МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс
Составители:
А.Б. Довейко, А.И. Стеценко
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
Содержание:
1. Основные положения рабочая программы дисциплины «Социология образования»
............................................................................................................ 4
2. Основная и дополнительная литература ...................................................... 8
3. Тексты лекций ............................................................................................... 11
4. Планы семинарских (практических) занятий ........................................... 107
5. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины
«Социология образования » .......................................................................... 112
3
Стр.3
- навыками поиска, отбора и обобщения информации в сфере современного
образовательного процесса;
- навыками научного анализа социальных проблем и процессов в образовательном
институте;
- методами и навыками решения задач, связанных с разработкой рекомендаций
по обеспечению инноваций в сфере образования.
уметь:
- применять приобретенные знания и умения в своей будущей профессиональной
деятельности.
Виды учебной работы:
Трудоемкость (часы)
Вид учебной работы
Всего
В том
числе в
интеракт
ивной
форме
Аудиторные занятия
в том числе:
лекции
практические
лабораторные
Самостоятельная работа
Форма промежуточной
аттестации
32
16
16
0
40
Итого: 72 16
зачет
16
По семестрам
2 сем. ..
32
16
16
0
40
72
зачет
6
Стр.6
Разделы дисциплины и виды занятий:
№
п/п
Наименование раздела
дисциплины
1 Становление социологии
образования как науки
2 Социологические концепции
образования в западной
и отечественной социологии
второй половины
XX и начала XXI века
3 Предмет и объект социологии
образования. Образование
как объект полидисциплинарного
исследования
4
Образование и общество.
Образование как социальный
институт
5 Образование как социальная
система.
6 Национальные образовательные
системы и образовательная
политика
7 Образовательный процесс
и его субъекты
8 Модернизация образования
на рубеже веков
9
Качество образования как
социологическая проблема
Лекции
Виды занятий (часов)
Семинары
/ пр.
занятия
Самостоятельная
работа
Всего
2
2 4 8
2 2 6 10
2 2 4 8
2 2 4 8
2 2 4 8
2
6
8
2 2 4 8
2 2 4 8
2
4
16 16 40
7
6
72
Стр.7
2. Основная и дополнительная литература
Основная литература:
№
п/п
1
Источник
Батурин В. К. Социология образования: учебное пособие. М.:
Юнити-Дана, 2012 – 192 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117933&sr=1
2
Фурсова В. В. Социология образования: учебно-методическое пособие.
М.: Директ-Медиа, 2012. – 205 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210663&sr=1
3
Фурсова В. В. Социология образования. Зарубежные парадигмы и
теории. М.: Директ-Медиа, 2013. – 195 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210664&sr=1
Ддополнительная литература:
№
п/п
Источник
4
5
Ананишнев В.М. Социология образования: учебное пособие /В.М.
Ананишнев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
Астафьев Я. У. Социология образования / Я. У. Астафьев, В. Н.
Шубкин // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд.,
перераб. и дополн. М., 1998. Гл. 13. С. 264-280.
6
Андреев А.Л.. О модернизации образования в России: историкосоциологический
анализ./ Социологические исследования. 2011.
№ 9. С. 111-120.
7
Белякова С.А., Клячко Т.П., Федотов А.В.. Анализ целей и задач
государственной образовательной политики Российской Федерации
в 2000-2010 гг. / Университетское управление. 2012. № 1. С.
8
Стр.8
6-18.
8
9
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности:
Трактат по социологии знания. М., 1995. С.210-239.
Бурдье П. Система образования и система мышления//Высшее образование
в России,1997.№2
10
Бурдье П. Университетская доска и творчество: против схоластических
делений / Socio-Logos’, 1996. Альманах Российскофранцузского
центра социологических исследований ИС РАН. –
М.: Socio-Logos, 1996. – c. 8-31
11
12
13
14
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования:
проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э.
Шереги. – М. : ЦСПиМ, 2010.
Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте
модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.
Добреньков В.М., Нечаев В.Я. Общество и образование / В.И. Добреньков,
В.Я. Нечаев. М.: 2003.
Дюркгейм Э. Социология образования /Э. Дюркгейм. –
М.:ИНТОР, 1996.
15
Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В.. Будущее высшей
школы России: социально-экономические контексты и критические
ситуации / Университетское управление. 2012. № 2. С. 2437.
16
Константиновский
Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А.,
Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи:
1998 - 2008 годы. – М.: Институт социологии РАН, 2011.
17
Кочетов А.Н.. Профессиональное образование и рынок труда:
проблемы взаимодействия./ Социологические исследования. 2011.
№ 5. С. 82-90.
9
Стр.9
18
Осипов А. М. Социология образования в России: «работа над
ошибками» в начале ХХI века // Высшее образование в России. -
2009. - № 9. - С. 36-42.
19
Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В.. Современные образовательные
траектории школьников и студентов./ Социологические
исследования. 2012. № 2. С. 135-142.
20
21
22
23
Современное российское образование: проблемы и перспективы
развития/ Отв. редактор: Фурсова В.В. М.: Директ-Медиа, 2014.:258
с.
Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический
анализ): Монография. – М.: «Экономика и финансы», 2004.
Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ»/
Социологические исследования. 2012. № 8. С. 134-142.
Фурсова В. В. Хрестоматия по курсу «Социология образования».
М.: Директ-Медиа, 2012. – 238 с.
24
Хагуров Т.А. Кризис модерна и образование // Россия реформирующаяся:
Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков.
— Вып. 10. М. ; СПб.: Институт социологии РАН, НесторИстория,
2011. — С. 221-242.
10
Стр.10