Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 517651)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Программно-методическое обоснование учебно-тренировочного процесса детей 12-15 лет, занимающихся всестилевым каратэ, на этапе спортивной специализации (180,00 руб.)

0   0
Первый авторВишняков С. А.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент Н.Л. Язынина
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц84
ID679652
АннотацияВ учебно-тренировочном процессе по стилевому каратэ с детьми 12-15 лет существует проблема в оптимизации общей физической и специальной физической подготовленности, направленной на развитие двигательных способностей. Приведенное в работе исследование по данному вопросу дает положительные результаты, если при подготовке юных каратистов применять адекватные данному возрасту средства и методы единоборств и строя учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы он в наибольшей степени отражал требования и специфику данного вида спорта. Обоснованная программа спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для подростков принципиально изменяет практический подход к проведению занятий, позволяет эффективно и дифференцированно использовать технологию инновационного тренировочного процесса.
Вишняков, С.А. Программно-методическое обоснование учебно-тренировочного процесса детей 12-15 лет, занимающихся всестилевым каратэ, на этапе спортивной специализации [Электронный ресурс] : магистерская диссертация 49.04.01 "Физическая культура" (профиль - "Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта") / науч. рук. канд. пед. наук, доцент Н.Л. Язынина, С.А. Вишняков .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 84 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679652

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Программно-методическое_обоснование_учебно-тренировочного_процесса_детей_12-15_лет,_занимающихся_всестилевым_каратэ,_на_этапе_спортивной_специализации.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Кафедра теории и методики физической культуры и спорта Заведующая кафедрой ____________________ Грец И.А. «____»______________2019 г. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВСЕСТИЛЕВЫМ КАРАТЭ, НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Магистерская диссертация 49.04.01 «Физическая культура» (профиль – «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта» Магистрантисполнитель Научный руководитель, к.п.н., доцент Оценка за работу ____________________ Вишняков С.А. ____________________ Язынина Н.Л. ____________________ Председатель ГЭК директор СДЮСШОР №3 г. Смоленска, к.п.н. ____________________ Смоленск 2019 Довженко В.И.
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВО ВСЕСТИЛЕВОМ КАРАТЭ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ……………………………... 10 1.1 Научно-методические проблемы организации тренировочного процесса во всестилевом каратэ на этапе спортивной специализации………………………………………………………………… 10 1.2 Организация и содержание учебно-тренировочного процесса юных каратистов на современном этапе…..………………………………… 22 Заключение………………………………………………………………. 28 Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………. 30 2.1 Методы исследования………………………………………………. 30 2.2 Организация исследования…………………………………………. 36 Глава 3. РАЗРАБОТКА, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ВСЕСТИЛЕВОЕ КАРАТЭ………………………………… 38 3.1 Исследование уровня общей и специальной физической подготовленности детей 12-15 лет, занимающихся всестилевым каратэ…………………………………………………………………….. 3.2 Построение программы спортивной подготовки по виду спорта 38 всестилевое каратэ…………………………………………………………. 45 3.3 Экспериментальное обоснование эффективности программы спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ на этапе спортивной специализации ………………………………………………….. 51 3.4 Обсуждение результатов исследования……………………………. 58 Выводы………………………………………………………………………… 60 Практические рекомендации………………………………………………… 62 Литература……….…………………………………………………………… 69 Приложение…………………………………………………………………… 78
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Несмотря на то, что в России каратэ, как вид спорта, был официально признан всего десять лет назад, он успешно прошёл в своём развитии путь до одного из самых массовых видов в стране, популярность которого среди детей и молодёжи в настоящее время особенно значима и по имеющимся данным интерес к этому виду не снижается. В то же время, изучение специальной литературы по этому вопросу не позволило нам обнаружить целостных научно-методических разработок по ведению занятий в этом виде спорта с детьми среднего школьного возраста. В имеющихся пособиях по обучению и совершенствованию приёмов и техники каратэ, содержанию и методике построения учебно-тренировочного процесса, в основном, рассматриваются вопросы организации и проведения занятий со взрослыми [8,37,40,41] что вряд ли, на наш взгляд, возможно механически переносить на учебно-тренировочную работу с детьми и подростками и что вызывает оправданную озабоченность у ряда специалистов как по каратэ, так и по детскому и юношескому спорту [1,13,15,34]. Острота исследуемой проблемы