Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523296)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Эволюция формы реквиема и развитие жанров духовной музыки от эпохи Возрождения к XXI веку. В 2 ч. Ч. I (160,00 руб.)

0   0
Первый авторБулгакова С. Н.
АвторыЧеляб. гос. ин-т культуры
ИздательствоЧГИК
Страниц161
ID675735
АннотацияУчебное пособие направлено на развитие профессиональных знаний студентов, расширение педагогического и концертного репертуара хорового класса. Представлена эволюция хорового творчества от эпохи раннего Средневековья до музыки XXI в. Через призму становления и развития формы реквиема рассмотрены важнейшие вехи в истории западноевропейской музыкальной культуры. Краткий исторический анализ сочинений современных композиторов, предложенный в нотной части, может служить в качестве учебного материала по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории хорового искусства и для работы в хоровом классе, на занятиях по дирижированию.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Музыкальное образование», 44.03.05 Педагогическое образование, профиль подготовки «Музыкальное и художественное образование», 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль подготовки «Музыкальная педагогика», дисциплины «Хоровой класс», «Дирижирование», «Дирижерско-хоровая практика», «Хоровое исполнительство России». Издание также адресовано студентам музыкальных колледжей и средних профессиональных учебных заведений.
ISBN979-0-706440-08-8 (Ч. 1)
УДК784(075.8)
ББК85.314.1я73
Булгакова, С.Н. Эволюция формы реквиема и развитие жанров духовной музыки от эпохи Возрождения к XXI веку. В 2 ч. Ч. I [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Челяб. гос. ин-т культуры, С.Н. Булгакова .— Челябинск : ЧГИК, 2018 .— 161 с. — ISBN 979-0-706440-08-8 (Ч. 1) .— ISBN 979-0-706440-07-01 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/675735

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эволюция_формы_реквиема_и_развитие_жанров_духовной_музыки_от_эпохи_Возрождения_к_XXI_веку_в_2_ч._учеб._пособие.pdf
УДК 784 ББК 85.314. 1я73 Б90 Утверждено на заседании кафедры музыкального образования 10.09.2018 г., протокол № 1 Рецензент: Е. А. Каминская, доктор культурологии, доцент, проректор по учебно-методической работе АНО ВО «Институт современного искусства» Б90 Булгакова, С. Н. Эволюция формы реквиема и развитие жанров духовной музыки от эпохи Возрождения к XXI веку: в 2 ч.: учеб. пособие / С. Н. Булгакова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – Ч. I. – 160 с. ISMN (I) 979-0-706440-08-8 ISMN (общ.) 979-0-706440-07-1 Учебное пособие направлено на развитие профессиональных знаний студентов, расширение педагогического и концертного репертуара хорового класса. Представлена эволюция хорового творчества от эпохи раннего Средневековья до музыки XXI в. Через призму становления и развития формы реквиема рассмотрены важнейшие вехи в истории западноевропейской музыкальной культуры. Краткий исторический анализ сочинений современных композиторов, предложенный в нотной части, может служить в качестве учебного материала по музыкальнотеоретическим дисциплинам, истории хорового искусства и для работы в хоровом классе, на занятиях по дирижированию. Издание адресовано студентам вузов, музыкальных колледжей и средних профессиональных учебных заведений. Печатается по решению редакционно-издательского совета Учебное издание Светлана Николаевна Булгакова Эволюция формы реквиема и развитие жанров духовной музыки от эпохи Возрождения к XXI веку I Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль подготовки «Музыкальная педагогика», дисциплины «Хоровой класс», «Дирижирование», «Дирижерско-хоровая практика», «Хоровое исполнительство России» Редактор Е. В. Боже Дизайн обложки – А. В. Пешков Сдано в РИО 02.11.2017. Подписано в печать 14.11.2018 Формат 60х84 1/8. Объем 19 п. л. Заказ № Тираж 100 экз. 1738. Отпечатано в Челябинском государственном институте культуры. Ризограф 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а ISMN (I) 979-0-706440-08-8 ISMN (общ.) 979-0-706440-07-1 © Булгакова С. Н., текст, 2018 © Челябинский государственный институт культуры, 2018
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................................................. 6 Часть I. Формирование и эволюция жанрового канона реквиема в западноевропейском музыкальном искусстве ........................................................................................................................ 9 Глава 1. Теоретические основы реквиема как жанра ..................................................................... 9 Глава 2. Реквием в творчестве композиторов франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы: Гийом Дюфаи, Йоханнес Окегем, Антуан де Брюмель .................... 11 Глава 3. Венецианская школа: Андреа и Джованни Габриели. Расширение жанрововыразительной сферы церковной музыки ..................................................................................... 13 Глава 4. Канонизация состава реквиема ........................................................................................ 15 4.1. Значение секвенции Dies irae в форме реквиема и ее трактовка в сочинениях композиторов XVIII – XX вв. ............................................................................................................. 16 Глава 5. Национальные композиторские школы Европы XVI – XVII вв.: Т. Виктория, Я. Зеленка ......................................................................................................................................... 17 Глава 6. Развитие жанров классической музыки в эпоху барокко .............................................. 19 6.1. Классицизм и барокко. Зарождение оперы: К. Монтеверди, А. Скарлатти ..................... 20 6.2. Новые жанры инструментальной музыки .............................................................................. 21 6.3. Музыкальная культура Франции. Основоположник французской национальной оперы Ж.-Б. Люлли ........................................................................................................................................ 22 6.4. Формирование реквиема как концертного жанра ................................................................. 23 Глава 7. Духовная оратория. Становление жанра ......................................................................... 24 Глава 8. Расцвет жанра оратории на почве национальных культур Германии и Австрии: Г.-Ф. Гендель, Й. Гайдн ................................................................................................................... 26 8.1. Эволюция оратории в эпоху романтизма. Оратория XX в. .................................................. 27 Глава 9. Духовные жанры лютеранской (протестантской) литургии. «Страсти по Матфею» И.-С. Баха ......................................................................................................................................... 28 Глава 10. Эпоха классицизма второй половины XVIII в. Венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен .................................................................................................. 33 10.1. В.-А. Моцарт. Биография, творчество. Реквием d-moll ..................................................... 33 10.2. Развитие европейской музыки второй половины XVIII – начала XIX в.: А. Сальери, Л. Керубини ......................................................................................................................................... 38 Глава 11. Жанровая модель реквиема эпохи романтизма ............................................................ 42 11.1. Г. Берлиоз. Творчество. Реквием .............................................................................................. 42 11.2. Р. Шуман. Творчество. Реквием по Миньоне. Реквием, ор. 148 ......................................... 46 11.3. И. Брамс. Творчество. Немецкий реквием, ор. 4 ................................................................... 47 11.4. Джузеппе Верди. Творчество. Реквием памяти А. Мандзони ............................................. 50 3
Стр.4
11.5. Габриэль Форе. Творчество. Реквием, op. 48 ......................................................................... 55 11.6. Национальные традиции в романтическом Реквиеме Ф. Листа ..................................... 58 11.7. А. Дворжак. Творчество. Реквием ор. 89 ............................................................................... 59 Глава 12. Неоклассические тенденции в реквиеме XX века ....................................................... 62 12.1. Б. Бриттен. Творчество. Военный реквием .......................................................................... 63 Глава 13. Реквием в творчестве композиторов музыкального авангарда: Д. Лигети, К. Пендерецкий ............................................................................................................. 68 13.1. Э. Уэббер. Творчество. Реквием .............................................................................................. 70 Часть II. Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность .............. 74 Глава 1. Особенности музыкально-исторического пути России XVII – XVIII вв. .................... 74 1.1. Реквием как самобытное явление жанровой системы русской музыкальной культуры .. 78 1.2. Духовный концерт в хоровом творчестве М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского ......... 80 Глава 2. О. Козловский. Творчество. Первый русский реквием .................................................. 87 Глава 3. Музыкальная культура России первой половины XIX в. .............................................. 93 3.1. А. Г. Рубинштейн. Творчество. «Стихи и реквием по Миньоне» ......................................... 93 3.2. Музыкально-общественная деятельность Н. Г. Рубинштейна ........................................... 95 Глава 4. С. И. Танеев. Творчество. Кантата «Иоанн Дамаскин» ................................................. 96 Глава 5. Новое направление в отечественном музыкальном искусстве на рубеже XIX – XX вв. . 101 Глава 6. А. Д. Кастальский. Творчество. Реквием «Братское поминовение героев, павших в великую войну» ............................................................................................................................. 102 Глава 7. Новаторские тенденции в русской музыке начала XX в. ............................................ 107 7.1. И. Ф. Стравинский. Творчество. Requiem canticles (Заупокойные песнопения) ............... 108 Глава 8. Советское музыкальное искусство в послевоенный период ........................................ 111 Глава 9. Г. В. Свиридов. Творчество. Концерт памяти А. А. Юрлова .......................................112 9.1. Духовная музыка Г. Свиридова. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» ......................... 116 Глава 10. Реквием в творчестве советских композиторов ..........................................................118 Глава 11. Д. Б. Кабалевский. Творчество. Реквием (посвящен «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом») ....................................................................................................................................119 11.1. Кабалевский и дети. Концепция и программа по музыке для общеобразовательной школы ................................................................................................................................................ 123 Глава 12. Русский авангард. Жанр и композиторский проект ................................................... 125 Глава 13. А. Г. Шнитке. Творчество. Реквием ............................................................................. 127 Глава 14. Э. В. Денисов. Творчество. Реквием ........................................................................... 130 Глава 15. Композиторы современной русской школы ................................................................ 136 Глава 16. В. Л. Авербах. Творчество. Русский реквием ............................................................. 137 Глава 17. Пассион (Страсти) в русской музыке конца XIX – начала XXI века ........................ 143 4
Стр.5
Глава 18. Митрополит Иларион (Алфеев). Биография. Творчество. Оратория «Страсти по Матфею» .......................................................................................................................................... 146 18.1. Педагогическая и богословско-литературная деятельность........................................... 147 18.2. Просветительская и миссионерская деятельность .......................................................... 148 18.3. Духовная хоровая музыка, вокально-симфоническое творчество .................................... 148 18.4. «Страсти по Матфею» – новый жанр русской духовной оратории ............................. 150 Заключение ........................................................................................................................................ 153 Список литературы ........................................................................................................................... 155 Приложение. К вопросу об эпохах .................................................................................................. 159 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически