Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 505530)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Методика физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе применения средств рукопашного боя в процессе внеурочных занятий (180,00 руб.)

0   0
Первый авторФедюк К. Л.
Авторынауч. рук. канд. пед. наук, доцент А.Б. Самойлов
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц97
ID679651
АннотацияНегативные тенденции, связанные с напряженной учебной деятельностью и ухудшением здоровья студентов требуют внедрения действующих и целенаправленных мер, направленных на поиск решений, выявленных противоречий. Одним из решений, возникающей проблемной ситуации, т.е. снятия накопившегося напряжения после учебной нагрузки на студенческую молодежь и повышения ее физической подготовленности, видится и во внеучебной двигательной активности в применением популярных спортивных единоборств, т.е. рукопашного боя. Представленная в работе теоретически обоснованная и практически оцененная методика, направленна на повышение физической подготовленности студентов 18-19 лет на основе рукопашного боя. Разработанные и внедренные в практику средства и методы, способны целенаправленно осуществлять тренировочный процесс на более качественном уровне и добиваться существенных результатов.
Федюк, К.Л. Методика физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе применения средств рукопашного боя в процессе внеурочных занятий [Электронный ресурс] : магистерская диссертация по направлению 49.04.01 «Физическая культура» / науч. рук. канд. пед. наук, доцент А.Б. Самойлов, К.Л. Федюк .— Смоленск : СГАФКСТ, 2019 .— 97 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/679651

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_физической_подготовки_студентов_18-19_лет_СГСА_на_основе_применения_средств_рукопашного_боя_в_процессе_внеурочных_занятий.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет заочного обучения Кафедра теории и методики физической культуры и спорта Заведующая кафедрой __________Грец И.А. «__»_________2018 г. МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ 18-19 ЛЕТ СГСА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Магистерская диссертация по направлению 49.04.01 «Физическая культура» Магистрант Научный руководитель к.п.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК д.п.н., профессор Смоленск 2019 ____________________ Федюк К.Л. Самойлов А.Б.
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТУДЕНТОВ СГСА. . . . . . . 10 1.1. Взаимосвязь физической культуры и спорта с будущей профессиональной деятельностью студентов СГСА . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2. Сущность и направленность проведения практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в учебном процессе сельскохозяйственного вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3. Характеристика разделов учебно-практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении сельскохозяйственного профиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . 23 2.1. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.2. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Глава 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СГСА 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ. . . . . . . . . . . . 34 3.1. Общие основы организации внеучебных тренировочных занятий на основе средств рукопашного боя со студентов СГСА 18-19 лет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 3.2. Структура и содержание методики физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе применения средств рукопашного боя в процессе внеучебных тренировочных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Стр.2
3 3.3. Нормирование физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях со студентами 18-19 лет СГСА с применением средств рукопашного боя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РУКОПАШНОГО БОЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 18-19 ЛЕТ СГСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 4.1. Характеристика показателей общей и специальной физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . 61 4.2. Изменение показателей общей и специальной физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА контрольной и экспериментальной группы за время проведения эксперимента. . . . . . . . 65 4.3. Темпы прироста общей и специальной физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА контрольной и экспериментальной группы за время проведения эксперимента . . . . . . . 75 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.3
