Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Русская духовная классическая музыка (250,00 руб.)

0   0
Первый авторЛозинская В. П.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц239
ID664596
АннотацияВ монографии представлен огромный период развития русской духовной классической музыки с древнейших времён до настоящего времени. Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. Рассмотрен жизненный и творческий путь великих мастеров, их вклад в мировую музыкальную культуру.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством.
ISBN978-5-7638-3283-9
УДК783:2-535
ББК85.313(2Р)4
Лозинская, В.П. Русская духовная классическая музыка : монография / В.П. Лозинская .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015 .— 239 с. : ил. — Библиогр.: с. 212-223 .— ISBN 978-5-7638-3283-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/664596 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская_духовная_классическая_музыка.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет В.П. Лозинская Русская духовная классическая музыка Монография Красноярск СФУ 2015 1
Стр.4
УДК 2-535 ББК 85.313(2Р) 4 Л722 Рецензенты: К.А. Якобсон, действительный член Международной академии наук Высшей школы, канд. искусствоведения, проф. Красноярской государственной академии музыки и театра, заслуженный артист РФ; Л.Л. Равикович, канд. искусствоведения, проф. Красноярской академии музыки и театра Лозинская, В.П. Л722 Русская духовная классическая музыка: монография / В.П. Лозинская. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 236 с. ISBN 978-5-7638-3283-9 В монографии представлен огромный период развития русской духовной классической музыки с древнейших времён до настоящего времени. Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. Рассмотрен жизненный и творческий путь великих мастеров, их вклад в мировую музыкальную культуру. Предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством. Электронный вариант издания см.: http:// catalog.sfu-kras.ru УДК 2-535 ББК 85.313(2Р) 4 ISBN 978-5-7638-3283-9 2 © Сибирский федеральный университет, 2015
Стр.5
Оглавление От автора ............................................................................................................. 5 ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 8 ГЛАВА 1. Особенности развития культуры Древней Руси ................... 10 1.1. Искусства в эпоху Средневековья ........................................................ 13 1.2. Ранние формы русского церковного пения ........................................ 21 1.3. Истоки знаменного распева .................................................................. 23 1.4. Основные виды византийских песнопений ........................................ 27 1.5. Знаменное пение как особый вид восточно-христианского певческого искусства .................................................................................... 33 1.6. Основные типы песнопений крюковой нотации ............................... 39 1.7. Кондакарное пение ................................................................................. 43 ГЛАВА 2. Музыкальная культура в период образования единого Русского государства (ХIV - ХVI века) ...................................................... 44 2.1. Предпосылки развития русской музыки в ХIV - ХVI веках ............. 44 2.2. Стоглавый собор о певческом деле ...................................................... 52 2.3. Особенности знаменного распева ХV - ХVI веков ............................ 54 2.4. Жанры древнерусского певческого искусства ................................... 57 ГЛАВА 3. Развитие русской культуры в ХVII веке ................................ 65 3.1. Утверждение партесного пения в России ........................................... 69 3.2. Знаменный распев в ХVII веке ............................................................. 73 3.3. Новые разновидности древнерусского одноголосия ......................... 76 3.4. Духовная песня (псальма) ..................................................................... 78 3.5. Хоровое многоголосие конца ХVII века. Теоретик и композитор Н.П. Дилецкий. Творчество В.П. Титова .......................... 80 ГЛАВА 4. Развитие русского хорового искусства в XVIII веке ........... 89 4.1. Максим Созонтович Березовский (1745-1772) — создатель русского классического хорового концерта ............................ 91 4.2. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — выдающийся мастер русского классицизма ............................................... 94 4.3. Его музыка исходит из сердца. Артемий Лукьянович Ведель (1767-1806) ................................................................................................... 100 ГЛАВА 5. Русская церковная музыка XIX века ..................................... 104 5.1. «В душу мою всё больше и больше проникает свет веры». Петр Ильич Чайковский (1840-1893) ....................................................... 106 5.2. «Я же вынес свои впечатления из детства моего, проведённого у самого Тихвинского монастыря». Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) .............................. 114 3
Стр.6
ГЛАВА 6. Русская церковная музыка (конец XIX - середина XX века) ........................................................................................................... 124 6.1. Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926) – композитор-регент, «русский Палестрина» ............................................. 126 6.2. «Всем, что собою представляю, я обязан Богу, одному Ему». Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) ........................................... 131 6.3. Он служил церковному хоровому искусству во славу Божию. Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) ............................................... 145 ГЛАВА 7. Некоторые аспекты современной русской духовной классической музыки ................................................................................... 150 7.1. «Источник вдохновения – предстояние престолу Божию». Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) .................................... 151 7.2. «Музыку надо писать как Бог на душу положит». Анатолий Иванович Киселёв ....................................................................................... 170 7.3. «Мы служим вечности». Константин Александрович Якобсон и Красноярский хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» ................. 183 Заключение ..................................................................................................... 201 Список литературы ....................................................................................... 212 4
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.