ББК 74.58
В38
Вестник Брянского государственного университета. №1 (2009): Общая педагогика.
Профессиональная педагогика. Методология и методики исследований. Психология.
Частные методики. Хроники и информация. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 161с.
Редакционная коллегия
А.В. Антюхов – ректор БГУ, доктор филологических наук, профессор; председатель
редакционной коллегии;
М.В. Ретивых – доктор педагогических наук, профессор (направление –
профессиональная педагогика);
В.И. Горбачев – доктор педагогических наук, профессор (направление – частные
методики);
Н.В. Матяш – доктор психологических наук, профессор (направление – психология);
Р.А. Островская – кандидат педагогических наук, профессор (направление – частные
методики);
А.Н. Прядехо – доктор педагогических наук, профессор (ответственный редактор,
направление - общая педагогика);
Т.А. Николаева – доктор педагогических наук, профессор (направление – частные
методики).
ISBN
В этом выпуске Вестника Брянского государственного университета имени
академика И.Г. Петровского представлены материалы по основным направлениям
исследований ученых университета в области психологии, общей педагогики,
профессиональной педагогики, частных методик, методологии и методик исследования.
Предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов
вузов.
Ответственность за точность фактологического материала, используемого в
статьях, несут авторы.
ISBN
© РИО БГУ, 2009.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.1
ISSN 2072-2087
ВЕСТНИК
Брянского
государственного
университета
Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta
The Bryansk State University Herald
1
2009
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.2
2
Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2008)
СОДЕРЖАНИЕ
Антюхов А.В.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОУ ВПО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»…………………………………………………...6
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Асташова Н.А.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ……………...............................................................................................................................………..17
Афоньшина И.В., Зюзя А.А
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ…………………………………………………………………………………23
Зятева Л.А.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………28
Касюкова Н. В.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………………………......32
Степченко Т.А.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….37
Хиллинг Гётц
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. МАКАРЕНКО И В.А. БАЛИЦКОГО
ПО БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ…………………………………………………….………….....43
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Белоусова З.А.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЙ
ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………………………………………………..49
Калашников М.М.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СПЕЦКУРСА
«КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СЛУЖАЩИХ»……………………………………………………………..53
Мельников С.Л..
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК
ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА…………………………………………………………………….58
Погонышева Д.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ……………………………………..62
Прядёхо А.Н., Прядёхо А.А.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
УНИВЕРСИТЕТА В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА……………………………………….66
Ретивых М.В.
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА…………………………………………………………....75
Руденко А.В.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА…………………………………………………………………….......79
Сухов C.C.
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………………………………………………….82
Фомин Н.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО
СПЕЦИАЛИСТА КАК ОРИЕНТИР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………….......85
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.3
Содержание
3
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Голованевский К,А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ПРИМЕНЯЮЩЕГО МЕТОД
ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ, НА ОСНОВЕ
АНКЕТИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………………………..91
Островская Р.А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ФАКТОР
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО
ПЕДАГОГИКЕ…………………………………………………………………………………………..………….....93
Сидорина М.С., Ермакова Н.А.
ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………………………...106
ПСИХОЛОГИЯ
Голубева Г. Ф.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ………………………………………………….…117
Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДРОСТКАМИ 11-12 ЛЕТ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ………………………………………………………………………………121
Лазарева Ж.П.,. Матяш Н.В
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………………………...125
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
Горбачев В.И., Гегеле Д.Ф., Мануилов А.А., Кирюхина Н.Ю.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОМБИНАЦИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В УЧЕБНОЙ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………….……130
Горбачёв В.И., Михалева О.А.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ………………………………...140
Горбачёв В.И., Яровская Г.А.
УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ……………………………….....147
КрупскаяЮ.В.
ОПЫТ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ДЛЯ НЕДЕЛИМЫХ 5-7 КЛАССОВ В РАМКАХ РАЗДЕЛА
«ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА»………………………………………………………………………155
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.4
4
Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2008)
CONTENTS
Antyukhov A.V.
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OFHIGHER EDUCATIONAL
ESTABLISHMENT OF BRYNSK ACADEMICIAN I.G. PETROVSKY STATE UNIVERSITY…………6
Astashova N.A.
AXIOLOGICAL BASICS OF SCHOOLCHILDREN
PATRIOTIC UPBRINGING…………………………………………………………………………….……17
GENERAL PEDAGOGICS
Afonshina I.V., Zyuzya A.A.
TERMINAL VALUES OF SECONDARY SCHOOL LEAVERS OF
DIFFERENT TRAINING LEVELS………………………………………………………………………...…23
Zyateva L.A.
ECOLOGICAL ASPECTS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION ………..................................................28
Kasyukova N..V.