4 Введение Актуальность исследования. Одним из важнейших обстоятельств в обеспечении высокого качества профессиональной подготовки в вузе является активная учебная и познавательная деятельность студентов [26, 30]. В то же время в работах М.А. Виленского, А.Г. Горшкова [14], Н.А. Зиновьева, Е.А. Бавыкина [14], С.В. Михайлова [42] говорится о том, что складывается тревожная тенденция в состоянии физической подготовленности студентов в возрасте 18-19 лет. Так, по данным проведенных исследований в настоящее время лишь каждая четвертый студент в возрасте 18-19 лет считается условно здоровым. По результатам мониторинга основных заболеваний дисгармоничное физическое развитие составляет 25 %, хронические заболевания – 35 % [39]. Кроме того, студенческая молодежь испытывает негативное воздействие комплекса различных факторов, связанных, прежде всего [3, 14, 21, 22, 23]: с изменением окружающей экологической среды; возрастанием психических нагрузок; информационной перегрузки; нерациональным планированием внеучебного времени и т.д. Перечисленные факторы отрицательно влияют на студенческую молодежь, особенно 1-го и 2-го курса, приводят к стрессовому состоянию, а также к различным заболеваниям, влияющим на молодой организм, что может привести к нарушению здоровья. Степень научной разработанности проблемы исследования. В работах по теории и методике спортивных единоборств освещены вопросы физической подготовки спортсменов и студенческой молодежи [2, 6, 11, 43]. В то же время, в системе физического воспитания студентов системное использование спортивных единоборств и, в частности, рукопашного боя как действенного средства физической подготовки недостаточно присутствует. В ходе анализа и обобщения научно-методической литературы выявлены следующие противоречия, возникающие между:
Стр.4
5  ухудшением состояния здоровья студенческой молодёжи и невысоким включением их в занятия физическими упражнениями, и социальным заказом государства на здоровое, физически подготовленное и активное поколение;  потребностью существующей практики физического воспитания студенческой молодежи и невысокой разработанностью вопросов построения внеучебных занятий физическими упражнениями включая их направленность, содержание, особенностей организации, методического сопровождения и оценки эффективности этих занятий;  необходимостью повышения физической подготовленности студенческой молодежи и недостаточностью новых подходов в организации физкультурно-спортивных занятий на основе различных видов спорта, таких как спортивные единоборства. Следовательно, негативные тенденции, связанные с напряженной учебной деятельностью и ухудшением здоровья студентов требуют внедрения действующих и целенаправленных мер, направленных на поиск решений, выявленных противоречий. Одним из решений, возникающей проблемной ситуации, т. е. снятия накопившихся напряжений после учебной нагрузки на студенческую молодежь и повышения ее физической подготовленности, видится в проведении не только учебных занятий по «Физической культуре», но и во внеучебной двигательной активности с применением популярных среди студентов спортивных единоборств, т. е. рукопашного боя. Занятия рукопашным боем – великолепная база для решения задач по развитию не только двигательных способностей студенческой молодежи, но и в удовлетворении общения со сверстниками, повышения социальной адаптации, укрепления эмоционально-волевой сферы занимающихся. Кроме того, у студентов совершенствуется ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями, происходит дальнейшее развитие физического потенциала [24, 29, 31, 40, 41].
Стр.5
6 Таким образом, выявленные противоречия и создавшаяся проблемная ситуация дают возможность сформулировать направление исследования, заключающегося в повышении эффективности физического подготовки студентов 18-19 лет Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (СГСА) на основе применения средств рукопашного боя во внеучебное время, что обусловливает практическую и научную актуальность исследования. Объект исследования: процесс физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на внеучебных занятий с применением средств рукопашного боя. Предмет исследования: методика физической подготовки на основе применения средств рукопашного боя на внеучебных занятиях со студентами 18-19 лет СГСА. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально оценить эффективность методики физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе применения средств рукопашного боя в процессе внеучебных занятий. Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на внеучебных занятиях с применением средств рукопашного боя будет более целенаправленным и эффективным, если выполняются следующие условия:  направленность и содержание учебно-тренировочного процесса учитывает естественный рост и развитие организма;  внедрение в учебно-тренировочный процесс разработанной методики, направленной на повышение физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА на внеучебных занятиях с применением средств рукопашного боя, позволит оказать позитивное влияние на развитие их физических качеств. Методологическая основа исследования:  современные научные положения методологии проведения научных
Стр.6
