Но прежде всего это жертва
преступления -- киевский мальчик Андрюша Ющинский (в романе -- Ванюша Лыщинский). <...> Валентина Петровна проснулась, как всегда, в девятом часу утра. <...> Валентина Петровна пыталась
вспомнить понравившийся ей мотив. <...> Все те святые, кого Валентина Петровна помнит из еще не
так давнего детства, когда вся ее жизнь была совсем иною, другие были мечты и другие люди ее
окружали. <...> ..
Этот уединенный, тихий и красивый комфорт и уют покоя дал Валентине Петровне ее муж Яков
Кронидович, и ему она должна быть за все это благодарна... <...> Избрал же ее Яков Кронидович такой труд и говорит, что он
неплохо кормит... <...> .."
Левая рука привычным движением скользнула по обоям, туда, где, как бы повешенная на
натянутых двух белых проволоках, была прикреплена круглая холодная кнопка из бледно-розового
орлеца. <...> II
Диди -- палевого окраса крупная левретка "уипет" ворвалась, опережая горничную и кинулась к
лицу и рукам Валентины Петровны. <...> Таня, молоденькая, стройная девушка, в черном платье, с белым, отделанным кружевом
передником, в белом чепце на светло-каштановых волосах, ловко подвинула к постели легкий столик и
устанавливала на нем кофейный прибор и чашку. <...> Опять на вскрытие", -- подумала Валентина Петровна, и Таня по омрачившемуся ее лицу точно
угадала ее мысли. <...> Диди улеглась в кресле подле saut-dе-lit, уткнув умную мордочку между лапок и косила темным
глазом на хозяйку. <...>
"Портос...Стасский, генерал Полуянов, Обри, Тверская с Андреем Андреевичем, Лидочка
Скачкова с мужем, Вера, Панченко и Саблина -- тринадцать! <...> ..".
Оставался Портос -- штабс-капитан Владимир Николаевич Багренев, осколочек милого детства,
что протекало в Захолустном Штабе. <...> Как был бы сер, уныл и скучен день ее рождения и ее вечер без милого Портоса. <...> Правая рука повернула штепсель, и ярко
осветился блестящий аппарат городского телефона. <...> ...
-- Мосье Николя может причесать <...>
Largo.pdf
Петр Николаевич Краснов
Largo
(роман -- часть первая трилогии)
текст приводится по изданию В.П. Сияльского
2, Ruе Piеrrе-lе-Grand Paris
1930
Роман замечательного русского писателя-реалиста, видного деятеля Белого движения и казачьего
генерала П.Н.Краснова основан на реальных событиях -- прежде всего, на преступлении, имевшем место
в Киеве в 1911 году и всколыхнувшем общественную жизнь всей России. Он имеет черты как
политического детектива, так и "женского" любовно-психологического романа. Рисуя офицерскую среду
и жизнь различных слоев общества, писатель глубиной безпощадного анализа причин и следствий
происходящего, широтой охвата действительности превосходит более известные нам произведения
популярных писателей конца XIX-начала ХХ вв. В то же время лирические страницы романа заставляют
вспоминать лучшие образцы прозы А.И.Куприна, Л.Н.Толстого и И.А.Бунина.
Целый ряд персонажей романа П.Н.Краснова соотносится с реальными историческими
личностями, как известными, так и неизвестными современному читателю. Но прежде всего это жертва
преступления -- киевский мальчик Андрюша Ющинский (в романе -- Ванюша Лыщинский). Подлинное
имя его не изгладилось из народной памяти, несмотря на разразившуюся вскоре мировую бойню 19141918
гг.
Помимо художественной правды изображаемых характеров, непреходящая ценность этой книги -
в поразительной актуальности ее для сегодняшней России.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I
Двадцать четвертого марта, предпразднество Благовещения, святых Иакова, Захария и Артемона,
в доме Тропаревых двойной семейный праздник: -- именины хозяина Якова Кронидовича и день
рождения его жены -- Валентины Петровны.
Валентина Петровна проснулась, как всегда, в девятом часу утра. Она лежала, не открывая глаз,
постепенно переходя от сна к бодрствованию, вступая в день, полный хозяйственных забот.
Во сне играла музыка -- хорошая примета. Большой, будто симфонический, оркестр... Какой-то
совсем незнакомый Валентине Петровне марш... Очень звучный... В нем были торжественность Русского
гимна и безпокойные вскрики Марсельезы... Он точно остался в ушах. Валентина Петровна пыталась
вспомнить понравившийся ей мотив. Ловила его, крепче закрывая глаза, стараясь вернуть чары только
что отлетевшего сладкого сна. -- Не могла. Марш замер где-то в безконечной дали и исчез безвозвратно,
навсегда, как исчезают сны.
Валентина Петровна вздохнула и открыла глаза. В щель неплотно задернутой тяжелой портьеры,
сквозь занавес, мутное входило утро. Желтоватым светом была напоена штора вся в мелких сборках, и
этот мягкий свет петербургского утра, еще с далеким, не поднявшимся над домами солнцем, точно
осторожно, чтобы не обезпокоить хозяйку, вошел и разлился по всей спальне.
Совсем маленькая спальня, -- и -- такая уютная. В углу, у стены, противоположной окну, кровать
красного дерева, в меру широкая, низкая и мягкая, мягкая. Три подушки -- две под голову, третья сбоку,
и неразлучная думка. Это она-то и навевает колдовские сны, звучит несказанно прекрасным оркестром и
шлет к утру ясные мысли. Стеганое на пуху серебристо-серое одеяло лежит так нежно, точно в нем нет
веса и так хорошо греет. В углу - иконы и лампада в малиновом стекле. Спаситель -- им благословили их
брак, Святой апостол Петр в старинном серебряном киоте, Казанская Божия Матерь с прекрасным
Ликом, озаренным сиянием громадных глаз. Все те святые, кого Валентина Петровна помнит из еще не
так давнего детства, когда вся ее жизнь была совсем иною, другие были мечты и другие люди ее
окружали.
Стр.1