СШОР имени В.Н. Тихонова г.Смоленска. 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически