ББК 87.3
Ф34
Фед~тов г. п.
ф 34 Собрание сочинений в 12 т. Т. 1: "Абеляр" и статьи 19111925
rr.jCoCT., вс1)'П. статья, примеч. С.С.Бычков, примеч.
М.Г. Галахпщ. - М.: Мартис, 1996. - 349 с .
в настоящий том входят работы раннего периода творчества Г. П. федотова
- ВыдaIOщегоCJI русского философа и историка. В работах. написанных
до 1925 г. (года вынужденной эмиграции из России). он выступает как
историк-медиевист, специалист по агиографии Меровингской эпохи, которую
рассматривает сквозь призму духовной культуры средневековья.
ISBN 5-7248-0037-3
ISBN 5-i248-0038-X, т. 1
© с.с. Бычков, составление, вступ.
статья, примечания, 1996.
© М.Г. Галахтин, примечaнИJl, 1996.
© Издательство .. Мартис» , оформление,
1996.
Стр.3
Георгий Петрович Федотов
(биографuческий lJЧJ!jж)
Можно угверждать, что Георгию Петровичу Федотову (1886-1951) пове:1ЛО
больше, чем кому-либо из мыслителей русского религиозного ренессанса.
Его книги пришли в Россию вместе со свежими ветрами перестройки
и постперестройки. Хотя многим казалось, что переиздание его
книг, выходивших за рубежом мизерными тиражами, - дело безнадежное.
Когда в 1989 году по совету моего друга. поэта Вадима Перельмутера.
я готовил переиздание "Святых древней Руси", меня убеждали, что
цензура ( в то время еще существовавшая) ни за что не пропустит этой
КНИГИ, тем более что предисловие к ней написал протоиерей Александр
Мень. Не будем забывать, что тогда только-только отгремело npазднованне
lОО(}.летия Крещения Руси, но дискриминация в отношении духовенства
еще не была изжита. По-прежнему считалось, что священники
MOryr публиковаться лишь в церковных изданиях, отнюдь не в светских,
тем более многотиражных 1. И все-таки в том, что книга увидела свет,
1 Необходимо отдать должное мужеству и упорству директора издательства
.московский рабочий. Д. В. Евдокимову. Немалая заслуга принадлежит и редактору
кииrи - и. М. Генике. Ее настойчивость, высокий профессионализм
И твердость (один из начальников требовал, чтобы слово Святые в зarлавии
было обязательно закавычено) немало способствовали изданию в том виде,
как зто было задумано первоначально. Блarодаря усилиям, а также поддержке
академика Д. с. Лихачева, который снабдил киигу небольшим вступлением,
она вышла летом 1990 roдa огромным тиражом и тут же, буквально в течение
нескольких месяцев, раэошлась по России. В том, что книга была раскуплена
не столько в Москве и Петербурге , сколько в провинции, - немалая заслуга
СВJIтейшего патриарха MOCKoBcKoro и всея Руси Алексия П (Torдa он был митрополитом
Ленинградским и Новгородским) и митрополита Воронежского
и Липецкого Мефодия (Немцова). В общей сложности они приобрели для
нужд Церкви половину тиража - 50 тысяч экземпляров.
5
Стр.4
С.С. Бычков
несомненна заслуга и самого Георгия Петровича. Протоиерей Александр
Мень сравнил его с выдающимися русскими мыслителями прошлого столетия
Чаадаевым и Герценом: « ... Федотов был историком-мыслителем и
публицистом европейского и мирового масштаба, как и они, обладал даром
облекать свои идеи в блестящую литературную форму» 1.
Это была первая ласточка - за ней последовали переиздания Флоровского,
Бердяева, Булгакова. Были предприняты переиздания и других
книг Г. П. Федотова 2. На сегодняшний день переизданы основные труды
Федотова, за исключением его фундаментального двухтомного труда,
созданного на английском языке,- «Русское религиозное сознание .. 5. И
все же, несмотря на огромную популярность Федотова в сегодняшней
России, до сих пор еще не написана подробная его биография. Предпринимая
издание его работ, созданных им в России до эмиграции, я
попытался собрать воедино разрозненные сведения об этом талантливом
и ярком мыслителе.
1
Будущий мыслитель родился 1 октября 1886 года в Саратове в семье
надворного советника Петра Ивановича и Елизаветы Андреевны ФедоToBых.
19 октября младенец был крещен - воспреемниками были действительный
статский советник Павел Моисеевич Иванов и супруга саратовского
губернатора Мария Николаевна Зубова. Orец Федотова был
управителем канцелярии губернатора - именно этим обстоятельством
объясняется присутствие на крестинах в храме Рождества Богородицы
супруги губернатора. Orец Федотова был сыном мелкого чиновника, но
упорством и талантами дослужился до личного дворянства, мечтая стать
вице-губернатором. Через три года после рождения Георгия семья перебралась
в Воронеж, на родину отца. Он скончался от сердечного приступа
в 47 лет, когда Георгию исполнилось одиннадцать. Кроме Георгия
было еще двое братьев. После смерти отца семья осталась почти без
средств к существованию. Мать, Елизавета Андреевна, дочь вольского
полицмейстера, получила институтское образование в Саратове и до замужества
(она вышла замуж довольно поздно) была учительницей музыки.
1 ПРОТ. АлЕКСАНДР МЕНЬ . Возвращение к истокам / /Святые Древней Руси.
М., 1990, с. 7.
2 После вышедшей в 1990 году монографии "Святые Древней Руси» были переизданы:
"Стихи духовные». М., 1991, сборник статей в двух томах "Судьба и
грехи России». СПб., 1991, а также "Митрополит Филипп». М., 1992.
5 FEDOTOV С. Р. The Russian Rеligiош Mind. Vol. 1. Cambridge, Mass .. 1946:
Vol. 2, 1966.
6
Стр.5