Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659168)
Контекстум

Русская церковная эмиграция в Болгарии (80,00 руб.)

0   0
Первый авторШкаровский Михаил Витальевич
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID664033
АннотацияСтатья М.В. Шкаровского посвящена истории Болгарской Православной Церкви, русской церковной эмиграции, русскому зарубежью в Болгарии.
УДК271.2
ББК86.372
Шкаровский, М.В. Русская церковная эмиграция в Болгарии : // Русское зарубежье в Болгарии: история и современность. - София, 2009 г. – С. 20-29 / М.В. Шкаровский .— : [Б.и.], 2009 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/664033 (дата обращения: 05.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская_церковная_эмиграция_в_Болгарии.pdf
Русская церковная эмиграция в Болгарии после 1920 года Значительную роль в истории Болгарской Православной Церкви и Болгарии в целом в 19201940-х годах играла многотысячная русская послереволюционная эмиграция, заметную часть которой представляли священнослужители, преподаватели богословия и церковные активисты - миряне. При этом их деятельность развернулась не на пустом месте: православные русские храмы и священнослужители существовали в Болгарии и до 1917 года. Еще в 1879 году, вскоре после окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 годов на одном из мест боев, в 14 километрах от города Ямбол, у села Черган, по приказу знаменитого Белого генерала м.Д. Скобелева был построен каменный храм-памятник святого князя Александра Невского. При храме возник русский мужской монастырь Святого Спаса. После вступления Болгарии в октябре 1915 года в Первую мировую войну на стороне Г ермании и Австро-Венгрии настоятель монастыря иеромонах Ювеналий (Загорулько) был интернирован в город Котел, где через год скончался. Основное имущество монастыря оказалось опечатано, а управлять обителью назначили болгарского иеромонаха Кассиана. В 1919 году в монастырь Святого Спаса вернулся один из его прежних русских насельников, который стал управлять хозяйством. Спустя два года в Ямбольской обители нашли приют несколько монахов Григоро-Бизюковского монастыря Херсонской епархии, разоренного в годы Гражданской войны в России. В начале 30-х годов к обители Святого Спаса были причислены два храма и 12 насельников. В 1897-1902 годах возле деревни Шипка по проекту петербургских архитекторов А.О. Томишко И А.Н. Померанцева в русском стиле XVII века был построен храм-памятник Рождества Христова с приделами святителя Николая и святого князя Александра Невского, освященный 15 сентября 1902 года. В крипте храма установили 17 надгробий с останками погибших русских воинов. Храм имел статус монастыря и подчинялся непосредственно Российскому Святейшему Синоду, причт присылали из Троице-Сергиевой Лавры. Храм святителя Николая Чудотворца, самый известный русский храм в Болгарии, был возведен (1907-1914 ГГ.) в центре Софии, на территории Российской дипломатической миссии по проекту петербургского архитектора м.Т. Преображенского в московско-ярославском стиле XVI века. Освящение храма совершил в ноябре 1914 года болгарский экзарх Иосиф в сослужении с русским духовенством. Настоятелем церкви служил протоиерей Петр ПреображенскиЙ. Через год Российская дипломатическая миссия и русское духовенство Никольского храма были эвакуированы из Болгарии и богослужения в нем прекратились более чем на четыре года. 1 января 1920 года Никольская церковь была торжественно открыта новым настоятелем, архимандритом Тихоном (Лященко), будущим архиепископом Берлинским и Германским. По сути, Никольский храм стал центром русской церковной жизни в Болгарии. Отношение Русской Православной Церкви к Болгарскому экзархату до 1917 года было довольно противоречивым. Российский Святейший Синод не признавал схизму, наложенную на Болгарскую Церковь в 1872 году Константинопольским Патриархом, и с 1880 по 1915 год снабжал ее святым Миром, но избегал евхаристического общения с ней, официально допускались лишь совместные молебны. Когда болгарские и русские священнослужители совместно освятили посольский храм святителя Николая в Софии, Вселенский Патриарх Герман выразил протест Российскому Святейшему Синоду, на что последовал ответ, что Русская Церковь схизму 1872 года не подписывала и считает себя свободной в своих отношениях с Болгарской Церковью. Значительный вклад в развитие болгарского духовного образования внесли русские богословы. Так, бывший заслуженный ординарный профессор Петроградской Духовной Академии Н.Н. Глубоковский стал одним из создателей богословского факультета Софийского университета (1923 год) и основателем новозаветного богословия в стране. Находясь в эмиграции, он опубликовал 50 научных работ. Николай Никано20
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически