Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Наука о человеке: гуманитарные исследования.  / №4(34) 2018

СПОСОБНОСТЬ К ДИАЛОГУ И ГЕНЕРАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубчикова М. Г.
АвторыХарченко С. А.
Страниц7
ID675632
АннотацияПроблема исследования. Повышение уровня учебной самостоятельности через способность к диалогу и генерации идей представляется авторам значимой и актуальной проблемой современного образовательного процесса в высшем учебном заведении. Целью авторов данной статьи стал поиск путей развития способности к диалогу и генерации идей, как результату развития учебной самостоятельности через кластерное взаимодействие. Гипотеза исследования. Авторы предполагают, что способность к диалогу и генерации новых идей как одного из результатов развития учебной самостоятельности будет наиболее эффективна при включении студентов в ситуации сотрудничества на основе кластерного взаимодействия. При этом значимым является образовательный потенциал кластерного взаимодействия, организуемого в рамках учебного процесса вуза. Полное описание выборки. В исследовании участвовали студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». Состав контрольной и экспериментальной групп был равноценен по подготовленности студентов и составлял 30 человек в каждой группе, большинство участников – девушки 18–19 лет. Основные особенности метода исследования. Критериями способности к генерации и свободному выражению новых (неординарных) идей в контексте исследования выступили социальная креативность личности и диалогичность межличностных отношений. В свою очередь, показателями социальной креативности личности являются способность человека находить принципиально новые, неординарные подходы к решению проблем, а также успешность воплощения им собственных творческих идей и проектов в процессе межличностного взаимодействия. С целью диагностики уровня социальной креативности была использована методика определения социальной креативности личности (автор Н. П. Фетискин), позволяющая с помощью самооценки в нестандартных ситуациях жизнедеятельности определить уровень творческого потенциала личности, реализуемого в процессе взаимодействия с окружающими. Краткое описание полученных результатов. По итогам эксперимента количество студентов с высоким уровнем диалогичности межличностных отношений в контрольной группе выросло незначительно и составило 10,3 %, в то время как в экспериментальной группе их количество увеличилось на с 6,9 до 17,2 %. Количество студентов контрольной группы, межличностные отношения которых характеризуются низким уровнем диалогичности, уменьшилось на 3,4 %, при этом в экспериментальной группе наблюдается значимое уменьшение числа таких студентов с 24,1 % на констатирующем до 6,9 % на контрольном этапах экспериментальной деятельности. Полученные данные свидетельствуют о выраженной положительной динамике развития критерия диалогичности межличностных отношений в процессе кластерного взаимодействия. Вывод. Реализация кластерного взаимодействия даёт возможность студентам идти по исследовательской методологии профессионалов из реального мира, а также поддерживает взаимозависимость, кооперацию, признание и уважение талантов друг друга, повышая тем самым уровень развития способности к генерации и свободному выражению новых идей, что в целом положительно сказывается на развитии учебной самостоятельности.
Голубчикова, М. Г. СПОСОБНОСТЬ К ДИАЛОГУ И ГЕНЕРАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / М. Г. Голубчикова, С. А. Харченко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. .— 2018 .— №4(34) .— С. 115-121 .— doi: 10.17238/issn1998-5320.2018.34.115 .— URL: https://rucont.ru/efd/675632 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