Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Мировая экономика и международные отношения (ИОН)

Мировая экономика и международные отношения (ИОН) №10 2019 (900,00 руб.)

0   0
Страниц134
ID676074
Мировая экономика и международные отношения (ИОН) .— 2019 .— №10 .— 134 с. — URL: https://rucont.ru/efd/676074 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мировая_экономика_и_международные_отношения_(ИОН)_№10_2019.pdf
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2019, том 63, № 10, с. 5-16 КИТАЙ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ной 1 октября 2019 года исполняется 70 лет со дня образования Китайской НародРеспублики. За время существования КНР прошла трудный путь развития, но в результате добилась огромных успехов, превратившись в мощную державу, в продолжающую курс реформ и оказывающую возрастающее влияние на миробликует ряд статей ведущих российских специалистов по Китаю, посвящен“ РЕАЛИЗАЦИЯ “КИТАЙСКОЙ МЕЧТЫ” В ПЕРИОД А. Воскресенский ВОСКРЕСЕНСКИЙ Алексей Дмитриевич, доктор политических наук, PhD, профессор, МГИМО МИД России, РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76 (chinaregion@inno.mgimo.ru). Статья поступила в редакцию 14.05.2019. Разбираются китайские концепции “реформ и открытости”, “среднего уровня обеспеченности”, “трех представительств”, “гармоничного общества”, “китайской мечты”, обосновывается логика их появления и структурная взаимосвязанность, сходства и различия двух вариантов “китайской модели” – материковой и островной части Китая. Раскрываются параметры социального государства с китайской о спецификой. Показывается, как продвижение на пути успешного развития когда-то бедной страны бъясняет центральную роль социального государства как основы легитимности КПК. Анализируется специфика китайской модели и возможности ее применения для других социумов. Ключевые слова: Китай, развитие, КПК, Си Цзиньпин, реформы, политическая система, политические концепции, идеология, китайская модель. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-10-5-16 Сегодня, когда Китай становится глобальной державой и оказывает большое влияние на пространства взаимодействия и по периферии своих границ, и с внешнем миром в целом исключительно важно понимать, как реально развивалась страна и с какими сложностями она может встретиться на пути своего дальнейшего исторического продвижения. Это дает возможность оценить перспективы положения России между Западом и Востоком и проанализировать пути формирования китайской модели социального государства, то есть посмотреть на китайский опыт развития в сравнительно-исторической перспективе и, по возможности, беспристрастно. КИТАЙСКИЙ ПУТЬ И КИТАЙСКАЯ МЕЧТА Начиная с 1950-х годов в Китае идет дискуссия о содержательной стороне национальной модели модернизации. Дискуссия эта особенно активно развернулась, когда с полной очевидностью стал явным крах маоцзэдуновской модели развития мобилизационно-насильственного типа, особенно в сравнении с успешной тайваньской моделью. Модернизация традиционно рассматривалась 5 в Китае как осовременивание, приближение к современности (сяньдайхуа) [1], а при Мао Цзэдуне и при одном из его предпоследних преемников Линь Бяо – как насильственно-форсированное преобразование мобилизационного типа на основе китаезированного марксизма [2], соединенного с примитивизированным пониманием социального развития [3] в русле маодзэдуновской эклектики в области политической философии и теории [4]. Крах затратной насильственно-форсированной модели развития поставил китайское руководство перед выбором: как проводить интенсивное экономическое развитие, сохраняя каркас системы политико-экономического управления таким образом, чтобы не допустить распада государства и одновременно обеспечить наращивание благосостояния населения? Это вынудило руководство КНР, подобно китайцам на Тайване в 1960–1980 годах при правлении лидера Гоминьдана (ГМД) Чан Кайши, а потом и последующем тайваньском руководителе его сыне Цзян Цзинго, эвакуировавшихся вместе с армией, группой последователей и беженцами на остров после поражения на материке в гражданской войне от Коммунистической партии Китая (КПК), воплощать в жизнь (но примерно на исую экономику и политику. Развитие КНР ныне является объектом серьезного пуследования учеными многих стран мира. В этом номере редакция “МЭ и МО” ных важным аспектам его политики и экономики. ЭПОХИ СИ ЦЗИНЬПИНА”: ЧТО ОЖИДАТЬ РОССИИ? © 2019 г.