усиливается и тем, что несмотря на сложные условия финансирования и, следовательно, ухудшающиеся возможности для организации систематических занятий с детьми, развитие детского и юношеского спорта в России остаётся делом весьма важным с социальной точки зрения. В этом плане повышение эффективности учебнотренировочных занятий по спорту с детьми и подростками, вообще, и в том числе по каратэ со школьниками, призвано выполнять значимую общественную функцию по воспитанию подрастающего поколения, подготовке спортивного резерва как для каратэ, так и других, близких по структуре и содержанию видов спорта. С другой стороны, известно, что основное направление всей внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников среднего возраста должно быть обращено к укреплению их здоровья,
Стр.3
4 повышению двигательной подготовленности, формированию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, что не возможно достичь без достаточного научного обоснования таких занятий [1,20,25,26]. К сожалению, данная проблема ещё далека от своего полного разрешения. В структуре многолетних этапов подготовки, спортсменов-единоборцев одним из ключевых является этап спортивной специализации, приходящийся на возрастной период с 12 до 15 лет. Следует отметить, что невысокая степень научной разработанности сторон подготовки детей 12-15 лет, занимающихся всестилевым каратэ, в частности, физической и технико-тактической на этапе спортивной специализации являются факторами усредненного и приблизительного планирования. Усреднение планирования учебно-тренировочного процесса ведет к переносу компонентов нагрузки из сферы подготовки квалифицированных спортсменов, что не приводит к повышению уровня спортивного мастерства юных спортсменов, но и пагубно влияет на здоровье занимающихся [7, 15, 23, 36]. Анализ научной и методической литературы освещающих вопросы подготовки каратистов позволил констатировать наличие следующих противоречий в тренировочном процессе по всестилевому каратэ [4, 15, 22, 70, 86]: 1) недостаточностью научного обоснования этапа спортивной специализации; 2) совершенствованием методики подготовки квалифицированных спортсменов и невысоким уровнем научной разработанности содержания учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие двигательных способностей каратистов 12-15 лет. многолетним процессом подготовки спортсменов-каратистов и
Стр.4
5 Выявленные противоречия свидетельствуют, что в учебнотренировочном процессе по всестилевому каратэ с детьми 12-15 лет, существует проблема в оптимизации общей физической и специальной физической подготовленности, направленной на развитие двигательных способностей. Данные положения и предопределили постановку цели работы – разработать и экспериментально обосновать эффективную по направлению, содержанию и методам программу построения учебно-тренировочного процесса юных каратистов. Результаты исследования значительно расширяют представления и возможности применения элементов единоборств в целях повышения общей и специальной физической подготовленности детей 12-15 лет и могут быть использованы при разработке программных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать программу спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для юношей 12-15 лет на этапе спортивной специализации. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс каратистов 12-15 лет на этапе спортивной специализации. Предмет исследования: научно-методические основы построения учебно-тренировочного процесса каратистов 12-15 лет на этапе спортивной специализации. Гипотеза исследования: предполагалось, что общую и специальную физическую подготовленность детей 12-15 лет, занимающихся каратэ на этапе спортивной специализации, можно значительно улучшить, применяя адекватные данному возрасту средства и методы единоборств и строя учебнотренировочный процесс таким образом, чтобы он в наибольшей степени отражал требования и специфику данного вида спорта. Что позволит сделать учебно-тренировочный процесс эффективным и управляемым, если:  целенаправленно выполнять разработанные тренировочные
Стр.5
6 задания в структуре учебных занятий;  определять уровень общей и специальной подготовленности юных каратистов и на основе полученных показателей вносить корректировки в учебно-тренировочный процесс. Задачи исследования: 1. Выявить уровень общей и специальной физической подготовленности детей 12-15 лет, занимающихся всестилевым каратэ. 2. Разработать программу спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для юношей 12-15 лет, занимающихся на этапе спортивной специализации. 3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной программы по всестилевому каратэ для детей 12-15 лет. Научно-методологическую основу исследования составили:  теоретические положения ведущих специалистов в области теории и методики физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, 2001; Л.П. Матвеев, 2007; Ю.Ф. Курамшин, 2011);  теоретические и практические положения ведущих специалистов в области теории и методики каратэ (Ю.Е. Маряшин, 2004, 2008, 2011, С.В. Степанов, 2004). Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана, экспериментально обоснована и внедрена инновационная программа спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для юношей 12-15 лет занимающихся на этапе спортивной специализации, основанная на применении целенаправленных средств элементов единоборств (бокс, греко-римская борьба) и увеличении объема специальной физической подготовки, в условиях спортивной школы позволяющая: - повысить уровень физической подготовленности детей среднего школьного возраста; - улучшить показатели физической и двигательной подготовленности мальчиков 12-15 лет;
Стр.6
7 - овладеть знаниями, элементарными умениями и навыками для организации самостоятельных занятий, направленных на формирование двигательных действий и развитие двигательных способностей. Теоретическая значимость исследования: - сформированы и углублены знания о процессах, происходящих в организме в период адаптации к специфическим двигательным действиям, что позволяет с научной точки зрения объяснить характер приспособительных возможностей основных систем организма единоборца с учетом возраста и пола; - изучены и определены условия учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта (всестилевое каратэ) с детьми 12-15 лет на этапе спортивной специализации. Практическая значимость настоящих исследований состоит в обосновании программы спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для детей 12-15 лет на этапе спортивной специализации, основанной на включении элементов единоборств (бокс, греко-римская борьба) и увеличении объема специальной физической подготовки, принципиально изменяет практический подход к проведению занятий, позволяет эффективно и дифференцированно использовать технологию инновационного тренировочного процесса. Полученные результаты исследования могут быть рекомендованы для работы тренеров по всестилевому каратэ на этапе спортивной специализации в детских юношеских спортивных школах и спортивных школах. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Инновационная программа спортивной подготовки по виду спорта всестилевое каратэ для юношей 12-15 лет занимающихся на этапе спортивной специализации, основанная на применении целенаправленных средств элементов единоборств (бокс, греко-римская борьба) и увеличении объема специальной физической подготовки, предполагает шестиразовые занятия в неделю по избранному виду спорта (всестилевое каратэ); включение в
Стр.7
8 вариативную часть программы индивидуальной работы по заданию в домашних условиях; наличие методических и организационных подходов к учебно-тренировочному процессу, предполагающих комплексный характер воздействия применяемых средств, учет возраста и пола, индивидуальные задания и их оптимальное распределение в течение года. 2. Программа по организации и проведению тренировочных занятий с детьми 12-15 лет на этапе спортивной специализации, содержащая методические и организационные подходы, позволяет спланировать и более эффективно реализовать учебно-тренировочный процесс юных каратистов. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на Международной научной конференции «Trends of modern science» с темой доклада «Структура и содержание предпрофессиональной программы по спортивному единоборству «Восточное боевое единоборство», для детей начальной группы подготовки» (г. Шеффилд, Великобритания, 2016; на 66-й научно-практической конференции студентов СГАФКСТ по итогам НИРС за 2016 г., г. Смоленск, СГАФКСТ (27-28 апреля 2017 год). По результатам исследования опубликовано 1. Вишняков С.А. Структура и содержание предпрофессиональной программы по спортивному единоборству «Восточное боевое единоборство» для детей начальной группы подготовки» / Н.Л. Язынина, С.А. Вишняков // Materials of the XII International scientific and practical conference, Cutting-edge science – UK, Sheffild. - 2016. - S.10-16. 2. Вишняков С.А. Особенности технической подготовки каратистов / Н.Л. Язынина, С.А. Вишняков // Проблемы спортивной техники: юбилейный сборник научных трудов, посвященный 85-летию профессора В.В. Ермакова / Под общей редакцией проф. В.В. Ермакова. – Смоленск, 2017. – С. 76-81. 3. Вишняков, С.А. Функциональная гимнастика при деформации позвоночника детей 8-10 лет занимающихся каратэ / Н.Л. Язынина, С.А Вишняков, Р.А. Сохиев // Дети, спорт, здоровье (Выпуск 12):
Стр.8
9 Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии /Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора Р.Н. Дорохова / - Смоленск: СГАФКСТ, 2016. –С.63-68. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс Смоленской региональной детско-юношеской общественной организации «Клуб спортивно-прикладных единоборств «Спарта», Смоленской региональной детской общественной организации «Клуб спортивноприкладных единоборств «Самурай» и МБУ «СШ по видам единоборств г. Вышний Волочек», что подтверждается актами внедрения. Структура и объем диссертации. Диссертация общим объемом 84 страницы компьютерной верстки, состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, выводов, списка литературы и приложений; иллюстрируется 7 таблицами и 9 рисунками. Список анализируемой литературы содержит 86 публикаций отечественных авторов.
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически