МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
(ФГБОУ ВО «СГАФКСТ»)
Кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры
Заведующая кафедрой
__________________Фёдорова Н.И.
«____»________________2019 г.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация
по направлению 49.04.02. «Адаптивная физическая культура»
(профиль «Физическая реабилитация»)
Магистрант
Научный руководитель
к.м.н., доцент
Оценка за работу
_________________________ Марченкова О.С.
_________________________ Миронов Ю.В.
_________________________
(прописью)
Председатель ГЭК
Главный врач ОГАУЗ «Смоленский
областной врачебно-физкультурный диспансер»,
Заслуженный врач Российской Федерации
Смоленск 2019
Ревенко С.Н.
Стр.1
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА………………………………………...
1.1. Двигательные способности слабослышащих детей…............
1.2. Физическое воспитание слабослышащих детей……..………
Стр.
3
6
6
11
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….. 21
2.1. Методы исследования………………………………………… 21
2.2. Организация исследования………………………………….... 23
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……. 25
3.1. Физическое развитие и физическая подготовленность
слабослышащих школьников………………………………..
25
3.2. Методика развития двигательных способностей
слабослышащих школьников и эффективность её
применения……………………………………………………
28
Выводы……………………………………………………………………..... 40
Практические рекомендации …………………………………………….... 42
Литература…………………………………………………………………... 43
Приложения…………………………………………………………………. 51
Стр.2
3
Введение
Актуальность. Число детей и подростков с патологией органов слуха в
Российской Федерации постоянно увеличивается [1,9,22,35,67]. Поражение
слуха приводит к нарушению развития речи, а в ряде случаев к полному её
отсутствию, что ограничивает возможности мышления, отражается на
особенностях поведения – замкнутость, нежелание вступать в контакт.
Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает
восприятие психомоторного развития. Резкое ухудшение слуха часто
сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно
отражается на двигательной сфере ребенка, что может выражаться в
нарушении статического и динамического равновесия, точности движений,
пространственной ориентировки [12,21,67].
Специалисты в области адаптивной физической культуры уделяют
много внимания физическому воспитанию детей с нарушением слуха
[32,40,48]. Дозированные физические нагрузки, с правильным подбором
средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации
недостатков в физической подготовленности слабослышащих школьников
[14,42,43,66]. Выявлены некоторые особенности развития двигательной
сферы слабослышащих детей, которые выражаются в снижении уровня
развития силы, выносливости, двигательно-координационных способностей,
гибкости [19,20,67].
Слабослышащие дети на протяжении всего обучения в школе отстают
от слышащих сверстников, как в физическом развитии, так и по уровню
физической подготовленности [15,22,29]. Имеющиеся методики организации
физического воспитания слабослышащих школьников недостаточно
эффективны [8,25,54]. На наш взгляд необходимо усовершенствовать
методику адаптивного физического воспитания слабослышащих
школьников, чтобы она обеспечивала должный уровень развития
Стр.3
4
двигательных способностей, что будет способствовать их дальнейшей
успешной социализации [65,69].
Цель исследования: оптимизировать процесс развития двигательных
способностей у слабослышащих школьников 12-15 лет.
Объект исследования – процесс формирования двигательных
способностей слабослышащих школьников 12-15 лет в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
Предмет исследования – методика развития силы и гибкости у
слабослышащих школьников 12-15 лет в условиях специальных
(коррекционных) образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика,
включающая воздействие физических упражнений на двигательную сферу и
чередование упражнений по правилу «перекрестной нагрузки», направленная
на одновременное развитие силы и гибкости слабослышащих школьников
12-15 лет позволит повысить уровень физической подготовленности.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ уровня физического развития и
физической подготовленности практически здоровых и слабослышащих
детей среднего школьного возраста (12-15 лет).
2. Разработать и апробировать методику, преимущественно
направленную на развитие силы и гибкости слабослышащих детей среднего
школьного возраста (12-15 лет).
3. Определить эффективность влияния экспериментальной методики на
физическую подготовленность слабослышащих детей среднего школьного
возраста (12-15 лет).
Научная новизна:
Получены новые данные об уровне двигательной подготовленности
слабослышащих школьников 12-15 лет.
В процессе исследования
впервые показана возможность
использования упражнений на гибкость и силовой направленности в
Стр.4
5
целях повышения уровня двигательной подготовленности
слабослышащих школьников 12-15 лет.
Впервые, на основе экспериментального материала, доказана
возможность эффективного развития силовых качеств и повышения
уровня двигательной подготовленности у слабослышащих школьников
12-15 лет посредством разработанной методики.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
исследования могут быть использованы в процессе физического воспитания
и коррекционно-воспитательной работы со слабослышащими школьниками в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Физическая подготовленность слабослышащих школьников 12-15 лет
достоверно хуже, чем у практически здоровых сверстников.
2. Разработана методика занятий физическими упражнениями,
направленная на развитие силы и гибкости слабослышащих
школьников 12-15 лет.
3. Применение разработанной методики обеспечивает эффективное
развитие уровня физической подготовленности, оказывает
оздоровительный эффект и способствует поддержанию интереса к
занятиям физической культурой.
Публикации результатов по теме исследования.
По теме исследования опубликована работа соавт. Миронов Ю.В.:
«Коррекция физической подготовленности слабослышащих школьников». –
Смоленск: СГАФКСТ, 2018. – Вып. 25. – С. 39-40.
Структура и объём магистерской диссертации: диссертационная работа
состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка
литературы и приложений. Текст работы изложен на 58 страницах
машинописного текста. Диссертация иллюстрирована 2 таблицами и 17
рисунками. Список литературы включает 70 источников.
Стр.5