Стр.1
6 ВоСКРЕСЕНСКИЙ 15–20 лет позже) концепцию построения общества “средней удовлетворенности” (сяокан) или “среднего благосостояния”. Концепция “сяокан” опиралась на глубоко укорененные в китайской нации исторические конфуцианские представления [5] о справедливости и социальном благополучии народа [6] через формулирование концепции самобытного китайского социализма [7], подкрепленного научной политикой правления просвещенной доминантной партии – Гоминьдана на Тайване, а потом, начиная с периода реформ и открытости, и КПК в КНР [8]. КПК в ходе сложнейшего периода строительства китайского национального государства, пройдя через раскол, внутрипартийные преследования и физическое уничтожение инакомыслия путем политических репрессий [9], научилась постепенно аккумулировать и интегрировать прогрессивные устремления подавляющего большинства китайского общества через политические концепции “реформ и открытости”, “трех представительств”, “гармоничного развития” и “китайской мечты”. Процесс аккумулирования и интегрирования политических интересов общества в КНР постепенно стал происходить по большей части без массового политического насилия, но в целом на основе авторитарной модели политического управления. При этом за весь современный период развития пореформенного Китая благосостояние китайского народа непрерывно повышалось, и поэтому КПК продолжает получать народную поддержку на осуществление своего курса. На островной части Китая – Тайване, как демографически менее населенном, но экономически более успешном квазигосударстве, был взят альтернативный курс на строительство открытой конкурентной рыночной системы и демократизирующейся политической системы с постепенно демонтируемой доминантной партией и формированием многопартийности. В КНР в ходе реформ с 1978 г. был сделан акцент на совершенствование демократического управления [10], прежде всего внутри самой доминантной партии с опорой на закон [11], подкрепленный жесткой борьбой с коррупцией на современном периоде развития [8], и формирование современного сильного социального государства трансформирующегося авторитаризма [12; 13]. В ходе прихода к власти Си Цзиньпина на волне усиливающейся внутрипартийной дискуссии о выборе дальнейшего пути на фоне замедления китайской экономики после окончания эпохи Дэн Сяопина с его главным заветом – развиваться “не высовываясь” (бу чжэн тоу) – и неожиданного появления альтернативного политического лидера на отличной организационной платформе (Бо Силай) [14], вызвавшего сильнейший политический крикзис и потребовавшего от партии форсированной онцепция “китайской мечты” была призвана положить конец “разброду” в дискуссиях о выборе дальнейшего пути развития Китая, помочь консолидироваться на этой основе и придать дополнительную конкретику идее строительства гармоничного социалистического общества в гармоничном и мире [8, pp. 5-8], усилив авторитаризм управления онсолидации [3; 15], эта политика была оформКлена в виде концепции “китайской мечты” [16]. акцентировав внимание на главной задаче и конечной цели развития – “великом возрождении в китайской нации” [17, pp. 10-15]. Такая постановка опроса потребовала усиления авторитарного накчала в управлении, но при этом все предыдущие онцепцию “китайской мечты”, а новый лидер Китая Си Цзиньпин получил статус “ядра китайского руководства” (или “сердцевинного руководителя” – “хэсинь линдао”) [18]. сильного, богатого, справедливого общества, ми жите в идеале с многочисленными счастливыми мирнычень много) “среднего уровня благосостояконцепции были включены в консолидированную “Китайскую мечту” все китайцы понимают потиеразному. однако она точно включает в себя поняку насе лями (пусть и не миллионерами, поскольеще о ление страны очень большое и бедных все ния”, которые имеют все необходимое для успешной и благополучной жизни и предлагают окружающим народам на основе идеи “совместного выигрыша” [19, pp. 3-5] строить такие же общества “совместного благополучия” по периметру китайвского государства [17, pp. 10-15]. “Китайская мечта” р принципе не предполагает необходимости отбиать что-то у кого-то, наказывать китайцев, которые уехали из страны за лучшей политической или с экономической долей, и даже уже не связывается направлением, поскольку доминантная партия провозгласила себя партией всего народа. Между р тем внешние аспекты этой концепции стали понеприятиеождать особые противоречия нового типа и даже в модель внешней экспансии вызвала ущемление сувовне, поскольку предложенная Китаем еренитета и прав этнических социумов как внутри самого китайского государства (в отношении части национальных меньшинств), так и за его пределами, особенно на начальном этапе осуществления к проекта “один пояс, один путь” [3]. Китайская онцепция развития при этом, конечно, де-факто не подразумевает полной свободы, но она стала политическим инструментом, который позволяет “впитывать” все прогрессивное для развития Кивтая. Эта концепция универсальна и понятна: рукоМИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2019 каким-либо ярко выраженным идеологическим экодство страны, несмотря на все демографические, ологические и другие ограничения, признавая том 63 № 10
Стр.2