DISTANCE LEARNING AS A FACTOR OF OPTIMIZING CONTINUOUS EDUCATION………...……32
Stepchenko T.A.
INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AS A FACTOR OF FORMING CONSUMER
CULTURE OF SCHOOLCHILDREN…………………………………………………………………...……37
Getst Ch.
METHODS EMPLOYED BY A.S.MAKARENKO AND V.A.BALIZKY I
N FIGHTING AGAINST CHILDREN’S HOMELESSNESS CONDITIONS…………………………..…...43
Belousova Z.A.
USING MEANS OF PHYSICAL TRAINING FOR DEVELOPING
THE STUDENTS’ SKILLS TO ACT IN CASES OF EMERGENCY…………………………….…………49
PROFESSIONAL PEDAGOGICS
Kalashnikov M.M.
PEDAGOGICAL BASES OF WORKING OUT OF THE SPECIAL COURSE
«CULTURE OF BUSINESS DIALOGUE OF EMPLOYEES»………………………………………………53
Melnikhov S.L.
GENERAL PEDAGOGICAL EDUCATION AS BASIS FOR A
TEACHER’S PROFESSIONALISM…………………………………………………………………..….…….58
Pogonysheva D.A.
VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE AGRARIAN PROFILE
ON THE BASIS OF THE MODELLING METHOD…………………………………………………………62
Pryadekhо А.N.,,Pryadekho A.A
ABOUT UPDATING OF METHODOLOGICAL WORK AT
THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION…………………………………………………………….66
Retivykh M.V.
THE ROLE OF STUDENTS’ SELF-ADMINISTRATION IN THE PREPARATION OF
THE COMPETITIVE PROFESSIONAL……………………………………………………………………75
Rudenko A.V.
TRAINING PROBLEMS AS MEANS OF REFLECTIVE CULTURE
OF THE FUTURE EXPERT IN EDUCATIONAL HIGH SCHOOL PROCESS…………………………….79
Sukhov S.S.
BASICS OF FIRE SAFETY EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL
INSTITUTIONS………………………………………………………………………………………………..82
N.V.Fomin
COMPETENCE MODEL OF THE COMPETITIVE SPECIALIST AS A
GUIDELINE OF HIGHER VOCATIONAL TRAINING………………………………………………..……85
Golovanevsky K.A.
STUDY OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES
OF A COMPREHENSIVE SCHOOL TEACHER APPLYING
THE METHOD OF A MAGIC FAIRY TALE, ON THE BASIS OF QUESTIONING……………………...91
METHODOLOGY AND RESEARCH TECHNIQUES
Ostrovskaya R.A.
METHODOLOGICAL CHARACTERISTICS OF RESEARCH AS
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.5
Содержание
5
THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF FINAL
QUALIFYING WORKS ON PEDAGOGICS………………………………………………………………..93
Sidorina M.S., Ermakova N.A.
BASICS OF DIAGNOSING A FUTURE TEACHER’S LEVEL
OF PREPAREDNESS FOR PROVIDING CIVIC
AND PATRIOTIC EDUCATION FOR STUDENTS ……………………………………………………….106
G. F. Golubeva
PROBLEMS OF TRAINING CONSULTING PSYCHOLOGISTS
FOR PSYCHOLOGICAL SERVICES IN INSTITUTIONS OF EDUCATION……………………………117
PSYCHOLOGY
Dobranskaya O.V., Makarchenko O.A.
REGULATION OF TEENAGERS PERIOD NEGATIVE
EMOTIONS BY MEANS OF MUSICAL THERAPY……………….……………………………………...121
Lazareva Zh.P, Matyash N.V.
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS
ON THE BASIS OF ART-TECHNOLOGY………………………………………………………………...125
SPECIAL METHODOLOGY
Gorbachev V.I., Gegele D.F., Manuilov A.A., Kiryukhina N.Yu.
ANALYSIS OF A COMBINATION OF ELEMENTARY FUNCTIONS
IN LEARNING ACTIVITIES IN MATHEMATICS………………………………………………………..130
Gorbachev V.I.,,Michaleva O.A.
FORMATION OF INFORMATION-MATHEMATICAL COMPETENCE
AT TRAINING OF PUPILS TO TECHNOLOGIES OF PROGRAMMING…………………………….…140
Gorbachev V.I.,, Yarovskaya G.A.
EXERCISES AT FORMATION OF MATHEMATICAL ABILITIES…………………………………..….147
Krupskaya Yu.V.
AN APPROBATION OF A TECHNOLOGY SYLLABUS
FOR UNDIVIDED 5TH–7TH-YEARCLASSES WITHIN
THE FRAMEWORK OF THE SECTION “DESIGN OF A SCHOOL GARDEN”………………….……155
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Стр.6