7 исследований [25, 33, 38, 57, 71, 73];  концептуальные положения спортивной тренировки [16, 61, 66, 67];  системный и личностно-ориентированный подход, а также научные представления о ведущей роли деятельности в развитии личности [4, 60, 72];  соответствие состава и интенсивности педагогических воздействий индивидуальным особенностям занимающихся на внеучебных занятиях с применением средств рукопашного боя [2, 5, 6, 9, 11, 18, 69]. Теоретическую базу исследования составляют:  современные представления о содержании и структуре, средствах и методах физического воспитания и спортивной тренировки [8, 10, 15, 19, 28, 49, 56];  теория и методика рукопашного боя [1, 12, 13, 62, 68]. Научная новизна исследования:  теоретически обоснована и практически оценена методика, направленная на повышение физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА на основе средств рукопашного боя в процессе внеучебных тренировочных занятий;  установлено влияние разработанной методики физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА на основе средств рукопашного боя на изменение показателей физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА. Теоретическая значимость исследования:  результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания студенческой молодежи новыми данными о целесообразности внеучебных занятий;  расширяют диапазон знаний об эффективности механизмов повышения физической подготовленности студенческой молодежи 18-19 лет СГСА на внеучебных занятиях с применением средств рукопашного боя. Практическая значимость исследования:
Стр.7
8  организация и содержание методики физической подготовки со студентами 18-19 лет СГСА в процессе внеучебных занятий позволяют на практике реализовать средства рукопашного боя;  разработаны и внедрены в практику средства и методы, способствующие целенаправленно осуществлять тренировочный процесс на более качественном уровне и добиваться существенных результатов в повышении физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА. Результаты исследования могут быть реализованы:  на внеучебных тренировочных занятиях для повышения физической подготовленности студенческой молодежи, а также на секционных занятиях с применением средств рукопашного боя в спортивных клубах и т.д.;  в подготовке и организации занятий тренеров-преподавателей, специализирующихся в рукопашном бое и проводящих тренировочные занятия со студентами вузов. Положения, выносимые на защиту: 1. Необходимость занятий физической культурой и спортом определяет анализ и оценка физической подготовленности студентов 18-19 лет СГСА на констатирующем этапе эксперимента, что служит организационно-педагогическим обоснованием методики с применением средств рукопашного боя на внеучебных занятиях. 2. Методика физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе применения средств рукопашного боя базируется на системном и личностно-ориентированном подходе и реализации разработанных комплексов упражнений в процессе внеучебных тренировочных занятий. 3. Разработанное содержание комплексов тренировочных упражнений, средств и методов обеспечивает положительный эффект педагогического воздействия в процессе внеучебных занятий по физической подготовке со студентами 18-19 лет СГСА, что выражается в повышении показателей их физической подготовленности и улучшения состояния их здоровья. По результатам исследования опубликованы две статьи:
Стр.8
9 1. Федюк, К.Л. Физическая культура и спорт в образовательном процессе студенческой молодежи / К.Л. Федюк, С.К. Потапенко // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : мат-лы XII междун. научн.-практ. конф. – Смоленск: СГАФКСТ, 2018. – С. 239-241. 2. Федюк, К.Л. Взаимосвязь физической культуры и спорта с будущей профессиональной деятельностью студентов СГСА / К.Л. Федюк // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Мат-лы межвуз. научн. конф. – Смоленск : СГАФКСТ, 2018. – С. 165-168. Результаты исследования внедрены в практику внеучебных занятий со студентами 18-19 лет СГСА, о чем свидетельствует акт внедрения. Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация выполнена на 97 страницах компьютерного текста и состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Диссертационная работа иллюстрирована 12 рисунками и 5 таблицами. Библиографический указатель включает 73 источника. Задачи исследования В соответствии с целью и гипотезой исследования перед работой поставлены следующие задачи: 1. Изучить значение физической культуры и спорта в учебнообразовательном процессе студентов сельскохозяйственного вуза. 2. Теоретически обосновать методику физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА с применением средств рукопашного боя на внеучебных занятиях. 3. Экспериментально оценить эффективность методики физической подготовки студентов 18-19 лет СГСА на основе средств рукопашного боя за время проведения педагогического эксперимента.
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически