МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
А.В. Бузлама,
В.А. Николаевский,
Е.Н. Музалевская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФАРМАКОЛОГИЯ»
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи дисциплины, формируемые компетенции, знания,
умения, навыки .................................................................................................. 4
Содержание разделов дисциплины .................................................................. 7
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ....... 16
Организационная структура самостоятельной работы ............................... 19
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................ 20
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ,
3 курс 5 семестр
Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделу:
«Общая фармакология» .................................................................................. 22
Вопросы для подготовки к текущей аттестации №2 по разделу
«Средства, влияющие на периферическую нервную систему» .................. 24
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,
3 курс, 5 семестр ............................................................................................. 27
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ,
3 курс, 6 семестр
Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделу
«Средства, влияющие на центральную нервную систему» ........................ 30
Вопросы для подготовки к текущей аттестации № 2 по разделу:
«Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Диуретики.
Средства, влияющие на свертывающую систему крови» ........................... 32
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,
3 курс 6 семестр .............................................................................................. 35
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ АТТЕСТАЦИЯМ,
4 курс 7 семестр
Вопросы для подготовки к текущей аттестации №1 по разделам:
«Средства, влияющие на мускулатуру матки, средства, влияющие
на функции ЖКТ» ........................................................................................... 38
Вопросы для подготовки текущей аттестации №2 по разделу
«Антибактериальные, противовирусные, противопротозойные,
противоглистные средства» ........................................................................... 40
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,
4 курс 7 семестр .............................................................................................. 43
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ......... 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. СПИСОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
К ЭКЗАМЕНУ .................................................................................................. 56
Приложение 2. КРАТКИЙ РЕЦЕПТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК................... 75
3
Стр.3
объединяющий принцип и логическую структуру отдельных
классов и групп лекарственных средств;
В результате освоения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
основные понятия, общие закономерности механизмов действия и
фармакологических эффектов, показания к применению каждой группы
лекарственных средств; специфичные для каждой группы отрицательные
эффекты; сравнительную значимость различных групп лекарственных
средств для медицинской практики;
перечень типичных лекарственных средств в каждой фармакотерапевтической
группе, их сравнительную фармакодинамику и фармакокинетику,
экономическую характеристику, схемы дозирования;
нированном применении.
УМЕТЬ:
совместимость лекарственных средств между собой при комби
пользоваться медицинскими и фармацевтическими официальными
определять принадлежность препарата к фармакологической
изданиями, монографиями, разнообразной справочной литературой, аннотациями
лекарственных средств, учебной и периодической литературой, а
также получать необходимую информацию по фармакологии в Интернете;
группе;
определять место лекарственного препарата в классификации лекарственных
средств;
определять по международному названию лекарственного среданалогичное
по действию;
информировать больного о рациональном приеме лекарственных
ства его торговые названия;
проводить замену одного лекарственного средства на другое,
средств, о возможных отрицательных побочных реакциях и мерах их устранения.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
Наименование
раздела
дисциплины
1 Введение в курс
фармакологии
Содержание
раздела дисциплины
5 семестр
Введение в курс фармакологии. Современное
определение предмета. Задачи фармакологии в
подготовке современного провизора. Этапы создания
новых лекарственных средств. Номенклатура
и фармакологическая классификация лекарственных
средств. Источники получения лекарственных
веществ. Пути введения лекарственных
средств в организм
2 Общие закономерности
фармакокинетики
3
Общие закономерности
фармакодинамики
Всасывание
лекарственных веществ из мест введения,
транспорт кровью, распределение в органах
и тканях. Метаболизм и выведение лекарственных
веществ из организма. Действие на путях
выведения
Взаимодействие лекарственных веществ и пищи.
Рациональный прием лекарственных средств с
учетом времени приема пищи. Взаимодействие
лекарственных средств с клетками, тканями. Типы
реакций живых систем на лекарственные вещества.
Клеточные «мишени» лекарственных
веществ; понятия о рецепторах, вторичных передатчиках,
ионных каналах и др. Типы действия
на молекулярные и субклеточные процессы.
Учение о дозировании лекарственных средств.
Виды действия лекарственных веществ на организм.
Комбинированное действие лекарственных
средств. Осложнения лекарственной терапии.
Хронофармакологические аспекты в дозировании
лекарственных средств; циркадные, сезонные
и др. ритмы. Фармакогенетика
4 Лекарственные
средства, действующие
преимущественно
на эфферентную
нервную
систему
Средства, действующие на периферические нейромедиаторные
процессы. Основные термины и
понятия. Холиномиметические средства. Антихолинэстеразные
средства. Реактиваторы холинэстеразы.
Антихолинергические средства: блокаторы
М-холинорецепторов, ганглиоблокаторы.
7
Таблица 1
Стр.7
Продолжение таблицы 1
№
п/п
Наименование
раздела
дисциплины
5 Лекарственные
средства, действующие
преимущественно
на афферентную
нервную
систему
6 Лекарственные
средства, регулирующие
функции
ЦНС
Содержание
раздела дисциплины
Миорелаксанты периферического действия. Адреномиметические
средства. Антиадренергические
средства: адреноблокаторы, симпатолитики
Средства местной анестезии, вяжущие, обволакивающие
и абсорбирующие средства. Средства
общей анестезии
6 семестр
Проблемы фармакологической регуляции нервной
системы, медиаторные механизмы возбуждения
и торможения ЦНС, нейропептиды. Снотворные
и противосудорожные средства. Противопаркинсонические
средства. Наркотические
(опиоидные) анальгетики. Противокашлевые
средства. Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики.
Нестероидные противовоспалительные
средства. Средства, регулирующие психическую
деятельность (психотропные средства). Классификация.
Психолептики: нейролептики, транквилизаторы,
седативные. Психоаналептики и психостимуляторы,
антидепрессанты. Ноотропы,
адаптогены, актопротекторы. Аналептики. Средства,
устраняющие спазм мозговых сосудов
7 Лекарственные
средства, действующие
на сердечно-сосудистую
систему и
почки
Антиатеросклеротические средства (гиполипидемические
и эндотелиотропные средства). Роль
антиоксидантов в профилактике ишемии. Антиангинальные
и антиишемические средства. Антигипертензивные
средства. Средства, применяемые
при гипотонии. Кардиотонические средства.
Антиаритмические средства. Средства, усиливающие
выделительную функцию почек. Средства,
тормозящие образование мочевых конкрементов
и облегчающие их выведение
8 Лекарственные
средства, влияющие
на систему
крови
Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов,
свертывание крови и фибринолиз. Средства, регулирующие
кроветворение
8
Стр.8
Окончание таблицы 1
№
п/п
Наименование
раздела
дисциплины
9 Лекарственные
средства, регулирующие
процессы
обмена веществ
раздела дисциплины
Содержание
Витаминные препараты, коферменты. Проблема
гормональной регуляции функции органов и тканей.
Принципы применения гормональных препаратов.
Препараты с активностью гормонов эпифиза,
гипофиза. Гормональные препараты, регулирующие
функцию щитовидной, паращитовидных
и поджелудочной желез. Гормональные препараты,
регулирующие функцию щитовидной, паращитовидных
и поджелудочной желез. Контрацептивы
(противозачаточные средства)
7 семестр
10 ЛС, регулирующие
функции органов
пищеварения
11
Иммунотропные
и антиаллергические
средства
12 Химиотерапевтические
лекарственные
средства.
Противомикробные,
противопаразитарные
ЛС.
ЛС для лечения
злокачественных
новообразований
Средства, регулирующие систему пищеварения:
желчегонные, гепатопротекторы, слабительные.
Средства, регулирующие функции системы органов
пищеварения (продолжение): рвотные, противорвотные,
горечи, обволакивающие, адсорбирующие,
вяжущие, ферментные препараты, средства,
понижающие секрецию желез желудка
Современные проблемы иммунофармакологии.
Антиаллергические и иммунотропные средства
Основные классы веществ для химиотерапии и
химиопрофилактики инфекционных заболеваний.
Антисептические и дезинфицирующие средства.
Антибиотики. Классификация, механизмы действия,
показания к применению. Бета-лактамные
антибиотики. Аминогликозиды, тетрациклины,
макролиды, линкозамиды, гликопептиды, полимиксины.
Сульфаниламиды, производные нитрофурана,
8-оксихинолина, фторхинолоны и другие
соединения. Противотуберкулезные, противоспирохетозные
средства. Противогрибковые
средства. Противовирусные средства. Средства
для профилактики и лечения протозойных инфекций.
Противоглистные средства. Средства для
лечения злокачественных новообразований
13 Принципы терапии
отравлений
Плазмозамещающие и дезинтоксикационные
средства, средства для парентерального питания.
Рентгеноконтрастные средства. Принципы лечения
острых отравлений
9
Стр.9
Таблица 2
№
п/п
План лабораторных занятий по разделам дисциплины
Тема
занятия
3 курс, 5 семестр
1 Методология изучения фармакологии. Классификация
лекарственных веществ
2 Всасывание, транспорт, циркуляция, распределение
лекарственных веществ в организме
3 Метаболизм лекарственных веществ в организме
(индивидуальные различия, ферментопатии).
Выведение ЛВ из организма
4 Взаимодействие ЛС с клетками, тканями.
Мишени действия ЛВ, понятие о рецепторах,
месенджерах, ионных каналах
5 Виды действия ЛС на организм. Отрицательные
виды действия ЛС
6 Комбинированное применение лекарственных
средств. Явления при повторном введении лекарственных
средств
7 Учение о дозировании лекарственных веществ.
Дозирование в зависимости от пути
введения и других условий и факторов. Принципы
индивидуального дозирования
8 Текущая аттестация № 1: коллоквиум по
теме «Общая фармакология»
9 Лекарственные вещества, влияющие на М- и
Н-холинореактивные структуры. Холиномиметические
средства: стимуляторы М-холинорецепторов.
Современные подходы к лечению
глаукомы
10 Холиномиметики непрямого типа действия.
Принципы лечения отравлений антихолинэстеразными
средствами. Реактиваторы холинэстеразы
11
М-холиноблокаторы: группа атропина, синтетические
М-холиноблокаторы
индивидуальное
задание (реферат,
темы см. далее)
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
подготовка к коллоквиуму
выписать
рецепты
на ЛП: пилокарпин
выписать рецепты
на ЛП: неостигмина
метилсульфат
выписать рецепты
на ЛП: атропин,
платифиллин, ипратропия
бромид,
пирензепин
10
Обязательное
домашнее задание
Стр.10