Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 496315)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Особенности проведения занятий по адаптивно-двигательной рекреации у детей с нарушением интеллекта (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевина А. А.
Авторынауч. рук. канд. мед. наук, доцент Л.В. Виноградова
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц37
ID665225
АннотацияОсобую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушенным интеллектом путем привлечения их к регулярным занятиям адаптивной физической культурой. На примере внеурочных занятий танцевальной ритмопластикой в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии была изучена целесообразность использования адаптивной двигательной рекреации обучающихся в начальной школе. Было выявлено, что включение в режим дня детей с ЗПР рекреационных занятий на основе танцевальной ритмопластики оказывает положительное влияние на развитие их психомоторных и коммуникативных способностей, а также повышает мотивацию к регулярным занятиям физической культурой. Полученные результаты могут найти применение в разработке различных вариантов организации внеурочных занятий по АФК для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере.
Левина, А.А. Особенности проведения занятий по адаптивно-двигательной рекреации у детей с нарушением интеллекта : выпускная квалификационная работа по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» / науч. рук. канд. мед. наук, доцент Л.В. Виноградова, А.А. Левина .— Смоленск : СГАФКСТ, 2018 .— 37 с. : ил.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности_проведения_занятий_по_адаптивно-двигательной_рекреации_у_детей_с_нарушением_интеллекта.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет Кафедра заочного обучения спортивной медицины и адаптивной физической культуры Заведующая кафедрой _________________ Федорова Н.И. «____» __________ 2018 г. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 49.03.02 « Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» Студент-исполнитель Научный руководитель к.м.н., доцент Оценка за работу Председатель ГЭК ______________ Левина А.А ______________ Виноградова Л.В. ______________ ______________ Главный врач ОГАУЗ «Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер», Заслуженный врач Российской Федерации Смоленск 2018 Ревенко С.Н.
Стр.1
2 Оглавление Введение….……………………………………………………………………. 3 Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………………...…… 6 1.1. Характеристика детей с умственной отсталостью………………. 6 1.2. Организация процесса адаптивного физического воспитания в коррекционном образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями………………………………. 8 1.3. Адаптивная двигательная рекреация и ее характеристика……… 10 Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…… 39 2.1. Методы исследования………………………………………………. 17 2.2. Организация исследования…………………………………………. 19 Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………. 20 3.1. Характеристика организации и проведения внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития в начальных классах СОГБОУ «Вяземская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»…………………………………………………………….. 20 3.2. Изменения в психо-физической, эмоциональной и мотивационной сферах детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в начальной школе в процессе внеурочных занятий танцевальной ритмопластикой……………………………………… 23 Выводы…………………………………………………………………………. 28 Практические рекомендации………………………………………….……… 29 Литература……….……………………………………………………………. 30 Приложение……………………………………………………………………. 34
Стр.2
3 Введение По данным Министерства Образования России, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей и подростков с нарушениями в интеллектуальном развитии обучаются более 2/3 от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях [8]. К лицам с нарушением интеллектуального развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга [12]. Характерно, что на фоне основного дефекта у таких людей присоединяются вторичные отклонения в развитии моторной сферы, что особенно отчетливо проявляется в детском возрасте. Именно поэтому дети с проблемами в интеллектуальном развитии больше, чем их здоровые сверстники, нуждаются в удовлетворении биологических потребностей в двигательной активности [7,11,22,30]. В трудах отечественных физиологов [5,6] однозначно доказано, что разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы, могут быть скорректированы за счет правильно организованной двигательной активности. Очевидно, что дети с нарушениями интеллекта, находящиеся в условиях обучения в коррекционных школах интернатного типа, не могут восполнить потребность в движении за счет посещения только урочных занятий по физическому воспитанию. А в другое время, согласно требованиям распорядка образовательного учреждения, они вынуждены сдерживать свою двигательную активность для обеспечения порядка в стенах школы. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушенным интеллектом путем привлечения их к регулярным занятиям адаптивной физической культурой.
Стр.3
4 Как уже говорилось, посещения только урочных занятий по физическому воспитанию явно недостаточно, поэтому специалисты рекомендуют расширять диапазон двигательной активности детей с проблемами в развитии за счет других видов адаптивной физической культуры, среди которых ведущее значение в практике коррекционной работы занимает адаптивная двигательная рекреация. Для лиц с отклонениями в развитии адаптивная двигательная рекреация – это не только способ удовлетворения естественной потребности в движении, но и способ улучшения эмоционального состояния, преодоления трудностей в коммуникации, возможность свободно общаться в кругу сверстников, разделяющих их личные интересы, вкусы и желания по проведению активного отдыха [14]. Однако, как указывают исследования Г.И. Высовень [10] и других авторов [14,19,28], потенциал такого вида адаптивной физической культуры как двигательная рекреация не используется педагогами специального образования в полной мере, в том числе из-за проблем, связанных с несовершенством материально-технической базы, отсутствием необходимых знаний в области организации занятий адаптивной двигательной рекреацией. Все выше изложенное и определило направление нашего исследования. Целью исследования явилось изучить целесообразность использования адаптивной двигательной рекреации на примере внеурочных занятий танцевальной ритмопластикой в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии, обучающихся в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. Предмет исследования - средства и методы адаптивной двигательной рекреации, направленные на развитие психомоторных и коммуникативных
Стр.4
5 способностей детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в начальной школе. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что включение в режим дня детей с ЗПР рекреационных занятий на основе танцевальной ритмопластики окажет положительное влияние на развитие их психомоторных и коммуникативных способностей, а также повысит мотивацию к регулярным занятиям физической культурой. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в разработке различных вариантов организации внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере. Задачи исследования: 1. На основании анализа научной литературы изучить возможности использования средств адаптивной двигательной рекреации в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. 2. Выявить специфику организации и проведения внеурочных занятий в образовательном учреждении для детей с ЗПР, обучающихся в начальных классах СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3. Оценить изменения в психо-физической, эмоциональной и мотивационной сферах детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в начальной школе в процессе внеурочных занятий танцевальной ритмопластикой.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически