Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520089)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Повышение физической подготовки юных фигуристов с использованием биологической обратной связи (180,00 руб.)

0   0
Первый авторКынина П. Ю.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент В.Н. Чернова
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц73
ID679673
АннотацияНа данный момент в фигурном катании требуется способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в связи с периодически обновляемой произвольной программой состязаний, а соответственно и высокий уровень развития вестибулярного аппарата и двигательно-координационных способностей. Представленная в работе методика, направленная на развитие физической подготовки с использованием биологической обратно связи, может использоваться в учебно-тренировочном процессе юных фигуристов, на этапе начальной подготовки. Полученные данные могут служить ориентирами для контроля становления спортивной формы спортсменов и эффективности применяемых средств повышения двигательно-координационных способностей.
Кынина, П.Ю. Повышение физической подготовки юных фигуристов с использованием биологической обратной связи [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт» (профиль -Подготовка квалифицированных спортсменов") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент В.Н. Чернова, П.Ю. Кынина .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 73 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679673

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Повышение_физической_подготовки_юных_фигуристов_с_использованием_биологической_обратной_связи.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет Заочного обучения Кафедра анатомии и биомеханики Заведующий кафедрой ________________ Чернова В. Н. «____» ____________ 2019 г. ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Магистерская диссертация по направлению 49.04.03 «Спорт» (профиль « Подготовка квалифицированных спортсменов») Студент-исполнитель Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК Директор МБУДО СДЮСШОР №3 г. Смоленска, к.п.н. ______________ Кынина П. Ю. ______________ ______________ Чернова В. Н. _____________ Смоленск 2019 Довженко В.И.
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 1.1 Компьютерная стабилография инновационный информативный метод тренировки двигательно-координационных способностей спортсменов 1.2 Теоретические и методические основы развития способности к равновесию и вестибулярной устойчивости у детей 1.3 Особенности физической подготовки фигуриста Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1.Методы исследования 2.2.Организация исследования Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Основные положения методики развития двигательнокоординационных способностей детей 6-7 лет с помощью биологической обратной связи 3.2 Динамика результатов стабилографических показателей юных фигуристов в годичном цикле тренировки на начальном этапе подготовки 3.3 Динамика результатов контрольно-педагогических испытаний юных фигуристов в годичном цикле тренировки на начальном этапе подготовки ВЫВОДЫ Практические рекомендации Литература Приложение 3 9 9 19 24 28 28 31 33 33 36 45 56 58 60 68
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Фигурное катание на коньках является сложнокоординационным видом спорта. Это связанно с тем, что фигурист катается на коньках, лезвия которых имеют очень маленькую площадь соприкосновения со льдом, а сам лед очень жесткий и скользкий. Фигурист должен выполнять много различных сложных элементов на льду, включая многооборотные прыжки, которые могут часто сопровождаться ошибками при приземлении и падениями [1]. Успехи в развитии спорта во многом обусловлены результатами научных исследований. В связи с этим от спортсмена требуется высокий уровень развития точности, быстроты, устойчивости и разносторонней координации движений во времени и пространстве [2, 4, 7, 12]. Произошедшие за последние годы большие изменения в фигурном катании на коньках, выросший уровень технического мастерства фигуристов, требуют разработки и научного обоснования новых, более совершенных методик, применяемых в практике спортивной тренировки фигуристов [15, 46, 64]. Одной из характерных черт современного фигурного катания является прогрессирующее усложнение соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении элементов и соединений вращательного характера, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Поэтому одной из специфических особенностей фигурного катания является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости [45,65]. Координационные способности человека необходимо начинать развивать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем старше дети, тем продолжительнее процесс обучения их координационным способностям [11, 37, 39, 40, 41]. В современном фигурном катании на коньках возраст первых больших успехов —13-16 лет, т.е. более ранний, чем в большинстве видов спорта, а достичь
Стр.3
4 высоких результатов можно только после 9-10 лет напряженных занятий. Поэтому, в связи с усложнениями спортивной техники, сокращением сроков обучения уже к юным фигуристам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей и вестибулярной устойчивости [65]. Известно, что именно этап предварительной подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования [43,44, 62, 69,70] . В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений и т.д. [63, 64, 72, 73]. Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Ребенок который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, при внезапно меняющимся условии не может качественно продемонстрировать ее [9,16, 24, 31, 38]. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей. Ведущую роль при физической трактовке координационных
Стр.4
5 способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения [17, 18, 26, 28, 36, 41, 42]. В фигурном катании требуется способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в связи с периодически обновляемой произвольной программой состязаний, а соответственно и высокий уровень развития вестибулярного аппарата и двигательно-координационных способностей. В связи с этим изучение развития вестибулярной устойчивости, равновесия и двигательно-координационных способностей, актуально. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика, направленная на развитие физической подготовки с использованием биологической обратной связи может использоваться в учебно-тренировочном процессе юных фигуристов, на этапе начальной подготовки. Полученные данные могут служить ориентирами для контроля становления спортивной формы спортсменов и эффективности применяемых средств повышения двигательнокоординационных способностей. Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных фигуристов. Предмет исследования - педагогические условия реализации методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи юных спортсменов, педагогические, двигательно-координационные и стабилографические показатели детей, занимающихся фигурным катанием. Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методику, использованием биологической обратной связи физической подготовки с направленной на развитие двигательно-координационных способностей юных фигуристов. Задачи исследования. 1. Изучить показатели, характеризующие вестибулярную устойчивость, пастуральную систему, уровень развития двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием.