РЕАЛИЗАЦИЯ “КИТАЙСКоЙ МЕЧТЫ” В ПЕРИоД “ЭПоХИ СИ ЦЗИНЬПИНА” 7 свои внутриполитические ошибки, в том числе ошибки “большого скачка” и “культурной революции”, не называя Мао Цзэдуна “эффективным менеджером”, но достаточно адекватно зафиксировав его место в сложной китайской истории новейшего времени и дав этому периоду принципиальные нелицеприятные оценки, динамично продвигает Китай вперед, “ощупывая камни”, чтобы не поскользнуться на сложном пути развития в прошлом бедной страны с почти полуторамиллиардным населением, повышая его благосостояние на основе национальных принципов справедливости и передовых научных разработок [20, pp. 3-4]. Китайцы в при этом не просто превратили эту самую большую мире развивающуюся страну во вторую экономику мира, но и вполне в духе не так давно ушедшего сингапурского руководителя ханьской национальрности Ли Куан Ю формируют внутреннюю конкуентную систему для дальнейшего развития. Пока это происходит все же в жестких рамках, заданных властной вертикалью, в том числе и посредством введения системы “социальных кредитов”. Именно поэтому часть политической элиты но о в европейской вертикали власти не спешит огультаризм, асуждать китайских руководителей за авторисчитает, что китайская власть в целом ниям этого явления, жесткого отношения власти к крайним проявлекоторое подрывает легитимсаться даже при всех объективных ограничениях, экология, жесткая социальная система и т. д.) [21], не основана на насилии или обмане населения, как это было во времена Мао Цзэдуна, поддерживает к продвижение вперед на основе конфуцианской асходиться с делом, а лозунги быть фальшивыми ность доминантной партии и государства. Такая политическая линия благоприятна для каждого в китайца, дает возможность всесторонне реализоуществующих в китайском социуме (демография, онцепции “чжэн мин” (выправления имен), – то р есть осуществления политики, где слово не должно [13]. При всех сложностях развития китайского социума, выбранное китайскими руководителями направление развития в целом пока не вызывает массового недоверия народа, поскольку развитие страны идет под лозунгом “жэнь вэй бэн” – человек, народ – “основа всего” [18] (можно сравнить с друргим слоганом – “народ – новая нефть”). Это хорошо понятно простым людям – не реформы ради веформ, не реформы ради сохранения властной продвигает китайское государство в правильном направлении – большей степени свободы и открытости при сохранении основных структурных характеристик социального порядка. При этом к отношение европейского гражданского общества ооторый, несмотря на все сложности, продолжает ертикали доминантной партии или извлечения к прибыли, а развитие в целом во имя своего народа, китайской внутренней политике более критично, чем европейских властных элит, которые сами подвергаются жесткой критике изнутри за любой промах в управлении государством. Следует отрметить, что взвешенные оценки китайской модели азвития не всеми в одинаковой степени поддериживаются, а частью политической элиты Европы китайского руководства после сбоя во вреумение особенно США активно оспариваются. однако кмя событий на площади Тяньаньмэнь разруливать онфликтные ситуации политическими способами без применения массового насилия, решать проблемы не только за счет населения [3], а умелыми политическими методами мировыми властными элитами признается [15]. рукКитайскому населению при этом понятно, что оводство страны выдвигается в целом на основе принципов меритократии и системы фактически универсальных, но при этом “китаезированных” ценностей, называемых конфуцианскими, контролируется государством, которое структурирукется доминантной партией всенародного типа, оторая сохраняет свою руководящую роль и дейставаться в центре провозглашенной КПК модели научного развития как его важнейший элемент [19]. Это усложняет критику “нового авторитаризма” Си Цзиньпина извне, поскольку понятно, что управлять огромной страной со значительной доклей бедного населения, второй экономикой мира, онкурирующей почти наравне с мировыми экономическими лидерами, весьма непросто. Китай, особенно в последние 10 лет, сделал с большой шаг вперед в продвижении концепции иоциального развития. При этом он остается хотя нем в оторого в среднем все же ниже, чем в средРоссии примерно в 2 раза, но при этом общий ВВП которого уже в 4–6 раз (в зависимости от методов подсчета) превышает ВВП РФ [18]. По китайским данным, только ВВП одной, правда, экономически очень развитой провинции Гуандун в 2017 г. превзошел ВВП всей России. На последнем 19 съезде КПК был сделан вывод Китай уж о том, что по некоторым (но не всем) параметрам и И в этом теперь заключается разница российского а счет повышения эффективности труда и одное превратился в развитую страну [18]. китайского местоположения в мировой иерарзхии: подушевой доход в России растет в основном ствует на основе одинакового для всех закона. р Борьба Си Цзиньпина с коррупцией в этой связи ассматривается с точки зрения необходимости временного сокращения населения в условиях экспорта невосполнимых энергоресурсов экономики индустриального типа, а в Китае за счет повышения уровня и объема маркетизации, создания серий МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2019 том 63 № 10 самой крупной, но развивающейся страной душу к с большим сегментом бедного населения, доход на
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.