Стр.5
6 2. Разработать методику развития физической подготовки юных фигуристов с использованием биологической обратной связи в годичном цикле тренировки на начальном этапе обучения. 3.Определить эффективность разработанной методики по динамике результатов стабилографических исследований и контрольно-педагогических испытаний, характеризующих развитие двигательно-координационных и скоростносиловых способностей детей, занимающихся фигурным катанием. Гипотеза исследования. Предполагалось, что внедрение в практику разработанной методики, направленной на развитие двигательно-координационных способностей с использованием биологической обратной связи в годичном цикле тренировки позволит повысить не только двигательно-координационные, но и скоростносиловые способности юных фигуристов. Научная новизна работы заключается в том, что на основании проведенных экспериментальных исследований, были получены результаты, имеющие элементы новизны для современной теории и практики спорта: - представлены содержание и структура тренировочного процесса, направленного на развитие физической подготовки с использованием биологической обратной связи, ориентированные на повышение двигательнокоординационных способностей; - вестибулярную устойчивость, пастуральную систему, осуществлено сопоставление показателей, характеризующих физическую подготовленность юных фигуристов, позволяющих достоверно определить эффективность методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи спортсменов в годичном цикле тренировки. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке научно обоснованной методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи спортсменов, занимающихся фигурным катанием и информативных методов педагогического контроля.
Стр.6
7 Результаты исследования дополняют теорию и методику спорта представлением о динамике стабилографических характеристик и показателей двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей в годичном цикле тренировки на начальном этапе обучения. При конкретизации выбора методологии исследования был использован принцип научности, сознательности и системности, которые позволили более полно и глубоко изучить наиболее эффективные средства и методы тренировки юных фигуристов. Систематизировать обширные данные о методике подготовки юных спортсменов в данном виде спорта, что позволило разработать ряд конкретных практических рекомендаций по этой проблеме. Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке научно обоснованной методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи для юных фигуристов на начальном этапе подготовки, которая позволяет совершенствовать их физическую подготовленность. Представленные в работе выводы, практические рекомендации позволяют оптимизировать учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся фигурным катанием, улучшить его планирование и организацию в годичном цикле тренировки. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Объективной основой для разработки и реализации методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи в годичном цикле тренировки в фигурном катании являются данные стабилографических исследований. 2. Реализация разработанной методики физической подготовки с использованием биологической обратной связи позволяет более эффективно, по сравнению с традиционными подходами, повысить уровень двигательнокоординационных и скоростно-силовых способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки.
Стр.7
8 Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована научная статья: Кынина П. Ю. Динамика скоростно-силовых способностей фигуристов группы начальной подготовки в годичном цикле тренировки/ П. Ю. Кынина Дети.Спорт.Здоровье.(вып.14):Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии, посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р. Н. Дорохова.-Смоленск,:СГАФКСТ, 2018.- С.32-39. Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Диссертация изложена на 73 листах компьютерной верстки, содержит 9 рисунков и 7 таблиц. Список литературы насчитывает 80 источников из них 6 источников зарубежных авторов.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически